Короткие цепочки поставок продуктов питания
Широкий спектр конфигураций производства-распределения-потребления продуктов питания можно охарактеризовать как короткую цепочку поставок продовольствия ( SFSC ), например, фермерские рынки , фермерские магазины , колхозные магазины, поддерживаемое сообществом сельское хозяйство и группы закупок солидарности. В более общем плане цепочку поставок продовольствия можно определить как «короткую», если она характеризуется коротким физическим расстоянием или участием небольшого числа посредников между производителями и потребителями. Альтернативные продовольственные сети, используемые как взаимозаменяемые, подпадают под ту же сферу, что и SFSC. Часто руководствуясь принципами устойчивости, SFSC формируются с учетом последних международных политических рамок. Хотя SFSC обладают сильными сторонами, они также сталкиваются с проблемами в своей деятельности.
Происхождение концепции
[ редактировать ]Первоначально SFSC были определены как примеры «сопротивления» фермеров модернизации продовольственной системы, характеризующейся развитием цепочек поставок, основанных на торговле на большие расстояния. [1] Сопротивление заключается в том, что, продавая продукцию напрямую потребителям, фермеры обходят посредников и таким образом могут разрабатывать автономные маркетинговые стратегии, основанные на дифференциации. Эти стратегии дают фермерам возможность сохранять большую долю добавленной стоимости внутри фермы и в местной экономике. Они также появились в качестве устойчивых решений для решения текущих и будущих проблем устойчивости продовольственной системы, таких как продвижение продовольственного суверенитета , что связано со способностью граждан получать доступ к питательным, местным и устойчиво произведенным продуктам питания для своего рациона. [2] Учитывая эти характеристики, короткие цепочки поставок продовольствия все чаще учитываются в сельской продовольственной политике как движущая сила изменений в продовольственной системе и политический инструмент развития сельских районов . [3]
Анализ коротких цепочек поставок продовольствия породил более широкую дискуссию об «альтернативных пищевых цепочках». [4] « альтернативные продовольственные сети », [5] и «устойчивые пищевые цепи». [6]
Специфика
[ редактировать ]SFSC считаются наиболее подходящими каналами для органических и местных продуктов, а также для мелких фермеров. Фактически, более тесные отношения между производителями и потребителями дают производителям возможность развивать более тесную связь и определять рыночные ниши. Илбери и Мэй заявляют: «важнейшей характеристикой SFSC является то, что продукты питания, которые достигают конечного потребителя, передаются через SC, в который «встроена» ценная информация, касающаяся способа производства, происхождения и отличительных качественных показателей продукта. ". [4] [7] Аналогично, Марсден и др. (2000) утверждают, что «общей характеристикой, однако, является акцент на типе отношений между производителем и потребителем в этих цепочках поставок и на роли этих отношений в построении ценности и смысла, а не только на типе продукта». себя». [8] SFSC способны по-новому определить производство продуктов питания за пределами промышленно развитой продовольственной системы, создавая разрушительный процесс, направленный на то, чтобы позволить первичным производителям получать большую долю прибыли, получаемой от производства продуктов питания. [8] [9]
Размеры близости
[ редактировать ]Для разработки определения SFSC можно использовать ряд потенциальных критериев. SFSC были концептуализированы с точки зрения измерений близости. Кебир и Торре (2012), возможно, были одними из первых, кто предложил такую концептуализацию, классифицируя SFSC на основе нескольких измерений: географическая близость, «организованная» близость. [10] и социальная близость. [2] Эти три определяются как:
- Географическая близость: физически близка и измеряется как расстояние между производителями и потребителями, что означает, что расстояние между местом производства и потребления продуктов питания должно быть сокращено. [2] Если говорить более подробно, то это разрыв в расстоянии между местом первичного производства и конечным потреблением. [2]
