Битва при Нукуме
Битва при Нукуме | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть джихада Секу Амаду | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Империя Массина При поддержке: ![]() |
| ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Seku Amadu |
Это Диарра Архиепископ Амаду Гелаахо ![]() Серия Джамого † | ||||||
Сила | |||||||
1,000 | 100,000 | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестный | Неизвестный |
Битва при Нукуме произошла 21 марта 1818 года между небольшим отрядом джихадистов во главе с Секу Амаду и отрядом Бамана во главе с генералом Джамого Сери . [ а ] [ 1 ] Это была первая и самая значительная битва джихада Секу Амдаду, в которой джихадисты одержали неожиданную победу над численно превосходящей армией Бамана. [ 2 ] Победа была воспринята многими как божественное чудо и позволила Секу Амаду быстро увеличить свою армию до более чем 40 000 человек. [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]Фула . региона на протяжении веков были вассалами более крупных государств, включая Империю Мали (13-14 века), Империю Сонгай (15 век), марокканского пашалика Тимбукту (16 век) и Империю Бамбара в Сегу (17 век).
К началу 1800-х годов власть многих из этих крупных государств пришла в упадок, и, вдохновленный недавними мусульманскими восстаниями Усмана дан Фодио в соседнем Хаусаленде , проповедник и социальный реформатор Секу Амаду начал усилия по усилению религиозного возрождения на своей родине. [ 4 ] Амаду родился в семье несовершеннолетних ученых из одного из менее важных кланов фульбе. [ 5 ] Он был одновременно религиозным и политическим аутсайдером, что все чаще приводило его к столкновениям с устоявшимися элитами, поскольку его влияние в регионе росло за их счет. [ 1 ] [ 6 ]
Эта напряженность привела к открытой конфронтации в 1816/1817 году, когда Арео Гуидадо [ б ] , сын вождя Среднего Нигера [ с ] Архиепископ Амаду украл одеяло у одного из последователей Секу Амаду в деревне Симай (к северу от Дженне ). Через неделю в той же деревне другой последователь Секу Амаду по приказу Секу Амаду потребовал от архиепископа Гуидадо вернуть одеяло. Когда архиепископ Гуидадо отказался и начал оскорблять Секу Амаду, последователь убил Аро Гуидадо. [ 7 ] [ 8 ]
Затем Секу Амаду и его последователи бежали в Нукуму , где он собрал сторонников и союзников. [ 9 ] Там он смотрел на халифат Сокото как на источник вдохновения и легитимности. Он уже обращался за советом к Абдуллахи дан Фодио , но теперь просил поддержки у Усмана дан Фодио в предстоящей войне против Бамана. Секу Амаду через свою делегацию присягнул Сокото и получил полномочия вести джихад против своих врагов, представленных флагом. Как и во многих других областях, целью Сокото было создание зависимого от Сокото эмирата в Среднем Нигере. [ 10 ]
В то же время Арэо Амаду использовал инцидент в Симае, чтобы заручиться поддержкой Да Диарры , короля Бамана, и других Арео в регионе. Благодаря их поддержке он смог мобилизовать армию численностью более 200 000 человек из Сегу , Поромани , Монимпе , Гундаки и Массины , чтобы сокрушить джихадистов. [ 7 ] [ 1 ]
Боевой
[ редактировать ]К марту 1818 года ежегодный паводок реки Нигер в Нукуме уже начал отступать. Там 1000 фулани , марка , бозо и других жителей Среднего Нигера собрались вокруг своего лидера Секу Амаду . На окраине располагалась 100-тысячная армия под предводительством генерала Джамого Сери, готовая уничтожить джихадистов. [ 11 ] [ 1 ] Армия Бамана имела явное военное и численное преимущество над джихадистами, поскольку у них были винтовки, по сравнению с джихадистами, которые имели лишь элементарное оружие, такое как луки, стрелы и копья. [ 2 ]
Нет силы и силы, кроме как у Бога. В ваших лицах я вижу хладнокровие, несмотря на грозящую нам опасность. Великий день настал. Не расстраивайтесь из-за смятения ваших жен и положения врага, которое, кажется, дает им преимущество. Сегодня для нас новый Бадр . Помните о победе, которую Пророк одержал над коалицией неверующих. Разве он не атаковал врагов всего лишь 313 бойцами? Разве он не одержал блестящую победу? ... Мы, в свою очередь, должны подняться над событиями, которые нам угрожают, и доминировать над ситуацией. Не говорите, как некоторые иудеи, которые говорили: «Нет у нас сегодня силы против Голиафа и его воинов» (Коран 2:249)». Поступайте, как те из них, которые говорили: «Как часто малое общество побеждало большое общество с позволения Божия. И Бог с пациентом». И когда они вышли, чтобы [лицом к лицу] с Голиафом и его воинами, они сказали: «Господь наш, пролей на нас терпение, твердо поставь наши ноги и дай нам победу над неверующими людьми [Коран 2: 249–250]».
