Jump to content

Сенсураунд

Логотип Sensurround (разработан к выходу фильма «Землетрясение »).

Sensurround — это торговая марка процесса, разработанного Cerwin-Vega совместно с Universal Studios для улучшения качества звука во время кинопоказов, особенно для фильма « Землетрясение» 1974 года . Процесс был предназначен для последующего использования и был принят еще для четырех фильмов: «Мидуэй» (1976), «Американские горки» (1977), театральной версии «Саги о звездном мире» (1978), пилотного фильма «Звездный крейсер «Галактика» , а также фильма-сборника « Миссия». Галактика: Атака сайлонов (1979). Sensurround работал, добавляя басы расширенного диапазона для звуковых эффектов . Низкочастотные звуки скорее чувствовались, чем были слышны, обеспечивая яркое дополнение к экранным изображениям земных толчков, построений бомбардировщиков и аттракционов в парках развлечений. Общая тенденция к созданию « мультиплексных » киноструктур создала проблемы, которые сделали Sensurround непрактичным в качестве постоянной функции кино. [1]

Sensurround помог добиться более широкого признания признанному громкоговорителей производителю Cerwin-Vega . [2] и помог создать прочную репутацию новой по производству аудиоусилителей компании BGW Systems . Повышенная осведомленность о расширенном воспроизведении низкочастотного звука, которую Sensurround принесла кинозрителям, стала фактором увеличения продаж сабвуферов и увеличения количества конструкций сабвуферов в конце 1970-х и 1980-х годах.

Разработка

[ редактировать ]

Оригинальный дизайн

[ редактировать ]

Sensurround включал установку больших низкочастотных рупорных динамиков со специально разработанными 18-дюймовыми динамиками Cerwin-Vega Model 189 ES в изготовленных на заказ корпусах из черного дерева. Были доступны три конфигурации рупоров: Model-C (угловая), Model-W (складная басовая корзина) и Model-M (модульная). Рупоры моделей-C и -M требовали установки в группы по четыре штуки, что увеличивало эффективный размер устья рупора для достижения целевых низких частот. Они поставлялись со специальными расширителями, которые использовались для расширения устьев рупоров и использования стен театра для дальнейшего увеличения расширения низких частот. У рупора Model-M был специальный «удлинитель рта», когда он использовался перед театром. Хотя установка была индивидуальной и различной в каждом театре, рупоры Sensurround обычно размещались под экраном в передних и задних углах театра. Часто приходится снимать ряды или секции сидений, чтобы освободить место для больших рупоров Sensurround. В больших театрах можно использовать до 20 отдельных рупоров, а также изготовленные по индивидуальному заказу крылья летучей мыши и расширители рта.

Sensurround для создания низкочастотного грохота. генератора псевдослучайных чисел Запатентованная схема

В оригинальной конструкции Sensurround, использованной в «Землетрясении» , использовался генератор псевдослучайного шума , разработанный Д. Бродусом «Доном» Килом-младшим для создания низкочастотного грохота с использованием записей землетрясения в Сильмаре 1971 года в качестве эталона. [3] Два низкочастотных управляющих тона были напечатаны на монооптической или магнитной дорожке пленки; Звуки из проектора поступали в блок управления в проекционной кабине, который подавал низкочастотный псевдослучайный шум на аудиоусилители BGW 750 мощностью 1600 Вт, приводящие в действие динамики. [4] Блок управления генерировал псевдослучайный шумовой сигнал с энергией от 17 до 120 Гц. Метод контрольной дорожки был использован потому, что в то время не было возможности точно записать бас с частотой ниже 40 Гц на звуковую дорожку оптической или магнитной пленки. [1] При приеме шумового сигнала усилитель и сабвуферы реагировали звуковым давлением в диапазоне от 100 дБ до 120 дБ. Возникший в результате грохот зрители могли не только услышать, но и почувствовать. [1]

