Рудольф Хауснер
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2021 г. ) |
Рудольф Хауснер | |
---|---|
Автопортрет Рудольфа Хауснера в роли Адама на могиле на Венском кладбище. | |
Рожденный | 4 декабря 1914 г. |
Умер | 25 февраля 1995 г. |
Национальность | австрийский |
Образование | Академия изящных искусств , Вена |
Движение | Сюрреализм , Венская школа фантастического реализма. |

Рудольф Хауснер (4 декабря 1914, Вена — 25 февраля 1995, Мёдлинг ) — австрийский художник, рисовальщик, гравёр и скульптор. Хауснера называют «психическим реалистом» и «первым художником-психоаналитиком» (Гюнтер Энгельхардт).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Еврейского происхождения , [ 1 ] Отец Хауснера был коммерческим служащим и работал воскресным художником, что с самого начала пробудило у его сына энтузиазм в отношении искусства. С 1923 по 1925 год он посещал Реалшколу Шуберта (сегодня Реалгимназия Эриха Фрида), затем Реалгимназию Шоттенбастай в Вене , до 1931 года. С 1931 по 1936 год Хауснер учился в Академии изящных искусств в Вене у Карла Фарингера и Карла Штерра.
В 1937 году Хауснер был призван в австрийские вооруженные силы. В 1938 году, после аншлюса , его картины были запрещены к выставке Имперской палатой культуры и считались дегенеративным искусством . В 1941 году его призвали в вооруженные силы Германии. В это время произошел его формирующий травматический опыт бревенчатой хижины в российских Татрах, который он отразил в своих более поздних работах. В 1943 году Хауснер был уволен из Вермахта , признан негодным к войне и принят на работу техническим чертежником в военную промышленность. В 1944 году Хауснер женился на Ирен Шмид. В последние дни Великой Отечественной войны его направили в часть ПВО. [ 2 ]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]После войны он вернулся в свою разрушенную бомбой студию в Вене и возобновил работу художника. В 1946 году он основал сюрреалистическую группу вместе с Эдгаром Жене , Эрнстом Фуксом , мэтром Леэрбом (Хельмут Лехерб) , Вольфгангом Хуттером и Фрицем Яншкой . Позже к ним присоединились Арик Брауэр и Антон Лемден . Он вступил в Арт-клуб и провел свою первую персональную выставку в Концертхаусе в Вене . Ключевая работа этого периода — « Это я!» (1948; Вена, Hist. Mus.), демонстрирует свое осознание Pittura Metafisica и сюрреализма в психоаналитической картине, где вытянутое существо на переднем плане проникает в то, что, по-видимому, было реальным пейзажем, пока оно не рвется, как фон; другая картина, «Форум обращенной внутрь оптики» (1948; Вена, Hist. Mus.), свидетельствует о его способности изображать предмет в реалистическом стиле, одновременно опрокидывая законы одноточечной перспективы.
Он женился на своей второй жене, Гермине Едличке, в 1951 году; дочь Ксения Хауснер в том же году у них родилась , тоже художница. Проработав над картиной шесть лет, он завершил свой шедевр «Ковчег Одиссея » в 1956 году. «Ковчег Одиссея» (1948–51 и 1953–6; Вена, Hist. Mus.) изображает героя как самодеятеля. портрет и был предшественником серии картин Адама, на которых Хауснер изобразил свои черты лица.
Конфликт с сюрреалистами и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1957 году Хауснер написал свою первую картину «Адам». Он вступил в конфликт с ортодоксальными сюрреалистами, которые осудили его попытку придать равное значение как сознательным, так и бессознательным процессам в художественном творчестве.
В 1959 году он был участником II. Documenta в Касселе . В том же году Рудольф Хауснер впервые принял участие в групповой выставке в Österreichische Galerie Belvedere в Вене. Затем последовали многочисленные международные выставки. Кроме того, Рудольф Хауснер читал лекции и занимал должности приглашенного лектора в Гамбурге и Токио. В 1959 году он стал соучредителем Венской школы фантастического реализма вместе со своими старыми членами группы сюрреалистов: Эрнстом Фуксом, Гельмутом Лехербом, Фрицем Яншкой, Вольфгангом Хуттером, Антоном Лемденом и Ариком Брауэром. В 1962 году Хауснер познакомился с Полем Дельво , Рене Магриттом , Виктором Браунером и Доротеей Таннинг во время путешествия по Германии, Нидерландам , Бельгии и Франции. В 1967 году ему была присуждена 1-я премия Бурды в области живописи. В 1969 году он был удостоен премии города Вены. Вскоре после этого он расстался с Герминой Едличкой и переехал в Хитцинг вместе со своей дочерью Ксенией и Анной Вольгаст, с которыми познакомился в Гамбурге .
С 1966 по 1980 год он был приглашенным профессором в Высшей школе искусств Гамбурга . Он также преподавал в Венской академии изящных искусств с 1968 года. Среди его учеников были Оз Альмог , Йозеф Брамер , Фридрих Хехельманн , Готфрид Хельнвайн , Ф. Скотт Гесс , Михаэль Энгельхардт и Зигрид Гольдбергер . Хауснер был удостоен Государственной премии Австрии в области живописи в 1970 году. Он также разработал почтовые марки для австрийской почты и Почтовой администрации Организации Объединенных Наций .
Характерной чертой его живописной техники является использование полупрозрачных («лессирующих») смоляных масляных красок в более чем десяти слоях друг на друге поверх подмалевка акриловых красок, что придает краске особую светящуюся глубину. Он также разработал методы создания безупречных переходов в чисто масляной живописи без использования аэрографа.
Библиография
[ редактировать ]- Р. Хауснер, Адам и Анима (эксп. кат., Бад-Франкенхаузен, Panorama Mus., 1994)
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Венская школа фантастического реализма (эксп. кат., Ганновер, Кестнер-Гес., 1965)
- В. Шмид: Рудольф Хауснер (Зальцбург, 1970)
- В. Хубер, редактор: Рудольф Хауснер: Печатные рисунки с 1966 по 1975 год (Оффенбах-на-Майне, 1977).
- Х. Холландер: рабочая монография Рудольфа Хауснера (Оффенбах-на-Майне, 1985)