Битва началась, когда моси из Ятенги по имени Абд аль-Салам подбежал к позиции Бамана и выпустил стрелу, которая попала в боевой барабан. Мужчина был застрелен Баманой. [ 6 ] Затем Секу Амаду разделил свои силы на три фронта, состоящие из мистически значимого числа в 313 человек (имеется в виду битва при Бадре ), и двинулся прямо к лагерю Сери. Этот шаг вызвал такое замешательство в армии Бамана, что они подумали, что генерал отступает. [ 1 ] В возникшей панике скот фулани, напуганный взрывами винтовок Бамана, бросился в сторону отступающего Бамана. В конце концов, генерал Джамого Сери был убит в бою, а силы Бамана отступили в Йери , где укрылись в наспех укрепленном лагере. [ 12 ]
Последствия
[ редактировать ]Джихад
[ редактировать ]Секу Амаду интерпретировал свою победу как божественное чудо и возглавил джихад против остальной части Империи Бамбара. Вскоре его число возросло до более чем 40 000 за счет новобранцев и дезертиров из армии Бамбары. [ 1 ] Многие из тех, кто присоединился к нему, подвергались угнетению со стороны Ареоса и даже угрозам со стороны набегов рабов/бывших рабов. Империя быстро расширялась, взяв Дженне в 1819 году и основав новую столицу Хамдуллахи в 1820 году. [ 12 ]
Гелаахо
[ редактировать ]После бегства из битвы Гелаахо , лидер сильного королевства с центром в Гундаке , присягнул Секу Амаду. Это позволило аннексировать его территории как провинцию в составе Империи Массина. Гелаахо надеялся быть назначенным губернатором в качестве компенсации за свою преданность, но вместо этого вместо него был выбран один из двоюродных братьев Секу Амаду. Это привело его к восстанию в 1824 году. [ 13 ]
Отношения с Сокото
[ редактировать ]Некоторые утверждают, что шейх Ахмад не может претендовать на титул шейха, поскольку он присягнул на верность шейху Усману б. Фуди. Однако они забывают, что когда Шейх Ахмад присягнул на верность, он сделал это как бедный и слабый человек, не имевший власти ни над кем. Вместо того, чтобы находиться под властью неверующих и плохих мусульман, которые правили в то время на земле, реке и полях, он решил подчиниться одному из величайших шейхов своего времени, ясно дав понять, что хочет освободись от вышеперечисленных [злых властей]. После войн, которые вел Ахмад Лоббо, и смерти шейха Усмана, а также после проведения существенных и глубоких реформ, возрождения Сунны и борьбы с нововведениями... он, бесспорно, стал крупнейшим реформатором ислама на земле Судана. .
аль-Мухтар аль-Сагир, [ 14 ]
После неожиданной победы Секу Амаду в Нукуме он стал влиятельным игроком в регионе, который больше не нуждался в какой-либо поддержке внешних сил. Это, наряду со смертью Усмана дан Фодио и последующим кризисом руководства, заставило его разорвать верность Сокото. В письме Мухаммаду Белло Секу Амаду не отрицал своей прежней преданности Сокото и четко заявляет, что разорвал связи после того, как получил просьбы о преданности как от Мухаммада Белло, так и от Абдуллахи дан Фодио. [ 10 ]
Однако в более позднем письме Секу Амаду заявил, что его «сообщество» никогда не объединялось с Сокото и поэтому их нельзя разделить. [ 10 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бродницкая 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б Сананкуа 1990 , с. 42.
- ^ Сананкуа 1990 , с. 46.
- ^ Ислахи 2009 , с. 48.
- ^ Нобили 2020 , с. 41, 48
- ^ Перейти обратно: а б Благородный 2020 , с. 124
- ^ Перейти обратно: а б Благородный 2020 , с. 10.
- ^ Нобили и Сайед, 2021 .
- ^ Акьемпонг и Гейтс 2012 , стр. 193.
- ^ Перейти обратно: а б с Благородный 2020 , с. 182–190.
- ^ Перейти обратно: а б Благородный 2020 , с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б Сананкуа 1990 , с. 45–46.
- ^ Благородный 2020 , стр. 150.
- ^ Нобили 2020 , с. 193
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Абдул Азим Ислахи (2009). «Исламское экономическое мышление в 12 веке хиджры / 18 веке нашей эры с особым упором на Шаха Вали-Аллаха ад-Дихлави» (PDF) . МПРА (статья № 75432) : 48,41. Архивировано из оригинала 15 мая 2021 года.
- Нобили, Мауро (2020). Султан, халиф и обновитель веры Ахмад Лоббо, Тарих аль-Фатташ и создание исламского государства в Западной Африке . Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/9781108804295 . ISBN 9781108804295 . S2CID 212858306 .
- Бродницка, Моника (11 января 2016 г.). «Империя Массина» . Энциклопедия Империи . Джон Уайли и сыновья. стр. 1–3. дои : 10.1002/9781118455074.wbeoe388 . ISBN 9781118440643 .
- Нобили, Мауро; Сайед, Амир (2021). «Введение. Халифат Хамдаллахи: история изнутри» . Африка (12). дои : 10.4000/afriques.3203 .
- Акьемпонг, Эммануэль; Гейтс, Генри (2012). Словарь африканской биографии . ОУП США. ISBN 9780195382075 .
- Сананкуа, Бинту (1990). Маленькая империя XIX века: религия Маасина (на французском языке). Картала . пп. 45–46. ISBN 9782865372348 .