В фильме «Землетрясение » Sensurround был активирован во время сцен землетрясения, чтобы дополнить обычный саундтрек. [5] Кроме того, части основного саундтрека были перенаправлены на рупоры Sensurround для создания частичного эффекта объемного звучания . Управляющие тоны, записанные на оптическую или магнитную дорожку фильма, запускали эффекты грохота или объемного звука, а также управляли их громкостью и общим сочетанием основного саундтрека и низкочастотных шумовых эффектов. Использовались два тона 25 Гц и 35 Гц: эти два тона позволяли при желании активировать различные эффекты: грохот можно было включить или выключить в сирены Sensurround, основной саундтрек можно было отправить на сирены Sensurround, уровень как грохот, так и звуковое сопровождение, доносившееся из рожков, можно было варьировать, изменяя уровень управляющих тонов, а уровень основной аудиосистемы театра можно было увеличивать на 8 дБ в выбранных точках для создания большего динамического диапазона (MCA назвал это функцию «Шаг усиления».)

Для исходной версии Sensurround отпечатки были доступны в следующих форматах:

  • 35 мм, 4-дорожечная магнитная с оптической дорожкой (магооптическая): этот тип печати Sensurround нельзя было использовать в качестве монооптической печати. В отличие от стандартных магнитных отпечатков, в которых оптическая дорожка представляла собой моноверсию магнитных стереодорожек, оптическая дорожка на магнитных отпечатках Sensurround содержала только контрольные тоны. При воспроизведении стандартной оптической печати будут слышны только управляющие сигналы частотой 25 Гц и 35 Гц. Для управления системой Sensurround и ее уровнем громкости управляющие сигналы, записанные на оптической дорожке, варьировались от -14 до -6 дБ ниже 100% модуляции, а активация системы Sensurround происходила при -16 дБ. Для звуков программы, примененных к рупорам Sensurround, использовался трек-2 (центральный фронт), уровень и синхронизация которого контролировались контрольным тоном 25 Гц. Для магнитного воспроизведения в моно можно было использовать Track-2 (Center Front), поскольку «Землетрясение» было смешано с моно-диалогами, в отличие от большинства стереофильмов того времени. Для кинотеатров с 4 дорожками, которые хотели запустить Earthquake без Sensurround, стандартный сигнал переключения CinemaScope 12 кГц записывался на дорожку 4 (объемный звук). Поскольку в то время на магнитных отпечатках не использовалась система шумоподавления, а также из-за более низких технических характеристик магнитной дорожки каналов объемного звучания, эта система переключения была реализована компанией 20th Century Fox во время разработки CinemaScope для уменьшения шипения и системного шума, слышимого от динамики объемного звучания. Для Earthquake При запуске в Соединенных Штатах динамики объемного звучания были отключены, и для создания всех эффектов объемного звука использовалась система Sensurround; Track-4 не использовался и даже не был подключен к Sensurround Integrator. В Европе дорожка объемного звучания использовалась обычным образом и управлялась интегратором Sensurround, как и другие магнитные каналы.
  • 35-мм монооптический: это были отпечатки двойного назначения, и их можно было использовать как с Sensurround, так и без него. Оптическая дорожка представляла собой смесь программы и управляющих тонов и была совместима с любой оптической системой воспроизведения. Все мономиксы саундтрека Earthquake содержат контрольные тоны. Для управления системой Sensurround и ее уровнем громкости управляющие сигналы, записанные на оптической дорожке, варьировались от -28 дБ до -20 дБ при модуляции ниже 100%. Активация системы Sensurround произошла при −30 дБ. Для звуков программы, примененных к рупорам Sensurround, использовался композитный монофонический саундтрек, громкость и синхронизация которого регулировались контрольным тоном частотой 25 Гц.
  • 70-мм 6-трековое магнитное стерео: управляющие тоны Sensurround были записаны на дорожках 2 и 4 и имеют частоту 100 Гц вместо 25 Гц и 35 Гц. Это произошло потому, что магнитная система не могла надежно воспроизводить очень низкочастотные управляющие сигналы. Тон 100 Гц на треке 2 управляет программными эффектами, применяемыми к рупорам Sensurround, а тон 100 Гц на треке 4 управляет эффектом грохота, применяемым к рупорам Sensurround. Как и в других системах, уровень тонов 100 Гц варьируется в зависимости от уровней, применяемых к рупорам Sensurround, и когда присутствуют оба управляющих тона, включается функция Step/Hi-Gain для увеличения динамического диапазона основной программы на 8 дБ. . Трек-3 (Центральный фронт) применяется к системе Sensurround для звуков программы. Никакого другого сигнала на дорожках 2 и 4 не записано. Отпечатки Sensurround шириной 70 мм выпускались только за пределами США. Кроме того, «Землетрясение» было единственным фильмом Sensurround, записанным в стерео или выпущенным с 70-миллиметровыми отпечатками. Все остальные пленки Sensurround были 35-миллиметровыми монооптическими в формате Sensurround Mod-II или Mod-III.

