ЛАК-16
ЛАК-16 | |
---|---|
Роль | Одноместный основной планер |
Национальное происхождение | Литва |
Производитель | Литовская авиастроительная компания (ЛАК) |
Дизайнер | Гинтарас Сабаляускас и Кястутис Леонавичюс |
Первый полет | 6 сентября 1986 г. |
ЛАК -16 — это одноместный основной планер с открытой балкой, выполненный в традициях 1930-х годов, но построенный из современных материалов. Производился в 1980-х годах в Литве .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Литовский основной планер ЛАК-16 был разработан Гинтарасом Сабаляускасом и Кястутисом Леонавичюсом как преемник ЛАК-14 Страздас . Для первого полета на нем было установлено деревянное крыло ЛАК-14, но на более поздних экземплярах дерево было заменено на более современные материалы. ЛАК-16 — с высокоподкосным крылом моноплан и простой параллельной хордой . Крыло не стреловидное, покрыто тканью , с широко загнутыми кончиками; на ранних серийных моделях он имел из стекловолокна одинарный лонжерон , передние кромки и нервюры из стекловолокна . На более позднем ЛАК-16М конструкция крыла металлическая и за счет этого усилена. Имеются лопастные , покрытые тканью элероны , выступающие за задние кромки и установленные на встроенных шарнирах. [ 1 ]
ЛАК-16 имеет плоский открытый фюзеляж на основе пары труб, стальных спереди и алюминиевых кормовых. Верхняя труба прямая от хвостовой части до передней кромки, после чего изгибается вниз, образуя нос планера, присоединяясь к нижней трубе. Первоначально он параллелен верхней задней трубе, но поворачивает вверх к корме из-под крыла, поэтому глубина фюзеляжа уменьшается по направлению к хвосту. Фюзеляж разделен на три отсека вертикальными поперечинами и дополнительно усилен тремя диагональными элементами. Крыло установлено на верхней трубе и подкреплено одной стойкой с каждой стороны примерно на расстоянии одной трети размаха до нижней трубы. Распорные тросы от крыла в верхней части стоек проходят назад к хвосту и вперед к носу, чтобы ограничить изгиб фюзеляжа в плоскости. Хвостовое оперение, построенное на основе дюралевых трубчатых конструкций и покрытое тканью, традиционное с прямым коническим хвостовым оперением наверху фюзеляжа. Между отдельными рулями высоты имеется зазор для движения руля направления . Вертикальное оперение стреловидное, с закругленной вершиной; руль широкий и доходит до киля. [ 1 ]
Единственное сиденье и подголовник из стеклопластика установлены на нижней балке, при этом пилот полностью открыт для пилота, за исключением экрана, обеспечиваемого небольшим носовым обтекателем. ЛАК-16 приземляется на пару небольших колес, установленных на самоподрессоренных консольных опорах из стеклопластика , которым помогает самоцентрирующееся хвостовое колесо. [ 1 ]
Транспортировка и хранение упрощается за счет установки крыла, которое при отсоединенных расчалках и тросах элеронов может поворачиваться на 90°. [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]ЛАК-16 с деревянным крылом впервые поднялся в воздух 6 сентября 1986 года, а производство, вероятно, началось в 1987 году. [ 1 ] Производственные номера неизвестны, хотя серийные номера предполагают, что их могло достигать нескольких сотен. В 2010 году семнадцать человек оставались в реестре актов гражданского состояния Литвы, а еще один - в Польше . [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]- ЛАК-16
- Самолет первой серии с крылом из стеклопластика.
- ЛАК-16М
- Более поздний самолет с крыльями на металлическом каркасе.
Технические характеристики (ЛАК-16М)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft 1990/1, стр.650-1. [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: один
- Длина: 5,38 м (17 футов 8 дюймов)
- Размах крыльев: 9,66 м (31 фут 8 дюймов)
- Площадь крыла: 8,05 м 2 (86,6 кв. футов)
- Соотношение сторон : 11,6
- Профиль крыла : Р-IIIА-15.
- Пустой вес: 88 кг (194 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 175 кг (386 фунтов)
Производительность
- Скорость сваливания: 48 км/ч (30 миль в час, 26 узлов)
- Никогда не превышайте скорость : 96 км/ч (60 миль в час, 52 узла) на ровном воздухе.
- пределы g: +5,5/-2,75
- Максимальное качество планирования: 12:1 при 54 км/ч (34 миль в час; 29 узлов)
- Скорость погружения: минимум 1,20 м/с (236 футов/мин).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Ламберт, М. (1990). Jane's All the World's Aircraft 1990-1991 гг . Лондон: Информационная группа Джейн. стр. 650–1. ISBN 07106 0908 6 .
- ^ Партингтон, Дэйв (2010). Справочник по европейским регистрам, 2010 год . Air Britain (Historians) Ltd. ISBN 978-0-85130-425-0 .