Концептуальное смешение
В когнитивной лингвистике и интеллекте искусственном концептуальное смешение , также называемое концептуальной интеграцией или применением представлений , представляет собой теорию познания, разработанную Жилем Фоконье и Марком Тернером . Согласно этой теории, элементы и жизненные отношения из различных сценариев «смешиваются» в подсознательном процессе, который считается повсеместным в повседневном мышлении и языке. Подобно меметике , это попытка создать единую картину культурной передачи идей. [1]
История
[ редактировать ]Разработка этой теории началась в 1993 году, и ее типичная ранняя формулировка можно найти в онлайн-статье «Концептуальная интеграция и формальное выражение». [2] Тернер и Фоконье цитируют книгу Артура Кестлера » 1964 года «Акт творения как раннего предшественника концептуального смешения: Кестлер выявил общую закономерность в творческих достижениях в искусстве, науке и юморе, которую он назвал « бисоциацией матриц». [3] Более новая версия теории смешения с несколько иной терминологией была представлена в книге Тернера и Фоконье 2002 года « Как мы думаем» . [4] Концептуальное смешение, в формулировке Фоконье и Тернера, является одним из теоретических инструментов, используемых в Джорджа Лакоффа и Рафаэля Нуньеса книге «Откуда берется математика », в которой авторы утверждают, что «понимание математики требует овладения обширной сетью метафорических смесей». [5]
Вычислительные модели
[ редактировать ]Концептуальное смешение тесно связано с теориями, основанными на фреймах , но выходит за их рамки прежде всего тем, что представляет собой теорию того, как комбинировать фреймы (или фреймоподобные объекты). Ранняя вычислительная модель процесса под названием « представление приложения », которая тесно связана с концептуальным смешением (которого в то время не существовало), была реализована в 1980-х годах Шрагером в Университете Карнеги-Меллона и PARC и применялась в областях причинно-следственные рассуждения о сложных устройствах [6] и научные рассуждения. [7] Более поздние вычислительные описания смешивания были разработаны в таких областях, как математика. [8] Некоторые более поздние модели основаны на отображении структур , которого не существовало во времена более ранних реализаций. Недавно, в контексте немонотонных расширений систем рассуждения ИИ (и в соответствии с теориями, основанными на фреймах), была создана общая структура, способная учитывать как сложные комбинации понятий, подобные человеческим (например, проблема ПЭТ-РЫБКИ), так и концептуальные смешивание [9] был протестирован и разработан как в области когнитивного моделирования, так и в области когнитивного моделирования. [10] и для вычислительного творчества . приложения [11] [12]
Философский статус теории
[ редактировать ]В своей книге «Литературный разум » [13] [ нужна страница ] Теоретик концептуального смешения Марк Тернер утверждает, что
Концептуальное смешение — это фундаментальный инструмент повседневного разума, используемый для базовой интерпретации всех наших реалий, от социальной до научной.
Понимание, полученное в результате концептуальных смесей, представляет собой продукты творческого мышления, однако теория концептуального слияния сама по себе не является полной теорией творчества, поскольку она не освещает вопрос о том, откуда берутся исходные данные для слияния. Другими словами, концептуальное смешение дает терминологию для описания творческих продуктов, но мало что говорит о вдохновении. [ нужна ссылка ]
Сетевая модель
[ редактировать ]Характеристики смешивания
[ редактировать ]По описанию Фоконье и Тернера, ментальные пространства — это небольшие концептуальные контейнеры, используемые для структурирования процессов человеческого мышления и общения. Они постоянно создаются по мере того, как люди думают и говорят, и служат определенной цели в зависимости от контекста. [14] Базовая форма интеграционной сети состоит как минимум из четырех отдельных и взаимосвязанных пространств, которые могут быть изменены в любой момент по ходу дискурса. [14] [15] Фоконье и Тернер также предполагают, что ментальные пространства генерируются в рабочей памяти и связаны со знаниями, хранящимися в долговременной памяти. Говорят, что элементы, присутствующие в ментальных пространствах, напоминают активацию соответствующих групп нейронов. [15] [16]

Предлагаются следующие типы ментальных пространств:
- Общее пространство – фиксирует общую структуру, которая присутствует во всех входных пространствах.
