Jump to content

Маски у эскимосских народов

Юпик Шаман изгоняет злых духов из больного мальчика, около 1890 года. [ 1 ]

Маски у эскимосов выполняли самые разные функции. Маски делались из коряг , шкур животных, костей и перьев. Их часто раскрашивали яркими красками. Существуют археологические миниатюрные маски из моржовой кости , датируемые ранним палеоэскимосским и ранним дорсетским культурным периодом. [ 2 ]

Несмотря на некоторую схожесть культур эскимосских народов , [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] их культурное разнообразие [ 8 ] затрудняет обобщение того, как разные группы, такие как инуиты и юпики, использовали маски. Средства к существованию, религия инуитов , концепции души и даже язык. [ 9 ] представителей разных сообществ часто были очень разными.

Эскимосские группы охватывают огромную территорию, простирающуюся от Сибири через Аляску и Северную Канаду (включая Нунациавут в Лабрадоре и Нунавик в Квебеке ) до Гренландии . Термин «эскимос» вышел из употребления в Канаде и Гренландии, где его считают уничижительным , а термин «инуит» стал более распространенным. менее, эскимосский язык по-прежнему считается приемлемым среди коренных жителей Аляски юпиков Тем не и инупиатов (инуитов), а также сибирских народов юпиков он предпочтительнее инуитов . , и в качестве коллективного обозначения [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]

Ранние маски

[ редактировать ]

Археологические маски были найдены из раннего палеоэскимосского и раннего дорсетского культурного периода. [ 2 ] Считается, что эти маски выполняли несколько функций, в том числе использовались в ритуалах, изображая животных в персонализированной форме; [ 14 ] используется шаманом ( знахарем или ангаккуком ) в церемониях, связанных с духами (как в случае с деревянной маской с юго-запада Аляски ); [ 15 ] Также предполагается, что их можно носить во время церемоний песенных конкурсов. [ 16 ]

Связанные убеждения

[ редактировать ]
Церемониальные маски из слоновой кости производства Юпика на Аляске.

Хотя представления о единстве человека и животного не распространялись на убеждения об абсолютной взаимозаменяемости, [ 17 ] У некоторых эскимосских народов были сложные концепции души (включая варианты дуализма души ), которые связывали живых людей, их предков и их добычу. [ 18 ] [ 19 ] Помимо синхронных верований, существовали также представления о единстве человека и животного и мифы о древних временах, когда животное могло по своему желанию принимать человеческий облик. [ 14 ] [ 20 ] Традиционные маски трансформации отражали это единство. [ 21 ] Ритуальные церемонии могли бы позволить сообществу разыгрывать эти истории с помощью масок, иногда с человеком в маске, изображающим животное.

На масках инуитов « концентрические круги … обычно представляют космос». [ 22 ]

Юпикские маски

[ редактировать ]

Юпики — эскимосы западной Аляски, чьи маски сильно различаются , но характеризуются великой изобретательностью. Маски юпик различаются по размеру: от «маскет» на лбу и пальцах до огромных конструкций, для выступления танцорам нужны внешние опоры. [ 23 ] Многие из этих масок использовались почти как сценический реквизит, некоторые из них наполняли танцора духом, который они олицетворяли, и большинство из них часто уничтожались после использования. Другие представляли животных-людей (юит) , а также насекомых, ягоды, растения, лед и предметы быта. [ 23 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фиенуп-Риордан 1994 : 206.
  2. ^ Перейти обратно: а б Хессель и Хессель 1998 : 12–13.
  3. ^ Клейван 1985 : 8
  4. ^ Расмуссен 1965 : 366 (гл. 23)
  5. ^ Расмуссен 1965 : 166 (гл. XIII)
  6. ^ Расмуссен 1965 : 110 (гл. VIII)
  7. ^ Мосс 1979
  8. ^ Клейван 1985 : 26
  9. ^ «Эскимосский | Определение, история, культура и факты» . Британская энциклопедия .
  10. ^ Каплан, Лоуренс. «Инуиты или эскимосы: какое имя использовать?» . www.uaf.edu . Центр коренных языков Аляски , Университет Аляски в Фэрбенксе . Проверено 2 апреля 2021 г.
  11. ^ «Эскимосский: словарь Вебстера» . Проверено 1 апреля 2021 г.
  12. ^ Хершер, Ребекка (24 апреля 2016 г.). «Почему, вероятно, не следует говорить «эскимос» » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
  13. ^ Перейти обратно: а б Восток 1997 : 90–91.
  14. ^ Берч и Форман 1988 : 90–91.
  15. ^ Берч и Форман 1988 : 30–31.
  16. ^ Восток 1997 : 99
  17. ^ Восток 1997 : 86
  18. Витебский 1996 :14.
  19. ^ Барюске 1969 : 7, 9.
  20. ^ Томас, 2008 г. Архивировано 9 мая 2008 г. в Wayback Machine : +4 (= третья страница после первой страницы статьи)
  21. ^ Шандонне, Энн (2013). Коренные народы Аляски . Анкоридж: Предприятия Арктического круга. п. 29. ISBN  1-933837-14-4 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Живая традиция масок юпиков; Энн Фейнуп-Риордан; Вашингтонский университет Press, Сиэтл, 1996. ISBN   0-295-97501-6

