Дезсо Сентдьёрдьи
Дезсо Сентдьёрдьи | |
---|---|
![]() Дезсо Сентдьёрдьи | |
Рожденный | Кокут , Австро-Венгрия | 16 января 1915 г.
Умер | 28 августа 1971 г. Копенгаген , Дания | (56 лет)
Верность | ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Лет службы | 1933–1945 |
Классифицировать | Уорент-офицер |
Единица | 1/2. Истребительная эскадрилья Лудаса Матьи
1/1. Истребительная эскадрилья Донго 101-й истребительный авиаполк «Пума» ( 101-й домашний истребительный авиаполк ПВО ) |
Битвы/войны |
|
Другая работа | Гражданский пилот |
Уорент-офицер Дежё Сентдьёрдьи (16 января 1915 — 28 августа 1971) был самым результативным венгерским асом-истребителем Королевских ВВС Венгрии во Второй мировой войне .
Молодость/Королевские ВВС Венгрии в Гонведе
[ редактировать ]Дезсо Сентдьёрдьи родился в 1915 году в Кокуте . Он закончил учебу в Эньинге, и ему было 18 лет, когда он пошел добровольцем в Королевские ВВС Венгрии . Первоначально он был авиамехаником, но позже прошел подготовку пилота. Он окончил авиационную школу в Секешфехерваре с отличными оценками. Он прошел подготовку в качестве летчика-истребителя и принял участие в половине операций FS на севере Венгрии на Fiat CR.32 . Летом 1942 года его перебросили в составе 1/1 истребительной эскадрильи «Донго» («Шмель») на советский фронт. Он летал на Reggiane Re.2000 Falco (MAVAG Héja), затем на Messerschmitt Bf 109 G. Свой первый самолет он сбил 7 августа 1942 года в результате дружественного пожара, летая на Re.2000. Жертвой стал немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 , который открыл по нему огонь, пока Сентдьёрдьи пытался идентифицировать самолет. Его первая победа над истребителем противника была одержана почти год спустя, 26 июня 1943 года, над советским истребителем Як-1 или Як-7 на Гресном. [ 1 ] Его рекорд на Восточном фронте составил 142 боевых вылета и 6 сбитых самолетов.
В группе компаний Пума
[ редактировать ]101. Honi Légvédelmi Vadászrepülő Osztály (101-я истребительная группа «Пума») была сформирована 1 мая 1944 года. Сентдьёрдьи был переведен в 101/2 истребительную эскадрилью «Ретек» («Редиска»). Он продолжал забивать пули и сбил 6 американских самолетов. К лету 1944 года он был командиром звена. 16 ноября 1944 года ему было присвоено звание прапорщика. После окончания «Американского сезона» главным противником снова стали советские истребители. Дезсо совершил еще 17 убийств. Свою последнюю воздушную победу он одержал 16 апреля 1945 года: Як-9 над Гуттенбрунном. [ 1 ] Он ни разу не разбил самолет из-за ошибки пилота, и его ни разу не сбили. К концу войны он совершил более 220 боевых вылетов и имел 30 подтвержденных побед; самый успешный венгерский летчик-истребитель.
После войны
[ редактировать ]После войны он вернулся домой и с 1946 по 1949 год стал пилотом MASZOVLET ( Венгерско-советских авиалиний). С 1950 по 1956 год он провел несколько лет в коммунистических тюрьмах, прежде чем снова стать пилотом переименованной в Malév Венгерских авиалиний , Налет составил 12 334 часа и преодолел более 5 миллионов километров в воздухе.
Смерть
[ редактировать ]28 августа 1971 года Сентдьёрдьи был пилотом рейса 731 венгерских авиалиний MALEV и был среди 32 человек, погибших, когда Ил-18 (HA-MOC) упал в море во время шторма при подходе к посадке в Копенгагене в Дании. . Сентдьёрдьи и остальные восемь членов его экипажа погибли, и только двое из 25 пассажиров выжили. [ 2 ] Он должен был уйти в отставку менее чем через три недели.
59-я авиабаза MH «Сентдьёрдьи Дежё» ВВС Венгрии в Кечкемете (оснащенная истребителями МиГ-29 и JAS 39 Gripen В его честь названа ).
Победы
[ редактировать ]Убить Нет. | Дата | Тип |
---|---|---|
1943 | ||
1 | 26 июня | Як-7б |
2 | 7 июля | Ла-5 |
3 | 3 августа | Ла-5 |
4 | 3 августа | Ил-2 |
5 | 4 августа | Ла-5 |
6 | 4 августа | Он-2 |
1944 | ||
7 | 14 июня | П-38 |
8 | 27 июня | П-51 |
9 | 2 июля | Б-24 |
10 | 16 июля | Б-24 |
11 | 27 июля | Б-24 |
12 | 22 августа | Б-24 |
13 | 13 ноября | Yak-9 |
14 | 16 ноября | Ил-2 |
15 | 8 декабря | Yak-9 |
16 | 20 декабря | Ил-2 |
1945 | ||
17 | 4 января | Ла-5 |
18 | 8 января | Ла-5 |
19 | 18 января | Ла-5 |
20 | 18 января | Ил-2 |
21 | 28 января | Yak-9 |
22 | 30 января | Yak-9 |
23 | 12 февраля | Ил-2 |
24 | 9 марта | Yak-9 |
25 | 11 марта | Ла-5 |
26 | 19 марта | Ил-2 |
27 | 19 марта | Ла-5 |
28 | 20 марта | Ла-7 |
29 | 23 марта | Yak-3 |
30 | 15 апреля | Yak-9 |
Неподтвержденный | ||
1943 | ||
1 | 20 июля | Советский истребитель |
2 | 3 августа | Советский истребитель |
3 | 5 августа | Советский истребитель |
4 | 6 августа | Советский истребитель |
5 | 7 августа | Советский истребитель |
1945 | ||
6 | 19 марта | Ла-5 |
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б Пунка 2002, стр. 84.
- ^ Сеть авиационной безопасности
- Библиография
- Чаба Бече - Забытые герои - асы Королевских ВВС Венгрии во Второй мировой войне. во Второй мировой войне, Издательство «Пуэдло», 2006, ISBN 963-9673-06-4
- Чаба Бече - Забытые герои - асы Королевских ВВС Венгрии во Второй мировой войне. в мировой войне, Зриньи Киадо, 2016, второе, расширенное издание ISBN 978-963-327-649-5
- Отто Часар – Жизнь и смерть в воздухе – биографический роман храброго Дезё Сентдьёрдьи, издательство Malév Publishers, 1994, ISBN 963-450-600-3
- Патаки И./Розсос Л./Сархидай Ги. – Воздушная война Венгрии над I., Зриньи Киадо, 1992 г., ISBN 963-327-154-1
- Патаки И./Розсос Л./Сархидай Ги. – Воздушная война над Венгрией II., Издательство «Зриньи», 1993, ISBN 963-327-163-0
- Пунка Дьердь – Венгерские асы Второй мировой войны, Osprey Publishing, Оксфорд, Англия, 2002.
- Дьердь Пунка - "Мессер" - Bf 109 в Королевских ВВС Венгрии, OMIKK, 1995 г. ISBN 963-593-208-1
- Пунка Ды./Сархидай Ды. – Венгерские орлы – Королевские ВВС Венгрии 1920 – 1945, Издательство КуК, 2006, ISBN 963-7437-51-7
- Тибор Тобак - Пумы на Земле и Небе, Lap és Könyvkiadó Kft., 1989, ISBN 963-7403-35-3