Режим Sensurround-II

[ редактировать ]

Еще до того, как Earthquake завершился театральный показ, MCA начала программу по перепроектированию системы Sensurround, чтобы обеспечить возможность записи глубоких басов на стандартной 35-миллиметровой оптической звуковой дорожке без необходимости использования внешнего генератора грохота, а также улучшить качество воспроизведения и общее качество звука. эффект и упростить систему. Кроме того, было включено шумоподавление dbx Type-II для увеличения динамического диапазона и уменьшения слышимого шума, создаваемого оптическим процессом. MCA также изменила способ использования контрольных тонов, позволив рупорам Sensurround в передней и задней части театра управляться независимо. Это позволило добиться более творческих эффектов, таких как панорамирование звука от передней части театра к задней части. Модернизация системы была важна для MCA, потому что во время диалогов были моменты, когда звукорежиссеры хотели, чтобы Sensurround работал, но не хотели, чтобы диалог перемещался в заднюю часть кинотеатра. Это позволило раздельное управление передней и задней группами рупоров Sensurround. Динамики в рупорах Sensurround были улучшены, чтобы расширить их частотную характеристику, чтобы они могли воспроизводить низкие ноты в музыке, что позволило звуковым микшерам включать музыку в систему Sensurround (это использовалось с хорошим эффектом в Американские горки .) Достижения RCA в записи оптического саундтрека привели инженеров MCA к осознанию того, что оптическая дорожка может надежно записывать и воспроизводить басы с частотой до 10 Гц. Кроме того, удаление эквалайзера Academy позволило бы расширить высокочастотную характеристику вверх на дополнительную октаву. Добавление шумоподавления dbx Type-II и сопутствующее ему увеличение полезного динамического диапазона позволило создать высококачественный звук при использовании обычной оптической печати. MCA назвала эту модернизацию системы «Sensurround Mod-II», а рыночное название системы было изменено с просто «Sensurround» на «Систему специальных эффектов Sensurround».

В отличие от оригинальной версии Sensurround, Mod-II (а позже и Mod-III) предназначался только для использования с моно-оптическими саундтреками. Благодаря использованию шумоподавления dbx Type-II компания MCA отказалась от стандартного фильтра Academy, традиционно используемого в оптических отпечатках, что дало Sensurround увеличенную частотную характеристику от 16 Гц до 16 кГц и динамический диапазон 86 дБ, что превосходит магнитные отпечатки шириной 70 мм. того времени. [ нужна ссылка ] Это также позволило монооптической дорожке иметь эффекты объемного звука, и MCA начала продавать систему другим студиям и продюсерам как действительно высококачественную систему звука и спецэффектов. Оптический формат Dolby Stereo только начинал становиться известен в отрасли, и MCA почувствовала, что у них есть жизнеспособный конкурирующий формат. Хотя Warner Bros. и Paramount серьезно рассматривали возможность внедрения этой системы, в конечном итоге только Universal Studios выпускала фильмы с использованием этой системы. И Warner, и Paramount позже запатентовали свои собственные системы «специальных эффектов» для создания эффектов типа Sensurround.

