Муниципалитет-Хаджи
Муниципалитет-Хаджи Киши К1ант Кунт-Хадж | |
---|---|
![]() | |
Заголовок | Шейх , Хадж , Устаз |
Персональный | |
Рожденный | Batal 1821 |
Умер | 1867 г. (66–67 лет) |
Религия | ислам |
Национальность | Чеченский |
Родной город | Истису/Иласхан-Юрт, [а] |
Родители |
|
Номинал | сунниты |
Тарикат | Кадир |
Мусульманский лидер | |
Учитель | Муниципалитет Хаджи |
Ученики |
Кунта-Хаджи аль-Илисхани ( Кишиев ) ( чеченский : Киши К1ант Кунт-Хадж , латинизированный: Киши К'ант Кунт-Хаж ; [б] в. 1800 – 1867) [2] был чеченским мусульманским мистиком , [3] основатель суфийского направления Зикризм , идеолог ненасилия и пассивного сопротивления . Он является последователем суфийского ордена Кадирия . [4] [5] [6]
Биография
[ редактировать ]Кунта-хаджи Кишиев (буквально сын Киши) родился в чеченском равнинном селе Исти-Су, известном также как Мельча-Хи. Позже семья переехала в горное село Ильсхан-Юрт в самом центре Чечни. [7] В юности он отличался трудолюбием и острым умственным чутьем. [7] Кунта получил солидное религиозное образование и был последователем шейха Гези-хаджи из села Зандака. [7] Кунта начал практиковать Зикр : молитву с перекатыванием и произнесением божественных имен.
Согласно легенде, [ нужна ссылка ] Имам Шамиль был обеспокоен необычной практикой и приказал проверить знание Корана у молодежи. [ нужна ссылка ] После того как Кунта сдал экзамен, Шамиль оставил его в покое. [8] По другой версии той же легенды, [ нужна ссылка ] Шамиль запретил Кунта Зикр и пообещал казнить его, если он продолжит. [8] Еще одна легенда гласит, что Шамиль сослал Кунту в Мекку и не позволил ему вернуться. [8]
К концу 1850-х годов Кунта совершил хадж. [7] (по словам Мустафы Эльдибиева, [8] Кунта совершил свой первый хадж в возрасте 18 лет, то есть в 1848 году). Во время своих путешествий по Ближнему Востоку Кунта не только посетил Мекку , но и могилу Абдул-Кадира Гилани в Багдаде и стал преданным последователем Кадирийи , учения, разработанного Абдул-Кадиром Гилани. [8] Кунта стал решительным сторонником ненасилия и мира. В разгар кровавой Кавказской войны он писал в Чечню из Мекки:
- Война — это дикость. Отстраняйтесь от всего, что намекает [напоминает вам о] войне, если враг не пришел, чтобы отнять вашу веру и честь. Ваша сила – мудрость, терпение, справедливость. Враг не выдержит этой силы и рано или поздно признает свое поражение. Ни у кого не будет сил победить вас и вашу истину, если вы не отвернетесь от пути своей веры – Тариката . [ нужна ссылка ] [7] [8] [9]
и
- Братья! Из-за постоянных войн наша численность катастрофически уменьшается. Я не верю в помощь Турции , в то, что турецкий султан хочет нас освободить и спасти. Он такой же деспот, как и русский царь . Поверьте: я видел это своими глазами, а также прикрытие шариатскими деспотами из арабских стран. Дальнейшая война не угодна Богу . Если тебе прикажут идти в церковь — иди, это всего лишь здание. Если тебе прикажут носить кресты – носи их, это всего лишь железные вещи. Вы все равно будете мусульманами в сердце и душе. Но если они будут изнасиловать ваших женщин, заставить вас забыть свою культуру и традиции, только тогда восстайте и сражайтесь до последнего мужчины. [7] [8]
- Победите злого человека своей добротой и любовью. [7]
- Победите жадных своей щедростью. [7]
- Победите предателей своей искренностью. [7]
- Победите неверного своей верностью. [7]
После падения Шамиля Кунта-хаджи вернулся в Чечню. Его учение стало весьма популярным среди людей, уставших от почти пятидесятилетней Кавказской войны. Число его мюридов достигало пяти тысяч. [7] Кунта-хаджи требовал от своих мюридов не только совершать пять обязательных молитв в течение дня, но и повторять молитву « Ля иляха ил-Аллах» («Нет бога, кроме Бога») не менее ста раз в течение дня и участвовать в ритуале. громкого циркулярного зикра. [7]
Несмотря на то, что Кунта-хаджи неоднократно отказывался от звания имама , в нем видели угрозу имперским властям и официальной версии ислама, поддерживаемой российскими властями. По просьбе царской администрации официальные исламские священнослужители (например, Абдулкадыр Хордаев и Мустафа Абдулаев) организовали публичные богословские дискуссии с Кунта-хаджи, пытаясь доказать, что его учение противоречит исламу. Однако влияние Кунта-хаджи только росло. Посчитав Кунта-хаджи угрозой, -губернатор Терский генерал приказал его арестовать. Кунта-хаджи и его брат Мовсар были арестованы и отправлены в Новочеркасскую тюрьму в январе 1863 года.Арест вызвал так называемое Кинжальное восстание (или дело под Шали), когда три тысячи мюридов Кунта-хаджи, вооруженных только церемониальными кинжалами, попытались освободить своего учителя в Шали. Повстанцы были разогнаны регулярными войсками генерала Туманова. 160 повстанцев были убиты. [2] [7]
О судьбе Кунта-хаджи долгое время не было никакой информации. В 1928 году были найдены документы, подтверждающие, что Кунта-хаджи умер в ссылке в городе Устюжна. [7] (then Novgorod Guberniya , now Vologda Oblast ). (This is not correct).
