Jump to content

Сужение восприятия

Сужение восприятия — это процесс развития, в ходе которого мозг использует опыт окружающей среды для формирования способностей восприятия. Этот процесс улучшает восприятие вещей, с которыми люди часто сталкиваются, и приводит к снижению способности воспринимать некоторые вещи, с которыми они не часто сталкиваются. [1] [2] [3] Этот феномен является результатом нейропластичности , включая обучение по Хеббу. [4] [5] и синаптическая обрезка . [2] Благодаря этим механизмам нейронные пути, которые используются более последовательно, укрепляются, что делает их более эффективными, в то время как неиспользуемые пути становятся менее эффективными. Этот процесс наиболее очевиден в чувствительные периоды развития. [6] Преобладающая теория состоит в том, что человеческие младенцы рождаются со способностью ощущать широкий спектр стимулов, а с возрастом они начинают выборочно сужать это восприятие, классифицируя его более социокультурно значимым образом. Большая часть исследований в этой области сосредоточена на распознавании лиц и различении фонем у младенцев. Однако другая работа показала, что сужение восприятия происходит и в отношении музыки. [7] и язык жестов [8] восприятие. Сужение восприятия также связано с синестезией .

Лицевая дискриминация

[ редактировать ]

Межрасовый

[ редактировать ]

Большинство исследований, проведенных на сегодняшний день в области сужения восприятия, включают исследования обработки лиц, проводимые на младенцах. Используя процедуру предпочтительного взгляда в межрасовых исследованиях, младенцы европеоидной расы проверялись на их способность различать два лица из четырех разных расовых групп. Лицевые подсказки были представлены представителями их собственной расовой группы, а также африканцев, азиатов и ближневосточников. В трехмесячном возрасте младенцы были способны узнавать знакомые лица всех расовых групп, но к шести месяцам начала проявляться закономерность, при которой младенцы могли узнавать лица только представителей европеоидной или китайской групп — групп, которые были им более знакомы. с. В девять месяцев признание произошло только в группе своей расы. Эти межрасовые исследования предоставили убедительные доказательства того, что дети вначале обладают способностями к межрасовому распознаванию, но с возрастом они быстро начинают систематизировать данные и выбирать стимулы, которые им наиболее знакомы, обычно это лица представителей своей расы. [9]

Крестовые виды

[ редактировать ]

Были проведены межвидовые исследования, в ходе которых младенцев человека в возрасте 6 месяцев знакомили с отдельными обезьянами. Когда мордочкам обезьян были сопоставлены уникальные метки с именами собственными, младенцы сохраняли способность различать их при повторном тестировании в возрасте девяти месяцев. Если бы воздействию подвергались только лица обезьян в целом, без надписей с именами, младенцы не могли бы различить их при повторном тестировании через девять месяцев. Это исследование показывает, что процесс индивидуации помогает формировать и поддерживать способности к различению категорий знакомства и играет важную роль в распознавании знакомых лиц в более позднем возрасте. Это также подчеркивает важность опыта сужения восприятия. [10]

Младенцы показали аналогичные результаты с видами, не являющимися приматами, такими как кошки и собаки, в возрасте от трех до четырех месяцев, однако без подтверждения того, снижается ли способность к различению по мере развития после девяти месяцев. [11]

Различие фонем

[ редактировать ]

При рождении младенцы обладают широкими способностями обнаруживать сходства и различия между языками. Фонемы разных языков звучат по-разному для младенцев в возрасте до шести месяцев, но по мере того , как ребенок растет и развивается его мозг, они становятся менее способными различать фонемы неродного языка и более восприимчивы к родному языку. [12] Вероятно, это связано с тем, что младенцы часто изучают родной язык, но не получают большого опыта общения с неродными языками. [13] Исследования показывают, что это явление сужения восприятия происходит в течение первого года жизни. Младенцы в возрасте 6–8 месяцев обладают большей способностью различать неродные звуки по сравнению с младенцами в возрасте 8–10 месяцев. Ближе к концу 12 месяцев младенцы начинают понимать и произносить речь на своем родном языке, а к концу первого года жизни младенцы обнаруживают эти фонематические различия на низких уровнях, аналогичных таковым у взрослых. [12]

Нейронные механизмы

[ редактировать ]

пластичность мозга За эту «настройку» перцептивных способностей младенцев отвечает . Хотя пластичность проявляется на протяжении всей жизни человека, чаще всего она возникает в более молодом возрасте , в чувствительные периоды развития. [6] Это функция синаптической обрезки — механизма пластичности, при котором общее количество нейронов и нервных путей уменьшается, оставляя только наиболее часто используемые — и наиболее эффективные — нейронные пути. Эти пути также более миелинизированы , что увеличивает скорость обработки информации. [14] Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что сужение восприятия, особенно различение фонем, в значительной степени зависит от социального взаимодействия младенцев со взрослыми в их среде; это называется «гипотезой социальных ворот». Гипотеза социального шлюзования предполагает, что социальное взаимодействие создает оптимальную среду обучения для младенцев, среду, которая знакомит с обучением через социальный контекст. Социальные шлюзы могут функционировать разными способами; например, увеличивая внимание или возбуждение младенцев, увеличивая чувство взаимоотношений у младенцев и укрепляя связь младенца между восприятием и действием. [15]