- Организационная близость. Этот принцип распространяется на организационную структуру цепочки поставок продуктов питания . Это относится к оптимизации количества участвующих сторон, в идеале с одним посредником или без него между производителем и потребителем. [2]
- Социальная близость: предполагает прямые (с очень небольшим количеством посредников) и доверительные отношения между производителем и потребителем, которые знают друг друга и продукт. Включая солидарность между производителями и потребителями, гражданское участие в местной продовольственной системе и (вос) связь с местными кулинарными традициями и самобытностью. [10] Кроме того, производитель делится знаниями и информацией для развития отношений с потребителем. Социальная близость фокусируется на отношениях, возникающих в ходе развития коротких цепочек, в том числе на том, как потребители относятся к производителям. [2]
Классификация
[ редактировать ]SFSC классифицируются Renting et al. [7] как прямой, ближайший или расширенный. Лицом к лицу характеризуются физические встречи между производителями и потребителями (как в случае с фермерскими рынками). В ближайших коротких цепочках поставок продовольствия производители не обязательно участвуют в распределении продукции (как в случае потребительских кооперативов). В расширенных и коротких цепочках поставок продуктов питания, хотя географические расстояния между производителями и потребителями могут быть большими, потребители знают о личности производителей и продуктов (например, в случае справедливой торговли и защищенных наименований по происхождению). [7]
Общественные сети
[ редактировать ]Альтернативные продовольственные сети (AFN) относятся к той же категории, что и SFSC. Они предлагают альтернативу традиционным продовольственным системам , стремясь локализовать и социализировать производство, распределение и потребление продуктов питания. AFN стремятся отстаивать местные, справедливые и высококачественные варианты питания. [11] Сети альтернативного питания (AFN) демонстрируют разнообразие: от изолированных испытаний до взаимосвязанных организаций на уровне сообществ. Их структуры могут отражать восходящие подходы, и то, насколько они альтернативны, зависит от поддерживаемых ценностей, целей инициативы и степени отклонения от традиционных рыночных норм. [11] Истоком AFN могли стать потребители, производители или их сочетание, функционирующие либо как отдельные, либо как общественные предприятия, и могут варьироваться от полностью ориентированных на прибыль до исключительно социально мотивированных усилий. Академический дискурс классифицирует AFN по различным критериям, включая их временной и пространственный охват, степень участия производителей и потребителей, количество задействованных посредников, организационную структуру и экономические модели. [11]
Устойчивое развитие
[ редактировать ]SFSC возникли как жизнеспособное решение будущих проблем продовольственных систем. Управление экономическими, социальными и экологическими последствиями способствует устойчивости цепочки поставок. [2] Они обладают потенциалом для поддержки и укрепления продовольственной экономики между городом и деревней, развития местных связей и улучшения социальных отношений между заинтересованными сторонами продовольственной системы. [12] Были выявлены и другие преимущества, согласно которым SFSC оказывают положительное влияние на общество и благоприятные экономические результаты, а также снижают воздействие на окружающую среду. Эти преимущества также могут быть распространены на другие организационные формы SFSC, такие как AFN. [12]
Общей характеристикой многих SFSC является их потенциал по увеличению доходов производителей. Если смотреть на местный уровень, то SFSC способствуют экономическому и сельскому развитию за счет увеличения местных финансов. [13] Сокращение пищевой цепочки способствует социальной устойчивости за счет доверия, солидарности и общих ценностей между производителями и потребителями, чему способствует более тесная близость участников цепочки поставок. [13] Сокращение пищевой цепочки также создает положительные результаты социальной устойчивости, такие как расширение прав и возможностей потребителей, пропаганда здорового питания и социальная интеграция. С точки зрения экологической устойчивости, SFSC могут сыграть роль в сокращении продовольственных миль и выбросов парниковых газов. Они часто отдают приоритет органическим или экологическим методам производства, сводя к минимуму вред окружающей среде, связанный с синтетическими пестицидами , инсектицидами , монокультурой и многим другим. Кроме того, SFSC могут способствовать сокращению пищевых отходов и потребления энергии . [13]
