Jump to content

Анна Хейкель

Анна Хейкель
Анна Хейкель, 20 августа 1877 г.
Анна Хейкель, 20 августа 1877 г.
Кредит: Дэниел Ниблин
Рожденный ( 1838-02-02 ) 2 февраля 1838 г.
Умер 3 апреля 1907 г. ( 1907-04-03 ) (69 лет)
Занятие Педагог
Известный Образование глухих, вклад в баптистскую церковь в Финляндии, основание ранней воскресной школы, работа над воздержанием.
Движение Баптистское воздержание движение за
Родители

Анна Шарлотта Хейкель (2 февраля 1838 — 3 апреля 1907) была финско-шведской учительницей и директором школы для глухих в Якобстаде , Финляндия, с 1878 по 1898 год. Она была активисткой трезвости, а также пионером баптистского движения. в Финляндии и основатель ранней воскресной школы . [ 1 ]

Воспитание и образование

[ редактировать ]

Хейкель родился в Турку , Финляндия, 2 февраля 1838 года в семье лютеранского священника и педагога Хенрика Хейкеля . Она была одной из 11 детей, среди которых были учитель гимнастики и педагог Виктор Хейкель и Феликс Хейкель , банкир и политик. [ 2 ] [ 3 ] Этнолог Ингвар Хейкель был ее племянником.

С 1848 по 1853 год она посещала Svenska fruntimmersskolan i Åbo , женскую школу в Турку. [ 4 ]

В 22 года Анна Хейкель прошла стажировку у «апостола глухих» Карла Хенрика Алопаеуса в Турку. Алопеус был епископом и директором школы для глухих в Турку, а также проводил исследования по обучению глухих. [ 5 ] [ 6 ] отправились в район Лаппмаркен , где обучали глухих. Они продолжали работать вместе в течение многих лет, а позже летом 1866 года [ 4 ] Хейкель стала первой женщиной-учителем для глухих в Финляндии. [ 7 ] Она много лет работала добровольно, не получая зарплаты. [ 6 ]

Школа для глухих

[ редактировать ]
Анна Хейкель со студентом Франсом Лейоном в 1890-е годы.
Фото: Якоб (?) Грёнроос.

После того, как семья переехала из Турку в Педерсёре в 1861 году, Хейкель и ее отец в том же году на его средства основали школу для глухих на территории приходского дома; ее сестра тоже преподавала там. По словам Дёваса Фёрсамлингсблада , «Анна и ее сестра Сельма вначале отвечали за преподавание, прежде чем был нанят глухой учитель Лоренц Эклунд. Затем Анна также была директором школы». [ 8 ] Год спустя школу посетил Алопеус, который отметил большую потребность в этом районе. Примерно в это же время Хейкель и ее брат Виктор также учились в народных школах Стокгольма. [ 4 ] Отдельное здание построено в 1863 году; В том же году деятельность школы также перешла в собственность государства. [ 9 ] В начале 1880-х годов в школе было более ста учеников. Из-за нехватки места в 1887 году она была перенесена в соседний Якобстад и стала школой-интернатом. [ 10 ] В конце концов школа была закрыта в 1932 году. [ 11 ]

Образовательные методы

[ редактировать ]

Наряду со школой для глухих в Порвоо ( швед . Borgå ), действовавшей с 1846 по 1991 год, это была одна из двух школ для глухих для шведскоязычного меньшинства в Финляндии . [ 12 ] В то время, когда был распространен устный подход в обучении глухих , Хейкель не поддерживал его использование, а скорее поддерживал использование языка жестов. [ 13 ] Школа в Якобстаде ( фин . Pietarsaari ) принимала учеников из школы в Порвоо, которые не выучили разговорный шведский язык. Там они получили образование на финско-шведском языке жестов и письменном шведском языке. [ 14 ]

Вклад в баптистское движение

[ редактировать ]

Вместе со своей семьей и другими людьми Хейкель сыграла центральную роль в зарождении баптистского движения в Финляндии. В то время все религиозные собрания, за исключением собраний Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, были запрещены Законом о монастырях , «используемым для ограничения движений пиетистского возрождения в Финляндии». [ 15 ]

В 1859 году ряд членов растущего баптистского движения на Аландских островах предстали перед слушаниями перед епископским капитулом в соборе Турку . Среди присутствовавших лютеранских священнослужителей был Хенрик Хейкель, который интересовался верованиями баптистов и разговаривал с ними, чтобы узнать больше, хотя и не обратился. Переехав в Педерсере в 1860 году, семья Хейкелей поддерживала связи с баптистами на Аландских островах. После смерти Хенрика Хейкеля в 1867 году Анна и ее брат Виктор были крещены в Стокгольме Андерсом Вибергом ; Нетта тоже крестилась. [ 16 ] [ 17 ] После возвращения она начала проводить встречи и делиться материалами об учениях баптистов. Хейкель и ее круги находились под влиянием учения Карла Улофа Розениуса и движения «Неевангелизм» ( букв. « Новый евангелизм » ). [ 18 ]