Sensurround Мод-III

[ редактировать ]

Mod-III Sensurround представлял собой дальнейшее усовершенствование системы, позволяющее лучше контролировать уровень, тембр и размещение эффектов. Вместо простого широкодиапазонного грохота, который можно было почувствовать и услышать, Mod-III использовал более узкополосные расширенные низкочастотные эффекты в диапазоне 16–25 Гц в дополнение к более высокочастотным программным звукам и эффекту объемного звука. Таким образом, сцены могли иметь диалоги и другой звук на стандартных уровнях, а также эффект движения от инфразвукового грохота, создавая ощущения, которые были невозможны в более ранних фильмах Sensurround. Mod-III Sensurround использовался в Battlestar Galactica в 1978 году.

К 1976 году, когда открылась компания Midway , в США было более 800 кинотеатров с функцией Sensurround. Во всем мире насчитывалось более 2000 кинотеатров Sensurround. При первоначальном проектировании системы MCA предполагала, что она будет установлена ​​в ограниченном количестве кинотеатров по всей территории США — возможно, всего в 30 — и что небольшие кинотеатры или театры в маленьких городах не захотят беспокоиться об установке или потере достаточно места для сидения, необходимое для больших рупоров Sensurround. Это было быстро опровергнуто: премьера «Землетрясения» состоялась в 17 инсталляциях Sensurround, а к концу тиража фильм в Sensurround был показан в более чем 400 кинотеатрах. Midway открыла 300 кинотеатров, оборудованных Sensurround. Поначалу MCA сдавала Sensurround в аренду только кинотеатрам по цене 500 долларов в неделю, но к открытию Midway кинотеатры могли напрямую приобретать системы, и MCA начала поставлять рупоры Model-M в кинотеатры в разобранном виде. Владельцы кинотеатров также имели возможность приобрести только драйверы Cerwin-Vega и чертежи духовых шкафов, купить древесину и изготовить духовые шкафы самостоятельно. MCA внесла эти изменения из-за успеха системы и того, что стоимость доставки тяжелых рупоров Sensurround становилась очень высокой.

На протяжении всей истории программы Sensurround техническая служба RCA выполняла установку и обслуживание кинотеатра. Если требовался ремонт или замена, технические специалисты RCA связывались с MCA Systems, чтобы заказать необходимые детали. Поскольку для включения звуковых сигналов Sensurround использовались управляющие сигналы, кинотеатры обычно не могли использовать систему со своими стандартными фильмами, если не была произведена перемонтаж.

В 1974 году Уолдон О. Уотсон, Ричард Дж. Стампф, Роберт Дж. Леонард и звуковой отдел Universal City Studios получили специальную премию научной и инженерной академии за «разработку и разработку системы Sensurround для презентации кинофильмов». Фильм «Землетрясение» также получил премию «Оскар» за лучший звук ( Рональд Пирс , Мелвин М. Меткалф-старший ). [6]

В 1976 году MCA получила патент США № 3 973 839 на систему Sensurround.

Недостатки

[ редактировать ]

Громкоговорители Sensurround потребовали дополнительных расходов для владельцев кинотеатров. В 1974 году аренда динамиков стоила 500 долларов в неделю, а их установка включала снятие некоторых сидений. Дополнительные расходы были коммерчески оправданы, если они давали преимущество в привлечении аудитории.