Разработка политики
[ редактировать ]Цели устойчивого развития (ЦУР)
Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятая Организацией Объединенных Наций , включает 17 целей устойчивого развития (ЦУР), направленных на удовлетворение нынешних потребностей и одновременно защиту способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Центральное место в этих ЦУР занимает принцип устойчивости . [2] Среди этих целей – содействие достойному труду и экономическому росту , что предполагает создание устойчивых возможностей трудоустройства. Другая цель заключается в поощрении практики ответственного потребления и производства, которая влечет за собой сокращение отходов и внедрение возобновляемых источников энергии . Кроме того, одна из целей устойчивого развития касается цепочек поставок и их вклада в борьбу с изменением климата путем минимизации углеродного следа. [2] Роль продовольствия и его различных социальных аспектов признана важной для достижения 17 целей устойчивого развития (ЦУР), установленных международным сообществом. [14]
Новая программа развития городов (NUA)
Поскольку численность городского населения растет, а почти 80% продовольствия уже потребляется в городских районах, крайне важно построить устойчивые и экономически процветающие продовольственные системы, интегрированные в ландшафты. [15] ФАО (2019) разработала подход 3E, чтобы помочь правительствам продвигать более эффективную продовольственную политику посредством законов и управления, стимулировать инвестиции и прозрачность данных. [15] Он использует действия, зависящие от контекста, такие как поддержка местных цепочек поставок и социальных программ для создания процветающих сообществ и устойчивых продовольственных систем. Он делится успешными стратегиями с правительствами других стран на местном и глобальном уровне, чтобы создать волновой эффект и установить международные стандарты управления продуктами питания. [15]
Миланский пакт о городской продовольственной политике (MUFPP)
В 2015 году Миланский пакт о городской продовольственной политике (MUFPP) — совместная декларация крупнейших городов и мегаполисов — был создан для усиления реализации ЦУР в городских продовольственных системах . [16] Этот пакт призывает учреждения признать роль продовольственных систем в городском планировании посредством шести категорий мер, сформулированных в 37 рекомендуемых действиях (RA). [17] Эти обязательства в настоящее время служат основой программ продовольственной политики для более чем 200 крупных городских агломераций по всему миру, влияя на структуру распределения и потребления продуктов питания среди их 400 миллионов жителей. [18] [12]
Понимание связей между короткими цепочками поставок продовольствия (SFSC), Целями устойчивого развития (ЦУР), Новой программой развития городов (NUA) и Миланским пактом о городской продовольственной политике (MUFPP) предоставляет политикам научно обоснованную основу для использования SFSC в качестве способа создать более устойчивые продовольственные системы в соответствии с целями, поставленными на Саммите ООН по продовольственным системам. [19] Разработка такой структуры также облегчит количественную оценку вклада SFSC в достижение конкретных политических целей, чтобы их задачи могли быть более точно реализованы. [12]
Сильные стороны и проблемы
[ редактировать ]SFSC демонстрируют способность адаптироваться во время сбоев и поощряют сотрудничество . Подчеркивание прочных взаимоотношений между заинтересованными сторонами, особенно производителями и потребителями. [13] Расширение сотрудничества приводит к сокращению времени реагирования и повышению производительности. Общие стратегии включают разделение рисков, совместное прогнозирование, коммуникацию , совместное принятие решений, сертификацию и развитие поставщиков. [13] Гибкость помогает SFSC адаптироваться к изменениям за счет быстрого перераспределения ресурсов. Стратегии повышения гибкости включают гибкие транспортные системы, производственные мощности, использование нескольких источников , а также отсрочку или массовую индивидуализацию . Видимость способствует устойчивости, повышая прозрачность и обеспечивая своевременную доставку соответствующей информации в цепочке поставок. [13]
