Голиард Мудрость
Голиард Мудрость | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 30 августа 1996 г. | (72 года)
Род занятий | актриса и писатель |
Партнер(ы) | Франческо Маселли , Анджело Пеллегрино |
Родители |
|
Голиарда Сапиенца (10 мая 1924 — 30 августа 1996) — итальянская актриса и писательница. Она наиболее известна своим романом 1998 года L'arte della gioia (Искусство радости).
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Сапиенца родился 10 мая 1924 года в Катании , Сицилия, в семье Марии Джудиче (1880–1953) и Джузеппе «Пеппино» Сапиенца (1880–1949). [ 1 ] Джудиче, известная журналистка родом из Ломбардии, активистка-феминистка, а также видный член Итальянской социалистической партии, неоднократно подвергавшаяся тюремному заключению за свои убеждения. Джудиче сотрудничал с национальными и международными левыми интеллектуалами, включая Анжелику Балабанофф, Антонио Грамши, Ленина и Умберто Террачини. [ 1 ] У Джудиче были отношения «свободного союза» с Карло Чиварди, который погиб, сражаясь солдатом во время Первой мировой войны, оставив ей семерых детей, которых нужно было воспитывать. В 1919 году Джудиче переехал на Сицилию, чтобы помочь организовать местные социалистические организации и профсоюзы. [ 1 ] Именно там, в Катании, она встретила Пеппино Сапиенцу, который вышел из рабочего класса и стал юристом. Позже он помог разработать конституцию Италии.
Джудиче и Сапиенца вместе создали семью (хотя они так и не поженились). Голиарда Сапиенца была их вторым ребенком и была названа в честь ее брата Голиардо, который умер еще до ее рождения. [ 2 ]
У нее было много сводных братьев и сестер из предыдущих семей ее родителей, которые жили вместе в одном доме на Виа Пистоне в Катании. [ 1 ] Джудиче одно время был менеджером итальянского философа-марксиста Антонио Грамши в газете Grido del Popolo, который работал няней у старших братьев и сестер Сапиенцы. [ 3 ]
Сапиенца провела свое детство в нонконформистской феминистской, антифашистской и антиклерикальной среде, где она столкнулась с сочетанием представителей разных классов и активной политической деятельностью. Поскольку ее отец не хотел, чтобы ей внушали фашистскую пропаганду режима Муссолини, когда ей было 14 лет, ее исключили из формальной школьной системы и перевели на домашнее обучение. [ 1 ] Сапиенца училась драматургии, игре на фортепиано и воспроизводила фильмы, которые видела в кинотеатре. В 1941 году в возрасте 16 лет она выиграла стипендию для изучения театра в Академии драматического искусства в Риме , куда она переехала вместе со своей матерью. [ 1 ] После перемирия в 1943 году она присоединилась к партизанам вместе со своим отцом, который участвовал в рейде, освободив Сандро Пертини и Джузеппе Сарагата из немецкой тюрьмы. [ 3 ]
Пост был
[ редактировать ]После окончания Второй мировой войны Сапиенца начала карьеру театральной актрисы, отличившись в ролях главных героев Пиранделло. Она также время от времени снималась в киноиндустрии, в чем ее поощрял Алессандро Блазетти. Благодаря своей выдающейся личности и актерскому таланту она стала центральной фигурой в неореалистическом кино и кругах коммунистической партии римской интеллектуальной жизни. В 1947 году она познакомилась с кинорежиссером-неореалистом Франческо Маселли , с которым заключила отношения, которые продлились почти 20 лет. Пара общалась, среди прочего, с писателями Альберто Моравиа и Эльзой Моранте , режиссерами Бернардо Бертолуччи , Пьером Паоло Пазолини и сценаристом Чезаре Заваттини . Благодаря этим отношениям, а также в качестве партнера Маселли и доверенного лица Лукино Висконти , оба из которых были влиятельными режиссерами, она помогала формировать итальянскую киноиндустрию 1950-х годов, время от времени выступая в качестве актрисы и некредитованного ассистента, работая над кастингом, написанием сценариев и озвучкой. , за что она часто не получала должного внимания. [ 3 ]
Начинает писать
