Motya Charioteer
Мозия-возничий | |
---|---|
Motya Charioteer | |
![]() | |
Год | 470–460 до н.э. |
Середина | мрамор |
Размеры | 181 см × 40 см (71 × 16 дюймов) |
Расположение | Музей Джузеппе Уитакера, Моция |
Мотия статуя , (или Мозия ) Возничий — мраморная датируемая древнегреческим классическим периодом . Он был найден в октябре 1979 года в древнем городе Мотия ( итал . Мозия ), первоначально финикийском поселении, занимавшем остров Сан-Панталео у побережья Сицилии . [ 1 ] [ 2 ] Он принадлежит и выставлен в музее Джузеппе Уитакера (инв. № 4310) на том же острове.
Описание
[ редактировать ]Мраморная статуя изображает молодую мужскую фигуру в качающейся позе контрапоста : правая нога выдвинута вперед, левая рука лежит на бедре, а правая рука поднята. Он носит очень длинный хитон с широким плоским поясом на груди. В двух отверстиях когда-то в центре ремня располагалась металлическая фурнитура, возможно, застежка. Хорошо видны мускулатура, гениталии и задняя часть фигуры; скульптору удалось создать иллюзию, что они видны сквозь прозрачную ткань хитона. На плечах в рудиментарном виде изображены выпуклые вены. Лицо фигуры бесстрастное, с опухшими веками и миндалевидными глазами. Волосы изображены в виде трех рядов кругов, широко известных как «завитки улитки». Над ними голова представляет собой безликий купол. В нижней части купола есть небольшие отверстия, которые, вероятно, предназначались для штифтов, которыми можно было закрепить металлическую тюбетейку или шлем. [ 3 ]
Когда в древности скульптуру свергли, обе руки были отломаны и потеряны, как и ноги ниже голеней. Лицо также сильно повреждено, голова была отломана на шее, но археологи прикрепили ее обратно. [ 3 ]
Встречаться
[ редактировать ]Возничий был найден в стратиграфическом слое, связанном с разрушением Моти в 397 г. до н.э., который представляет собой terminus ante quem . Несколько стилистических особенностей ясно показывают, что оно датируется 470-ми годами до нашей эры и является ранним примером классической скульптуры . На эту раннюю дату указывает изображение волос с рядами завитков улитки, типичное для архаической греческой скульптуры , а также выпуклые вены. Такие вены впервые были изображены в скульптуре Пифагором Регийским ок. 480–470 гг. до н. э., что позволяет предположить дату примерно в это время. Причем черты лица аналогичны фигурам в фронтонной скульптуре храма Зевса в Олимпии , датируемой 460-ми годами до нашей эры. [ 3 ]
Предмет
[ редактировать ]Тема статуи вызывает серьезные споры. Оно явно принадлежит греческой скульптурной традиции, но Мотя была пуническим поселением. Какому из этих двух факторов следует отдать приоритет при интерпретации статуи, остается открытым вопросом.
Ученые, которые выдвигают на первый план пунический контекст скульптуры, рассматривают ее как изображение пунического священника. В этой интерпретации пояс на груди фигуры сравнивается с частью жреческих регалий, встречающихся в изображениях жрецов в пуническом искусстве. Некоторые идут дальше и рассматривают скульптуру как изображение Гамилькара I Карфагенского , который возглавил вторжение на Сицилию, кульминацией которого стала битва при Гимере в 480 году до нашей эры, и в греческих литературных источниках он изображается в виде священника.