SFSC сталкиваются с такими препятствиями, как ограниченность ресурсов и опыта, что ограничивает их возможности доступа к финансированию устойчивых технологий . Кроме того, они сталкиваются с проблемами доступа к рынку, сталкиваясь с высокими первоначальными затратами на самопродажу или с невыгодным конкурентным положением по сравнению с более крупными бакалейными магазинами. Эти трудности могут привести к финансовым потерям в краткосрочной и долгосрочной перспективе. [20] Нормативно-правовая база управления цепочками поставок, а также ограниченный человеческий капитал и сокращение доступа к сельскохозяйственным землям могут повлиять на жизнеспособность SFSC. [2] Помимо повышенной ответственности, меньший масштаб этих производителей создает проблемы при запуске или расширении операций SFSC. Эти проблемы различаются по типу в зависимости от характеристик производителя, условий фермы, отношений с потребителями и конкретной инициативы SFSC. [21] Проблемы могут также включать увеличение реальной стоимости продуктов питания, неэффективность распределения ресурсов, проблемы с транспортировкой и потенциальные риски для безопасности пищевых продуктов из-за снижения контроля. [21]
Правила
[ редактировать ]Французский план действий, разработанный в 2009 году Министерством сельского хозяйства, агропродовольственной и лесной промышленности, был направлен на поддержку развития коротких пищевых цепочек . Согласно плану , короткие пищевые цепочки определяются исходя из количества участвующих в них участников. SFSC рассматривается как «коммерциализация сельскохозяйственной продукции посредством прямых продаж или косвенных продаж, когда участвует только один посредник». (« Короткое замыкание — это метод сбыта сельскохозяйственной продукции, осуществляемый либо путем прямой продажи от производителя потребителю, либо путем косвенной продажи при условии наличия только одного посредника ».)
Однако в сенате и на региональном уровне велись дискуссии о том, что краткость не следует сводить к числу посредников, а следует учитывать и географическое расстояние (например, можно купить вино напрямую, но что, если оно проедет 1000 км?). Вслед за национальным планом действий (или, возможно, в некоторых случаях до него) были разработаны региональные планы SFSC. Региональные планы действий относятся к приведенному выше определению, но они также дополняют или уточняют его. Регион Аквитания также увеличивает географическое расстояние между производителями и потребителями (ссылка) . Французский закон о модернизации сельского хозяйства и рыболовства, обновленный в 2010 году (№ 2010-874), среди многих других мер вмешательства также предусматривает «развитие коротких пищевых цепочек и содействие географической близости между производителями и переработчиками».
Примеры
[ редактировать ]Фермерские рынки – это физические розничные рынки, на которых продаются продукты питания, которые фермеры продают напрямую потребителям. Могут существовать меры контроля, направленные на то, чтобы гарантировать, что продавцы и продукты являются местными, а также исключать посредников: например, городской совет Гилфорда заявляет, что производители, использующие свой фермерский рынок, «должны базироваться в нашей зоне обслуживания в радиусе [а] 50 миль от Гилдфорд », хотя они также заявляют, что «иногда мы вывозим производителя за пределы водосбора, но только если это продукт, который нельзя добыть в пределах этого радиуса». [22]
Сельское хозяйство, поддерживаемое сообществом (CSA), сеть или ассоциация лиц, которые обязались поддерживать одну или несколько местных ферм, при этом производители и потребители разделяют риски и выгоды от производства продуктов питания. Сеть URGENCI объединяет инициативы CSA со всего мира.
Gruppi di acquisto Solidale (GAS) Итальянские сети, созданные потребителями, которые связываются с фермерами для организации альтернативного снабжения продуктами питания.
AMAP ( Французские ассоциации по поддержанию крестьянского сельского хозяйства ) поддерживают крестьянское и органическое сельское хозяйство посредством прямых связей между фермерами и потребителями.
