Тадж-уль-Алам
Тадж уль-Алам Сафьятуддин Шах | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||
Султана Ачех -Даруссалама | |||||
Царствование | 18 февраля 1641 г. - 23 октября 1675 г. | ||||
Предшественник | Искандар Тани | ||||
Преемник | Нурул Алам Накиатуддин Шах | ||||
Королева-консорт Даруссалама Ачеха- | |||||
Срок владения | 27 декабря 1636 г. - 15 февраля 1641 г. | ||||
Предшественник | Камалия из Паханга (Путро Пханг) | ||||
Рожденный | Принцесса Шри Алам 1612 Банда-Ачех , султанат Ачех , Османская империя (ныне Индонезия ) | ||||
Умер | 23 октября 1675 г. Банда-Ачех, султанат Ачех, Османская империя (ныне Индонезия) | ( 1675-10-23 ) ||||
Супруг | Искандар Тани | ||||
| |||||
Дом | Меукута Алам | ||||
Отец | Александр Младший | ||||
Мать | Камалия из Паханга (Путро Пханг) | ||||
Религия | ислам |
Султана Тадж уль-Алам Сафиатуддин Сях (1612 — 23 октября 1675; урожденный Путри Шри Алам ) был четырнадцатым правителем Ачеха . Она была дочерью султана Искандара Муды и женой его преемника Искандара Тани . Она стала султаншей после смерти мужа и правила с 1641 по 1675 год, став первой из четырех женщин, занявших этот пост подряд.
Брак и присоединение
[ редактировать ]Будущую султаншу первоначально звали Путри Шри Алам Пермисури. В 1617 году ее отец Искандар Муда завоевал Паханг на Малайском полуострове . Сын побежденного султана, будущий Искандар Тани был доставлен в качестве пленника в Ачех, где он вырос как приемный сын Искандара Муды. В 1619 году, когда ему было 9 лет, он женился на Путри Шри Алам Пермисури. Паре был предоставлен дворец рядом с дворцом султана под названием Шри Варна. После смерти Искандара Муды на трон взошел Искандар Тани, но умер после непродолжительного правления 15 февраля 1641 года. Известие о его кончине вызвало серьезные волнения среди вельмож королевства, и некоторые люди погибли. Однако через три дня было решено, что вдова султана будет возведена на трон. [ 1 ]
Женское правление в Ачехе
[ редактировать ]Путри Шри Алам взошел на трон и принял титул султанши Тадж уль-Алама Сафиатуддина Сяха. Тадж уль-Алам Сафиатуддин буквально означает «мировая корона, чистота веры». Она стала первой из четырех царствующих королев или султанш, восседавших на престоле в период 1641-1699 годов. Учитывая сильно мусульманский профиль Ачеха, это вызвало серьезные споры среди историков. Возведение на престол Тадж-уль-Алама рассматривалось как попытка ачехской знати ослабить королевскую власть после административных реформ Искандара Муды, направленных на ее подрыв. Согласно этой точке зрения, эти усилия были в основном успешными. Со времени ее правления султанат превратился в слабый символический институт, власть которого ограничивалась самой столицей. Между тем, реальная власть принадлежала наследственным правителям отдаленных округов ( улэбаланг, созданный Искандаром Муда) и религиозными лидерами ( имамами или улемами ). Однако также высказывалось предположение, что старая традиция Юго-Восточной Азии, признававшая наследование по женской линии, была здесь более важной, чем ортодоксальные мусульманские принципы. Это могло стать причиной возведения на престол Тадж-уль-Алама, а не сознательная стратегия вельмож по ослаблению власти двора. Более тщательный анализ возраста королев, кроме того, показал, что этот период не обязательно следует рассматривать как период упадка общества, что им правили более мягкие и гибкие руки, чем до 1641 года, и что Ачех, в конце концов, был в состоянии противостоять давлению Запада. в той степени, в которой он сохранил свою независимость. [ 2 ] В остальной части Ост-Индии некогда могущественные коренные государства, такие как Матарам , Тернате , Бантен и Макассар, в конце семнадцатого века утратили свою автономию или стали сильно зависеть от ЛОС.
