Венди Понка
Венди Понка | |
---|---|
Рожденный | Кимберли Энн Понка 1960 (63–64 года) |
Национальность | Нация осейджей , американцы |
Стиль | Осейджское искусство, индейская мода |
Движение | Коллектив Native Uprising, Коренной футуризм |
Веб-сайт | Вендипонка |
Венди Понка (1960 г.р.) — осейджская художница, педагог и модельер, известная своими модными творениями коренных американцев . С 1982 по 1993 год она преподавала курсы дизайна и волоконного искусства в Институте искусств американских индейцев (IAIA) в Санта-Фе, а затем преподавала в Университете Лас-Вегаса . Ежегодно в период с 1982 по 1987 год она получала награды за свою современную индейскую моду на индейском рынке Санта-Фе. Ее работы выставлены в IAIA, Музее искусств округа Лос-Анджелес , Художественном музее Филбрука и Смитсоновском институте . Национальный музей американских индейцев .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Кимберли Энн Понка, известная как Венди, родилась в 1960 году в Техасе в семье Барбары Энн (урожденной Ферр) и Карла Понка . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Она выросла в обсерватории Макдональда недалеко от Форт-Дэвиса, штат Техас . [ 4 ] Ее отец, художник и преподаватель народа осейджей , выросший в резервации осейджей недалеко от Фэрфакса, штат Оклахома, познакомился с ее матерью, дизайнером интерьеров, когда они учились в Институте технологии и дизайна Канзас-Сити. [ 5 ] [ 6 ] После завершения начального образования она поступила в Ft. Центральная средняя школа Дэвиса, [ 7 ] прежде чем начать изучать искусство в Институте искусств американских индейцев (IAIA) в Санта-Фе, штат Нью-Мексико . [ 8 ] Она изучала курс «Традиционные техники» у Сэнди Файф Уилсон , которая заменила создательницу курса Жозефину Уапп ( Comanche / Sac & Fox ), недавно вышедшую на пенсию. [ 9 ] В 1977 году в рамках программы работы с общественностью показ мод IAIA был представлен Торговой палате женского отдела Санта-Фе с Понка в качестве ведущего. [ 10 ] После завершения образования в IAIA в 1977 году [ 1 ] она изучала искусство в Нью-Йорке и ткачество в Греции. [ 11 ] Понка продолжил обучение в Художественном институте Канзас-Сити . [ 12 ] где в 1982 году она получила степень бакалавра в области волоконного искусства , а затем получила степень магистра арт-терапии в Юго-Западном колледже Санта-Фе . [ 8 ] [ 13 ]
Карьера
[ редактировать ]После получения степени бакалавра Понка в 1982 году пошла работать художником по костюмам в Оперу Санта-Фе . [ 11 ] Примерно в то же время она основала Waves of the Earth Fashion Group для продвижения своих модных моделей. [ 14 ] В конце оперного сезона ее наняли вместо Уилсона на курс «Традиционные техники» в IAIA. [ 11 ] Она также преподавала курсы дизайна одежды, где была известна своим упором на создание выкроек , пошив одежды и контроль структурной целостности одежды. [ 15 ] В 1987 году курс «Традиционные техники» был переименован в «Файбер-искусство», что облегчило перевод кредитов в другие университеты. Он включал использование индейских средств массовой информации, таких как техники вышивки бисером и плетения , а также манипулирование волокнами, окрашивание и дизайн как для двух-, так и для трехмерных работ. [ 16 ] Понка и ее ученики устраивают показы мод под лозунгом «Волны Земли», чтобы дать студентам возможность продвигать свою продукцию. [ 17 ] (SWAIA Market), проводимом Юго-Западной ассоциацией индийских искусств Они также приняли участие в ежегодном показе мод Индийского рынка Санта-Фе (SWAIA Market), на котором была представлена одежда, созданная студентами IAIA. [ 18 ]
Как дизайнер, Понка предпочла показывать свои работы на показах мод, а не в галереях, потому что владельцы галерей хотели стереотипной одежды коренных народов и были более противны внешним влияниям. [ 19 ] Показывая свои работы на индийском рынке Санта-Фе, Понка ежегодно в период с 1982 по 1987 год получала награды за современный дизайн. [ 20 ] После семи лет участия в SWAIA Market она решила попробовать другие площадки, чтобы разнообразить свое присутствие. [ 21 ] В середине 1980-х годов она стала соучредителем организации Native Influx, которая позже была переименована в Native Uprising. Коллектив позволил художникам, дизайнерам и моделям участвовать в создании своих шоу и получать прибыль от них. Это была первая организация сотрудничества между художниками коренных американцев, в число основателей которой входили Маркус Амерман (Чокто), РоузМэри Диас ( Санта-Клара Тева ), Джеки Ки, Патрисия Майклс ( Таос Пуэбло ), Чар Ромеро и Кэрол Сандовал. [ 22 ] Ллойд Кива Нью ( Нация чероки ) выступал в качестве советника и поддерживал группу, целью которой было создание платформы для коренных американцев, позволяющей им конкурировать в индустрии моды, сочетая новый инновационный дизайн с традиционными символами и культурными практиками американских индейцев. [ 23 ]
