Полет L-13 Blaník
L-13 Blaník | |
---|---|
Penn State Soaring Club L-13 Полетает над государственным колледжем в Пенсильвании , показывая прямое крыло | |
Общая информация | |
Тип | Двухместная плавальная плата |
Национальное происхождение | Чехословакия |
Производитель | Полет |
Дизайнер | |
Статус | летающий |
Number built | more than 3000 |
History | |
Manufactured | 1958–1978 |
First flight | 1956 |
Variants | Blanik TG-10 L-13A L-13AC L-13SW L-13B L-13TJ |
L -13 Blaník -это двухместный планер тренера, произведенный Let Kunovice с 1956 года. Это самый многочисленный и широко используемый планер в мире. В службе Академии ВВС США он обозначен TG-10C и использовался для базового летного обучения до 2012 года.
Дизайн
[ редактировать ]

- Фузеляж полумонококсовой конструкции с использованием долгонов и переборки, с яйцевидным поперечным сечением. Кабина . двумя частями акрилового покрыта стекла
- Трапезиидные однополосные крылья с прямой (негативной) развертыванием, однополушкой, полностью металлической конструкцией. Металлические кончики лосося. Крышки и элероны имеют металлическую раму и покрыты тканью. Металлические спойлеры типа DFS на поверхностях верхнего и нижнего крыла.
- Горизонтальные хвостовые поверхности складываются параллельно плавникам для транспортировки и хранения.
- Лифт и руль - это металлические рамы, покрытые тканью.
- The main single-wheel landing gear is sprung with an oleo-pneumatic shock absorber. When retracted, it still protrudes enough outside so there is little or no damage even if the wheel is accidentally left in the raised position for landing.
Development
[edit]The L-13 Blaník was designed by Karel Dlouhý of VZLÚ Letňany c. 1956, building upon the experience gained with the Letov XLF-207 Laminar, the first Czech glider to employ laminar flow wing profiles. The L-13 was developed as a practical glider suitable for basic flight instruction, aerobatic instruction and cross-country training. This design concept was combined with true and tested technology: metal construction, NACA laminar profiles and many standard-issue components of the Soviet aerospace industry.
The Blaník entered production in 1958 and quickly gained popularity as an inexpensive, rugged and durable type, which was easy to fly and operate. It was widely adopted in the Soviet bloc and was exported in large numbers to Western Europe and North America. Total production was in excess of 2650, or more than 3000 if variants are included. More than half a century after its first flight it is still the most common glider in the world.
The Blaník achieved many two-seater world distance records during the 1960s. The Blaník inspired other designs, notably the Démant and L-21 Spartak single-seaters developed to equip the Czechoslovak team in the 1956 and 1958 World Championships.
Operational history
[edit]The effectiveness of the Blaník as a primary trainer is due to a blend of characteristics that facilitate progress of ab initio students towards solo flight, namely: slow landing speed, ample control deflections and an effective rudder. These are in effect typical of wood-and-fabric primary trainers such as the ASK 13, which the Blaník resembles in handling, though not in materials and construction.
The Blaník was originally stressed for simple aerobatics, including inverted flight where the aircraft has a single occupant. As a result of this latter requirement, intermediate level aerobatic training in the Blaník was done in solo flight with the instructor on the ground or in another aircraft. A manufacturer airworthiness directive in June 2010 asserted a prohibition against all aerobatic manoeuvres.[1]
2010 main-spar failure
[edit]A Blaník L-13 (not an L-13AC, which has a different wing and type certificate) was involved in a fatal accident in Austria on 12 June 2010,[2] when a wing spar failed at height, leading to separation of the wing and loss of control of the aircraft. A newspaper reported the cause of the failure as excessive stress during a manoeuvre.[3] However, the preliminary investigation revealed that the fracture may have been due to metal fatigue, and not necessarily from being overstressed. As a precaution, the manufacturer issued an emergency bulletin on 18 June 2010 directing that each aircraft be grounded pending a full inspection of wing spars, and compilation of usage patterns from logbook records. Following inspection, the aircraft would be permitted to fly on a non-aerobatic basis only.[1]
Variants
[edit]- L-13 AC Blaník
- The L-13 AC is primarily intended for aerobatic training with a wider flight envelope enabling dual training up to intermediate-level. It combines the wings and cockpit of the L-23 Super Blaník with the single-piece canopy and conventional empennage of the L-13. This model is considered stronger and different enough from a conventional L-13, L-13/AC uses a shorter L-23 wing and is not affected by 2010 spar issues of the L-13.[4]
- L-13 J
- An auxiliary-powered Blaník was also developed, with an external Jawa engine permanently mounted on a pylon above the rear fuselage.
- Sportinė Aviacija SL-2P
- aka Kensgaila VK-7 A twin-fuselage Blaník was developed by Sportinė Aviacija in Lithuania as a flying laboratory for testing of laminar airfoils. The specimen profiles are fixed to a supporting frame erected between the fuselages. This variant is similar in concept to the modified Janus once operated by the DFVLR (today the DLR, or German Aerospace Center) for the same purpose.
- L-13 TJ
- (OK-3801) single-seat experimental motor glider fitted with a jet engine TJ-100C with take-off thrust 1,0 kN from První brněnská strojírna Velká Bíteš.[5]

- L-13 B Bačostroj
- (OK-8902) single-seat experimental motor glider with Walter Mikron IIIA, 48 kW
- L-13 A1
- (Llewellyn Modification) to extend the fatigue life to nominally three times the basic Blanik L-13 life.