Sensurround сделал «Землетрясение » популярным «событийным» фильмом 1974 года и одним из самых кассовых фильмов года. Однако Sensurround представлял собой практические проблемы в многозальных кинотеатрах , где отдельные залы разделяли стены. [7] Зрители фильма «Крестный отец, часть II» , который открылся в том же месяце (ноябрь 1974 года), что и «Землетрясение» , часто жаловались менеджерам театра на эффект Sensurround, когда «Землетрясение» показывалось в соседнем кинотеатре. Низкочастотные вибрации также сотрясали плитку и штукатурку, что привело к повреждениям в некоторых помещениях; [8] была установлена ​​защитная сетка В Китайском театре Манна в Голливуде для улавливания падающих с потолка кусков штукатурки. [1] Когда в Чикаго показывали «Землетрясение» , глава Чикагского департамента строительства и безопасности потребовал отключить или демонтировать систему, чтобы предотвратить ущерб городским театрам. В Германии фильмы Sensurround можно было показывать только в одноэкранных кинотеатрах. Последующие фильмы Sensurround, такие как «Мидуэй» , также имели тенденцию показываться в одноэкранных кинотеатрах.

Успех «Звездных войн» над «Американскими горками» в середине 1977 года продемонстрировал операторам кинотеатров пределы возможностей Sensurround как гаранта привлечения аудитории. Звездный крейсер «Галактика: Сага о звездном мире» (1978) и «Миссия Галактика: Атака сайлонов» (1979) ознаменовали последние поклоны Sensurround, хотя фильм «Чужой» , фильм 20th Century Fox, выйдет ограниченным тиражом в 70-миллиметровом формате Sensurround.

Конкурирующие процессы

[ редактировать ]

Успех Sensurround как эффекта побудил конкурирующие студии разработать свои собственные улучшения звука. Компания 20th Century Fox выпустила Damnation Alley (1977) в Sound 360 (и смикшировала Alien в Sensurround после провала Sound 360), а Warner Brothers применила свой Megasound процесс для Altered States (1980), Outland (1981), Wolfen (1981) и Superman II. (1981).

Культурные ссылки

[ редактировать ]

Альтернативная поп/рок-группа They Might Be Giants выпустила песню под названием «Sensurround», которая вошла в саундтрек к фильму «Mighty Morphin Power Rangers: The Movie» и (в другой, более быстрой записи) к их EP S-EXXY . В песне несколько раз упоминается нововведение, особенно в «Землетрясении» .

В фильме 1993 года «Утренник , Мант!» , фильм в фильме Matinee, был снят в «Rumble-Rama», явной отсылке к Sensurround.

Процесс Sensurround пародируется в фильме 1979 года « Жареный фильм Кентукки» в скетче, в котором художественный фильм « Увидимся в следующую среду » показан в «Feel-Around», где билетер в форме касается зрителя в такт действию на экране, в том числе нападал на них и целовал их.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Хауэрсли, Томас (25 мая 2011 г.). «В Сенсурраунде» . in70mm.com . Проверено 11 февраля 2015 г.
  2. ^ «Историческая перспектива Кервин-Веги» . Сервин-Вега . Проверено 11 февраля 2015 г.
  3. ^ Волклер, Джульетта (2013). Чрезвычайно громко: звук как оружие . Новая Пресса. п. 41. ИСБН  978-1-59558-873-9 .
  4. ^ «О БГВ» . БГВ . Проверено 11 февраля 2015 г.
  5. ^ Уайт, Гленн; Луи, Гэри Дж (2005). Аудио-словарь (3-е изд.). Вашингтонский университет Press. стр. 345–346. ISBN  978-0-295-98498-8 .
  6. ^ Фрэнкс, Дон (2004). Entertainment Awards: Путеводитель по музыке, кино, театру и радиовещанию (3-е изд.). МакФарланд. стр. 242–243. ISBN  978-1-4766-0806-8 .
  7. ^ Гомери, Дуглас (1992). Общие удовольствия: история показа фильмов в Соединенных Штатах . Университет Висконсин Пресс. п. 227. ИСБН  978-0-299-13214-9 .
  8. ^ Фукс, Андреас (15 августа 2014 г.). «Потрясающе: FJI приветствует 40-летие землетрясений и сражений Sensurround» . Международный киножурнал . Проверено 11 февраля 2015 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4c50a6202517d11a610322831d8d3af9__1719981780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/f9/4c50a6202517d11a610322831d8d3af9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sensurround - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)