[ редактировать ]Сапиенца начала писать примерно после смерти матери в 1953 году, сначала сочиняя стихи. В конце 1950-х годов у нее случились серьезные приступы депрессии, которые привели в 1962 году к попытке самоубийства путем передозировки снотворного. [ 1 ] Чтобы бороться со своим недугом, она подверглась серии электрошоков, из-за которых частично потеряла память. Она прошла психоаналитическую терапию в клинике в Риме и влюбилась в своего аналитика, который в ответ прекратил лечение. [ 2 ] Выздороветь ей помогло письмо, которому она все больше внимания уделяла с 1958 года. [ 1 ] [ 4 ] В 1964 году она предприняла вторую попытку самоубийства. [ 2 ] В 1965 году Сапиенца и Маселли расстались, из-за чего многие в римском обществе стали ее сторониться. Освободившись от социальных обязанностей, связанных с тем, что она была спутницей Маселли, она быстро написала два мемуара, оба изданных с незначительным признанием: Lettera Aperta в 1967 году о своем детстве и Il Filo di Mezzogiorno в 1969 году о своем опыте в психоанализе. [ 3 ] Их описывают как попытки восстановить воспоминания, разрушенные электрошоком. [ 2 ] Затем она полностью посвятила себя писательству, что возмущало ее подругу Эльзу Моранте, потому что Сапиенца предпочитала писать, а не приходить на обед. [ 3 ]
Затем Сапиенца с головой погрузилась в написание того, что сейчас считается ее шедевром, «L'arte della gioia» ( «Искусство радости» ), на создание которого у нее ушло девять лет и которое привело ее к нищете, поскольку она все дальше отошла от общества. Законченный в 1976 году монументальный исторический роман был отвергнут издателями из-за его объема (более 700 страниц) и изображения женщины, не сдерживаемой общепринятой моралью и традиционными женскими ролями. В нем подробно описывается стремление женщины к культурной, финансовой и сексуальной независимости на Сицилии начала 20-го века, во время которого она спит как с мужчинами, так и с женщинами, совершает инцест и убивает монахиню. При жизни ей не удалось найти для него издателя. Один отверг это как «кучу беззакония». [ 5 ]
В 1979 году она вышла замуж за писателя и актера Анджело Пеллегрино (1946-), который был на 22 года моложе ее, поступок, который был расценен как скандальный. [ 3 ]
К 1980 году Сапиенца настолько обеднела, что прибегла к краже драгоценностей подруги и была задержана на пять дней. [ 6 ] в тюрьме Ребиббия. [ 3 ] Во время заключения Сапиенца утверждала, что сокамерники ее принимали больше, чем другие итальянские интеллектуалы. Впоследствии она написала отчет о своем пребывании в тюрьме, который был опубликован в 1983 году под названием «L'Università di Rebibbia» и имел небольшой коммерческий успех. [ 3 ] В 1987 году она продолжила это в книге «Le certezze del dubbio», в которой описывает переход от тюрьмы к жизни за пределами некоторых женщин, которых она встретила в Ребиббии. [ 1 ] Оба эти произведения были опубликованы благодаря встрече с поэтом и издателем Беппе Костой, который долгое время ее отстаивал и пытался организовать переиздание других ее произведений.
В последние годы жизни она преподавала актерское мастерство в Экспериментальном центре кинематографии в Риме и написала другие литературные произведения, некоторые из которых так и остались неопубликованными.
В 1994 году Сапиенца смогла опубликовать на итальянском языке первую (состоящую из глав 1–39) из четырех частей, составивших «L'arte della gioia» в рамках серии «Millelirepiù», курируемой Марчелло Барагини.
Голиарда Сапиенца умерла 30 августа 1996 года в Гаэте .
Посмертный успех
[ редактировать ]После ее смерти ее муж Анджело Пеллегрино в 1998 году профинансировал полное издание Stampa Alternativa 1000 экземпляров L'arte della gioia . [ 5 ] [ 2 ]
Несколько лет спустя он отправил несколько экземпляров на Франкфуртскую книжную ярмарку, где роман заметил немецкий редактор, считавший его забытым шедевром, и организовал его публикацию в Германии. [ 3 ] Немецкий редактор также передал его редактору во Франции, где к 2013 году было продано 300 000 экземпляров в твердом переплете. [ 5 ] Успех изданий на французском, немецком и испанском языках позволил «Сапиенце» сравниться с Д. Х. Лоуренсом и Стендалем. [ 3 ] В ответ итальянское издательство Эйнауди в 2008 году выпустило издание, положившее начало ее работе в Италии. [ 1 ] Этот успех, в свою очередь, привел к публикации многих других произведений Сапиенцы, в первую очередь короткого полуавтобиографического романа «Ио, Жан Габен» (2010); два сборника стихов: Siciliane (на сицилийском диалекте) и Ancestrale ; рассказ Elogio del bar ; подборка мыслей, взятых из дневников писателя, собранных в томах Il vizio di parlare a me stessa и La mia parte di gioia ; сборник пьес и киносюжетов « Tre pièces e soggetti Cinematografici» ; и, наконец, роман Appuntamento a Positano .
