Сужение восприятия
Сужение восприятия — это процесс развития, в ходе которого мозг использует опыт окружающей среды для формирования способностей восприятия. Этот процесс улучшает восприятие вещей, с которыми люди часто сталкиваются, и приводит к снижению способности воспринимать некоторые вещи, с которыми они не часто сталкиваются. [1] [2] [3] Этот феномен является результатом нейропластичности , включая обучение по Хеббу. [4] [5] и синаптическая обрезка . [2] Благодаря этим механизмам нейронные пути, которые используются более последовательно, укрепляются, что делает их более эффективными, в то время как неиспользуемые пути становятся менее эффективными. Этот процесс наиболее очевиден в чувствительные периоды развития. [6] Преобладающая теория состоит в том, что человеческие младенцы рождаются со способностью ощущать широкий спектр стимулов, а с возрастом они начинают выборочно сужать это восприятие, классифицируя его более социокультурно значимым образом. Большая часть исследований в этой области сосредоточена на распознавании лиц и различении фонем у младенцев. Однако другая работа показала, что сужение восприятия происходит и в отношении музыки. [7] и язык жестов [8] восприятие. Сужение восприятия также связано с синестезией .
Лицевая дискриминация
[ редактировать ]Межрасовый
[ редактировать ]Большинство исследований, проведенных на сегодняшний день в области сужения восприятия, включают исследования обработки лиц, проводимые на младенцах. Используя процедуру предпочтительного взгляда в межрасовых исследованиях, младенцы европеоидной расы проверялись на их способность различать два лица из четырех разных расовых групп. Лицевые подсказки были представлены представителями их собственной расовой группы, а также африканцев, азиатов и ближневосточников. В трехмесячном возрасте младенцы были способны узнавать знакомые лица всех расовых групп, но к шести месяцам начала проявляться закономерность, при которой младенцы могли узнавать лица только представителей европеоидной или китайской групп — групп, которые были им более знакомы. с. В девять месяцев признание произошло только в группе своей расы. Эти межрасовые исследования предоставили убедительные доказательства того, что дети вначале обладают способностями к межрасовому распознаванию, но с возрастом они быстро начинают систематизировать данные и выбирать стимулы, которые им наиболее знакомы, обычно это лица представителей своей расы. [9]
Крестовые виды
[ редактировать ]Были проведены межвидовые исследования, в ходе которых младенцев человека в возрасте 6 месяцев знакомили с отдельными обезьянами. Когда мордочкам обезьян были сопоставлены уникальные метки с именами собственными, младенцы сохраняли способность различать их при повторном тестировании в возрасте девяти месяцев. Если бы воздействию подвергались только лица обезьян в целом, без надписей с именами, младенцы не могли бы различить их при повторном тестировании через девять месяцев. Это исследование показывает, что процесс индивидуации помогает формировать и поддерживать способности к различению категорий знакомства и играет важную роль в распознавании знакомых лиц в более позднем возрасте. Это также подчеркивает важность опыта сужения восприятия. [10]
Младенцы показали аналогичные результаты с видами, не являющимися приматами, такими как кошки и собаки, в возрасте от трех до четырех месяцев, однако без подтверждения того, снижается ли способность к различению по мере развития после девяти месяцев. [11]
Различие фонем
[ редактировать ]При рождении младенцы обладают широкими способностями обнаруживать сходства и различия между языками. Фонемы разных языков звучат по-разному для младенцев в возрасте до шести месяцев, но по мере того , как ребенок растет и развивается его мозг, они становятся менее способными различать фонемы неродного языка и более восприимчивы к родному языку. [12] Вероятно, это связано с тем, что младенцы часто изучают родной язык, но не получают большого опыта общения с неродными языками. [13] Исследования показывают, что это явление сужения восприятия происходит в течение первого года жизни. Младенцы в возрасте 6–8 месяцев обладают большей способностью различать неродные звуки по сравнению с младенцами в возрасте 8–10 месяцев. Ближе к концу 12 месяцев младенцы начинают понимать и произносить речь на своем родном языке, а к концу первого года жизни младенцы обнаруживают эти фонематические различия на низких уровнях, аналогичных таковым у взрослых. [12]
Нейронные механизмы
