Акведук Бартона


Акведук Бартона , открытый 17 июля 1761 года, провел канал Бриджуотер через реку Ирвелл в Бартон-апон-Ирвелл в историческом графстве Ланкашир , , Англия. Разработанный главным образом Джеймсом Бриндли под руководством Джона Гилберта . [ 1 ] это был первый судоходный акведук , построенный в Англии, «одно из семи чудес эпохи каналов», по словам промышленного археолога Майка Невелла. [ 2 ]
Строительство шло быстро, но едва не случилась катастрофа, когда акведук впервые наполнился водой и одна из трех его арок начала прогибаться под тяжестью. Ремонтные работы заняли несколько месяцев, но акведук все же был открыт для движения только через 15 месяцев после принятия парламентского акта , 17 июля 1761 года. Он использовался более 100 лет, вплоть до строительства Манчестерского судоходного канала. потребовал его сноса в 1893 году, замененного акведуком Бартон-Свинг .
Фон
[ редактировать ]Первоначальное намерение заключалось в том, чтобы канал Бриджуотер достиг Солфорда от герцога Бриджуотера угольных шахт в Уорсли , оставаясь на северном берегу Ирвелла . Работы начались в 1759 году, но было быстро решено изменить маршрут, построив каменный акведук, который проведет водный путь через Ирвелл в Бартоне и вместо этого закончится в Манчестере , к югу от реки. Законопроект о разрешении нового маршрута был представлен парламенту 13 ноября 1759 года, а в январе следующего года Бриндли отправился в Лондон, чтобы дать показания перед парламентским комитетом в поддержку этого предложения. [ 3 ]
Хотя одаренный инженер Бриндли не имел формального образования и редко, если вообще когда-либо, воплощал свои проекты на бумаге. [ 4 ] Когда парламентский комитет спросил его о составе лужи, о которой он часто упоминал в своих показаниях, он приказал принести в зал комитета массу глины. Затем он сформировал из глины желоб и показал, что из него образуется водонепроницаемое уплотнение, только если его обработать водой и образовать лужу. «Таким образом, — сказал Бриндли, — я формирую водонепроницаемый ствол, чтобы переносить воду через реки и долины, где бы они ни пересекали путь канала». [ 5 ] Позже, когда его попросили предоставить чертеж моста или акведука, который он предлагал построить, он ответил, что у него нет его изображения на бумаге, но он продемонстрирует свое намерение с помощью модели. Затем он пошел и купил большой кусок чеширского сыра , который разделил на две равные половины, сказав: «Вот моя модель». Затем, к удовольствию комитета, он использовал две половинки сыра, чтобы изобразить полукруглые арки, и положил сверху длинный прямоугольный объект, чтобы продемонстрировать положение реки, текущей под акведуком, и канала, протекающего над ним. . [ 5 ]
Хотя герцог видел судоходные акведуки, используемые на каналах во время своего путешествия за границу во время своего Гранд-тура , идея такой конструкции, несущей канал через реку, была новой для Англии и высмеивалась современными инженерами. [ 3 ] [ 6 ] Один из них, привлеченный для рассмотрения планов, по просьбе Бриндли, в отчете герцогу Бриджуотскому прокомментировал: «Я часто слышал о воздушных замках, но никогда раньше не видел, где их следует возвести». [ 7 ] Необходимый парламентский акт был принят в марте 1760 года и весьма конкретно определял форму, которую должен был принять акведук, чтобы защитить жизнеспособность судоходства Мерси и Ирвелл, расположенного ниже. Через Ирвелл уже существовал трехарочный автомобильный мост Бартон-Бридж, и акведук должен был не ограничивать движение по реке больше, чем это уже делал автомобильный мост. Он должен был иметь такое же количество арок, фундаменты которых должны были быть закреплены в русле реки, а арки должны были быть по крайней мере такой же ширины и высоты, как и арки автомобильного моста. [ 3 ]
Строительство
[ редактировать ]
Акведук длиной около 200 ярдов (180 м), шириной 12 ярдов (11 м) и высотой 39 футов (12 м) над рекой в самой высокой точке был для своего времени огромным сооружением. [ 8 ] Ранние иллюстрации показывают, что опоры акведука были плоскими, но гравюра 1864 года показывает, что они имели заостренные водорезы, выходящие за пределы арки; [ 9 ] вполне вероятно, что опоры были обновлены в начале 1820-х годов. [ 10 ] Арки состояли из нескольких колец кирпичной кладки, а каменная кладка использовалась в качестве декоративных замковых камней . Вся каменная кладка, использованная в конструкции, была выполнена из тесаного камня . [ 9 ]
В тот день, когда были проведены первые испытания, воде разрешили течь, но одна из арок начала прогибаться под тяжестью. Бриндли, охваченный тревогой, удалился в свою постель в таверне «Бишоп Блейз» в соседнем Стретфорде . Гилберт, понимая, что Бриндли приложил слишком большой вес к бокам арки, удалил глину и уложил слои соломы и свежей глины; когда воде снова позволили течь, кладка удержалась. [ 11 ] Согласно заявлению Фрэнсиса Эгертона, 8-го графа Бриджуотера, напечатанному в 1820 году, его дядя, герцог, сказал ему, что произошла деформация одной из арок, и что Гилберт решил проблему, придав короне больший вес. из арки и меньше на корточках . Затем арку покрыли соломой и оставили стоять до следующей весны, когда раствор застыл и арка стала устойчивой, но ее изгиб оставался неправильным. [ 12 ]
Операция и наследие
[ редактировать ]Акведук был открыт для движения 17 июля 1761 года, всего через 15 месяцев после принятия разрешительного закона. [ 13 ] и вскоре его стали использовать баржи герцога для перевозки угля в Манчестер из его шахт в Уорсли. [ 8 ] Строительство акведука вызвало большое восхищение, и писатели того времени часто отмечали странное и новое зрелище, которое открывал канал в том месте, где он пересекал Ирвелл. Это сооружение стало одним из чудес того времени, и толпы людей съезжались со всей страны, чтобы увидеть его, а также пробурить скважину для герцога судоходных уровней Уорсли . [ 14 ] Те, кто видел это, часто поражались преимуществам навигации по стоячей воде, когда видели, как десять или двенадцать человек медленно тащили одну баржу против течения Ирвелла, находясь на высоте 40 футов (12 м) над лошадью, мулом или, возможно, двумя Можно было увидеть мужчин, тянущих несколько связанных барж по спокойным водам акведука. [ 15 ]
Хотя акведук имел общую ширину 12 ярдов (11 м), водный путь, по которому он проходил, был лишь вдвое меньшей ширины. Канал Бриджуотер был построен для размещения широко использовавшихся тогда плоских лодок Мерси , ширина которых составляла около 14 футов (4,3 м), что делало двустороннее движение невозможным. Поэтому была установлена система сигнализации для контроля доступа к акведуку. Столб высотой 15 футов (4,6 м) в центре арки на берегу Стретфорда поддерживал семафорную систему с двумя рычагами с каждой стороны, управляемую рычагами на уровне земли. [ 10 ]
Хотя позже Гилберту пришлось обновить поверхность акведука, сооружение использовалось более 100 лет. [ 16 ] В первом томе своей «Жизни инженеров» (1862 г.) шотландский писатель Сэмюэл Смайлс сказал о конструкции, что «хотя она и кажется скромной сейчас, она стала родоначальником великолепных акведуков Ренни и Телфорда, а также виадуков Стефенсона и Брюнеля». [ 17 ]
Замена
[ редактировать ]Судьба Бартонского акведука была решена принятием Закона о Манчестерском судоходном канале 1885 года ( 48 и 49 Vict. c. clxxxviii), который позволил построить судоходный водный путь, достаточно большой для приема океанских судов из устья реки Мерси. 36 миль (58 км) до Манчестера, частично вдоль реки Ирвелл. Поскольку арки акведука были слишком малы, чтобы через него могли проходить большие корабли, он был снесен в 1893 году и заменен акведуком Бартон-Свинг, который используется до сих пор. [ 18 ] Старый акведук был настолько прочным, что для его сноса пришлось использовать динамит. [ 10 ]
Часть каменной кладки акведука Бриндли сохранилась в близлежащей Мемориальной арке Бартона, памятнике его «воздушному замку». [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Аткинсон (2002) , с. 14
- ^ Невелл (1997) , с. 135
- ^ Jump up to: а б с Аткинсон (2002) , стр. 14–15.
- ^ Уил (1844) , с. 45
- ^ Jump up to: а б Уил (1844) , с. 47
- ^ Боде (2008) , стр. 21–24
- ^ Аткинсон (2002) , с. 15
- ^ Jump up to: а б Боде (2008) , с. 22
- ^ Jump up to: а б Аткинсон (2002) , с. 20
- ^ Jump up to: а б с Аткинсон (2002) , с. 21
- ^ Окрашенный (1977) , с. 65
- ^ Раддок (2008) , с. 125
- ^ Раддок (2008) , стр. 125–131.
- ^ Малет (1977) , стр. 65–66
- ^ Уил (1844) , с. 11
- ^ Малет (1977) , стр. 66.
- ^ Улыбки (1904) , стр. 212–213.
- ^ Аткинсон (2002) , стр. 36–37.
- ^ Аткинсон (2002) , с. 37
Библиография
[ редактировать ]- Аткинсон, Глен (2002), Мосты Бартона , Нил Ричардсон, ISBN 978-1-85216-146-0
- Боде, Гарольд (2008), Джеймс Бриндли: иллюстрированная жизнь Джеймса Бриндли, 1716–1772 , Шир, ISBN 978-0-85263-485-1
- Невелл, Майк (1997), Археология Траффорда , столичный округ Траффорд с археологическим отделом Манчестерского университета, ISBN 978-1-870695-25-1
- Малет, Хью (1977), Бриджуотер: Герцог канала, 1736–1803 , Издательство Манчестерского университета, ISBN 978-0-7190-0679-1
- Раддок, Тед (2008), Арочные мосты и их строители 1735–1835 , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-09021-6
- Смайлс, Сэмюэл (1904) [1862], Жизни инженеров , том. 1, Дж. Мюррей, OCLC 44962634
- Уил, Джон, изд. (1844), «Мемуары Джеймса Бриндли», Ежеквартальные статьи по инженерному делу, Том 1 , Джордж Вудфолл и сын