В двухмерном искусстве в работах Понки 1980-х и 1990-х годов использовалась эклектичная смесь материалов, таких как раковина морского ушка , рога , оленьая кожа , войлок , металл и другие материалы для создания коллажей . [ 24 ] Она также шила одеяла, шали и гобелены. [ 25 ] и хотя ее работы включали в себя паниндийские темы и темы различных некоренных культур, она также создавала более значимые в культурном отношении предметы, подчеркивающие осейджские темы. [ 26 ] В 1990-х годах она использовала в своих модных моделях майлар — полиэфирную пленку , впервые использованную в космических путешествиях. Его драпировка, звук, издаваемый при ходьбе модели, и его символическое отношение к небу. [ 27 ] соответствовала ее коллекции модной одежды, отражавшей черты Неба и Земли осейджей . Она также экспериментировала с раскраской тела для своих моделей, вдохновленная историческими практиками татуирования осейджей . [ 28 ] Росписи на теле часто представляли иконографию осейджей, например, пауков и змей, а также цветочные узоры или узоры из лент . [ 29 ]
Понка покинул IAIA в 1993 году. [ 11 ] и через два года школа прекратила предлагать программу моды. [ 30 ] Она продолжала участвовать в мероприятиях высокой моды, таких как Indian Chic: показ мод американских индейцев, организованный Денверским художественным музеем в 1998 году, а также Culture Embodied и Embodied II , для которых она также руководила IAIA в 2000 году. Culture проходила в Альбукерке , а вторая выставка соответствовала ежегодному индийскому рынку Санта-Фе. [ 31 ]
поручила Понка создать четыре одеяла В 1995 году компания Pendleton Woolen Mills для специальной серии. [ 8 ] Одеяла были представлены на выставке, организованной Американским музеем истории текстиля в 2000 году. [ 32 ] После преподавания в Университете Лас-Вегаса Понка переехала в Фэрфакс, Оклахома , и продолжила разрабатывать и выставлять свои творения. [ 33 ] Она работала директором по развитию в Талсе Национального института памятников Индии . Коллекция Понки «Свадебная одежда народов Земли и Неба» была выставлена в Музее племени осейджей в 2013 году. [ 8 ] В 2016 году Пендлтон выпустил еще одно одеяло ограниченной серии, разработанное Понка, а доходы от него были направлены в пользу Фонда нации осейджей. [ 33 ] В том же году она выставлялась в Музее Филбрука на показе Native Fashion Now , который был создан Музеем Пибоди Эссекс и совершил поездку по стране, прежде чем был выставлен в Национальном музее американских индейцев Смитсоновского института . [ 34 ] Работы Понка выставлены в IAIA, Художественном музее округа Лос-Анджелес , Художественном музее Филбрука и Национальном музее американских индейцев. [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Меткалф 2010 , с. 157.
- ^ Одесский американец 1960 , с. 22.
- ^ Браки округа Кей, 1959 , с. 627.
- ^ Овертон 1972 , стр. 85–87.
- ^ Роуч и 27 февраля 1969 г. , с. 13.
- ^ Роуч и 4 марта 1969 г. , с. 2.
- ^ Предприятие Pecos 1975 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с д Лебедь 2013 .
- ^ Меткалф 2010 , стр. 151–153.
- ^ Меткалф 2010 , стр. 153–154.
- ^ Jump up to: а б с д Меткалф 2010 , с. 158.
- ^ «Женщины-дизайнеры в США, 1900-2000» . Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ Краватт 2017 .
- ^ Меткалф 2010 , стр. 160–161.
- ^ Меткалф 2010 , с. 161.
- ^ Меткалф 2010 , стр. 159–160.
- ^ Меткалф 2010 , с. 162.
- ^ Меткалф 2010 , с. 163.
- ^ Меткалф 2010 , с. 164.
- ^ Меткалф 2010 , с. 165.
- ^ Меткалф 2010 , с. 166.
- ^ Меткалф 2010 , с. 177.
- ^ Меткалф 2010 , стр. 179–180.
- ^ Меткалф 2010 , с. 168.
- ^ Линн 1990 , с. 11.
- ^ Линн 1990 , с. 12.
- ^ Меткалф 2010 , с. 169.
- ^ Меткалф 2010 , с. 171.
- ^ Меткалф 2010 , стр. 172–173.
- ^ Меткалф 2010 , с. 189.
- ^ Меткалф 2010 , стр. 190–191.
- ^ Таттл 2000 , стр. 21, 23.
