Вольфганг фон Польхайм

Вольфганг фон Польгейм (1458–1512), лорд Польгейма цу Вартенбурга, Пухгейма и Вальденфельса, [ 1 ] Австрийский дворянин, близкий и давний друг и советник императора Священной Римской империи Максимилиана I. Ему были предоставлены руководящие должности в администрации Габсбургов в Австрии, и он принимал активное участие в дипломатических инициативах Максимилиана за рубежом. В 1490 году он представлял Максимилиана на его свадьбе по доверенности с Анной Бретонской в Ренне .
Польхейм был известным участником поединков на турнирах , и этот энтузиазм он разделял с Максимилианом. Он появляется заметно в контексте рыцарских турниров в двух произведениях искусства, заказанных Максимилианом: монументальной гравюре на дереве « Триумфальное шествие » и в некоторых миниатюрных картинах из Фрейдала турнирной книги .
Биография
[ редактировать ]В эпоху позднего средневековья фон Польхаймы были одной из старейших и наиболее престижных аристократических семей Верхней Австрии . [ 2 ] Вольфганг фон Польгейм родился в 1458 году и был третьим сыном Вейхарда фон Польгейма, лорда Польхейма и Вартенбурга, и его жены Барбары фон Траун. [ 3 ] В детстве он и эрцгерцог Максимилиан Габсбургский , будущий император Священной Римской империи Максимилиан I , стали товарищами и друзьями. [ 2 ] Максимилиан был сыном и наследником императора Фридриха III . Фридрих назначил Польхейма советником и камергером Максимилиана, и он остался на службе у Максимилиана и продолжал оставаться его близким и доверенным другом до конца своей жизни. [ 1 ] [ 2 ]

В 1477 году Польхейм сопровождал Максимилиана в Нидерланды для свадьбы последнего в Генте с Марией Бургундской , наследницей Карла Смелого . [ 1 ] В течение следующих двенадцати лет Максимилиан оставался в Нидерландах, пытаясь сохранить контроль над бургундским наследством своей жены перед лицом французской экспансии и внутренних разногласий. [ 4 ] Полхейм остался с ним. Он вел кампанию вместе с Максимилианом, чтобы отразить попытки Людовика XI Франции захватить бургундские территории, но был взят в плен французами в битве при Гинегате в 1479 году. Максимилиан жаловался на обращение с Полхеймом, когда он был пленником. [ 5 ] В 1488 году, во время одного из фламандских восстаний против Максимилиана , он, Польхейм и несколько других соратников Максимилиана были заключены в тюрьму в Брюгге на 14 недель. [ 6 ]
После смерти Марии Максимилиан договорился жениться на Анне Бретонской , и в 1490 году Польхейм представлял его на свадебной церемонии по доверенности в Ренне , поскольку Максимилиан не присутствовал лично. [ 7 ] [ 8 ] В рамках символизма свадьбы по доверенности в брачную ночь Полхейм лег в постель с Анной, но был одет в полный комплект доспехов, за исключением правой ноги и руки. Между ними на кровати лежал меч. [ 7 ] [ 9 ] [ 10 ] По словам немецкого историка XIX века Ганса фон Звидинека-Зюденхорста , «не совсем нормальная роль, которую он сыграл в этом, сделала его известным во всех странах христианского мира». [ примечание 1 ] В 1494 году сам Польхейм женился на Йоханне ван Борселен, дочери Вольферта VI ван Борселена и наследнице светлости Фалье . [ 2 ] [ 11 ]