- Пространство ввода – предоставляет содержание конкретной ситуации или идеи.
- Смешанное пространство - содержит общую структуру из общего пространства, а также некоторые элементы из входных пространств, выбранных и сопоставленных с этим пространством посредством выборочной проекции. [14]
Межпространственное отображение аналогов представляет собой различные типы связей, например метафорические связи, между совпадающими структурами во входных пространствах. [14]
В некоторых более сложных случаях интеграционных сетей имеется несколько входных и смешанных пространств. [14] [15]
Смешивание
[ редактировать ]Результатом процесса смешивания является создание возникающей структуры в смешанном пространстве. Эта новая структура, которая не встречается непосредственно ни в одном из входных пространств, необходима для достижения определенной цели. Эмерджентная структура создается посредством трех следующих операций:
- Композиция – обеспечивает отношения между элементами, которые можно наблюдать только путем объединения элементов из отдельных входных пространств.
- Завершение – передает пространству смешивания дополнительное значение, связанное с элементами во входных пространствах.
- Разработка – представляет идею динамического выполнения смеси, как если бы это была симуляция. [14]
Выборочное проецирование означает наблюдение, что не все из входных пространств проецируется на смесь. [14]
Пример смеси – буддийский монах
[ редактировать ]Чтобы проиллюстрировать, как работает эта смесь, Фоконье и Тернер представляют загадку буддийского монаха, которую первоначально обсуждал Артур Кестлер в своей книге «Акт творения» (1964):
Буддийский монах начинает на рассвете один день подниматься на гору, достигает вершины на закате, медитирует на вершине в течение нескольких дней, пока на рассвете он не начинает идти обратно к подножию горы, которого он достигает на закате. Не делая предположений о том, как он начинает или останавливается, или о его темпе во время путешествий, докажите, что на пути есть место, которое он занимает в один и тот же час дня в двух отдельных путешествиях.
Решение проблемы требует представить сценарий, в котором монах одновременно поднимается и спускается с горы в один и тот же день. Хотя эта ситуация вымышленная и маловероятная, она все же может привести к разгадке. Учитывая проблему, описанную таким новым способом, теперь легко понять, что должно быть место и время, когда монах встречает самого себя во время своего путешествия. Эта «встреча» является доказательством того, что на пути, о котором говорится в загадке, есть место. Сценарий, в котором монах однажды поднимается наверх, представлен в этом случае как одно поле ввода, тогда как день, когда он спускается, является вторым входом. Связь между монахом в одном входном пространстве и монахом в другом входном пространстве рассматривается как пример межпространственного отображения. Типовое пространство включает, например, горную тропу, поскольку это общий элемент, присутствующий в обоих входных данных. Смешанное пространство — это то место, где происходит интеграция. В то время как некоторые элементы, такие как день и горная тропа, объединяются и наносятся на смешанное пространство как одно, другие элементы, такие как монахи, проецируются отдельно. Поскольку проекция сохраняет время суток и направление движения монаха во время проекции, в смеси присутствуют два отдельных монаха. В этом пространстве также можно «запустить» новую конструкцию, ведущую к встрече монаха с самим собой. [14]
Четыре основных типа интеграционной сети
[ редактировать ]Симплекс
[ редактировать ]В симплексной сети одно из входных пространств содержит организующие фреймы, а другое — конкретные элементы. [15] В этом типе интеграционной сети роли, связанные с фреймом из одного входного пространства, проецируются на смешанное пространство вместе со значениями как элементы из другого входного пространства. Затем они интегрируются в новую структуру. [16]
Зеркало
[ редактировать ]Зеркальная сеть характеризуется общей организующей рамкой, присутствующей в каждом из ментальных пространств. Загадка буддийского монаха является примером этой сети.
