Jump to content

Теория шпона

Теория шпона — это термин, придуманный голландским приматологом Франсом де Ваалем для обозначения гоббсовского взгляда на человеческую мораль, который он критикует на протяжении всей своей работы. Хотя он критикует эту точку зрения в более ранних работах, термин в этой форме введен в его книге 2005 года « Наша внутренняя обезьяна» , обозначая концепцию, которую он отвергает, а именно, что человеческая мораль — это «культурное наложение, тонкая оболочка, скрывающая в противном случае эгоистичную и жестокую личность». природа". [ 1 ] Идея теории шпона восходит к Томасу Генри Хаксли , а в последнее время ее защищают такие биологи, как Джордж К. Уильямс .

Сторонники теории

[ редактировать ]

Как свидетельствует характеристика де Ваалом этой теории как «гоббсовской», одним из первых и наиболее влиятельных мыслителей, критикуемых им за популяризацию этой точки зрения, является Томас Гоббс :

Традиционная точка зрения – это договор между нашими предками, которые решили жить вместе «только на основе завета, который является искусственным», как выразился Томас Гоббс.

Франс де Ваал, «Наша внутренняя обезьяна»

Несколько столетий спустя Томас Генри Хаксли развил идею о том, что моральные тенденции не являются частью человеческой природы, и поэтому наши предки стали моральными по своему выбору, а не в результате эволюции . Таким образом, это представляет собой расхождение в дарвиновских убеждениях Хаксли. Социальное поведение объясняется этой теорией как видимость морали. Эта дуалистическая точка зрения отделяет людей от животных, отвергая любую связь между человеческой моралью и социальными тенденциями животных. Джордж К. Уильямс , еще один сторонник теории фанеры, рассматривает мораль как «случайную способность, в своей безграничной глупости порождаемую биологическим процессом, который обычно противостоит выражению такой способности». [ 2 ]

Психолог Абрахам Маслоу утверждал, что у людей больше нет инстинктов , потому что у нас есть способность подавлять их в определенных ситуациях. Он чувствовал, что то, что называется инстинктом, часто определяется неточно и на самом деле представляет собой сильные влечения . Для Маслоу инстинкт — это нечто, что невозможно преодолеть, и поэтому, хотя этот термин, возможно, и применялся к людям в прошлом, он больше не применяется. [ 3 ]

Ричард Докинз, похоже, одобряет теорию шпона, когда пишет:

мы, одни на Земле, можем восстать против тирании эгоистичных репликаторов

Некоторые утверждают, что теория шпона представляет собой ложную дихотомию ; адаптации культурного наложения псевдоморали и биологической морали де Ваала могут сосуществовать, и оба являются эволюционно выгодными. [ 4 ]

Критики теории

[ редактировать ]

Де Ваал критикует теорию шпона и рассматривает нашу мораль как прямой результат социальных инстинктов, которые люди разделяют с другими животными. Он утверждает, что у сторонников теории шпона нет никаких указаний или эмпирических доказательств, подтверждающих эту теорию, и что крайне маловероятно, что люди смогут отрицать свои гены и улучшать мораль просто по своему выбору. В качестве примера он сравнивает теорию Хаксли со стаей пираний, решивших стать вегетарианцами. Де Ваал основывает свой аргумент против теории шпона на наблюдениях за поведением родственников человечества в ходе своей долгой работы в качестве приматолога. «Строительные блоки морали» [ 1 ] уже можно наблюдать у других приматов, и, исходя из принципа бережливости, вполне возможно, что некий вид морали является эволюционно древним и разделяется с нашими предками. Де Ваал предполагает, что эволюционные истоки лежат в эмоциях, которые мы разделяем с другими животными, например, в эмпатии . [ 5 ] Человеческая мораль, по его мнению, является продуктом социальной эволюции , и вместо теории Хаксли эта точка зрения — преемственность между человеческой моралью и животными социальными тенденциями — унитарна и, следовательно, более совместима с эволюционной теорией . Другими критиками теории шпона являются Эдвард Вестермарк , Э.О. Уилсон и Рутгер Брегман . [ нужна ссылка ]

Психолог Кристофер Райан и психиатр Касильда Джета также выражают аналогичную обеспокоенность в своей книге «Секс на рассвете» , где критикуют то, что они называют «неогоббсианским» повествованием о человеческой природе:

Гоббс взял безумие своего времени, посчитал его «нормальным» и спроецировал его обратно в доисторические эпохи, о которых он почти ничего не знал. То, что Гоббс называл «человеческой природой», было проекцией Европы XVII века, где жизнь для большинства была, мягко говоря, тяжелой. Хотя мрачные фантазии Гоббса о доисторической человеческой жизни сохранялись на протяжении веков, они так же обоснованы, как и великие выводы о сибирских волках, основанные на наблюдениях за бродячими собаками в Тихуане.

Они также цитируют Стивена Джея Гулда как критика этой точки зрения:

Почему наша злобность должна быть багажом обезьяньего прошлого, а наша доброта — исключительно человеческой? Почему бы нам не стремиться к преемственности с другими животными и в отношении наших «благородных» качеств?

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б де Ваал, Франс ; Роберт Райт; Кристин М. Корсгаард; Филип Китчер; Питер Сингер (2009). Маседо, Стивен; Обер, Иосия (ред.). Приматы и философы: как развивалась мораль . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 6. ISBN  978-0-691-14129-9 .
  2. ^ Уильямс, Джордж К. (1988). «Ответ на комментарии к статье «Эволюция и этика Хаксли в социобиологической перспективе». » Зайгон . 23 (4): 437–438. дои : 10.1111/j.1467-9744.1988.tb00857.x .
  3. ^ Маслоу, Авраам Х. (1954). «Пересмотр теории инстинктов». Мотивация и личность . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
  4. ^ Дрейфорт, Дэниел. «дихотомии и морали» . Грязная тряпка . Проверено 10 августа 2015 г.
  5. ^ де Ваал, Франс (2008). «Возвращение альтруизма обратно в альтруизм: эволюция эмпатии». Ежегодный обзор психологии . 59 : 279–300. doi : 10.1146/annurev.psych.59.103006.093625 . ПМИД   17550343 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5c1a4129919cee75c2cd51993df84a1e__1710646080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/1e/5c1a4129919cee75c2cd51993df84a1e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Veneer theory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)