Максимилиан вернулся на территории Центральной Европы Габсбургов в 1489/1490 году. [ 12 ] и унаследовал австрийские и другие владения своего отца после его смерти в 1493 году. [ 13 ] Полхейм продолжал служить Максимилиану и принимал активное участие в дипломатической деятельности Максимилиана. [ 2 ] [ 14 ] Во время дипломатической миссии при французском дворе он встретил позднее канонизированного монаха Франциска Паолы, основавшего Орден Минимов . [ 15 ] известный в Германии как Орден Пауланера. [ 16 ] Вдохновленный этой встречей, в 1496 году Польгейм основал один из первых монастырей пауланеров в Германии, недалеко от дома своих предков в Фёклабруке , вместе с монастырской церковью Святой Анны в Обертальхайме . [ 15 ]
В 1500 году Польгейм был награжден за службу Максимилиану кавалером ордена Золотого руна . В 1501 году он также был назначен оберстером гауптманом (военачальником) и регентом Нижней Австрии . [ 2 ] [ 14 ] Максимилиан назначил его администратором ряда императорских поместий, в том числе во Франкенбурге в Верхней Австрии, где его суровое правление спровоцировало крестьянское восстание в 1511 году. [ 17 ] Полхейм умер в следующем году, в 1512 году. [ 2 ] [ 14 ] Его надгробный памятник работы ведущего зальцбургского готического скульптора Ганса Валькенауэра находится в основанной им церкви в Обертальхайме. [ 18 ] Его сын Кириак (1495–1533) сменил его на посту лорда Польхейма цу Вартенбурга и занимал важные посты в администрации преемника Максимилиана, императора Карла V , и брата Карла Фердинанда . [ 19 ]
Максимилиана Рыцарский турнир и Гедехтнус
[ редактировать ]
Польхейм был энтузиастом рыцарских турниров , и турнир, который он организовал в Мехелене в 1494 году по случаю своей свадьбы, стал знаменитым примером этого жанра. [ 20 ] Доспехи, принадлежащие Польхейму и изготовленные в Инсбруке около 1510 года, выставлены в Музее истории искусств в Вене. [ 21 ]
Максимилиан разделял энтузиазм Полхейма. [ 22 ] Он, очевидно, восхищался рыцарскими навыками Польхейма и следил за тем, чтобы тот играл важную роль в турнирах Максимилиана. [ 20 ] Максимилиан сам был частым участником турниров. [ 22 ] Известно, что Полхейм несколько раз сражался с Максимилианом. Один современный источник указывает 15 случаев, когда Максимилиан и Польхейм сражались друг против друга. Многие из этих поединков были украшены яркими чертами. На турнире в Генте они были описаны как сражающиеся «в «взрывающихся» доспехах [и] раскрашенных конских доспехах». [ примечание 2 ] На другом турнире, проходившем в герцогском зверинце в Брюсселе , Польхейм сражался с корзиной яиц на шлеме, а Максимилиан носил на гербе прикованную лягушку. [ 25 ]
Во время своего правления Максимилиан поручил ряду ученых- гуманистов и художников помочь ему в завершении серии проектов в различных формах искусства, призванных увековечить его жизнь и деяния, а также поступки его предков Габсбургов. [ 26 ] Он назвал эти проекты Гедехтнус («Мемориал»). [ 27 ] Рыцарские турниры фигурировали в некоторых из этих проектов, и поэтому Польхейм занимал видное место в двух из них: Триумфальном шествии. [ 2 ] и Фрейдал . [ 28 ]
В «Триумфальной процессии» , монументальной серии гравюр на дереве, изображающих воображаемый « королевский въезд », Полхейму отведена особая роль. [ 2 ] Как мастер турнирных гонок и жестов [ примечание 3 ] он держит знамя, на котором написано (в переводе):
Всегда продвигаем новые достижения
В рыцарском поединке с крючковатыми или заостренными копьями
Благодаря Его Высочеству [Максимилиану] я [фон Польгейм] развернул
Навыки, которых никогда не было во всем мире [ 2 ]
