Элиза Шарплс
Элиза Шарплс | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1803 Болтон , Ланкашир, Англия |
Умер | 11 января 1852 г. Хакни, Лондон , Англия |
Занятие | Преподаватель, писатель, редактор газеты |
Язык | Английский |
Элиза Шарплс (1803–1852) [ 1 ] была одной из первых женщин в Англии, читавших лекции о свободомыслии , радикальной политике и правах женщин . Используя имена Леди Ротонды и Исиды, она читала свои лекции в Ротонде Блэкфрайарс в 1832 году, когда ею руководил ее партнер Ричард Карлайл . Ее речи, а также статьи Карлайла, ее самой и других, были опубликованы в ее еженедельном журнале The Isis . [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Шарплс родился в 1803 году в Болтоне , Ланкашир, в семье Энн и Ричарда Шарплс, преуспевающего производителя покрывал . Ее семья была уэслианскими методистами , и ее воспитание, как дома, так и в школе-интернате, привило ей сильную религиозную приверженность. [ 1 ] [ 2 ]
Она посещала школу-интернат до двадцати лет, после чего осталась дома, шила и читала. Внезапная смерть ее отца, брата и сестры, а также неспособность молитвы спасти их жизни заставили Шарплса усомниться в ее вере, что привело к радикальным изменениям в ее жизни. [ 1 ] [ 3 ]
В 1829 году, навещая подругу в Ливерпуле, Шарплс подслушала беседу между отцом своей подруги и Ричардом Карлайлом. [ 1 ] Несмотря на репутацию Карлайла как опасного атеиста и политического радикала, Шарплс считал его кротким и красивым человеком. [ 4 ] Примерно год спустя она обнаружила экземпляр газеты Карлайла «Республиканец» в библиотеке двоюродного брата и заинтересовалась настолько, что нашла еще несколько его работ в местном радикальном книжном магазине. [ 1 ] Сочинения Карлайла изменили убеждения Шарплс и привели к тому, что она позже описала как «новое рождение… к праведности». [ 5 ] В декабре 1831 года она начала переписываться с Карлайлом, который к тому времени был заключен в тюрьму за крамольную клевету , а в январе 1832 года поехала в Лондон, чтобы навестить его на Гилтспур-стрит в Комптере . [ 1 ]
Дама Ротонды и Исида
[ редактировать ]Приезд Шарплса дал Карлайлу возможность возродить судьбу его радикального театра « Ротонда» , который пережил тяжелые времена после заключения в тюрьму его главного деятеля Роберта Тейлора и ухода его преемника Зайона Уорда . [ 6 ] Она согласилась занять места Тейлора и Уорда и прочитать серию лекций по философским и религиозным свободомыслиям в Ротонде. [ 7 ]
Чтобы защитить свою семью, Шарплс не хотела, чтобы ее имя было обнародовано, поэтому Карлайл продвигал ее как загадочную «Леди Ротонды» или «Исиду» (названную в честь египетской богини разума), первую англичанку, заговорившую публично о религии и политике. [ 8 ] [ 1 ]
Ее лекции, начавшиеся 29 января 1832 года, были поставлены театрально. В «эффектном» платье ее торжественно вывели на сцену, усыпанную радикальными символами, такими как терновник и лавровые листья. После лекции она покинула сцену, не ответив на вопросы аудитории, которая затем обсуждала ее содержание между собой. [ 9 ] [ 4 ] Ее выступления были напечатаны в еженедельном журнале The Isis , который она редактировала. [ 1 ]
Следуя традициям Карлайла и Тейлора, Шарплс атаковал монархию, политический истеблишмент и организованную религию, утверждая, что христианство пропагандирует суеверия, препятствует распространению знаний и отрицает свободу человека. [ 10 ] Кроме того, она выступала за права женщин выступать публично и бросала вызов христианскому учению о первородном грехе, провозглашая Еву «олицетворением мудрости, свободы, сопротивления тирании; матерью человеческого знания; надлежащей помощью». встреча для человека». [ 11 ]
Первоначально Шарплс достиг культового статуса. [ 12 ] но отсутствие у нее навыков публичных выступлений вскоре привело к снижению доходов от публики, и к концу марта Карлайл закрыл Ротонду и отказался от ее аренды. [ 13 ] Шарплс продолжала читать лекции еще три месяца, сначала в театре Роберта Оуэна на Бертон-стрит, затем в доме Карлайла на Бувери-стрит . [ 14 ] Затем она тесно сотрудничала с «Друзьями угнетенных», которые были женским подразделением Национального союза рабочего класса , произнося речи на праздновании Французской революции 1830 года и собирая средства для семей тех, кто был заключен в тюрьму за продажу немаркированных газет . [ 15 ] Хотя она не была последовательницей Роберта Оуэна, она также выступила с речью о важности сотрудничества, в которой описала себя как «радикального реформатора, республиканца, сторонника свободного обсуждения всех вопросов и сотрудничества». в лучшем смысле, в котором я знал, что это слово будет использоваться». [ 16 ]
