аль-Асуани
Абу Мухаммад Абдаллах ибн Ахмад ибн Салим (или ибн Сулайм ) аль-Асуани ( арабский : Абу Мухаммад Абдулла ибн Ахмад ибн Салим аль-Асуани , латинизированный : Абу Мухаммад Абд Аллах ибн Ахмад ибн Салим/Сулайм аль-Асвани ) жил в десятом веке. Египетский дипломат и мусульманин-шиит даи (миссионер) на службе Фатимидов .
После завоевания Египта Фатимидами он был отправлен в Нубию губернатором Фатимидов Джавхаром ас-Сикилли . Точная дата и продолжительность его миссии неизвестны. Вероятно, он был послан во время правления Джаухара над Египтом (969–973) до прибытия халифа аль-Муиза в страну в 973 году, но работа посвящена халифу аль-Азизу , который сменил аль-Муиза в 975 году. . [ 1 ] [ 2 ] Он оставил письменный отчет о своей миссии - Китаб Ахбар ан-Нуба ва'л-Мудурра ва 'Алва ва'л-Буджа ва'л-Нил («Книга отчетов о Нубии, Макурии , Алодии , Бедже и Ниле»). [ 3 ] Это единственное сохранившееся описание средневековой Нубии, сделанное очевидцем, за исключением очень краткого отчета Ибн Хавкала . [ 2 ]
Джаухар, возглавлявший завоевание Египта Фатимидами, стремился установить мирные отношения с нубийскими королевствами на юге. [ 4 ] особенно с учетом все еще шаткой основы правления Фатимидов в Египте, которому угрожали восстания вторжение карматов в и Бахрейн . [ 5 ] Миссия также намеревалась доставить письмо с требованием обращения нубийских королей в ислам; в то время как Хайнц Хальм считает эту просьбу просто символическим жестом, [ 6 ] У Джахара, возможно, сложилось впечатление, что нубийцев, которые ранее сопротивлялись исламизации , можно было бы убедить обратиться в исмаилизм , исламскую доктрину, которую поддерживали Фатимиды. [ 2 ] Джаухар выбрал своим послом Абдаллу ибн Ахмада ибн Салима (или Сулайма) из Асуана ( нисбах аль-Асуани означает «Асуан»), по-видимому, потому, что Асуан находился на границе Египта с Нубией, и поэтому можно было предположить, что Абдаллах имел некоторое знакомство с страна. В остальном происхождение и предыдущая биография аль-Асуани совершенно неизвестны. [ 2 ] [ 7 ]
Аль-Асуани путешествовал по большей части Нижней Нубии с большой свитой. Он отпраздновал Курбан-байрам вместе с шестьюдесятью другими мусульманами. [ 2 ] Он пробыл несколько месяцев в Донголе , столице Мукурии. Там он убедил короля Георга II возобновить выплату бакта — ежегодной дани, которую нубийцы платили мусульманским правителям Египта с седьмого века. Однако ему не удалось убедить короля принять ислам, хотя он и участвовал в дебатах при дворе. Он также посетил южное королевство Алодия и описывает его столицу Соба в «Китаб Ахбар ан-Нуба» . Однако он, судя по всему, не посещал страну беджа, и его описания взяты из вторых рук. [ 3 ] [ 8 ] Аль-Асуани дает описание Белого Нила и Голубого Нила и их слияния в Хартуме , отмечая тот факт, что воды обоих не сразу растворялись друг в друге; Таким образом, аль-Асуани стал первым египетским путешественником, ставшим свидетелем слияния двух основных притоков Нила с тех пор, как римский император Нерон ( годы правления 50–66 ) послал двух центурионов с аналогичной миссией . [ 9 ]
Запись о путешествии аль-Асуани сохранилась только в виде отрывков у аль-Макризи (ум. 1442) и аль-Мануфи (ум. 1527). [ 2 ] По мнению Хальма, тот факт, что аль-Макризи, писавшему в 15 веке, пришлось ссылаться на работу аль-Асуани, показывает, что в то время подобные путешествия из Египта не предпринимались. [ 1 ] Выдержки из аль-Макризи цитируются и сокращены у Ибн Ияса (ум. 1522/4). Исходное полное произведение утеряно. [ 3 ] Историк Юсуф Фадл Хасан полагает, что Китаб , похоже, когда-то распространялся относительно широко, поскольку его можно обнаружить в качестве источника в нескольких работах, таких как работа Абу аль-Макарима . [ 3 ] И наоборот, Хальм считает, что работа аль-Асуани не цитировалась более ранними авторами, что указывает на то, что она никогда не распространялась публично, а хранилась в дворцовых архивах в Каире в течение первых столетий своего существования. [ 7 ] Китаб до сих пор остается одним из важнейших источников по средневековой Нубии. Он описывает географию, историю и современную политическую ситуацию Билад аль-Судана . Он описывает достаточно централизованное и процветающее макурское государство. В отличие от многих других арабских писателей, он, кажется, благосклонно относился к христианским королевствам. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хальм 2003 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Адамс (1991) .
- ^ Jump up to: а б с д и Фадл Хасан (1971) .
- ^ Хальм 2003 , стр. 49–50, 111.
- ^ Хальм 2003 , стр. 95–97.
- ^ Хальм 2003 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2003 , с. 50.
- ↑ Адамс (1991) сомневается, что он посетил Алодию, поскольку его миссия была при дворе Макурии, и у него не было причин ехать дальше в Алодию.
- ^ Хальм 2003 , с. 53.
Источники
[ редактировать ]- Адамс, Уильям Ю. (1991). «Ибн Салим аль-Асуани» . В Азиз Сурьял Атия (ред.). Коптская энциклопедия . Том. 4. Макмиллан. стр. 1271а–1272а.
- Фэйл Хасан, Юсуф (1971). «Ибн Сулейм аль-Асуани » В Льюисе, Б .; Зверинец, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 949. OCLC 495469525 .
- Хальм, Хайнц (2003). в Египте, 973–1074 гг. (на немецком языке Халифы Каира: Фатимиды ). Мюнхен: CH Бек. ISBN 3-406-48654-1 .
- Хейр, Эль-Хаг Х.М. (1989). «Вклад в текстовую проблему: Китаб Ахбар ан-Нуба ва-ль-Макурра ва-ль-Беджа ва-ль-Нил Ибн Сулайма аль-Асуани ». Арабика . 36 (1): 36–80. дои : 10.1163/157005889X00223 .