Книга Фрейдала турниров , одна из основных составляющих проекта Фрейдала , представляет собой серию миниатюрных картин, изображающих сцены из 64 вымышленных турниров. На картинах Максимилиан в образе одноименного героя Фрейдала сражается с современными ему личностями, со многими из которых Максимилиан действительно сражался в реальной жизни. [ 31 ] Из 191 изображения рыцарских поединков [ примечание 4 ] В 11 из них Полхейм фигурирует как соперник Фрейдала. Только еще один соперник участвует столько раз, сколько Полхейм. [ 28 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Оригинал на устаревшем немецком языке (написан в 1888 году): «Не совсем обычная роль, которую он сыграл, сделала его человеком, широко упоминаемым во всех христианских странах». [ так в оригинале ] [ 10 ]
- ^ Существовало несколько различных типов поединков с разными целями, которые не обязательно включали в себя смещение противника. Иногда они включали в себя нацеливание на определенные точки на броне противника, чтобы активировать пружинные механизмы с различными впечатляющими последствиями. [ 23 ] Например, в случае Geschiftscheiben-Rennen («боевой поединок» с «взрывающимися щитами») цель заключалась в том, чтобы ударить большим круглым щитом в грудь другого всадника. Если удар был нанесен правильно, сложный пружинный механизм заставлял прикрепленные к поверхности щита треугольные металлические сегменты «взрываться» в воздух. [ 24 ]
- ^ Реннен и Гестех представляли собой две широкие категории рыцарских турниров. Реннен , или «боевые поединки», — это места, где копье имеет заостренный кончик. Гестех , или «поединки мира», — это место, где затупляется копье. [ 29 ] [ 30 ]
- ^ Всего насчитывается 255 картин (первоначально 256). Однако для каждого из 64 турниров есть одна картина, изображающая послетурнирный маскарад, а не рыцарский поединок. [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Краузе 2019 , с. 152.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Андерсон 2020 , с. 200.
- ^ Звидинек-Зюденхорст 1888a , с. 821.
- ^ Брандов и Пфаффенбихлер, 2019 , стр. 40–43.
- ^ Краузе 2019 , с. 259.
- ^ Краузе 2019 , стр. 253, 259.
- ^ Перейти обратно: а б Краузе 2019 , с. 295.
- ^ Кин 2012 , с. 156.
- ^ Мост 1921 , стр. 211–213.
- ^ Перейти обратно: а б Звидинек-Зюденхорст 1888a , с. 822.
- ^ Henderikx 2009 , стр. 88–89.
- ^ Брандов и Пфаффенбихлер, 2019 , с. 43.
- ^ Терджанян 2019 , с. 300.
- ^ Перейти обратно: а б с Звидинек-Зюденхорст 1888a , с. 823.
- ^ Перейти обратно: а б Метциг 2016 , ч. II, гл. 8, с. 3.
- ^ Джонсон 2009 , с. 126.
- ^ Бунтарь 2017 , с. 3.
- ^ Апрель 2012 г. , с. 214.
- ^ Звидинек-Зюденхорст 1888b , с. 823.
- ^ Перейти обратно: а б Андерсон 2020 , стр. 200–201.
- ^ Андерсон 2020 , с. 200, примечание 42.
- ^ Перейти обратно: а б Андерсон 2020 , стр. 192–193.
- ^ Терджанян 2019 , с. 212.
- ^ Краузе 2019 , стр. 114–115.
- ^ Краузе 2019 , стр. 167.
- ^ Ватанабэ-О'Келли 2000 , с. 94.
- ^ Кляйншмидт 2008 , с. 162.
- ^ Перейти обратно: а б Краузе 2019 , стр. 121.
- ^ Джексон 2001 , с. 759.
- ^ Серебро 2002 , с. 63.
- ^ Сильвер 2002 , стр. 63–64.
- ^ Краузе 2014–2015 .
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, Натали (2020). «Власть и зрелищность: Турнир при дворе Максимилиана I» . В Мюррее, Алан В.; Уоттс, Карен (ред.). Средневековый турнир как зрелище: турниры, рыцарские поединки и па-д'арм 11.00–16.00 . Бойделл Пресс. ISBN 978-1-78327-542-7 .
