Трифон Габриэль
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2021 г. ) |

Трифоне Габриэль , Габриэле , Габриэлли или Габриэлло (20 ноября 1470 — 20 октября 1549) — итальянский гуманист. [ 1 ] [ 2 ] Он появился не только на картине « Джованни Боргерини и его наставник» , но и в профиль на лицевой стороне бронзовой медали датчанина Каттанео (с женщиной рядом с источником и цитатой из Псалма 23.4 на реверсе). Современники Трифона восхищались им, считая его образцовым гуманистом XV века, чьи «тысячи редких даров» сделали его авторитетным примером интеллектуальной и нравственной жизни, незагрязненной миром придворных раннего Возрождения. Его «бесконечная человечность» и «уникальная доброта» собрали вокруг Габриэлли множество интеллектуалов, в основном из Тосканы и Венето, занятых обновлением итальянского языка, который символизировал и олицетворял новую метлу итальянского Возрождения. Джулио Камилло Дельминио посвятил свой «Anfiteatro della memoria» Трифону «и многим другим джентльменам». Его также упоминали и хвалили несколько других писателей, таких как Людовико Ариосто (который включил его в число своих ближайших друзей в 46-й песне « Неистового Орландо ») и Анче Джироламо Муцио. (который обратился к нему за помощью в своем Arte Poetica как «мастер языка»), в то время как Бембо и Бенедетто Варки также посвятили ему сонеты. [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]
Он родился в Сан-Поло-ди-Пьяве в семье венецианских патрициев Бертуччи Габриелли и Дианы Пиццамано . Семья его отца происходила из Губбио , и одна из ее ветвей в неизвестную дату обосновалась в Венецианской лагуне. Трифоне был современником и другом Пьетро Бембо с подросткового возраста, их дружба продолжалась вплоть до смерти Бембо в 1547 году. [ 4 ] В юности он занимал некоторые административные должности в Венецианской республике , но вскоре решил стать священнослужителем и продолжить церковную карьеру. Его большой авторитет, моральная прямота и культурные интересы означали, что ему предлагали престижные роли, такие как епископ Тревизо и патриарх Венеции , от которых он всегда отказывался, предпочитая трезвую и созерцательную жизнь. предложил ему Патриархат, Когда венецианский сенат он ответил: «Я благодарю самый прославленный Сенат, как тех, кто хотел меня, так и тех, кто этого не сделал - первые, потому что они верили, что я сделаю добро, вторые, потому что они сделали мне добро». [ 5 ]

Его богатство позволило ему провести всю свою жизнь в сельских поместьях в окрестностях Бассано-дель-Граппа и Падуи , включая виллу деи Ронки, виллу дель Терголино и свой сад на Мурано , где он размещал салон для интеллектуалов и гуманистов. В окружении своих друзей и учеников Трифон читал латинских, древнегреческих, итальянских и европейских авторов, обсуждал науку и философию и приглашал других к дебатам и обсуждению идей. Ему было предоставлено особое разрешение папской курии в 1515 году благодаря тому, что Бембо позволил ему нарушить обет рукоположения не читать «языческие» (то есть светские) книги. [ 4 ] Многие приходили к нему за советом и обучением, от молодых студентов до известных интеллектуалов и гуманистов, таких как сам Бембо, Спероне Сперони , Франческо Сансовино , монсеньор Делла Каса , Джованни Боргерини , Людовико Ариосто , Бернардо Тассо , Гаспара Стампа , Витторе Соранцо , Бенедетто Варки , Пьетро Аретино , Джулио Камилло Дельминио , Джироламо Муцио и дальний родственник Габриэля Габриэле де' Габриэлли . [ 5 ] Превосходный филолог и лингвист, он считался одним из «мастеров языка», который между 15 и 16 веками помог систематизировать разговорный и письменный итальянский язык посредством тщательного изучения основных писателей 14 века, особенно Данте и Петрарки . Он был известен как «Венецианский Сократ », поскольку, как и древнегреческий философ с таким именем, он предпочитал давать устные уроки своим ученикам и поэтому не оставил после себя письменных текстов. Его уроки компенсировали закрытие Падуанского университета во времена Камбрейской лиги . Скромный человек, он не хотел ничего публиковать от своего имени и отказывался от всех титулов, кроме титула Мессере. Он презирал богатство и почести и всегда держал свои манеры и одежду простыми. [ 5 ]
Он умер в Венеции в ночь с 19 на 20 октября 1549 года, «скорее от голодания, чем от лихорадки», по словам Пьетро Аретино . Похоронен в городе Санта-Мария-Селеста . В 1581 году Винченцо Скамоцци было поручено изготовить надгробный памятник Габриэлю, адмиралу Карло Дзену и дожу Лоренцо Челси , похороненным в церкви. Статую Трифона должны были разместить на фасаде с надписью Trifone Gabriello nuovo Socrate (Трифон Габриэль, новый Сократ), но замысел не был реализован, и после сноса церкви в 1810 году кости Габриэля были разбросаны по часовне на улице Сант. «Ариано . [ 5 ]
Семья
[ редактировать ]Трифон не женился и не имел детей. Однако особенно дорог ему был племянник Якопо (или Джакомо) Габриэлли (1510-1550), его главный летописец. Трифоне также был братом Анджело Габриелли , который сопровождал Пьетро Бембо в его путешествии в Мессину в молодости (май 1492 — июль 1494). Двое молодых людей отправились на Сицилию, чтобы изучать греческий язык с Константино Ласкарисом , и совершили совместное путешествие на гору Этна . После возвращения в Венецию, а затем в Падую, где Анджело часто посещал местный университет, Бембо написал свою первую работу « De Aetna» , опубликованную затем Альдо Мануцио в феврале 1496 года ( 1495 год по венецианскому календарю). Де Этна даже была посвящена Анджело Габриелли (вступительные слова - «Пьетро Бембо на Этне, Анджело Габриэлю, книга»), а его издание было создано Франческо Гриффо и впервые использовало тондо, изображающее Бембо. [ 6 ]
Работает
[ редактировать ]Разнообразные интересы Трифона и его отказ записывать свои собственные идеи означают, что их сложно исследовать. Они были опубликованы его учениками как диалоги между Трифоном и другими интеллектуалами. Филология и лингвистика занимали центральное место, и ему приписывают ряд комментариев к « Божественной комедии» Данте , такие как «Слова, сказанные Трифоном Габриелло об искусстве Данте в его стихотворении», опубликованные в различных современных и более поздних литературных произведениях, и «Аннотации, сделанные монсеньором». Трифон в Бассано», обнаруженный Луиджи Марией Рецци в Библиотеке Барберинианы в 1826 году. Племянник Трифона Якопо написал два лингвистических произведения, Instituzioni della grammatica volgare и Regole grammaticali , оба диалога между автором и Трифоном. [ 7 ]
В книге Бернардино Партенио «Dell'imitazione поэтика» изложены стилистические идеи Трифона, на этот раз как диалог между Трифоном и гуманистами Джан Джорджио Триссино и Паоло Мануцио (сыном известного издателя Альдо Мануцио ). В нем исследуются достоинства и пределы литературного подражания - принципа, авторитет которого постепенно уменьшался под сомнением со стороны авторов эпохи Возрождения. Уважение и знание Трифона Петрарки было огромным, что оказало большое влияние на систематизацию Бембо творчества этого поэта. Бембо, как известно, отправил свою «Прозу неле квали си рагиона делла лингва» Трифону в 1525 году для исправлений и редактирования и упомянул Трифона в различных отрывках одного и того же произведения. [ 8 ] Бембо и Трифоне также были центральными персонажами в Бернардино Даниэлло «Della поэтике» , еще одном фундаментальном произведении петрархизма . [ 7 ]
Трифон также записан в нескольких кодексах, которые сейчас хранятся в миланской Biblioteca ambrosiana, как комментарий к и » Цицерона « De officiis « Сну Сципиона» . Атрибуция этих комментариев неизвестна, но, похоже, это транскрипции уроков Трифона, сделанные разными учениками. Трифон также изучал науку, особенно астрономию, как это изложено в трактате его племянника Якопо 1545 года «Dialogo […] nel quale de la sphera, et de gli orti et occasi de le stelle, minutamente si ragiona» и в «Sferetta», приложении к Джиасона Денореса 1582 года «Таволе мира и сферы» . Эти два трактата объединяют философию, теологию, астрологию и астрономию, все еще находящиеся под влиянием эзотерической мысли эпохи Возрождения, но также основанные на научных наблюдениях. [ 7 ]
Трифоне также интересовался политикой, его мысли в этой области были изложены в Донато Джаннотти 1540 года «Della repubblica de' Viniziani» , воображаемом диалоге между Трифоном и его любимым учеником Джованни Боргерини в доме Бембо, в котором разъяснялось превосходство Венецианской республики над древними, средневековыми. и политические модели эпохи Возрождения. Также был записан ряд сонетов Трифона, в том числе один о смерти Бембо. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Трифон Габриэль - биография» . Британский музей . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ (на итальянском языке) запись DBI
- ^ (на итальянском языке) Луиджи Каррер , Кольцо из семи драгоценных камней, или Венеция и ее история , Гондольер, Венеция, 1838.
- ^ Jump up to: а б (на итальянском языке) Кэрол Кидвелл, Пьетро Бембо: любовник, лингвист, кардинал , издательство McGill-Queen's University Press, 2004.
- ^ Jump up to: а б с д (на французском языке) Несколько авторов, Новая общая биография с древнейших времен до наших дней , Париж, Firmin Didot Frères, Fils et Compagnie, 1857.
- ^ (на итальянском языке) запись Треккани
- ^ Jump up to: а б с д (на итальянском языке) Джованни да Поццо, Il Cinquecento , в «Литературной истории Италии» , Piccin Nuova Libraria-Casa Editrice Франческо Валларди, 2006.
- ^ Лино Пертиле, КОММЕНТАРИЙ ТРИФОНЫ ГАБРИЭЛИ К ПРОЗЕ ДАНТЕ И БЕМБО DELLA VOLGAR LINGUA в итальянских исследованиях , Том 40, 1985 - Выпуск 1, страницы 17-30