Yekaterina Budanova
Yekaterina Budanova | |
---|---|
![]() | |
Псевдоним(а) | Katya |
Рожденный | 6 декабря 1916 г. Konoplanka, Smolensk Governorate , Russia |
Умер | 19 июля 1943 г. Новокрасновка, [ 1 ] Луганская область , Украинская ССР , СССР. | (26 лет)
Верность | ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Лет службы | 1941–1943 |
Классифицировать | Капитан |
Награды | Герой Российской Федерации |
Екатерина Васильевна Буданова ( русский : Екатерина Васильевна Буданова ) по прозвищу Катя (Катя) (6 декабря 1916 — 19 июля 1943) — летчик-истребитель советских ВВС во время Второй мировой войны . Обычно ему приписывают пять или более воздушных побед. [ 2 ] наряду с Лидией Литвяк мира ее часто считают одной из двух женщин -асов . Ее сбил либо ас Люфтваффе Георг Швинтек из JG 52 , либо ас Эмиль Битч из JG 3 .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Буданова родилась в крестьянской семье в деревне Конопланка Смоленской губернии . Окончив начальную школу с высшими оценками, ей пришлось бросить учебу из-за смерти отца, и она начала работать няней. [ 3 ] В тринадцать лет мать отправила ее к сестре в Москву, где она начала работать плотником на авиазаводе. [ 4 ] Именно там она начала интересоваться авиацией и поступила в секцию парашютистов аэроклуба , получив летную лицензию в 1934 году и получив звание летного инструктора в 1937 году. [ 4 ] Принимала участие в нескольких воздушных парадах на одноместном самолете Яковлев УТ-1 . [ 4 ]


Вторая мировая война
[ редактировать ]После нападения Германии на СССР в июне 1941 года она записалась в военную авиацию и была направлена в 586-й истребительный авиационный полк , сформированный Мариной Расковой . Это подразделение полностью состояло из женщин-пилотов и было оснащено Як-1 . Первоначально женщины-пилоты были распределены в три чисто женских подразделения: 586-й истребительный авиационный полк, 587-й полк пикирующих бомбардировщиков и 588-й полк ночных бомбардировщиков . Первоначально эти 500 обозначений обозначали оборонные резервы. Первоначально эти подразделения состояли из женщин, которые были летными инструкторами или членами довоенных аэроклубов. 586-я дивизия (под командованием майора Тамары Казариновой ) участвовала в боевых действиях весной 1942 года в тылу. В мае 1942 года 586-й истребительный авиационный полк был передислоцирован в Анисовку , где был приписан к 144-й истребительной авиационной дивизии, прикрывавшей железнодорожные объекты под Саратовом , и именно здесь Буданова совершила свои первые боевые вылеты. Но по мере того, как бушевала Сталинградская битва , запасы пилотов-мужчин иссякали, и поэтому, видя мастерство этих женщин, советское верховное командование начало распределять избранных женщин-пилотов по существующим мужским подразделениям. 10 сентября Буданова была назначена к Лидии Литвяк. Mariya Kuznetsova , and Raisa Belyaeva to the 437th Fighter Aviation Regiment, based in Verkhnania Akhtuba on the east bank of the Volga river [ 5 ] участвовал в боях за Сталинград . 437-й полк представлял собой полк ЛаГГ-3 под командованием майора Хвостикова, который поначалу скептически относился к способностям женщин-пилотов. Но за короткое время Буданова стала известна своей агрессивной атакой и высоким мастерством пилотирования. [ нужна ссылка ]
— она сбила По мнению некоторых историков, своего первого противника — истребитель Мессершмитт Bf 109 14 сентября 1942 года, объединив силы с Лидией Литвяк. [ 6 ] По словам архивиста полка Екатерины Полуниной, 2 октября 1942 года Буданова одержала две первые одиночные воздушные победы, сбив Юнкерс Ju 88 и Bf 109 . [ 7 ] Однако авиамеханик Будановой Инна Паспортникова написала, что свой первый самолет она сбила 6 октября, атаковав тринадцать бомбардировщиков Ju 88, сбив один. [ 8 ]
С октября по январь 1943 года Буданова и Литвяк служили в районе Сталинграда в составе элитного 9-го гвардейского истребительного полка , которым командовал Лев Шестаков Герой Советского Союза . Этот полк состоял либо из асов, либо из людей, считавшихся потенциальными асами. [ 9 ] Одним из них был Владимир Лавриненков , закончивший войну с 36 одиночными и одиннадцатью совместными сбитиями. [ 10 ] Позже он вспоминал, что Буданова «была высокого роста, коротко стригла волосы... и в летном костюме почти не выделялась среди собратьев». Он охарактеризовал Буданову как «веселую, живую личность», а Литвяк выглядела «задумчивой и тихой». [ 11 ] Оба, по его словам, были отличными пилотами. Первоначально две женщины летали вместе, но затем чаще летали отдельно в качестве ведомых других пилотов. [ 12 ] В районе Сталинграда поступил приказ о возвращении женского экипажа в 586-й полк. Паспортникова позже вспоминала: "Буданова и Литвяк обратились к командиру 9-го гвардейского истребительного полка подполковнику Шестакову с просьбой разрешить им остаться в полку". Им разрешили остаться, и они оставались в 9-м гвардейском истребительном авиационном полку более трех месяцев. [ 11 ]
10 декабря Буданова сбила два Мессершмитта Bf 110 . [ 7 ] В последующие месяцы ей приписали еще несколько самолетов.