Такие ученые, как Р. Р. Р. Смит , которые подчеркивают греческий художественный контекст, интерпретируют скульптуру как изображение возничего, празднующего победу в одной из Всегреческих игр . Согласно этой интерпретации, хитон и пояс — это хитон подерос или ксистис , традиционный костюм, который носят возничие, — его можно сравнить с костюмом, который носил дельфийский возничий . Одним из возражений против этой интерпретации являются совершенно разные позы Моти-возничего и Дельфийского возничего. Однако Смит утверждает, что эта разница отражает разный статус двух возничих. Обычно владельцы колесниц, участвовавших в Всегреческих играх, не управляли собственными колесницами, а нанимали профессиональных возниц. Скульптурные группы, посвященные победам, обычно изображали возничего, но представляли его в бесстрастном облике и концентрировали внимание на фигуре победившего хозяина. Однако некоторыми колесницами управляли их владельцы; примеры включают Геродота из Фив и Фрасибула из Акрагаса. В этом случае победивший хозяин и возничий были бы одним и тем же. Смит предполагает, что скульптура Моти изображает владельца-возничего этого типа, утверждая, что «чванливое целое олицетворяло агонистическую arete , как это было задумано в начале пятого века до нашей эры». [ 3 ]
Ученые, поддерживающие эту последнюю интерпретацию, склонны объяснять присутствие возничего в пуническом поселении Мотия, рассматривая его как военную добычу, захваченную в одном из сицилийских греческих центров, разрушенном во время карфагенского вторжения на Сицилию в 410–404 годах до нашей эры. РРР Смит утверждает, что это объяснение может быть ненужным, учитывая большое количество греков, проживающих в Моти, а также знакомство пунических жителей Моти с греческой культурой. [ 4 ] [ 3 ]
Открытие и археологический контекст
[ редактировать ]«Мотя-возничий» был обнаружен в 1979 году в северо-восточном секторе острова Мотя, когда археологи проводили раскопки на открытой местности между древней гончарной мастерской и святилищем . Территория была заполнена щебнем и грязью, которые, возможно, когда-то образовывали баррикады, возведенные во время Дионисием I из Сиракуз в 397 году до нашей эры. осады Мотии [ 5 ] [ 6 ] Статуя была найдена лежащей на спине с оторванной головой и покоившейся на месте, что позволяет предположить, что вес почвы, погребшей статую, был причиной ее обезглавливания. [ 5 ] Руки, металлические аксессуары и основание статуи на месте не были обнаружены и остаются пропавшими без вести; следовательно, вполне вероятно, что статуя не была найдена в своем первоначальном контексте. Вполне возможно, что статуя изначально выставлялась в близлежащем святилище и была снесена во время осады Сиракуз . [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макдауэлл, Кэролайн. «Мотя Возничий — древнегреческая скульптура во всей красе» . Круг концепций культуры . Архивировано из оригинала 27 июня 2017 года . Проверено 28 сентября 2017 г.
- ^ Пападопулос, Джон (декабрь 2014 г.). «Юность Моти: Аполлон Карнейос, искусство и тирания на греческом Западе». Художественный вестник . 96 (4): 395–423. дои : 10.1080/00043079.2014.916559 . S2CID 192013454 .
- ^ Jump up to: а б с д и Смит 2007 , стр. 130–135.
- ^ Ашери, Д. (1988). «Карфагеняне и греки». В Бордмане, Джон; Хаммонд, ШФЛУ; Льюис, Дэвид М.; Оствальд, М. (ред.). Кембриджская древняя история: Том IV: Персея, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525-479 гг . до н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 744.
- ^ Jump up to: а б с Сицилия: искусство и изобретения между Грецией и Римом . Музей Дж. Пола Гетти. 2013. с. 84.
- ^ Фальсоне 1986 , стр. 9–29
Источники
[ редактировать ]- Сицилия: искусство и изобретения между Грецией и Римом . Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти. 2013.
- Белл, Малькольм (1995). «Мотя-возничий и Пиндара «Истмийский 2» ». Мемуары Американской академии в Риме . 40 : 1–42. дои : 10.2307/4238727 . JSTOR 4238727 .
- Фальсоне, Г. (1986). «Открытие, раскопки и археологический контекст». Мраморная статуя Мозии . стр. 9–29.
- Пападопулос, Дж. (2014). «Юность Моти: Аполлон Карнейос, искусство и тирания на греческом Западе». Художественный вестник .
- Смит, РРР (2007). Хорнблауэр, Саймон; Морган, Кэтрин (ред.). Поэзия, покровители и фестивали Пиндара: от архаической Греции до Римской империи . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 130-135 . ISBN 9780199296729 .
- Стамполидис, Н. (2004). Великая Греция: легкая атлетика и олимпийский дух на периферии эллинского мира . Афины. стр. 34–38.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )