Протопапас
Протопапас ( греч . προτοπαπᾶς или προτοπαπας , «первый священник, протоиерей») — греческая православная церковная должность.
Должность появилась в византийские времена , когда протопап был подчинённым епископа вместе со своим заместителем дейтереоном («вторым»). [ 1 ] Уже в средневизантийский период (VIII–XII вв.) протопапады назначались настоятелями особо важных церквей или представителями епископов в сельских округах. [ 2 ] середины XIV века В «Книге должностей Псевдо -Кодина» упоминается роль протопап императорского дворца во время императорских церковных церемоний на Рождество и Крещение. [ 3 ] а также во время Страстной недели . [ 4 ] Согласно Псевдо-Кодину, протопап императора и протопап Великой Церкви (т. е. Константинопольского Вселенского Патриарха ) были разными, но иногда могли находиться в тандеме у одного и того же человека. [ 5 ] В конце 14 века главой «императорских клириков» был протопап Влахернской церкви (находившейся в главной императорской резиденции — Влахернском дворце ), а другой протопап отвечал за коронационный и погребальный храм Святых Апостолов. , где были похоронены ранние византийские императоры. [ 6 ]
В греческих землях, находящихся под властью латинян , в том числе в южной Италии после норманнского завоевания , православные епископы греческого обряда часто вытеснялись римско-католическими епископами латинского обряда . Поскольку церковные каноны запрещали одновременное присутствие двух епископов на одной и той же кафедре, в этих областях протопап (по латыни также архипресвитер Graecorum ). главой греческого православного духовенства служил [ 7 ] [ 8 ]
Дольше всего эта система просуществовала на Ионических островах , которые были венецианским владением до 1797 года. На Корфу , где местное православное епископство было упразднено анжуйцами уже в конце 13 века, православная знать и церковные каноны избрали мегас протопап («мегас протопап»). были младшие протопапады великий протоиерей»), так как в округах острова . Поскольку у него не было полномочий епископа по рукоположению священников, всем кандидатам приходилось ехать в Кефалонию , где продолжало существовать православное епископство, для рукоположения. [ 9 ] Чтобы обеспечить свой контроль над офисом, с 1578 года венецианское правительство исключило мегапротопапы Корфу из-под юрисдикции как местного латинского архиепископа , так и Вселенского патриарха Константинополя . [ 10 ] На каждом из меньших островов Итака и Закинф был свой собственный протопап , подчинявшийся епископу Кефалонии. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Краус 2007 , с. 105.
- ^ Краус 2007 , стр. 105–106.
- ^ Верпо 1966 , стр. 194, 212, 220.
- ^ Верпо 1966 , стр. 228 и далее.
- ^ Верпо 1966 , с. 266.
- ^ Краус 2007 , с. 429.
- ^ Краус 2007 , с. 106.
- ^ Ричард 1989 , с. 45.
- ^ Скуфари 2014 , стр. 269–270.
- ^ Перейти обратно: а б Скуфари 2014 , с. 270.
Источники
[ редактировать ]- Краус, Кристоф Рудольф (2007). Клирики в поздней Византии: анагностики, иподиаконы, диаконы и священники 1261-1453 гг . Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3-447-05602-1 .
- Ричард, Жан (1989). «Учреждение Латинской церкви в Константинопольской империи (1204–1227)» . В Арбеле, Бенджамин; Гамильтон, Бернард Ф.; Джейкоби, Дэвид (ред.). Латиняне и греки в Восточном Средиземноморье после 1204 года . Лондон: Фрэнк Касс и компания Ltd., стр. 45–62. ISBN 0-7146-3372-0 .
- Скуфари, Евангелия (2014). «Аспекты религиозного сосуществования: историография православной и католической церквей на Ионических островах в период венецианского господства» . В Херсте, Энтони; Сэммон, Патрик (ред.). Ионические острова: аспекты их истории и культуры . Издательство Кембриджских ученых. стр. 264–275. ISBN 978-1-4438-6278-3 .
- Верпо, Жан, изд. (1966). Псевдо-Кодинос, Трактат об должностях (на французском языке). Париж: Национальный центр научных исследований.