Голландское наступление на Суматру
[ редактировать ]Во время правления Тадж-уль-Алама власть султаната за пределами центра Ачеха сократилась. На полуострове Малайском подчиненное положение Джохора по отношению к Ачеху было отменено. Паханг также был сдан; однако Ачех сохранил Перак , производящий олово . Голландская Ост-Индская компания (VOC) жаждала олова. После некоторых предварительных проблем несколько голландцев, находившихся в Пераке, были убиты в 1651 году. Корабли ЛОС блокировали Ачех на период до заключения договора в 1659 году. Половина банки Перака перешла к ЛОС, которая также получила монополию на торговлю. в портах Ачеха. Кроме того, было разрешено открытие торгового поста в Паданге на западном побережье Суматры. Однако положение о монополии не было выполнено. Тем временем города на западном побережье начали стремиться к сотрудничеству с ЛОС. После секретных переговоров в 1663 году между голландцами и рядом недовольных вождей был подписан Пайнанский договор. В следующем 1664 году Якоб Коу появился с армадой из 300 человек и изгнал ачехцев из прибрежной зоны, от Индрапуры на юге до Тику на севере. Тем временем Ачеху пришлось пережить новые голландские блокады, и он был вынужден подписать новые договоры. Тем не менее, малайцы западного побережья часто предпочитали правление Ачеха «защите» ЛОС, так что влияние Ачеха сохранялось в течение длительного времени. На восточном побережье, Дели вышел из-под власти Ачеха в 1669 году. [ 3 ]
Достижения
[ редактировать ]Несмотря на эти политические неудачи, Тадж-уль-Алам хвалили как местные, так и европейские писатели. [ 4 ] В хронике Бустан Салатин охарактеризовал ее как добродетельную и набожную, подразумевая, что ее качества сделали Ачех мирным и процветающим. Точно так же голландский свидетель утверждал, что она возглавляла «добродушное, но внушающее трепет» правление. [ 5 ] Она унаследовала традицию исламской науки при дворе. Она не была так благосклонна к Нуруддину ар-Ранири , как ее предшественник, и он оставил королевскую службу в 1644 году. Главным писателем в ее правление был Абдуррауф из Сингкиля , который писал о шафиитской юриспруденции, а также о мистицизме. Распространение исламской литературы и образования произошло во время правления Тадж уль-Алама и трех цариц, пришедших ей на смену. Этот культурный ренессанс был, среди прочего, обусловлен эффективным сотрудничеством королев и улемов. [ 6 ] Известно, что ачехские мусульмане появились в Сиаме в 1668 году с намерением распространять веру. [ 7 ]
Тадж уль-Алам умерла 23 октября 1675 года. Детей она не оставила. С ее смертью Дом Меукута Алам вымер, и ему на смену пришла другая династия. Ее преемницей стала еще королева, султан Нурул Алам Накиатуддин Сях , чьи отношения с Тадж уль-Аламом неясны.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джаджадининграт (1911) , стр. 183, 187–8.
- ^ Хан (2010) , с. 22.
- ^ Энциклопедия (1917) , стр. 75–6.
- ^ Андайя (2004) .
- ^ Хан (2010) , стр. 8, 14.
- ^ Хан (2010) , с. 15.
- ^ Ломбард (1967) , с. 116.
https://historynusantara.com/mengenal-sosok-ratu-aceh-tajul-alam-safiatuddin/
Литература
[ редактировать ]- Андайя, Леонард Ю. (2004). « Очень добродушное, но внушающее трепет правительство»: правление успешной королевы в Ачехе семнадцатого века». В Лохер-Шолтене, Эльсбет; Ритберген, Питер (ред.). Хоф эн хендель . Лейден: KITLV Press. стр. 59–84. дои : 10.1163/9789004454460_005 .
- Джаджадининграт, Раден Хосейн (1911). «Критический обзор данных, содержащихся в малайских трудах по истории Султаната Ачех». Вклад в язык, географию и этнологию (на голландском языке). 65 : 135–265. JSTOR 20769622 .
- Стиббе, Д.Г.; Спат, К., ред. (1917). Энциклопедия Голландской Ост-Индии (на голландском языке). Том. 1. Гаага и Лейден : Мартинус Нийхофф и издательство Brill . hdl : 1887.1/предмет:181627 .
- Хан, Шер Бану (2010). «Султаны Ачеха, 1641–99». В Графе, Арндт; Шретер, Сюзанна; Виринга, Эдвин (ред.). Ачех: история, политика и культура . Сингапур: Издательство ISEAS. стр. 3–25. дои : 10.1355/9789814279130-004 .
- Ломбард, Денис (1967). Султанат Атье во времена Искандара Муды, 1607–1636 гг. (на французском языке). Париж: Французская школа Дальнего Востока.
- Риклефс, Мерл К. (1994). История современной Индонезии. 1300 (2-е изд.). Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. стр. 35–36, 51.