- TG-10 Blanik
- United States Air Force Academy, gliding school.
- Aerotechnik L-13 Vivat
- Touring motorglider derivative. The wings, fuselage and tail surfaces of the L-13 are mated to a cockpit featuring side-by-side seats and a conventional firewall-forward engine installation with either a Walter Mikron IIIAE four-cylinder inverted inline engine or a Limbach L2000.
- Aerotechnik L-13 SE Vivat
- Aerotechnik L-13 SW Vivat
- Aerotechnik L 13 SEH Vivat
- Aerotechnik L-13 SDM Vivat
- Aerotechnik L 13 SL Vivat
- Aerotechnik L-13 SDL Vivat
Operators
[edit]The Blanik has been owned and operated by individuals and gliding schools around the world. Some individuals club together to form syndicates to operate the aircraft. A small number have been operated by the military.
Military operators
[edit]- Австралийские силы обороны - Австралийские кадеты обороны 10 работают в период с 1961 по 2020 год [ 6 ]
- Эстонский ВВС Два работали в период с 1998 по 2005 год
Италия
- Итальянские ВВС работали 2 года L-13 Blaník с 1977 по 1999 год [ 7 ]
Литва
- Литовские волонтерские силы национальной обороны - 14 лет Бланика работали в волонтерских силах национальной обороны (SKAT) с 1993 года до 1998 года [ 8 ]
Соединенные Штаты
- Академия ВВС США с 2002 по 2012 год.
Уругвай
- Уругвайские ВВС
Самолеты на дисплее
[ редактировать ]- L-13 выставлен в Museo Del Aire в Мадриде . [ Цитация необходима ]
- L-13 демонстрируется в Центре истории и технологий авиации в Мариетте, штат Джорджия . [ 9 ]
- L-13 демонстрируется на Atomic Motors Classic Cars and Motorcycles в Хендерсон, NV [ 10 ]
- L-13 демонстрируется в кафе Propeller в аэропорту Чофу в Токио, Япония
Технические характеристики (L-13 Blaník)
[ редактировать ]Данные из мировых парусов: Die Segelflugzeuge der Welt: Les Slaneuurs du Monde Том II [ 11 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 8,4 м (27 футов 7 дюймов)
- Размах крыльев: 16,2 м (53 фута 2 дюйма)
- Область крыла: 19,15 м 2 (206,1 кв. Фута)
- Соотношение сторон : 13,7
- Аэродинамическая профиль : корень: NACA 65 2 A 615 , TIP: NACA 65 2 A 612
- Пустой вес: 292 кг (644 фунта)
- Валовой вес: 500 кг (1102 фунта)
Производительность
- Скорость стойла: 62 км/ч (39 миль в час, 33 кв.
- Никогда не превышайте скорость : 240 км/ч (150 миль в час, 130 кН)
- Скорость шероховата макс: 145 км/ч (90 миль в час; 78 кН)
- Скорость аэротоки: 140 км/ч (87 миль в час; 76 кН)
- Скорость запуска лебедки: 100 км/ч (62 миль в час; 54 кН)
- Терминальная скорость: с полными аэростами 258 км/ч (160 миль в час; 139 кН)
- G Ограничения: +5 -2,5 при 136 км/ч (85 миль в час; 73 кН)
- Максимальное соотношение скольжения: 28 при 93 км/ч (58 миль в час; 50 кН)
- Скорость раковины: 0,84 м/с (165 футов/мин) при 83 км/ч (52 миль в час; 45 кН)
- Загрузка крыла: 26,1 кг/м 2 (5,3 фунта/кв.
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный «Пусть обязательный бюллетень L13/109A» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2011-07-22 . Получено 2010-08-11 .
- ^ Немецкая новостная статья о аварии .
- ^ Easa ead 2010- easa ead [ Постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ «Письмо, FAA к SSA, 14 сентября 2010 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Получено 24 сентября 2010 года .
- ^ «Турбоевский двигатель TJ 100, PBS Velká Bíteush, как« архивировано из оригинала 2011-07-18 . Получено 2009-12-04 .
- ^ «Адф сериалы - Бланик L -13» . www.adf-serials.com.au . Получено 2021-01-03 .
- ^ аэрофляз
- ^ аэрофляз
- ^ «Пусть L-13 Blanik» . Центр истории авиации и технологий . Получено 23 февраля 2021 года .
- ^ http://www.atomicmotors.net [ только URL ]
- ^ Shenstone, BS; К.Г. Уилкинсон (1963). Мировые пластины: Die Segelflugzeuge Der Welt: Les Slaneuurs du Monde Том II (на английском, французском и немецком языках) (1 -е изд.). Цюрих: Международная научная и техническая организация для парусного спорта (OSTIV) и Schweizer Aero-Revised. стр. 58–59.
Ссылки
[ редактировать ]- Орлита, Альберт (1978). «Прозрачный Бланик». Авиация и астронавца (в чешском). Нет. 19. с. 724–726.
- BS Shenstone; К.Г. Уилкинсон (1963). Мировые пластины: Die Segelflugzeuge Der Welt: Les Slaneuurs du Monde Том II (на английском, французском и немецком языках) (1 -е изд.). Цюрих: Международная научная и техническая организация для парусного спорта (OSTIV) и Schweizer Aero-Revised. стр. 34–36.
- Саймонс, Мартин (2005). Парус 1965–2000 гг. (2 -е пересмотренное изд.). Kenigswinter: EQIP Werbung & Verlag Gmbh. С. ISBN 3-9808838-1-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]