- ^ Jump up to: а б с Мэдден 2016 .
- ^ Уоттс 2016 .
Библиография
[ редактировать ]- Краватт, Патрик (16 мая 2017 г.). «Художник-осейдж привносит «арт-терапию» на артезианский фестиваль искусств» . Нация Чикасо . Ада, Оклахома: штаб-квартира племени чикасо. Архивировано из "-to-Artesian-Arts-43812.aspx оригинал 22 августа 2017 года . Проверено 22 августа 2017 года .
- Линн, Январь (22 марта 1990 г.). «Обмен культурой (часть 1)» . Санта-Фе, Нью-Мексико: Санта-Фе, штат Нью-Мексико . п. 11 . Проверено 22 августа 2017 г. - через Newspaperarchive.com .
и Линн, Январь (22 марта 1990 г.). «Обмен культурой (часть 2)» . Санта-Фе, Нью-Мексико: Санта-Фе, штат Нью-Мексико . п. 14 . Проверено 22 августа 2017 г. - через Newspaperarchive.com .
- Мэдден, Тара (17 марта 2016 г.). «Венди Понка создает одеяло Pendleton для Фонда Осейджей» . Похаска, Оклахома: Osage News. Архивировано из оригинала 21 мая 2016 года . Проверено 22 августа 2017 г.
- Меткалф, Джессика Риэнн (2010). Местные дизайнеры высокой моды: выражение идентичности, творчества и традиций в современном дизайне повседневной одежды (доктор философии). Тусон, Аризона: Университет Аризоны . hdl : 10150/194057 .
- Овертон, Джеймс (22 октября 1972 г.). «Высоко на горе (ч. 1)» . Биг-Спринг, Техас: The Big Spring Herald . п. 85 . Проверено 22 августа 2017 г. и Овертон, Джеймс (22 октября 1972 г.). «Высоко на горе (ч. 2)» . Биг-Спринг, Техас: The Big Spring Herald . п. 86 . Проверено 22 августа 2017 г. и Овертон, Джеймс (22 октября 1972 г.). «Высоко на горе (ч. 3)» . Биг-Спринг, Техас: The Big Spring Herald . п. 87 . Проверено 22 августа 2017 г.
- Роуч, Карен (4 марта 1969 г.). «Индийские курсы» . Альпайн, Техас: Горизонт Сала Росса. п. 2 . Проверено 22 августа 2017 г. - через Newspaperarchive.com .
- Роуч, Карен (27 февраля 1969 г.). «Строки из Лобо» . Альпайн, Техас: Альпийская лавина . п. 13 . Проверено 22 августа 2017 г. - через Newspaperarchive.com .
- Свон, Кэти (3 июля 2013 г.). «В Музее племени осейджей проводится уникальный показ мод с участием Венди Понка» . Журнал Паухаска-Капитал. Архивировано из оригинала 22 августа 2017 года . Проверено 22 августа 2017 г.
- Таттл, Нэнси (3 мая 2000 г.). «Все завернуты в индийские одеяла (часть 1)» . Лоуэлл, Массачусетс: The Lowell Sun. п. 21 . Проверено 22 августа 2017 г. - через Newspaperarchive.com .
и Таттл, Нэнси (3 мая 2000 г.). «Все завернуты в индийские одеяла (часть 2)» . Лоуэлл, Массачусетс: The Lowell Sun. п. 23 . Проверено 22 августа 2017 г. - через Newspaperarchive.com .
- Уоттс, Джеймс Д. младший (2 октября 2016 г.). «Выставка Филбрука превозносит современную индейскую моду» . Талса, Оклахома: Мир Талсы . Проверено 23 августа 2017 г.
- «Индекс браков округа Кей: Карл Понка / Барбара Ферр» . Семейный поиск . Ньюкирк, Оклахома: Здание суда округа Кей. 30 октября 1959 г. с. 627. Фильм №1311022 . Проверено 22 августа 2017 г.
- «Медицинский центр Больница» . Одесса, Техас: Одесский американец . 22 апреля 1960 г. с. 22 . Проверено 22 августа 2017 г. - через Newspaperarchive.com .
- "Венди Понка Форт Дэвис красавица" . Пекос, Техас: Предприятие Пекос. 18 июня 1975 г. с. 6 . Проверено 22 августа 2017 г. - через Newspaperarchive.com .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1960 рождений
- Американские модельеры
- Факультет Института искусств американских индейцев
- Живые люди
- Художники по текстилю коренных американцев
- Осейджи
- Жители округа Джефф Дэвис, штат Техас.
- Люди из Фэрфакса, Оклахома
- Модельеры коренных народов Америки
- Женщины коренных американцев 20-го века
- Художники коренных американцев 20-го века
- Женщины коренных американцев XXI века
- Художники коренных американцев XXI века
- Женщины-художницы коренных американцев