«Исида» прекратила публикацию в декабре 1832 года, после чего Шарплс понизила свой общественный авторитет. [ 17 ] [ 1 ]
Моральный брак
[ редактировать ]Отношения между Шарплсом и Карлайлом были как физическими, так и интеллектуальными, и первый из их четырех детей, Ричард, родился в апреле 1833 года, когда Карлайл еще находился в тюрьме. [ 1 ] Карлайл и его жена Джейн расстались в 1830 году, но не могли себе позволить бракоразводный процесс. После встречи с Шарплсом Карлайл дал Джейн ренту, она и ее дети переехали из дома Карлайла, а Шарплс переехал туда, к которому присоединился Карлайл, когда он был освобожден в августе 1833 года. [ 18 ]
Во время беременности Шарплс попросила Карлайл публично признать их отношения. Поначалу он уклонялся от ответа, опасаясь испортить свою репутацию, но в сентябре 1833 года опубликовал заявление о том, что его «моральный брак» был «одним из лучших, если не самым лучшим в стране». [ 19 ] В своем предисловии к фолио-изданию «Исиды» , опубликованному в 1834 году, Шарплс назвала свое полное имя Элиза Шарплс Карлайл и защищала мораль их отношений. [ 20 ] Однако коллеги-радикалы, такие как Генри Хетерингтон , публично осудили Карлайла за то, что он бросил жену, в то время как семья Шарплса отреклась и от нее, и от ее детей. [ 21 ] [ 4 ]
После выхода из тюрьмы Карлайл возобновил чтение публичных лекций как в Лондоне, так и в других местах. Шарплс сопровождал его в его первом турне по провинции, но вернулся в Лондон в октябре 1833 года, после смерти их сына от оспы. Второй сын, Джулиан Хибберт, родился в 1834 году, после чего они переехали в коттедж на Энфилд-хайвэй , где родились две дочери, Гипатия (1836 г.) и Феофила (1837 г.). [ 1 ] Карлайл продолжал гастролировать по стране, и Шарплс время от времени читал лекции вместо него, если тот болел. Большую часть времени она оставалась дома с детьми. [ 4 ]
Последние годы
[ редактировать ]Когда Карлайл умер 10 февраля 1843 года, не оставив завещания, его имущество перешло к жене, а Шарплс остался без средств к существованию. София Чичестер , бывшая покровительница Карлайла, организовала для нее проживание в утопическом сообществе в Олкотт-Хаусе , Хэм . Через несколько месяцев она уехала и, получив небольшое наследство от тети, сняла дом в Лондоне, где содержала себя и детей рукоделием и сдачей комнат в аренду. [ 1 ]
Последние годы жизни Шарплс жила в бедности, и необходимость заботиться о семье повлияла на ее здоровье и мотивацию. Ее публичные выступления ограничились лекцией в 1846 году «О природе и характере женщины и ее положении в обществе» и краткой речью по случаю годовщины дня рождения Томаса Пейна в 1849 году, произнесенной в Оуэнитском литературно-социальном институте. [ 22 ] В 1849 году некоторые сторонники Карлайла пригласили ее управлять их Залом трезвости на Уорнер-Плейс, недалеко от Хакни-роуд . Там она встретила подростка Чарльза Брэдло , будущего основателя Национального светского общества, и взяла его к себе, когда семья выгнала его из дома. [ 1 ] Она хотела прочитать серию лекций о правах женщин, но на это наложили вето мужчины, руководившие Залом трезвости. Она написала, что они считали ее работу подачей кофе и презирали ее веру в то, что «любая реформа, которая не учитывает права женщин», будет признана неэффективной. [ 23 ]
Шарплс умерла в своем доме на Джордж-стрит, 12, Хакни, Лондон , 11 января 1852 года. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Роял, Эдвард (2004). «Карлайл, Элизабет Шарплс» . Оксфордский национальный биографический словарь . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/38370 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Роджерс. Хелен, «Молитва, страсть и разум» Элизы Шарплс: свободомыслие, права женщин и республиканизм, 1832–1852 годы» в книге Йео, Эйлин (редактор), «Радикальная женственность: женское самопредставление в общественной сфере » (издательство Манчестерского университета). , 1998; ISBN 0 7190 5244 0 ) с. 53
- ^ Роджерс 1998, с. 55
- ^ Jump up to: а б с д Кэмпбелл, Теофила Карлайл (1899). Битва прессы, рассказанная в истории жизни Ричарда Карлайла его дочерью Теофилой Карлайл Кэмпбелл . Лондон: А. и Х.Б. Боннер.