Мемориалы
[ редактировать ]В октябре 2020 года ей была посвящена женская библиотека Goliarda Sapienza в районе Ла Монтаньола в Риме. В ее честь названы улицы и площади в Катании, где она родилась, а также в Палермо, Гаэте и Лингваглосса.
Фильмография
[ редактировать ]- Один день из жизни (1946)
- Фабиола (1949)
- Закрытые ставни (1950), режиссер Луиджи Коменчини.
- За закрытыми ставнями 1951)
- Другие времена (1952)
- Голос тишины (1953). Режиссер Георг Вильгельм Пабст.
- Смысл (1954)
- Улисс (1955)
- Неприкаянные (1955)
- Открытое письмо в вечернюю газету (1970)
- Диалог Рима (1983), режиссер Маргерит Дюрас.
Она также дублировала:
- Елена Варзи в фильме "Весна..." (1950)
- Катерина Ригольозо в Love in the City (1953)
- Вирна Лиси в Woman of the Day (1953)
Библиография
[ редактировать ]- Открытое письмо . 1967.
- Полуденная тема . 1969.
- Судьба пальто . 1970. Это был сборник коротких монологов, характеризующихся галлюцинациями и навязчивыми идеями, который был впервые опубликован в журнале Nuovi Argomenti. Впоследствии он был переиздан издательствами Empirìa в 2002 году и Einaudi в 2011 году.
- Vengo da lontano , 1991. Это была короткая статья на тему мира, опубликованная в сборнике статей группы женщин-писательниц во время войны в Персидском заливе.
- Университет Ребиббии . 1983.
- Определенность сомнений . 1987.
- Сапиенца, Голиарда (1998). Искусство радости . Пикадор. ISBN 978-12-500-5024-3 . Переведено на английский Анной Милано Аппель и опубликовано под названием «Искусство радости» .
- Сапиенца, Голиарда (2010). Я, Жан Габен . Издательство Джулио Эйнауди. ISBN 978-88-06-20189-0 .
- Привычка разговаривать сама с собой . 2011.
- Сицилийский . 2012.
- Родовой . 2013.
- Сапиенца, Голиарда (2013). «Моя доля радости . Издательство Джулио Эйнауди. ISBN 978-88-584-1153-7 .
- Сапиенца, Голиарда (2014). Похвала бара . Эллиот. ISBN 978-88-6192-581-6 .
- Три пьесы и киносюжеты . 2014.
- Сапиенца, Голиарда (2015). Встреча в Позитано . Эйнауди. ISBN 978-88-06-21173-8 . . Переведено на английский Брайаном Робертом Муром и опубликовано в 2021 году под названием « Встреча в Позитано» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Баццони, Альберика (2018). Написание для свободы: тело, идентичность и власть в повествовании Голиарды Сапиенца (электронная книга). Берн, Швейцария: Питер Ланг. стр. 1–4. ISBN 978-1-78707-785-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кук, Эмили (13 января 2014 г.). «Непослушание — добродетель: О «Искусстве радости» Голиарды Сапиенцы » . Житель Нью-Йорка . Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Момильяно, Анна (13 мая 2021 г.). «Голиарда Сапиенца, когда-то слишком радикальная для Италии, с опозданием получает должное» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ «Голиарда Сапиенца - Институт германских и романских исследований» . Архивировано из оригинала 29 июня 2013 года . Проверено 29 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Альберге, Даля (29 июня 2013 г.). «История о сексуальных приключениях женщины публикуется в Великобритании спустя 45 лет» . Хранитель . Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ https://www.treccani.it/enciclopedia/goliarda-sapienza_%28Dizionario-Biografico%29/
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баццони, Альберика; Бонд, Эмма; Велинг-Георгий, Катрин (2016). Баццони, Альберика; Бонд, Эмма; Велинг-Джорджи, Катрин (ред.). Голиарда Сапиенца в контексте. Интертекстуальные отношения с итальянской и европейской культурой (в твердом переплете). Нью-Джерси: Издательство Университета Фарли Дикинсона. ISBN 978-1-61147-916-4 .
- Полицци, Гоффредо (2016). «Искусство перемен. Раса и тело в «Искусстве радости» Голиарды Сапиенцы». В Баццони, Альберика; Бонд, Эмма; Велинг-Джорджи, Катрин (ред.). Голиарда Сапиенца в контексте. Интертекстуальные отношения с итальянской и европейской культурой (в твердом переплете). Нью-Джерси: Издательство Университета Фарли Дикинсона. ISBN 978-1-61147-916-4 .
- Тревизан, Алессандра (2016). Голиарда Сапиенца: интертекстуальный голос (1996–2016) (на итальянском языке). Милан: Счастливая жизнь. ISBN 978-8-89346-030-9 .