В январе 1943 года 9-й гвардейский истребительный авиационный полк был перевооружен на американские Р-39 «Аэрокобра», а Буданова и Литвяк перешли в 296-й истребительный авиационный полк (впоследствии 73-й гвардейский истребительный авиационный полк) Николая Баранова и продолжили летать на Яке. [ 13 ] Именно в составе 73-го истребительного авиационного полка Буданова и Литвяк добились основной части своих боевых задач. Буданова была выбрана для полета вместе с Барановым, а командир эскадрильи Алексей Соломатин взял Литвяка ведомым. [ 12 ]
Вскоре Буданова получила разрешение на «одиночную охоту» - честь, удостоенная агрессивных и успешных пилотов. [ нужна ссылка ]
10 февраля 1943 года под Ростовом-на-Дону она сбила « Фокке-Вульф Fw 190» вместе со старшим лейтенантом Николаем Демкиным и ведомым лейтенантом Борисом Горхивером. [ 7 ]
23 февраля она была награждена орденом Красной Звезды . 9 марта 1943 года между 17.30 и 18.30 она забрала Bf 109 вместе с лейтенантом Олегом Филипченко. [ 7 ]
20 апреля 1943 года «Огонек» политико-литературный еженедельник , предназначенный для молодежи, опубликовал на обложке фотографию Будановой и Литвяк. В статье подробно описаны их достижения, отмечены их коллективные, а не индивидуальные достижения. В журнале указано общее количество боевых вылетов и убийств двух пилотов на сегодняшний день. [ 11 ] 30 мая под командованием Сошникова Буданова участвовала в уничтожении еще одного Bf 109. [ 7 ]
Последняя миссия
[ редактировать ]19 июля 1943 года она совершила свой последний вылет под Новокрасновкой. Тем утром она вылетела на сопровождение и под Антрацитом Луганской области участвовала в воздушном бою с Bf 109. Инна Паспортникова позже вспоминала:
"Она заметила три "Мессершмитта", шедших в атаку на группу бомбардировщиков. Катя атаковала и отвлекла врага. В воздухе развернулась отчаянная схватка. Кате удалось подобрать в прицел вражеский самолет и изрешетить его пулями. Пятый самолет она сбила лично. Истребитель Кати стремительно взмыл вверх и спикировал на второй самолет противника. Она «прошила» его пулями, и второй «мессер», струя черный дым, удрал. на запад, но катинский истребитель с красной звездой был подбит; языки пламени уже лизали крылья». [ 11 ]
Будановой удалось потушить огонь и высадиться на нейтральной полосе. К тому времени, когда местные фермеры пришли за ней из самолета, она уже была мертва. Похоронили ее на окраине села Новокрасновка. [ 11 ] Пилотом, сбившим ее, был либо Георг Швинтек из JG 52 , либо Эмиль Битч из 8./JG 3 , единственные два пилота, завладевшие Як-1 в районе Новокрасновки 19 июля 1943 года. [ нужна ссылка ]
Споры о количестве побед
[ редактировать ]Было опубликовано несколько различных версий результатов победы Будановой в воздухе, однако единого мнения относительно ее результатов не было. Чаще всего указывается 11 убийств (6 индивидуальных и 5 общих). Некоторые историки даже утверждают, что она одержала 11 индивидуальных воздушных побед. [ 14 ]
Паспортникова заявила, что на момент смерти у Будановой было пять личных убийств. [ 1 ] Многие российские историки авиации оспаривают статус Будановой как летного аса; Андрей Симонов и Светлана Чудинова на ее счету всего три одиночные победы в воздухе. [ 15 ] а Михаил Быков приписывает ей три одиночные и одну общую победу в воздухе. [ 16 ] Советский журнал «Смена» опубликовал ее цитату в апрельском номере 1943 года, в которой утверждалось, что на ее счету три одиночные и три общие победы. [ 17 ]
Награды
[ редактировать ]- Герой Российской Федерации (1 октября 1993 г.).