Продовольственные центры собирают, распределяют и продают продукты питания от фермеров потребителям. [23]
Исследовательские проекты
[ редактировать ]- ГЛАМУР - Глобальная и местная оценка продуктов питания: многомерный подход, основанный на результатах
- FOODLINKS - Посредничество в обмене знаниями в целях содействия устойчивому потреблению и производству продуктов питания: объединение ученых, политиков и организаций гражданского общества
- SUS-CHAINS - Маркетинг устойчивого сельского хозяйства: анализ потенциальной роли новых цепочек поставок продовольствия в устойчивом развитии сельских районов
- PUREFOOD – это сеть начального обучения Марии Кюри, финансируемая в рамках программы PEOPLE Seventh Framework Европейской комиссии. Целью PUREFOOD является подготовка группы исследователей на ранней стадии социально-экономической и социально-пространственной динамики (пригородного) городского и регионального продовольственного ландшафта.
- SMARTCHAIN — это проект, финансируемый Horizon 2020, направленный на дальнейшую поддержку развития совместных коротких цепочек поставок продуктов питания и продвижение более благоприятной структуры для производства экологически чистых, местных, более здоровых и этических продуктов питания в Европе.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ван дер Плог, Ян Дауве, Хенк Рентинг, Джанлука Брунори, Карлхайнц Кникель, Джо Маннион, Терри Марсден и другие, «Развитие сельских районов: от практики и политики к теории», Sociologia Ruralis, 40 (2000), 391–408 < дои:10.1111/1467-9523.00156>
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Балком, Ребекка; Абебе, Гуматау Кифле; Йиридо, Эммануэль К.; Хартт, Кристофер М. (2023). «Практика устойчивого производства и распределения в цепочках поставок коротких продуктов питания в Атлантической Канаде: исследовательское исследование» . Границы устойчивых продовольственных систем . 7 . дои : 10.3389/fsufs.2023.1121006 .
- ^ «Конференция «Местное сельское хозяйство и короткие цепочки поставок продовольствия» (Брюссель, 20.04.2012) – Сельское хозяйство и развитие сельских территорий» . Ec.europa.eu . Проверено 23 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Илбери Б. и Д. Мэй, 2005. «Альтернативные (более короткие) цепочки поставок продуктов питания и специализированные продукты животноводства на шотландско-английских границах», Окружающая среда и планирование , A 37 (5): 823–844.
- ^ Гудман, Д. и М. Гудман. 2008. «Альтернативные продовольственные сети». Международная энциклопедия человеческой географии, стр. (Оксфорд: Elsevier).
- ^ Роеп, Д. и Х. Вискерке. 2006. Питательные сети: четырнадцать уроков о создании устойчивых цепочек поставок продовольствия. Reed Business Information, Университет Вагенингена.
- ^ Jump up to: а б с Рентинг Х., Марсден Т., Бэнкс Дж. (2003) Понимание альтернативных продовольственных сетей: изучение роли коротких цепочек поставок продовольствия в развитии сельских районов. Окружающая среда и планирование A 2003, том 35, страницы 393–411.
- ^ Jump up to: а б Марсден Т., Бэнкс Дж. и Бристоу Г. (2000 г.), «Подходы к цепочке поставок продуктов питания: изучение их роли в развитии сельских районов». Сельская социология 40 (4): 424–438.
- ^ Баир, Бильгесу; Шарль, Орели; Сехари, Айша; Узрут, Ясин (2022). «Проблемы и проблемы в цепочках поставок коротких продуктов питания: систематический обзор литературы» . Устойчивость . 14 (5): 3029. doi : 10.3390/su14053029 .
- ^ Jump up to: а б Кебир Л. и Торре А. (2012) Географическая близость и новые короткие цепочки поставок продуктов питания. В: Лаццеретти, Лусиана (ред.), 2012. Творческие индустрии и инновации в Европе: концепции, меры и сравнительные тематические исследования. Рутледж.
