Маски у эскимосских народов

Маски у эскимосов выполняли самые разные функции. Маски делались из коряг , шкур животных, костей и перьев. Их часто раскрашивали яркими красками. Существуют археологические миниатюрные маски из моржовой кости , датируемые ранним палеоэскимосским и ранним дорсетским культурным периодом. [ 2 ]
Несмотря на некоторую схожесть культур эскимосских народов , [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] их культурное разнообразие [ 8 ] затрудняет обобщение того, как разные группы, такие как инуиты и юпики, использовали маски. Средства к существованию, религия инуитов , концепции души и даже язык. [ 9 ] представителей разных сообществ часто были очень разными.
Эскимосские группы охватывают огромную территорию, простирающуюся от Сибири через Аляску и Северную Канаду (включая Нунациавут в Лабрадоре и Нунавик в Квебеке ) до Гренландии . Термин «эскимос» вышел из употребления в Канаде и Гренландии, где его считают уничижительным , а термин «инуит» стал более распространенным. менее, эскимосский язык по-прежнему считается приемлемым среди коренных жителей Аляски юпиков Тем не и инупиатов (инуитов), а также сибирских народов юпиков он предпочтительнее инуитов . , и в качестве коллективного обозначения [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Ранние маски
[ редактировать ]Археологические маски были найдены из раннего палеоэскимосского и раннего дорсетского культурного периода. [ 2 ] Считается, что эти маски выполняли несколько функций, в том числе использовались в ритуалах, изображая животных в персонализированной форме; [ 14 ] используется шаманом ( знахарем или ангаккуком ) в церемониях, связанных с духами (как в случае с деревянной маской с юго-запада Аляски ); [ 15 ] Также предполагается, что их можно носить во время церемоний песенных конкурсов. [ 16 ]
Связанные убеждения
[ редактировать ]
Хотя представления о единстве человека и животного не распространялись на убеждения об абсолютной взаимозаменяемости, [ 17 ] У некоторых эскимосских народов были сложные концепции души (включая варианты дуализма души ), которые связывали живых людей, их предков и их добычу. [ 18 ] [ 19 ] Помимо синхронных верований, существовали также представления о единстве человека и животного и мифы о древних временах, когда животное могло по своему желанию принимать человеческий облик. [ 14 ] [ 20 ] Традиционные маски трансформации отражали это единство. [ 21 ] Ритуальные церемонии могли бы позволить сообществу разыгрывать эти истории с помощью масок, иногда с человеком в маске, изображающим животное.
На масках инуитов « концентрические круги … обычно представляют космос». [ 22 ]
Юпикские маски
[ редактировать ]Юпики — эскимосы западной Аляски, чьи маски сильно различаются , но характеризуются великой изобретательностью. Маски юпик различаются по размеру: от «маскет» на лбу и пальцах до огромных конструкций, для выступления танцорам нужны внешние опоры. [ 23 ] Многие из этих масок использовались почти как сценический реквизит, некоторые из них наполняли танцора духом, который они олицетворяли, и большинство из них часто уничтожались после использования. Другие представляли животных-людей (юит) , а также насекомых, ягоды, растения, лед и предметы быта. [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фиенуп-Риордан 1994 : 206.
- ^ Перейти обратно: а б Хессель и Хессель 1998 : 12–13.
- ^ Клейван 1985 : 8
- ^ Расмуссен 1965 : 366 (гл. 23)
- ^ Расмуссен 1965 : 166 (гл. XIII)
- ^ Расмуссен 1965 : 110 (гл. VIII)
- ^ Мосс 1979
- ^ Клейван 1985 : 26
- ^ Лоуренс Каплан: Сравнительное сравнение юпиков и инуитов. Архивировано 6 марта 2008 г. в Wayback Machine (найдено на сайте Центра коренных языков Аляски. Архивировано 23 января 2009 г. в Wayback Machine ).
- ^ «Эскимосский | Определение, история, культура и факты» . Британская энциклопедия .