Семью посетил баптистский пастор, который присутствовал на слушаниях с Хенриком Хейкелем десятью годами ранее; вместе они проводили собрания, и проповедь пастора привела к большему количеству обращений. [ 19 ] [ 20 ] Четыре члена семьи Хейкель вместе с девятью другими основали шведскоязычную баптистскую церковь в Якобстаде в 1870 году. [ 16 ] В какой-то момент ее вызвали на слушание в капитуле собора по поводу ее обращения; там ее защищал Алопей, который, хоть и не сам Баптист, но поддерживал ее убеждения. [ 4 ] Ее убеждения также вызвали споры в обществе и заставили ее на время оставить преподавание.

Анна и Нетта в конечном итоге покинули баптистов и присоединились к миссиям Fria forbundet [ sv ] . [ 21 ]

воскресная школа

[ редактировать ]

В 1861 году Хейкель и ее сестра София Антуанетта (Нетта) основали одну из первых бесплатных церковных воскресных школ в стране. Позже, находясь в Стокгольме в 1868 году, она также узнала больше о шведской системе воскресных школ. Шведское движение воскресных школ начало значительно расти в последние годы, отчасти благодаря работе Матильды Фой , Бетти Эренборг и Пера Палмквиста , которые, в свою очередь, создавали их по образцу методиста Джорджа Скотта в Лондоне. работы [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Она и Нетта начали проводить в школе занятия воскресной школы в 1868 году. Вскоре они призвали своих подруг, мисс Хеллман и мисс Хамбл, открыть воскресную школу в Ваасе . [ 4 ] Она продолжала преподавать в воскресной школе даже после того, как позже покинула баптистскую церковь и перешла в миссию Фрия для Бундет . [ 21 ]

Движение за умеренность

[ редактировать ]

Шведский баптистский миссионер и полковник Оскар Броуди провел беседы о воздержании в Ваасе в конце 1870-х годов. [ 25 ] Движение сначала распространилось на друзей Анны и Нетты, Хеллманов, в Ваасе, а вскоре его подхватили сестры Хейкель. Они сформировали первую в стране ассоциацию трезвенников в Якобстаде в 1877 году, которую посещали исключительно баптисты, включая несколько детей; Ассоциация вызвала в городе столько споров, что некоторых студентов исключили, а им обоим пришлось оставить преподавательскую работу. [ 4 ] [ 26 ]

Смерть и наследие

[ редактировать ]