Синестезия

[ редактировать ]

Синестезия – это состояние, при котором стимуляция одного чувства вызывает дополнительную стимуляцию другого чувства. [16] например, тон (слуховая стимуляция), вызывающий ощущение цвета или формы (визуальная стимуляция). Некоторые исследования показывают, что у младенцев этот опыт наблюдается повсеместно из-за большего количества функциональных синаптических связей между сенсорными доменами по сравнению со взрослыми, и что в ходе нормального развития этот опыт рассеивается в процессе сужения восприятия. Имеются данные о том, что нарушение процесса сужения восприятия может в редких случаях привести к синетезии у взрослых. [17]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Левкович, ди-джей, и Газанфар, А.А. (2009). Появление мультисенсорных систем через сужение восприятия. Тенденции в когнитивных науках, 13 (11), 470–478. дои : 10.1016/j.tics.2009.08.004
  2. ^ Jump up to: а б Скотт, Л.С., Паскалис, О., и Нельсон, Калифорния (2007). Общая теория развития перцептивной дискриминации. Современные направления психологической науки (Уайли-Блэквелл), 16 (4), 197–201. два : 10.1111/j.1467-8721.2007.00503.x
  3. ^ Скотт, Л.С., и Монессон, А. (2010). Зависимая от опыта нейронная специализация в младенчестве. Нейропсихология, 48 (6), 1857–1861. doi : 10.1016/j.neuropsychologia.2010.02.008
  4. ^ Тичко, П., и Лардж, EW (2019). Моделирование сужения восприятия младенцев до музыкальных ритмов: нейронные колебания и пластичность Хебба. Анналы Нью-Йоркской академии наук, 1453 (1), 125–139. https://doi.org/10.1111/nyas.14050
  5. ^ Макклелланд, Дж.Л., Томас, А.Г., МакКэндлисс, Б.Д., и Фьес, Дж.А. (1999). Понимание неудач в обучении: обучение по Хеббу, конкуренция за репрезентативное пространство и некоторые предварительные экспериментальные данные. В ходе исследований мозга (том 6, стр. 75–80). https://doi.org/10.1016/S0079-6123(08)63068-X
  6. ^ Jump up to: а б Тирни, Ал., и Нельсон III, Калифорния (2009). Развитие мозга и роль опыта в ранние годы. От нуля до трёх, 30(2), 9-13
  7. ^ Хэннон, Э.Э., и Трехуб, SE (2005). Настройка на музыкальные ритмы. Младенцы учатся легче, чем взрослые. Труды Национальной академии наук, 102 (35), 12639–12643. https://doi.org/10.1073/pnas.0504254102
  8. ^ Палмер С.Б., Фейс Л., Голинкофф Р.М. и Веркер Дж.Ф. (2012). Перцептивное сужение языкового знака происходит на 1-м году жизни. Развитие ребенка, 83 (2), 543–553. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2011.01715.x
  9. ^ Келли, DJ, Куинн, ПК, Слейтер, AM, Ли, К., Ге, Л. и Паскалис, О. (2007). Эффект другой расы развивается в младенчестве: признаки сужения восприятия. Психологическая наука (Уайли-Блэквелл), 18 (12), 1084–1089.
  10. ^ Скотт, Л.С., и Монессон, А. (2009). Происхождение искажений в восприятии лица . Психологическая наука, 20 (6), 676–680.
  11. ^ Симпсон, Э.А., Варга, К., Фрик, Дж.Э. и Фрагази, Д. (2011), Младенцы испытывают сужение восприятия лиц неприматов. Младенчество, 16: 318–328. два : 10.1111/j.1532-7078.2010.00052.x
  12. ^ Jump up to: а б Веркер, Дж. Ф., и Тис, Р. К. (2002). Восприятие межъязыковой речи: свидетельства перцептивной реорганизации в течение первого года жизни. Поведение и развитие младенцев, 25 (1), 121–133. два : 10.1016/S0163-6383(02)00093-0
  13. ^ Понс, Ф., Левкович, DJ, Сото-Фарако, С., и Себастьян-Галлес, Н. (2009). Сужение межсенсорного восприятия речи в младенчестве. PNAS Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 106(26), 10598-10602. два : 10.1073/pnas.0904134106
  14. ^ Джеррард С. и Рагг Г. (2009). Сенсорные нарушения и аутизм: пересмотр причинно-следственного моделирования. Журнал аутизма и нарушений развития, 39 (10), 1449–1463. два : 10.1007/s10803-009-0773-9
  15. ^ Куль, ПК (2010). Мозговые механизмы раннего овладения языком. Нейрон, 67(5), 713-727. дои : 10.1016/j.neuron.2010.08.038
  16. ^ Вагнер, К., и Добкинс, КР (2011). Синестетические ассоциации уменьшаются в младенчестве. Психологическая наука, 22 (8), 1067–1072. дои : 10.1177/0956797611416250
  17. ^ Спектор Ф. и Маурер Д. (2009). Синестезия: новый подход к пониманию развития восприятия. Психология развития, 45 (1), 175–189. два : 10.1037/a0014171
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 57ce17ee1fa8d93cf5f498dd4435f989__1717231140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/89/57ce17ee1fa8d93cf5f498dd4435f989.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Perceptual narrowing - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)