Джон Вандерпант
Джон Вандерпант | |
---|---|
Рожденный | Ян ван дер Пант 11 января 1884 г. Алкмар , Нидерланды |
Умер | 24 июля 1939 г. Ванкувер , Британская Колумбия | ( 55 лет
Национальность | голландско-канадский |
Образование | |
Движение | Модернистская фотография |
Супруг |
Катарина о Линдене
|
Избранный | Член Королевского фотографического общества (1926) |
Джон Вандерпант (11 января 1884 – 24 июля 1939) был голландско-канадским фотографом, галеристом и писателем. Он зарабатывал на жизнь портретной работой, став известным как крупный член международного модернистского движения фотографии в Канаде. Он был ключевой фигурой в творческом сообществе Ванкувера. [ 1 ]
Личная жизнь и начало карьеры
[ редактировать ]Родился Ян ван дер Пант 11 января 1884 года. [ 2 ] Вандерпант вырос в Алкмааре . Хотя ожидалось, что Вандерпант возьмет на себя табачный бизнес своего отца, у него развились творческие страсти, особенно связанные с музыкой и литературой. [ 2 ] С 1905 по 1912 год учился в Амстердамском и Лейденском университетах . Он также опубликовал несколько стихотворений в голландских литературных журналах, а в 1908 году опубликовал свой единственный сборник стихов «Верцен» [Стихи]. [ 2 ] Его рассказ « Хаар Вердриет» был опубликован в 1908 году, а в январе того же года журнал Nederland in Riip опубликовал первую фотографию Вандерпанта: зимнее изображение. [ 2 ] В 1910 году, еще будучи зарегистрированным в Лейденском университете, Вандерпант начал работать фотожурналистом в журнале Op de Hoogte («Хорошо информированный»). До 1913 года он публиковал фотоиллюстрированные статьи об Италии, Португалии, Голландии и Канаде. [ 2 ]
6 июля 1911 года Вандерпант женился на Катарине вместо де Линдена. В конце концов она стала христианским ученым, и ее убеждения оказали большое влияние на ее мужа. [ 2 ] Они иммигрировали в Канаду в 1911 году, и Вандерпант опубликовал в голландских газетах и журналах несколько статей о Канаде как возможной новой родине для голландских фермеров. В 1912 году канадское правительство наняло Вандерпанта для чтения лекций голландской аудитории по вопросам иммиграции в Канаду. [ 2 ] Вандерпант и Катарина поселились в Окотоксе, Альберта, в 1912 году, где он открыл фотостудию. В 1916 году они переехали в Форт Маклауд и открыли еще одну студию, сохранив при этом студию в Окотоксе. В конце концов он открыл третью студию в Пинчер-Крик. [ 2 ]
В 1913 году у Вандерпантов в период с 1913 по 1917 год родилось трое детей: Анна (1913 г.), Джон (1915 г.) и Катарина (1917 г.). Джон умер от гриппа еще будучи младенцем. В 1919 году Джон и Катарина Вандерпант и их две дочери переехали в Британскую Колумбию. Они поселились в Нью-Вестминстере , где Вандерпант вел успешный портретный бизнес. [ 2 ]
Жизнь и карьера в Британской Колумбии
[ редактировать ]В 1921 году Вандерпант подружился с фотохудожником Виктории Гарри Аппертоном Найтом. [ 2 ] Двое мужчин посетили Эмили Карр в 1933 году, и Найт сфотографировал Карра и Вандерпанта в ее студии. В 1924 году Вандерпант познакомился и подружился с ресторатором и фотографом-любителем Йоханом Хелдерсом. Оба использовали процесс печати на основе бромида серебра и бумагу Kodak PMC № 8. [ 2 ] Портретные работы Вандерпанта отражают влияние пикториалистов; художник часто использовал линзы с мягким фокусом для создания запоминающихся изображений своих объектов. [ 3 ] От работ Хелдерса сохранилось немногое, но портрет Юсефа Карша входит в число самых известных его гравюр. [ 4 ]
Вандерпант стал активным участником международных салонов, завоевав несколько наград, сертификатов и медалей. Его работы передают захватывающие эффекты света и тени, текстур и композиций. В 1920 году он основал Фотосалон Нью-Вестминстера как часть Галереи изящных искусств Ежегодной провинциальной выставки Британской Колумбии. [ 2 ] В какой-то момент в этом салоне было выставлено 1400 гравюр из 23 стран. С 1923 по 1929 год Вандерпант принимал Нью-Вестминстерский салон живописной фотографии (единственный международный салон в Западной Канаде в 1920-е годы). [ 2 ] Кроме того, он продвигал выставки искусства Британской Колумбии и канадских художников, в том числе ныне знаменитой «Группы семи» . [ 2 ] В конце концов Вандерпант разочаровался в фотосалонах и прекратил свое участие. В 1924 году Художественный музей Сан-Франциско приобрел гравюру Вандерпанта « Оконные узоры» . В следующем году он провел персональную выставку своих гравюр в Королевском фотографическом обществе в Лондоне, Англия. [ 2 ] С 1925 по 1934 год персональные выставки его работ гастролировали по Канаде, США и Европе. [ 2 ]
В 1926 году Вандерпант вступил в партнерство с Гарольдом Мортимером Лэмбом (горным инженером, фотографом, художником и журналистом), и 26 марта 1928 года они открыли галереи Вандерпанта на Робсон-стрит, 1216 в Ванкувере, Британская Колумбия (партнерство закончилось в 1929 году). [ 2 ] Под влиянием Вандерпанта галерея стала центром искусства, музыки и поэзии Ванкувера. Члены Ванкуверского поэтического общества часто проводили встречи и чтения в галереях, а также несколько гала-концертов; Студенты Ванкуверской школы декоративного и прикладного искусства, Колледжа искусств Британской Колумбии и музыкального факультета Университета Британской Колумбии посещали музыкальные вечера, чтобы послушать импортную симфоническую музыку, исполняемую на граммофоне Вандерпанта «Колумбия». [ 2 ] Такие художники, как Эмили Карр, А.Я. Джексон , Джок Макдональд , Макс Мейнард, Фредерик Варли и У.П. Уэстон, выставлялись в галереях. Более того, в 1931 году Вандерпант выставил, вероятно, первую канадскую демонстрацию гравюр американских фотографов Имоджен Каннингем и Эдварда Уэстона . [ 2 ] Оба высоко оценили фотографии Вандерпанта, и Уэстон заявил, что работы Вандерпанта обладают «воображением, формой и жизненной силой». [ 5 ]
Хотя Вандерпант начинал как фотохудожник , его работы перешли от мягкого фокуса и романтизированных изображений к более модернистским композициям. Однако он никогда не был против уклонений, обрезки или увеличения; и при этом он не отказался полностью от мягкого фокуса. В середине 1920-х годов он начал фотографировать элеваторы своим фотоаппаратом 6 ½ x 9 см. Камера Ansco с анастигматическим объективом f/63. [ 2 ] В 1929 году он совершил поездку по Центральной Канаде и провел персональную выставку в отеле Royal York в Торонто и одну в замке Лорье в Оттаве. Его фотографии стали более экспериментальными и модернистскими — ярким примером является его фотография «Храмы сегодня », сделанная около 1934 года, на которой изображены высокие элеваторы. [ 3 ] С 1920-х годов изображения элеваторов Вандерпанта уникально представляют «канадскую промышленную архитектуру». [ 6 ] Крупные планы фруктов и овощей также были способом «подчеркнуть ритм и красоту дизайна в… архитектуре природы». [ 7 ] В 1930 году он взял на себя поручение Канадской Тихоокеанской железной дороги , путешествуя из Ванкувера в Квебек. Его изображения канадской архитектуры, представленные этой комиссией, были охарактеризованы как создающие образ нации как динамичной, индустриализирующейся и современной. [ 3 ] В 1932 году Вандерпант провел персональную выставку в Художественной галерее Ванкувера , которая продемонстрировала его увлечение красотой предметов повседневного обихода, таких как оберточная бумага, лампочки, стопки посуды или книг или деревянные бруски. [ 2 ]
Экономические трудности Великой депрессии повлияли на бизнес и здоровье Вандерпанта, и он перестал фотографировать примерно в 1937 году. Вандерпант умер от рака легких в Ванкувере в 1939 году в возрасте пятидесяти пяти лет, оставив после себя свою студию и обширное наследие работы. [ 1 ]
Признание
[ редактировать ]В 1926 году Вандерпант был удостоен звания члена Королевского фотографического общества Великобритании в Лондоне. [ 1 ] В 1934 году он был первым художником из Ванкувера, у которого состоялась индивидуальная выставка в Художественном музее Сиэтла . провела Художественная галерея Ванкувера выставки его гравюр в 1932 и 1937 годах, а также ретроспективу в 1940 году. [ 2 ] В 1976 году Национальная галерея Канады спонсировала выставку его работ, которая путешествовала по стране. [ 2 ] Работы Вандерпанта сейчас находятся в коллекциях Библиотеки и архивов Канады , Оттава; [ 1 ] Национальная галерея Канады , Оттава, [ 8 ] Художественная галерея Онтарио ; [ 9 ] Торонто; Лейденский университет , Нидерланды; [ 1 ] Художественный музей округа Лос-Анджелес, Лос-Анджелес, Калифорния; [ 1 ] Исторический центр и музей Нью-Вестминстера, Нью-Вестминстер, Британская Колумбия; [ 1 ] Рейксмузеум, Амстердам; и Художественная галерея Ванкувера . [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Макдональд, Колин. Словарь канадских художников, том 9 (только онлайн), авторы Энн Ньюлендс и Джудит Паркер . Оттава: Национальная галерея Канады / Музей изящных искусств Канады . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Саллум, Шерил. «Джон Вандерпант» . www.biographi.ca . Канадский биографический словарь, том. 16, Университет Торонто/Университет Лаваля . Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Басснетт, Сара; Парсонс, Сара (2023). Фотография в Канаде, 1839–1989: иллюстрированная история . Торонто: Институт искусств Канады. ISBN 978-1-4871-0309-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Эрролл, Констанс, «Откровения объектива». История оператора-оператора, раскрывающего дух Канады», MacLean's Magazine, vol. 40 (1 января 1927 г.): 11.
- ^ Письмо Эдварда Уэстона Джону Вандерпанту, 8 мая 1931 года, цитируется в книге Шерил Саллум «Основные вибрации: фотография и жизнь Джона Вандерпанта», 27.
- ^ Донеган, Розмари, «Промышленные изображения» (Художественная галерея Гамильтона в Гамильтоне, 1987), 96.
- ^ Вандерпант, Джон, неопубликованные произведения, цитируемые в «Основных вибрациях» Саллума, 51.
- ^ Вандерпант, Джон. «Коллекция» . www.gallery.ca . Национальная галерея Канады . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ «Коллекция Малкольмсона: Работы Джона Вандерпанта» . www.ago.net . Художественная галерея Онтарио. Архивировано из оригинала 26 октября 2020 года . Проверено 18 сентября 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Басснетт, Сара; Парсонс, Сара (2023). Фотография в Канаде, 1839–1989: иллюстрированная история . Торонто: Институт искусств Канады. ISBN 978-1-4871-0309-5 .
- Хилл, Чарльз К. (1976). Джон Вандерпант: фотографии . Оттава: Национальная галерея Канады . Проверено 29 октября 2021 г.
- Колтун, Лилия, изд. (1984). Частные царства света: любительская фотография в Канаде, 1839–1940 гг . Торонто: Фитженри и Уайтсайд. ISBN 0-88902-744-7 .
- Мессенджер, Синтия, «Их зубчатый замок»: биоморфизм и мистические поиски в визуальном искусстве П.К. Пейджа и Джона Вандерпанта», Журнал канадских исследований, Vol. 38, нет. 1 (зима 2004 г.): 76–96. https://www.utpjournals.press/doi/abs/10.3138/jcs.38.1.76
- Шерил Саллум, «Джон Вандерпант и культурная жизнь Ванкувера, 1920–1939», нет. 97, Исследования Британской Колумбии (весна 1993 г.): 38–50. https://ojs.library.ubc.ca/index.php/bcstudies/article/view/1451/1495
- Саллум, Шерил (1995). Основные вибрации: фотография и жизнь Джона Вандерпанта . Виктория, Британская Колумбия: Хорсдал и Шубарт. ISBN 0-920663-40-0 .