Хейкель умер 3 апреля 1907 года в Якобстаде. В 2014 году здесь была открыта мемориальная доска, посвященная Хейкелю. [ 11 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Большая энциклопедия Отавана , том 3, стр. 511, св. Хейкель, Хенрик. Отава 1968 г. (на финском языке)
  2. ^ «ХЕЙКЕЛЬ, Виктор» . Биографический лексикон Финляндии (на шведском языке). Архивировано из оригинала 11 июля 2021 года . Проверено 23 июля 2021 г.
  3. ^ «255-256 (Nordisk familjebok/Uggleupplagan. 11. Гаррисберг — Гиперейд)» . runeberg.org (на шведском языке). 1909. Архивировано из оригинала 12 июля 2021 года . Проверено 23 июля 2021 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Йоссфолк, Карл-Густав (2001). Образование для всех: педагогико-историческое исследование возникновения ненормальных школ в Финляндии и их пионеров в качестве соучастников образовательного процесса 1846-1892 гг. (PDF) (на шведском языке). Шведская ассоциация школьной истории в Финляндии (Nord Print). Хельсинки: Шведская ассоциация школьной истории в Финляндии. стр. 181–185, 270–271. ISBN  952-91-3442-8 . OCLC   58384770 . Архивировано (PDF) из оригинала 16 марта 2022 года . Проверено 16 марта 2022 г.
  5. ^ «Карл Хенрик Алопеус» . Финский музей глухих . Архивировано из оригинала 23 июля 2021 года . Проверено 23 июля 2021 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б «Анна Хейкель» (PDF) . Kuuromykkäin lehti (на финском языке). 2 . Март 1897 г. Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2021 г.
  7. ^ Векселл, Хельми. «Об Авроре Хейкель, родившейся фон Кнорринг (2 июня 1819 г. - 24 февраля 1904 г. в Вихтисе)» (PDF) (на шведском языке). Архивировано (PDF) из оригинала 23 июля 2021 года.
  8. ^ Альског, Олоф. «Школе глухонемых в Якобстаде/Педерсере 150 лет» . Приходской журнал глухих (на шведском языке). 34 . Церковный центр шведской работы/диаконии и социальной ответственности. ISSN   0359-0445 . Архивировано из оригинала 23 июля 2021 года.
  9. ^ Лондонен, Моника (2004). КОММУНИКАЦИОННЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР ДЛЯ МЕНЬШИНСТВ ВНУТРИ МЕНЬШИНСТВ: Случай финско-шведских глухих . Хельсинки: Издательство Хельсинкского университета . CiteSeerX   10.1.1.336.6046 . ISBN  952-10-0813-Х . Архивировано из оригинала 1 февраля 2022 года.
  10. ^ Йоссфолк, Карл-Густав (2017). «Карл Оскар Мальм, глухой провидец» (PDF) . Календарь SFV на 2017 год (на шведском языке). 131 . Друзья шведской государственной школы. eISSN   2243-0261 . Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2021 года.
  11. ^ Перейти обратно: а б «В память о школе для глухих в Педерсере-Якобстаде» . YLE (на шведском языке). Архивировано из оригинала 28 июня 2021 года . Проверено 23 июля 2021 г.
  12. ^ Андерссон-Коски, Мария. Мой родной язык – наша культура: Карта ситуации для finlandssvenska tecenspråket и dova finlandssvenska teckenspråkiga i Finland 2014–2015 (PDF) (на шведском языке). ISBN  978-952-93-5979-0 . Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2021 года.
  13. ^ Харьюла, Минна. «Гейкель, Анна (1838 – 1907)» . Финская национальная биография (на финском языке). Архивировано из оригинала 24 июля 2021 года . Проверено 23 июля 2021 г.
  14. ^ «Попробуйте кусочки тренинга Life» . Жизнь (на шведском языке). 14 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 23 июля 2021 г. Проверено 23 июля 2021 г.
  15. ^ Синнемяки, Кайус; Портман, Аннели; Дилл, Джуни; Нельсон, Роберт Х. (10 декабря 2019 г.). О наследии лютеранства в Финляндии: социальные перспективы . Финское литературное общество. стр. 229. ISBN  978-951-858-150-8 . Архивировано из оригинала 28 апреля 2022 года . Проверено 28 апреля 2022 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б Уордин, Альберт В. (2013). На грани: баптисты и другие свободные церковные евангелисты в царской России, 1855-1917 гг . Wipf и Stock Publishers . п. 33. ISBN  9781620329627 .
  17. ^ Виберг, Андерс (1864). «Миссия в Швеции». Годовой отчет Американского баптистского миссионерского союза . Американское баптистское общество зарубежных миссий . Архивировано из оригинала 28 апреля 2022 года . Проверено 28 апреля 2022 г.
  18. ^ «Сусанна с Анной в жизни» . Missionstandaret (на шведском языке). 4 (111). 2003. Архивировано из оригинала 28 октября 2007 года.
  19. ^ «Гельсингфорсское баптистское собрание» . Бетелькыркан (на шведском языке). 7 марта 2016 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 23 июля 2021 г.
  20. ^ Сундквист, Альфонс (январь 1954 г.). «Обзор баптистской деятельности в Финляндии» (PDF) . Братский . 91 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 августа 2019 года.
  21. ^ Перейти обратно: а б с Норстрем, Пер (1 ноября 1930 г.). «История воскресной школы» . Евангелическое свидетельство (на шведском языке). нет. 21. стр. 163, 166. Архивировано из оригинала 1 мая 2022 года . Проверено 1 мая 2022 г.
  22. ^ Хильдебранд, Бенгт. «AC Матильда Фой» . Шведский биографический лексикон (на шведском языке). Архивировано из оригинала 31 июля 2021 года . Проверено 12 апреля 2022 г.
  23. ^ Макфарланд, Джон Томас; Винчестер, Бенджамин С. (1915). Энциклопедия воскресных школ и религиозного образования; дающий всемирное представление об истории и развитии воскресной школы и развитии религиозного образования . Т. Нельсон и сыновья. п. 1061. Около 1850 года г-н Пер Палмквист и мисс Бетти Эренборг посетили Англию и по возвращении в Стокгольм организовали воскресные школы по английской форме. С этого небольшого начала работа воскресной школы выросла в размах...
  24. ^ Бекселл, Олоф . «Пер Пальмквист» . Шведский биографический лексикон (на шведском языке). Архивировано из оригинала 20 января 2022 года . Проверено 9 апреля 2022 г.
  25. ^ Гранквист, Тур. «Общество трезвости Нюкарлеби 1886-1936» . www.nykarlebyvyer.nu (на шведском языке). Архивировано из оригинала 17 июня 2021 года . Проверено 6 июня 2022 г.
  26. ^ «Банбритерскор» . Бальдер (на шведском языке). 11 (6): 1–2. 15 марта 1906 года. Архивировано из оригинала 28 июня 2021 года . Проверено 28 апреля 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Баклунд-Энгес, Сюзанна: Анна Хейкель: Глухонемой учитель – духовный лидер – общественное влияние . 2001. Академия Турку.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Анной Хейкель, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4e5a3fe9aee39086f5e4da9ff9157c00__1709716740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/00/4e5a3fe9aee39086f5e4da9ff9157c00.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anna Heikel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)