- Брандоу, Адам Б.; Пфаффенбихлер, Матиас (2019). «Политическая борьба и династический триумф: Максимилиан I и возвышение дома Габсбургов» . В Терджаняне, Пьер (ред.). Последний рыцарь: искусство, доспехи и амбиции Максимилиана I. Метрополитен-музей. ISBN 978-1-58839-674-7 .
- Бридж, Джон С.К. (1921). История Франции со дня смерти Людовика XI . Том. 1. Кларендон Пресс.
- Хендерикс, Питер (2009). «Образование в 1555 году маркизата Вере, а также характер и происхождение товаров и светлостей, связанных с маркизатом» . В Бломе, Питер (ред.). Борзель Бургундский Оранжевый: лорды и маркизы Вере и Флиссинген 1400–1700 гг . Потерянный. ISBN 978-90-8704-005-5 .
- Хурихейн, Колум, изд. (2012). «Валькенауэр, Ганс» . Энциклопедия средневекового искусства и архитектуры Grove . Том. 6. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-539536-5 .
- Джексон, Уильям (2001). «Турниры». В джипе, Джон М. (ред.). Средневековая Германия: Энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-351-66540-7 .
- Джонсон, Тревор (2009). Магистраты, Мадонны и чудеса: Контрреформация в Верхнем Пфальце . Эшгейт. ISBN 978-0-7546-6480-2 .
- Кин, Морис (2012). «Анжуйское наследие, династическое соперничество и последствия Столетней войны 1453–1491 годов» . В Шкоде Ханна; Ланчнер, Патрик; Шоу, RLJ (ред.). Контакты и обмен в Европе позднего средневековья: очерки в честь Малкольма Вейла . Бойделл Пресс. ISBN 978-1-84383-738-1 .
- Кляйншмидт, Харальд (2008). Повелевающие волнами: Император Максимилиан I, поиск островов и преобразование европейского мира Картина Ок. 1500 . Брилл. ISBN 978-90-6194-020-3 .
- Краузе, Стефан (2014–2015). «Фрейдал, Турнирная книга императора Максимилиана I: Вашингтонская рукопись» . Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия
- Краузе, Стефан, изд. (2019). Фрейдал. Средневековые игры: Книга турниров императора Максимилиана I. Ташен. ISBN 978-3-8365-7681-9 .
- Мециг, Грегор М. (2016). Общение и противостояние: дипломатия и посольства императора Максимилиана I (1486–1519) . Де Грютер. ISBN 978-3-11-045673-8 .
- Бунтарь, Герман (2017) [первая публикация в 1983 г.]. Крестьянские классы: бюрократизация собственности и семейных отношений при раннем габсбургском абсолютизме, 1511–1636 гг . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-8649-4 .
- Сильвер, Ларри (2002). «Сияющие доспехи: император Максимилиан, рыцарство и война». В Кунео, Пиа Ф. (ред.). Искусные армии, красивые битвы: искусство и война в Европе раннего Нового времени . Брилл. ISBN 978-90-04-11588-0 .
- Терджанян, Пьер, изд. (2019). Последний рыцарь: искусство, доспехи и амбиции Максимилиана I. Метрополитен-музей. ISBN 978-1-58839-674-7 .
- Ватанабэ-О'Келли, Хелен (2000). Кембриджская история немецкой литературы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-78573-0 .
- Звидинек-Зюденхорст, Ганс фон (1888a). «Польхейм, Вольфганг Фрайгерр фон» . В Лилиенкроне, Рохус фон (ред.). Общая немецкая биография . Том 26. Дункер и Хамблот через немецкую биографию .
- Звидинек-Зюденхорст, Ганс фон (1888b). «Польхейм, Кириак барон фон» . В Лилиенкроне, Рохус фон (ред.). Общая немецкая биография . Том 26. Дункер и Хамблот через немецкую биографию .