- ^ Каплан, Лоуренс. «Инуиты или эскимосы: какое имя использовать?» . www.uaf.edu . Центр коренных языков Аляски , Университет Аляски в Фэрбенксе . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ «Эскимосский: словарь Вебстера» . Проверено 1 апреля 2021 г.
- ^ Хершер, Ребекка (24 апреля 2016 г.). «Почему, вероятно, не следует говорить «эскимос» » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
- ^ Перейти обратно: а б Восток 1997 : 90–91.
- ^ Берч и Форман 1988 : 90–91.
- ^ Берч и Форман 1988 : 30–31.
- ^ Восток 1997 : 99
- ^ Восток 1997 : 86
- ↑ Витебский 1996 :14.
- ^ Барюске 1969 : 7, 9.
- ^ Томас, 2008 г. Архивировано 9 мая 2008 г. в Wayback Machine : +4 (= третья страница после первой страницы статьи)
- ^ Шандонне, Энн (2013). Коренные народы Аляски . Анкоридж: Предприятия Арктического круга. п. 29. ISBN 1-933837-14-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Живая традиция масок юпиков; Энн Фейнуп-Риордан; Вашингтонский университет Press, Сиэтл, 1996. ISBN 0-295-97501-6
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баруске, Хайнц (1969). «Как возникла жизнь». Эскимосские сказки . Сказки мировой литературы (на немецком языке). Дюссельдорф • Кельн: Ойген Дидерихс Верлаг. стр. 6–13. Название сказки означает: «Так появилась жизнь»; название книги означает: «Эскимосские сказки»; Серия означает: «Сказки мировой литературы».
- Берч, Эрнест С. (младший); Форман, Вернер (1988). Эскимосы . Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 0-8061-2126-2 .
- Фиенуп-Риордан, Энн (1994). Границы и переходы: правило и ритуал в устной традиции юпиков-эскимосов . Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс.
- Хессель, Инго; Хессель, Дитер (1998). Инуитское искусство. Введение . предисловие Джорджа Суинтона. Блумсбери-стрит, 46, Лондон WCIB 3QQ: Издательство Британского музея. ISBN 0-7141-2545-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - Клейван, Инге; Б. Зонне (1985). Эскимосы: Гренландия и Канада. Иконография религий, Раздел VIII, «Народы Арктики», выпуск 2. Лейден, Нидерланды: Институт религиозной иконографии • Государственный университет Гронингена. Э. Дж. Брилл. ISBN 90-04-07160-1 .
- Мосс, Марсель (1979) [около 1950]. Сезонные вариации эскимосов: исследование социальной морфологии . в коллаборации. с Анри Беша; переведен с предисловием Джеймсом Дж. Фоксом. Лондон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 0-415-33035-1 .
- Остен, Ярих Г. (1997). «Космологические циклы и составляющие человека». В С.А. Мусалимасе (ред.). Арктическая экология и идентичность . Книги ISTOR 8. Будапешт • Лос-Анджелес: Академия Киадо • Международное общество трансокеанских исследований. стр. 85–101. ISBN 963-05-6629-Х .
- Расмуссен, Кнуд (1926). Поездка в Туле . Франкфурт-на-Майне: Frankfurter Societăts-Druckerei.
- Расмуссен, Кнуд (1965). Туле Путешествие . Путешественники по миру (на венгерском языке). перевод Жужа Детре. Будапешт: Мысль. Венгерский перевод Расмуссена 1926 года .
- Томас, Лесли (2008). «Видения конца дней. Эскимосский шаманизм на северо-западе Аляски» (PDF) . Журнал «Священный обруч» (59). ISSN 1364-2219 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 мая 2008 г. Проверено 30 апреля 2008 г.
- Витебский, Пирс (1996). Шаман . Мудрость • вера • миф (на венгерском языке). Будапешт: Венгерский книжный клуб • Helikon Publishing. ISBN 963-208-361-Х . Перевод оригинала: Шаман (Живая Мудрость) . Дункан Бэрд. 1995.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с масками юпиков , на Викискладе?