[ редактировать ]пластичность мозга За эту «настройку» перцептивных способностей младенцев отвечает . Хотя пластичность проявляется на протяжении всей жизни человека, чаще всего она возникает в более молодом возрасте , в чувствительные периоды развития. [6] Это функция синаптической обрезки — механизма пластичности, при котором общее количество нейронов и нервных путей уменьшается, оставляя только наиболее часто используемые — и наиболее эффективные — нейронные пути. Эти пути также более миелинизированы , что увеличивает скорость обработки информации. [14] Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что сужение восприятия, особенно различение фонем, в значительной степени зависит от социального взаимодействия младенцев со взрослыми в их среде; это называется «гипотезой социальных ворот». Гипотеза социального шлюзования предполагает, что социальное взаимодействие создает оптимальную среду обучения для младенцев, среду, которая знакомит с обучением через социальный контекст. Социальные шлюзы могут функционировать разными способами; например, увеличивая внимание или возбуждение младенцев, увеличивая чувство взаимоотношений у младенцев и укрепляя связь младенца между восприятием и действием. [15]
Синестезия
[ редактировать ]Синестезия – это состояние, при котором стимуляция одного чувства вызывает дополнительную стимуляцию другого чувства. [16] например, тон (слуховая стимуляция), вызывающий ощущение цвета или формы (визуальная стимуляция). Некоторые исследования показывают, что у младенцев этот опыт наблюдается повсеместно из-за большего количества функциональных синаптических связей между сенсорными доменами по сравнению со взрослыми, и что в ходе нормального развития этот опыт рассеивается в процессе сужения восприятия. Имеются данные о том, что нарушение процесса сужения восприятия может в редких случаях привести к синетезии у взрослых. [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Левкович, ди-джей, и Газанфар, А.А. (2009). Появление мультисенсорных систем через сужение восприятия. Тенденции в когнитивных науках, 13 (11), 470–478. дои : 10.1016/j.tics.2009.08.004
- ^ Jump up to: а б Скотт, Л.С., Паскалис, О., и Нельсон, Калифорния (2007). Общая теория развития перцептивной дискриминации. Современные направления психологической науки (Уайли-Блэквелл), 16 (4), 197–201. два : 10.1111/j.1467-8721.2007.00503.x
- ^ Скотт, Л.С., и Монессон, А. (2010). Зависимая от опыта нейронная специализация в младенчестве. Нейропсихология, 48 (6), 1857–1861. doi : 10.1016/j.neuropsychologia.2010.02.008
- ^ Тичко, П., и Лардж, EW (2019). Моделирование сужения восприятия младенцев до музыкальных ритмов: нейронные колебания и пластичность Хебба. Анналы Нью-Йоркской академии наук, 1453 (1), 125–139. https://doi.org/10.1111/nyas.14050
- ^ Макклелланд, Дж.Л., Томас, А.Г., МакКэндлисс, Б.Д., и Фьес, Дж.А. (1999). Понимание неудач в обучении: обучение по Хеббу, конкуренция за репрезентативное пространство и некоторые предварительные экспериментальные данные. В ходе исследований мозга (том 6, стр. 75–80). https://doi.org/10.1016/S0079-6123(08)63068-X
- ^ Jump up to: а б Тирни, Ал., и Нельсон III, Калифорния (2009). Развитие мозга и роль опыта в ранние годы. От нуля до трёх, 30(2), 9-13
- ^ Хэннон, Э.Э., и Трехуб, SE (2005). Настройка на музыкальные ритмы. Младенцы учатся легче, чем взрослые. Труды Национальной академии наук, 102 (35), 12639–12643. https://doi.org/10.1073/pnas.0504254102
- ^ Палмер С.Б., Фейс Л., Голинкофф Р.М. и Веркер Дж.Ф. (2012). Перцептивное сужение языкового знака происходит на 1-м году жизни. Развитие ребенка, 83 (2), 543–553. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2011.01715.x
- ^ Келли, DJ, Куинн, ПК, Слейтер, AM, Ли, К., Ге, Л. и Паскалис, О. (2007). Эффект другой расы развивается в младенчестве: признаки сужения восприятия. Психологическая наука (Уайли-Блэквелл), 18 (12), 1084–1089.
- ^ Скотт, Л.С., и Монессон, А. (2009). Происхождение искажений в восприятии лица . Психологическая наука, 20 (6), 676–680.
- ^ Симпсон, Э.А., Варга, К., Фрик, Дж.Э. и Фрагази, Д. (2011), Младенцы испытывают сужение восприятия лиц неприматов. Младенчество, 16: 318–328. два : 10.1111/j.1532-7078.2010.00052.x
- ^ Jump up to: а б Веркер, Дж. Ф., и Тис, Р. К. (2002). Восприятие межъязыковой речи: свидетельства перцептивной реорганизации в течение первого года жизни. Поведение и развитие младенцев, 25 (1), 121–133. два : 10.1016/S0163-6383(02)00093-0
- ^ Понс, Ф., Левкович, DJ, Сото-Фарако, С., и Себастьян-Галлес, Н. (2009). Сужение межсенсорного восприятия речи в младенчестве. PNAS Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 106(26), 10598-10602. два : 10.1073/pnas.0904134106
- ^ Джеррард С. и Рагг Г. (2009). Сенсорные нарушения и аутизм: пересмотр причинно-следственного моделирования. Журнал аутизма и нарушений развития, 39 (10), 1449–1463. два : 10.1007/s10803-009-0773-9
- ^ Куль, ПК (2010). Мозговые механизмы раннего овладения языком. Нейрон, 67(5), 713-727. дои : 10.1016/j.neuron.2010.08.038
- ^ Вагнер, К., и Добкинс, КР (2011). Синестетические ассоциации уменьшаются в младенчестве. Психологическая наука, 22 (8), 1067–1072. дои : 10.1177/0956797611416250
- ^ Спектор Ф. и Маурер Д. (2009). Синестезия: новый подход к пониманию развития восприятия. Психология развития, 45 (1), 175–189. два : 10.1037/a0014171