Однообъемный
[ редактировать ]Сеть с одной областью состоит из двух входных пространств, которые имеют разные организующие фреймы. В этой ситуации в смешанное пространство проецируется только один кадр.
Двойной объем
[ редактировать ]В сети с двойной областью действия во входных пространствах имеются два разных организующих фрейма, а смешанное пространство содержит части каждого из этих фреймов из обоих входных пространств. [16]
Жизненно важные отношения
[ редактировать ]Жизненные отношения описывают некоторые связи между элементами различных входных пространств. Например, в загадке буддийского монаха время рассматривается как жизненное отношение, которое сжимается в слитом пространстве, и в результате монах может одновременно ходить вверх и вниз по горе. Некоторые из других типов жизненных отношений включают причинно-следственную связь, изменение, пространство, идентичность, роль и часть-целое. [16]
Критика
[ редактировать ]Основная критика теории концептуального смешения была высказана Раймондом Гиббсом-младшим (2000), который указал на отсутствие проверяемых гипотез, которые необходимы, если теория должна предсказывать какое-либо поведение. Он объяснил, что теорию смешивания нельзя рассматривать как единую теорию, а скорее как основу. Однако, поскольку не существует какой-либо фундаментальной гипотезы, которую можно было бы проверить, вместо этого необходимо проверять множество различных гипотез, что может быть проблематичным для теории. Гиббс также предположил, что получение информации о языковых процессах на основе анализа продуктов этих процессов может быть неправильным подходом. Более того, он предположил, что другие лингвистические теории одинаково эффективны для объяснения различных когнитивных явлений. [17] На эту критику ответил непосредственно Фоконье. [18]
Теорию также критиковали за ненужную сложность. Минимальная сетевая модель требует как минимум четырех ментальных пространств; однако Дэвид Ричи (2004) утверждает, что многие из предложенных сочетаний можно объяснить более простыми интеграционными процессами. Он также продемонстрировал, что некоторые примеры смесей, таких как «Буддийский монах», могут иметь альтернативную интерпретацию. [1]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ричи, Л. Дэвид (2004). «Затерянные в «концептуальном пространстве»: Метафоры концептуальной интеграции» . Метафора и символ . 19 :31–50. дои : 10.1207/S15327868MS1901_2 . S2CID 144183373 . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ Тернер, Марк; Фоконье, Жиль (1995). «Концептуальная интеграция и формальное выражение» . Калифорнийский университет в Сан-Диего . Архивировано из оригинала 16 мая 2006 г.
- ^ Тернер, Марк; Фоконье, Жиль (2002). Как мы думаем. Концептуальное смешение и скрытые сложности разума . Нью-Йорк: Основные книги. п. 37.
- ^ Фоконье, Жиль; Тернер, Марк (2008). То, как мы думаем: концептуальное смешение и скрытые сложности разума . Основные книги.
- ^ Лакофф, Джордж; Нуньес, Рафаэль (2003). Откуда берется математика . Основные книги. п. 48. ИСБН 9780465037704 – через Archive.org .
- ^ Шрагер, Джефф (1987). «Изменение теории с помощью приложения View в обучении без инструкций» . Машинное обучение . 2 (3): 247–276. дои : 10.1007/bf00058681 .
- ^ Шрагер, Джефф (1990). «Здравый смысл и психология формирования теории». В Шрагере, Джефф; Лэнгли, Пэт (ред.). Вычислительные модели научных открытий и формирования теорий . Серия Моргана Кауфмана по машинному обучению. Сан-Матео, Калифорния: Морган Кауфманн. ISBN 9781558601314 .
- ^ Гуэ, Маркус; Пиз, Элисон; Смайлл, Алан; Мартинес, Марикармен; Шмидт, Мартин; Гаст, Хельмар; Кюнбергер, Кай-Уве; Крумнак, Ульф (сентябрь 2011 г.). «Вычислительный отчет о смешении понятий в базовой математике» . Исследование когнитивных систем . 12 (3–4): 249–265. дои : 10.1016/j.cogsys.2011.01.004 .