- ^ Паролин, Кристина (2010). Места народной политики в Лондоне, 1790–1790 гг. 1845 год . Канберра: ANU E Press. ISBN 9781921862014 . п. 248
- ^ Хьюстон, Гейл Терли (2018). «Что бы сделала богиня? Исида, радикальные бабушки и Элиза Шарплс: «Все реформы, не охватывающие права женщины, будут признаны неэффективными » . Религии . 9 (4): 109. дои : 10.3390/rel9040109 .
- ^ Паролин 2010, с. 246
- ^ Паролин 2010, с. 244.
- ^ Паролин 2010, стр. 246-250
- ^ Паролин 2010, стр. 246, 249
- ^ Роджерс 1998, с. 59
- ^ Вайнер, Джоэл Х., Радикализм и свободомыслие в Британии девятнадцатого века: Жизнь Ричарда Карлайла (Greenwood Press, 1983, ISBN 0 313 23532 5 ) с. 195
- ^ Паролин 2010, стр. 265-266
- ↑ «Исида», 11 февраля — 15 декабря 1832 г. Лондон: Д. Франция. Проверено 18 января 2021. стр. 101, 161, 337.
- ^ Роджерс 1998, с. 62
- ↑ «Исида», 11 февраля — 15 декабря 1832 г. Лондон: Д. Франция. Проверено 18 января 2021 г., стр. 563-570.
- ↑ «Исида», 11 февраля — 15 декабря 1832 года . Лондон: Д. Франция. Проверено 18 января 2021 г. с. 610
- ^ Вайнер 1983, стр. 194-199.
- ^ Вайнер 1983, стр. 197-198.
- ^ Роджерс 1998. с. 54
- ^ Вайнер 1983, с. 196
- ^ Роджерс 1998. с. 72
- ^ Роджерс 1998, с. 73
Источники
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Теофила Карлайл (1899). Битва прессы, рассказанная в истории жизни Ричарда Карлайла его дочерью Теофилой Карлайл Кэмпбелл . Лондон: А. и Х.Б. Боннер.
- Хьюстон, Гейл Терли (2018). «Что бы сделала богиня? Исида, радикальные бабушки и Элиза Шарплс: «Все реформы, не охватывающие права женщины, будут признаны неэффективными » . Религии . 9 (4): 109. дои : 10.3390/rel9040109 .
- «Исида», 11 февраля — 15 декабря 1832 года . Лондон: Д. Франция. Проверено 18 января 2021 г.
- Паролин, Кристина (2010). Места народной политики в Лондоне, 1790–1790 гг. 1845 год . Канберра: ANU E Press. ISBN 9781921862014 .
- Роджерс. Хелен, «Молитва, страсть и разум» Элизы Шарплс: свободомыслие, права женщин и республиканизм, 1832–1852 годы» в книге Йео, Эйлин (редактор), «Радикальная женственность: женское самопредставление в общественной сфере » (издательство Манчестерского университета). , 1998, ISBN 0 7190 5244 0 )
- Роял, Эдвард (2004). «Карлайл, Элизабет Шарплс» . Оксфордский национальный биографический словарь . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/38370 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Вайнер, Джоэл Х., Радикализм и свободомыслие в Британии девятнадцатого века: жизнь Ричарда Карлайла (Greenwood Press, 1983, ISBN 0 313 23532 5 )
Избранные публикации
[ редактировать ]- Глоссарий Библии: Элиза Шарплс Карлайл, в основном созданная для детей, 1832 г.