Дионисий
Dionisius ( Russian : Диони́сий , romanized : Dionisy ; c. 1440 – 1503/1508), [1] [2] Русский иконописец , один из крупнейших представителей московской школы иконописи на рубеже XV и XVI веков. [1] Его считают преемником Андрея Рублёва . Он также руководил успешной сетью мастерских. [3]
Карьера
[ редактировать ]Первыми зафиксированными произведениями Дионисия являются фрески собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря (1466–1467). [3] Его первым важным заказом стала серия икон для Успенского собора Московского Кремля , выполненная в 1481 году. [3] Фигуры на его иконах знаменито вытянутыми, руки и ноги миниатюрными, а лица безмятежными и умиротворенными. Некоторые фрагменты его оригинальных произведений сохранились до наших дней, например « Поклонение волхвов» , но большинство из них закрашено. [3] митрополитов Ему отчасти приписывается сохранившийся Деисусный чин, а также иконы русских Петра и Алексея . [3]
Работы Дионисия выявлены также в Вознесенском монастыре , Иосифо-Волоколамском монастыре , Павло-Обнорском монастыре , Ферапонтовом монастыре . [3] Среди своих многочисленных богатых и знатных покровителей только Иосиф Волоколамский поручил ему написать более 80 икон, в первую очередь для Иосифо-Волоколамского и Павло-Обнорского монастырей.
Наиболее полное и лучше всего сохранившееся произведение Дионисия — монументальная фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Вологодской области ( ок. 1502–1503 ). [3] Фрески, изображающие сцены из жизни Богородицы в необычайно чистых и нежных красках, пронизаны торжественным и праздничным настроением.
Работу в Ферапонтове Дионисий выполнил в сотрудничестве со своими сыновьями и учениками, продолжившими дионисийскую традицию после смерти мастера. Его сын Феодосий написал фреску Михаила и Иисуса Навина перед Иерихонской битвой в Благовещенском соборе Московского Кремля в 1508 году. [4] Поскольку его отец не принимал участия в этом важном поручении, считается, что он умер незадолго до этой даты.
Наследие
[ редактировать ]Карьера Дионисия совпала с конфликтом между Нилом Сорским (1433–1508) и Иосифом Волоколамским (1439–1515) и их последователями в Русской Православной Церкви , известными как « нестяжатели » и «владельцы» соответственно. [5] По словам Сергея Аверинцева , искусство Дионисия — это «необычный компромисс, попытка соединить два элемента, которые не могут сочетаться: внутреннюю чистоту и внешнюю ритуальность». [5] [6]
Его называли последним великим художником средневековой России, и эта точка зрения согласуется с теми, кто придерживается мнения, что духовность русской иконописи пришла в упадок одновременно с победой взглядов Иосифа Волоколамского и растущим триумфализмом российского государства. . В этот же период Русская Православная Церковь работала над прекращением иконоборческих тенденций в ересях стригольников и иудействующих . [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Религия прошлого и настоящего: Энциклопедия теологии и религии . Брилл. 2007. с. 73. ИСБН 978-90-04-14688-4 .
- ^ Лазарев, Виктор Никитич (1983). Русская иконопись--от истоков до начала XVI века (in Russian). Искусство. p. 159.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Анголд 2006 , с. 293.
- ^ Библейские военные образы в политической культуре ранней современной России: Благословенное воинство Царя Небесного, Дэниел Роуленд, Средневековая русская культура , Том. 2, изд. Хенрик Бирнбаум, Майкл С. Флиер, Дэниел Брюс Роуленд (Калифорнийский университет Press, 1994), 193.
- ^ Перейти обратно: а б с Анголд 2006 , с. 294.
- ^ Грирсон, Родерик (1992). Тайные врата: Искусство Святой Руси . ИнтерКультура. п. 59. ИСБН 978-0-9635374-0-9 .
Библиография
[ редактировать ]- Анголд, Майкл (17 августа 2006 г.). Кембриджская история христианства: Том 5, Восточное христианство . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-81113-2 .