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Баруске, Хайнц (1969). «Как возникла жизнь». Эскимосские сказки . Сказки мировой литературы (на немецком языке). Дюссельдорф • Кельн: Ойген Дидерихс Верлаг. стр. 6–13. Название сказки означает: «Так появилась жизнь»; название книги означает: «Эскимосские сказки»; Серия означает: «Сказки мировой литературы».
  • Берч, Эрнест С. (младший); Форман, Вернер (1988). Эскимосы . Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс. ISBN  0-8061-2126-2 .
  • Фиенуп-Риордан, Энн (1994). Границы и переходы: правило и ритуал в устной традиции юпиков-эскимосов . Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс.
  • Хессель, Инго; Хессель, Дитер (1998). Инуитское искусство. Введение . предисловие Джорджа Суинтона. Блумсбери-стрит, 46, Лондон WCIB 3QQ: Издательство Британского музея. ISBN  0-7141-2545-8 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  • Клейван, Инге; Б. Зонне (1985). Эскимосы: Гренландия и Канада. Иконография религий, Раздел VIII, «Народы Арктики», выпуск 2. Лейден, Нидерланды: Институт религиозной иконографии • Государственный университет Гронингена. Э. Дж. Брилл. ISBN  90-04-07160-1 .
  • Мосс, Марсель (1979) [около 1950]. Сезонные вариации эскимосов: исследование социальной морфологии . в коллаборации. с Анри Беша; переведен с предисловием Джеймсом Дж. Фоксом. Лондон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN  0-415-33035-1 .
  • Остен, Ярих Г. (1997). «Космологические циклы и составляющие человека». В С.А. Мусалимасе (ред.). Арктическая экология и идентичность . Книги ISTOR 8. Будапешт • Лос-Анджелес: Академия Киадо • Международное общество трансокеанских исследований. стр. 85–101. ISBN  963-05-6629-Х .
  • Расмуссен, Кнуд (1926). Поездка в Туле . Франкфурт-на-Майне: Frankfurter Societăts-Druckerei.
  • Расмуссен, Кнуд (1965). Туле Путешествие . Путешественники по миру (на венгерском языке). перевод Жужа Детре. Будапешт: Мысль. Венгерский перевод Расмуссена 1926 года .
  • Томас, Лесли (2008). «Видения конца дней. Эскимосский шаманизм на северо-западе Аляски» (PDF) . Журнал «Священный обруч» (59). ISSN   1364-2219 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 мая 2008 г. Проверено 30 апреля 2008 г.
  • Витебский, Пирс (1996). Шаман . Мудрость • вера • миф (на венгерском языке). Будапешт: Венгерский книжный клуб • Helikon Publishing. ISBN  963-208-361-Х . Перевод оригинала: Шаман (Живая Мудрость) . Дункан Бэрд. 1995.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 504ea349afbef86bb686884122c0fe89__1707333660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/89/504ea349afbef86bb686884122c0fe89.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Masks among Eskimo peoples - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)