- ^ Jump up to: а б с Гори, Франческа; Кастеллини, Алессандра. «Альтернативные продовольственные сети и короткие цепочки поставок продуктов питания: систематический обзор литературы, основанный на тематическом исследовании» . Проверено 17 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Петруцелли, М.; Илье, Р.; Колитти, С.; Виттуари, М. (октябрь 2023 г.). «Роль коротких цепочек поставок продовольствия в продвижении глобальной повестки дня по переходу к устойчивым продовольственным системам» . Города . 141 : 104496. doi : 10.1016/j.cities.2023.104496 . hdl : 11585/935513 . ISSN 0264-2751 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мишель-Вильярреал, Росарио (2023). «На пути к устойчивым и устойчивым коротким цепочкам поставок продуктов питания: акцент на практиках устойчивого развития и возможностях устойчивости на примере тематического исследования» . Британский пищевой журнал . 125 (5): 1914–1935. дои : 10.1108/BFJ-09-2021-1060 .
- ^ Сакс, Джеффри Д.; Шмидт-Трауб, Гвидо; Маццукато, Мариана; Месснер, Дирк; Накиченович, Небойша; Рокстрем, Йохан (сентябрь 2019 г.). «Шесть преобразований для достижения Целей устойчивого развития» . Устойчивость природы . 2 (9): 805–814. Бибкод : 2019NatSu...2..805S . дои : 10.1038/s41893-019-0352-9 . ISSN 2398-9629 .
- ^ Jump up to: а б с Моррисон, Джейми (2019). «Рамочная основа ФАО для городской продовольственной программы [кратко]» (PDF) .
- ^ «Миланский пакт о городской продовольственной политике» (PDF) . 2015.
- ^ Коэн, Невин (5 апреля 2022 г.). «Роль городов в создании систем здорового питания» . Ежегодный обзор общественного здравоохранения . 43 (1): 419–437. doi : 10.1146/annurev-publhealth-052220-021059 . ISSN 0163-7525 . ПМИД 34936824 .
- ^ ФАО (2018). «Механизм мониторинга Миланского пакта о городской продовольственной политике» (PDF) .
- ^ фон Браун, Иоахим; Афсана, Каосар; Фреско, Луиза О.; Хасан, Мохамед; Тореро, Максимо (2021). «Продовольственные системы – определение, концепция и применение для Саммита ООН по продовольственным системам» (PDF) .
- ^ Яжембовский, Себастьян; Бурлакис, Майкл; Безат-Яжембовская, Агнешка (январь 2020 г.). «Короткие цепочки поставок продовольствия (SFSC) как локальные и устойчивые системы» . Устойчивость . 12 (11): 4715. дои : 10.3390/su12114715 . ISSN 2071-1050 .
- ^ Jump up to: а б Беллетти, Джованни; Марескотти, Андреа (2020). «Короткие цепочки поставок продуктов питания для продвижения местных продуктов питания на местных рынках» (PDF) .
- ^ Городской совет Гилфорда, Фермерский рынок , по состоянию на 20 января 2021 г.
- ^ Крэйвен, Тери Дж.; Крейчи, Кэролайн С.; Миттал, Анудж (январь 2018 г.). «Лучшие практики логистики для региональных продовольственных систем: обзор» . Устойчивость . 10 (1): 168. дои : 10.3390/su10010168 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Короткие цепочки поставок продовольствия и местные продовольственные системы в ЕС. Состояние их социально-экономических характеристик. публикация Объединенного исследовательского центра Европейской комиссии
- Короткие цепочки поставок продовольствия как движущая сила устойчивого развития. Документ-доказательство . Данный документ является результатом совместного сотрудничества практиков, политиков и ученых, присоединившихся к Сообществу практиков по коротким цепочкам поставок продуктов питания, созданному в рамках проекта Foodlinks (в рамках проекта FP7 FOODLINKS GA № 265287).