- ^ Лието, Антонио; Поццато, Джан Лука (2020). «Логическая структура описания для концептуальной комбинации здравого смысла, объединяющей типичность, вероятности и когнитивную эвристику». Журнал экспериментального и теоретического искусственного интеллекта . 32 (5): 769–804. arXiv : 1811.02366 . Бибкод : 2020JETAI..32..769L . дои : 10.1080/0952813X.2019.1672799 . S2CID 53224988 .
- ^ Лието, Антонио; Перроне, Федерико; Поццато, Джан Лука; Чиодино, Элеонора (2019). «За пределами подцелей: динамическая структура генерации знаний для творческого решения проблем в когнитивных архитектурах». Исследование когнитивных систем . 58 : 305–316. дои : 10.1016/j.cogsys.2019.08.005 . hdl : 2318/1726157 . S2CID 201127492 .
- ^ Лието, Антонио; Поццато, Джан Лука (2019). «Применение логики описания типичности как генеративного инструмента для комбинирования концепций в вычислительном творчестве». Искусственная интеллектуальность . 13 : 93–106. дои : 10.3233/IA-180016 . hdl : 2318/1726158 . S2CID 201827292 .
- ^ Чиодино, Элеонора; Ди Луччио, Давиде; Счастливо, Антонио; Мессина, Альберто; Поццато, Джан Лука; Рубинетти, Давиде (2020). Основанная на знаниях система для динамического создания и классификации нового контента в мультимедийном вещании (PDF) . ECAI 2020, 24-я Европейская конференция по искусственному интеллекту. дои : 10.3233/FAIA200154 .
- ^ Тернер, Марк (1997). Литературный разум . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 93. ИСБН 9781602561120 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Фоконье, Жиль; Тернер, Марк (1998). «Концептуальные сети интеграции» . Когнитивная наука . 22 (2): 133–187. дои : 10.1207/s15516709cog2202_1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Фоконье, Жиль; Тернер, Марк (2003). «Концептуальное смешение, форма и значение» . Исследования в области коммуникации . 19 . дои : 10.14428/rec.v19i19.48413 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бердселл, Брайан Дж. (2014). «Теория ментальных пространств и концептуального смешения Фоконье». В Литтлморе, Жаннетт; Тейлор, Джон Р. (ред.). Блумсберийский компаньон по когнитивной лингвистике . Товарищи из Блумсбери. Лондон: Блумсбери. стр. 72–90. дои : 10.5040/9781472593689.ch-005 . ISBN 9781441195098 .
- ^ Гиббс, В. Рэймонд (2000). «Создание хорошей психологии из теории смешивания». Когнитивная лингвистика . 11 (3–4): 347–358. дои : 10.1515/cogl.2001.020 .
- ^ Фоконье, Жиль (2021). «Семантика и познание» (PDF) . Ревиста Диадорим . 22 (3). дои : 10.35520/diadorim.2020.v22n2a38222 . Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2021 г. Проверено 18 июля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Смешение и концептуальная интеграция - Марк Тернер
- Центр когнитивной науки метафоры онлайн представляет собой сборник многочисленных статей в области концептуальной метафоры и концептуального смешения (также известного как концептуальная интеграция).
- Различия между теорией концептуальных метафор и концептуальным смешением проиллюстрированы в статье о визуальных сочетаниях . Тима Рорера
- Апарта Кристиан. Традиционные модели времени и их расширения в научной фантастике. Магистерская диссертация, посвященная концептуальному смешению в путешествиях во времени . Содержит введение в теорию концептуального смешения, а также исследование различий между теорией концептуальных метафор и теорией концептуального смешения.
- TEDxYouth@Krakow – Кристиан Апарта – Сила воображения. Доклад, демонстрирующий примеры смешения вне языка.