- Орден Отечественной войны 1-й степени (22 июля 1943 г.).
- Орден Красной Звезды (17 февраля 1943 г.)
В популярной культуре
[ редактировать ]В серии комиксов Pocket Jacks «Белая лилия» Буданова является главной героиней истории, которая тесно связана с ее отношениями с Лидией Литвяк .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б Пеннингтон 2001 , с. 140.
- ^ Джексон 2003, с. 57.
- ^ Миланетти 2011 , с. 126–130.
- ^ Jump up to: а б с Миланетти, с. 126.
- ^ Пеннингтон 2001 , с. 130.
- ^ Зайдль 1998 , с. 135.
- ^ Jump up to: а б с д и Polunina 2004 , p. 138.
- ^ Котта 1998 , с. 267-268.
- ^ Котта 1998a , с. 150
- ^ Simonov, Andrey ; Bodrikhin, Nikolai (2017). Боевые лётчики — дважды и трижды Герои Советского Союза [ Combat pilots — twice and thrice Heroes of the Soviet Union ] (in Russian). Moscow: Russian Knights Foundation and Vadim Zadorozhny Museum of Technology. p. 187. ISBN 9785990960510 . OCLC 1005741956 .
- ^ Jump up to: а б с д и Пеннингтон 2001 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б Пеннингтон 2001 , с. 135.
- ^ Пеннингтон 2001 , стр. 135–163.
- ^ Зайдль 1998 , с. 324.
- ^ Jump up to: а б Симонов и Чудинова 2017 , с. 288.
- ^ Bykov, Mikhail. "Буданова Екатерина Васильевна" . Советские летчики-истребители 1936–1953 . Retrieved 24 April 2021 .
- ^ "Мы Сталинградцы" (PDF) . Smena . 7–8 (381–382): 8. April 1943.
Я, Екатерина Буданова, – летчик-истребитель, Охраняя небо Сталинграда, я сама сбила три вражеских самолёта, столько же – в группе.
- Библиография
- Polunina, Yekaterina (2004). Девчонки, подружки, летчицы . Moscow: Izdat. Dom "Vestnik Vozduš. Flota".
- Коттам, Казимира (1998). Женщины в воздушной войне – Восточный фронт Второй мировой войны . Ньюберипорт, Массачусетс: Компания Р. Пуллинса. ISBN 978-1-58510-159-7 .
- Коттам, Казимира (1998a). Женщины на войне и Сопротивлении: избранные биографии советских женщин-солдат . Советские женщины в боях во Второй мировой войне. Новые военные издания. ISBN 0-9682702-2-0 .
- Джексон, Роберт (2003). Воздушные асы Второй мировой войны . Эйрлайф Кровуд Пресс. ISBN 1-84037-412-8 . OCLC 316571112 .
- Миланетти, Джан Пьеро (2011). Ночные ведьмы: нерассказанная история героических девушек-летчиц Советского Союза в Великой Отечественной войне (на итальянском языке). Библиографический институт Наполеона, Рим, Италия. ISBN 978-88-7565-100-8 .
- Миланетти, Джан Пьеро (2013). Советские летчицы Великой Отечественной войны – Живописная история . Библиографический институт Наполеона, Рим, Италия. ISBN 9788875651466 .
- Пеннингтон, Рейна (2001). Крылья, женщины и война: советские летчицы в боях Второй мировой войны . Университетское издательство Канзаса. ISBN 0-7006-1554-7 .
- Зайдль, Ганс (1998). Сталинские орлы - иллюстрированное исследование советских асов Второй мировой войны и Кореи . Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера. ISBN 0-7643-0476-3 .
- Simonov, Andrey; Chudinova, Svetlana (2017). Женщины - Герои Советского Союза и России . Moscow: Russian Knights Foundation, Museum of Technology V. Zadorozhny. ISBN 9785990960701 . OCLC 1019634607 .
- 1916 рождений
- 1943 смертей
- Авиаторы погибли в результате сбития
- Советские женщины во Второй мировой войне
- Советские летчики Второй мировой войны
- Офицеры советских ВВС
- Женщины военные летчики
- Герои Российской Федерации
- Русские люди Второй мировой войны.
- Женщины-военнослужащие Советского Союза
- Советские военнослужащие, погибшие во Второй мировой войне
- Авиаторы погибли в результате авиационных происшествий или инцидентов
- Жертвы авиационных происшествий или происшествий в Украине
- Жертвы авиационных происшествий или происшествий в Советском Союзе
- Жертвы авиационных происшествий или происшествий в 1943 г.
- Российские женщины-авиаторы.