Судьба его учения
[ редактировать ]Несмотря на то, что первоначально его преследовали и его членов часто отправляли в Сибирь , [10] Кадирийский заложенный тарикат, на Кавказе Кунта-хаджи, стал религией большинства чеченцев (точные оценки разнятся: 60%) [7] или 70-75% [8] ). Последователи Кунта-хаджи верят, что их учитель — один из 360 святых, поддерживающих жизнь мира, и что он вернется на Землю в будущем. Могила матери Кунта-хаджи, Хеды, считается священной, поскольку неподалеку находится источник, который, как полагают, был заложен Кунта-хаджи, воткнувшим свою палку в землю. [7]
Могила матери Кунта-хаджи, Хеды, стала основной причиной конфликта между ваххабитами и сторонниками Кадирии в правительстве Аслана Масхадова . Ваххабиты хотели разрушить могилу (поскольку почитание Хеды они считают язычеством ), однако кадирийи во главе с Ахмадом Кадыровым (тогда главным муфтием Чечни) смогли спасти могилу, [11] но конфликт в конечном итоге привел к союзу Кадырова с российским правительством против правительства Масхадова .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ахриев 1975 , с. 210.
- ^ Jump up to: а б History of Goodness Krotov Library (in Russian)
- ^ Современное Поволжье. Региональное развитие в ситуации социкультурного пограничья. Материалы международной научно-практической конференции (7-11 сентября 1998 г. — Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевсго, 1999. — с. 75
- ^ Шаффер, Роберт (2010). Повстанческое движение в Чечне . АВС-КЛИО. п. 71. ИСБН 9780313386343 . Проверено 9 февраля 2016 г.
- ^ Кемпер и Шихалиев 2020a .
- ^ Кемпер и Шихалиев 2020b .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Julietta Meskhidze, Mikhail Roschin Islam in Chechnya Krotov Library (in Russian)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мустафа Эльдибиев Шейх Кунта-хаджи и его учение (на русском языке)
- ^ Перевод Роберта Шефера, Повстанческое движение и Чечня (Вашингтон, Potomac Books: 2008)
- ^ Муниципалитет-хаджи Кишиев
- ^ Вахит Акаев РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ИЧКЕРИЯ (на русском языке)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Согласно одним источникам, он родился в Истису. По другим данным, он родился в Иласхан-Юрте.
- ^ Также на чеченском и ингушском языках называется Илисха юртара хьяжа (Илисха юртара хьяжа), букв. ' Хаджи из Иласхан-Юрта '. [1]
Библиография
[ редактировать ]- Akhriev, N. G. (1975). "Исконные имена чеченцев и ингушей" [Original names of Chechens and Ingush]. Сборник статей и материалов по вопросам нахского языкознания. Известия ЧИНИИИЯЛ [ Collection of articles and materials on questions of Nakh linguistics. Izvestia CHINIIIYAL ] (in Russian). Vol. 10 (2nd ed.). Grozny : Chech.-Ing. kn. izd-vo. pp. 199–212.
- Кемпер, Майкл; Шихалиев, Шамиль (2020а). «Кунта-Хаджи» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Кемпер, Майкл; Шихалиев, Шамиль (2020б). «Кунта-Хаджи и украденная лошадь» . Ин Сартори, Паоло; Росс, Даниэль (ред.). Шариат в Российской империи: распространение и пределы исламского права в Центральной Евразии, 1550-1917 гг . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 281–298. ISBN 9781474444316 .