Бетти Кэлесс

Бетти Кэрлесс или Бетси Кэрлесс ( ок. 1704–1739 ) была печально известной проституткой , а затем владелицей баньо в Лондоне 18 века. Вероятно, урожденная Элизабет Карлесс (хотя позже она использовала имя миссис Элизабет Биддульф), она адаптировала свое имя, чтобы оно лучше соответствовало ее профессии. Ее имя, красота и репутация сделали ее, как и Салли Солсбери до нее, чем-то вроде типичной куртизанки популярной культуры того времени.
Биография
[ редактировать ]Она родилась около 1704 года в Лондоне. О ее молодости ничего не известно, но к 1720-м годам она была признанной куртизанкой. Первоначально под защитой адвоката Роберта Хенли (впоследствии лорд-канцлер ), к 1729 году, когда она открыла собственный дом на Тависток-Роу, она была прикреплена к сэру Чарльзу Уиндему (впоследствии графу Эгремонту ). У Уиндема и Кэрлесса, вероятно, были взаимовыгодные отношения; он жил бесплатно, в то время как его связи в обществе обеспечивали клиентуру высшего класса для дома Каресса.
В «Амелии» Генри Филдинг вспоминал, как видел ее на спектакле, когда она была маленькой девочкой. Хотя, по его словам, «невозможно представить себе больший образ скромности, невинности и простоты», ее красота скрывала ее истинный характер. Он видел ее несколько дней назад «в постели с повесой, в баньо, курящей табак, пьющей пунш, говорящей непристойности, ругающейся и ругающейся со всей наглостью и нечестием самого низкого и самого брошенного Трулля-солдата».
Некоторое представление о ее репутации можно получить из граффити «Молитва», приписываемого ей в « Сборнике болотного дома» (ок. 1731 г.): «Даруйте нам добрых, похотливых людей, вы, милостивые державы! Или же прекратите эти наши жаждущие Вещи!», и ее включение в одну из шуток Джо Миллера , в которой поклонник хвалит ее совершенство ее ног и говорит, что они так похожи, что «должно быть, близнецы», на что Бетти отвечает: «О нет, сэр, между ними у меня было более одного или двух».
К началу 1730-х годов она достигла пика своей профессиональной карьеры и переехала в дом на Маленькой площади в Ковент-Гардене, чтобы попробовать себя в роли сводни .
Она занимает центральное место в картине Луи Питера Буара 1739 года « Утреннее веселье в Ковент-Гардене» , где ее везут домой в портшезе после ночи, проведенной в городе с капитаном «Безумным Джеком» Монтегю (который едет на вершине портшез) и разношерстный состав ее компаньонов, включая ее личного связного Маленького Кейси. В фильме Уильяма Хогарта « Путешествие повесы» ее имя вырезано на ступеньках заключенным в финальной сцене. Согласно заметкам в «Анекдотах» Уильяма Хогарта , этим человеком является Уильям Эллис, который, как предполагалось, сошел с ума из-за любви к Бетти. В своем эссе о докторе Джонсоне Томас Бэбингтон Маколей изображает ее как архетипическую куртизанку, характеризуя жизнь людей с «литературным характером» как ненадежную, которым повезло «иногда пить шампанское и токай с Бетти Кэлесс». Беспечность, как и многие другие известные сводни начала XVIII века, возможно, вдохновила миссис Коул на создание « Клеланда Джона Фанни Хилл» .
К началу 1735 года она отказалась от своего дома в Ковент-Гардене ( его взяла на себя Джейн Дуглас ); она сильно пила и не могла повторить успех, которого добилась в качестве проститутки, когда попыталась открыть бордель. Она объявила, что откроет «Кофейню» в Пружанс-Корт в Олд-Бейли, но сама признала, что это место плохо подходит для ее бизнеса, и в своей рекламе практически умоляла клиентов продолжать посещать ее. В октябре 1739 года журнал Gentleman's Magazine объявил, что ее похоронили в богадельне. Много позже Филдинг записала ее эпитафию в The Covent Garden Journal :
В прошлую среду вечером [22 апреля]
был похоронен в приходском доме Ковент-
Гарден, миссис Карлесс, известная многим
Годы по имени Бетти Кэлесесс от гея
Господа из города, на чьи деньги она
был повод (как говорится) потратить
свыше пятидесяти тысяч фунтов, хотя, наконец,
уменьшено получение милостыни от прихода. Почти
определенное следствие, сопровождающее дам в ней
несчастный состав жизни.
Ссылки
[ редактировать ]- Берфорд, Э.Дж. (1986). Остроумные, распутные и распутные - лондонская бедная жизнь: Ковент-Гарден в восемнадцатом веке . Лондон: Хейл. п. 260. ИСБН 978-0709026297 .
- Линнейн, Фергюс (2003). Лондон – Злой город: тысяча лет проституции и порока . Лондон: Robson Books Ltd., с. 256. ИСБН 978-1861056191 .