Jump to content

Театр Йемена

(Перенаправлено из Театра в Йемене )

Театр действовал в Йемене с первых лет двадцатого века. Это, как и везде, жанр публичный и социальный: выступления проходят в культурных центрах, университетах, школах и языковых институтах, в общественных парках и скверах, а также на более интимных собраниях, например свадебных торжествах. По подсчетам одного исследователя йеменского театра, за последнее столетие в Йемене было поставлено как минимум пятьсот пьес всех видов, около трехсот семидесяти из которых написаны йеменскими авторами; Также опубликовано около ста сценариев йеменских пьес. [1] В некоторых из этих пьес в качестве сюжета взяты уникальные йеменские темы: отдельные моменты или знаменитые личности из истории Йемена, такие как Билкис, легендарная царица Савская ; революция 1962 года против Имамата Хамид ад-Дина на Севере; или революция 1967 года против британских колониальных сил на Юге. Но йеменские постановки также опирались на другие традиции, в том числе на египетскую драму, например, на произведения Юсуфа Идриса , Альфреда Фарага и Тауфика аль-Хакима , а также на тексты европейских драматургов, таких как Уильям Шекспир , Жан Расин , Бертольт Брехт и Луиджи Пиранделло. . Спектакли разнообразны по типу: от трагедии до импровизированной комедии , от мюзикла до экспериментального театра , от натуралистических пьес до театра абсурда .

По словам йеменского историка театра Саида Аулаки, первой пьесой, публично исполненной йеменскими актерами, был «Юлий Цезарь» Шекспира в арабском переводе, поставленный в городе Аден в 1910 году. [2] Шекспир оказался популярным среди йеменской публики: в последующие десятилетия были поставлены «Ромео и Джульетта» , «Гамлет» , «Венецианский купец » и «Отелло» . [3] Но свои тексты создавали и йеменские драматурги и актеры. Некоторые из этих пьес были направлены на критику британских оккупационных сил в Адене и его окрестностях и призывали к независимости. Другие были менее откровенно политическими — романтические комедии или инсценировки основополагающих событий исламской истории. Первая полнометражная комедия, исполненная на йеменском диалекте, «Тарфиша и Шорбан» Масрура Мабрука , состоялась в 1941 году. [4] Спектакли в первые десятилетия ХХ века часто проходили на площадях или в школах, поскольку театров как таковых не существовало. Действовали, как и в елизаветинскую эпоху, только мужчины, а некоторые прославились интерпретацией женских образов. Так продолжалось до 1956 года, когда Набиха Азим стала первой йеменской женщиной, вышедшей на сцену. [5] Также важно отметить, что в первой половине 20-го века почти все выступления проходили на юге Йемена, особенно в Адене. На Севере, при Имамате, театральные представления были гораздо реже.

1960-е годы были десятилетием революций как на Севере, так и на Юге, и многие йеменские выступления тех лет сделали революцию своей темой, размышляя о военных и политических потрясениях и проблемах построения новых государств и обществ. [6] Правительства Йеменской Арабской Республики и Народно-Демократической Республики Йемен (Северного и Южного Йемена соответственно) продемонстрировали свой интерес к театру, создав национальные театральные труппы и поддержав театральные фестивали. [7] Йеменский театр военных действий столкнулся с новыми проблемами в 1980-х годах в результате экономического кризиса и политических потрясений (война 1979 года между Северным и Южным Йеменом, гражданская война на Юге в 1986 году). Торжества по случаю объединения Севера и Юга в Йеменскую Республику в 1990 году были недолгими. Гражданская война разразилась в 1994 году на фоне экономических трудностей, вызванных изгнанием йеменских рабочих из Саудовской Аравии после первой войны в Персидском заливе . Однако представления продолжались как независимо, так и под эгидой правительства, которое спонсировало важные театральные фестивали в 1990-х годах, на которых демонстрировались работы театральных трупп из каждой из провинций Йемена. [8]

В 21 веке в Йемене наблюдается возрождение театра: иностранные посольства, международные неправительственные организации, а также местные организации и институты спонсируют театральные постановки. Среди наиболее известных современных актеров и режиссеров Йемена - Амр Джамаль и актерская труппа Халиджа Адена, Амин Хазабер, Наргис Аббад, Набиль Хизам, Ибрагим аль-Ашмури и Салех аль-Салех. На веб Global Shakespeares -странице , организованной Массачусетским технологическим институтом, недавно появилась первая в истории страница, посвященная йеменской постановке, сцене из фильма Айсмур Маиш аль-Сираж режиссера Хазабера (2012, 2013) .

Библиография

[ редактировать ]

Книги на арабском языке

[ редактировать ]
  • аль-Асмар, Хусейн. аль-Масрах фи аль-Яман: тауриба ва тумух (Театр в Йемене: опыт и амбиции) , Аль-Манар аль-Араби Пресс, Гиза, 1991.
  • 'Аулаки, Саид. Сабаун Ааман мин аль-Масра фии аль-Яман (Семьдесят лет йеменскому театру) , Вазарат аль-Накафа ва ль-Сияха, Аден, 1983.
  • аль-Макалих, Абд аль-Азиз . Аввалият аль-масрах фи аль-Яман (Элементы театра в Йемене) . аль-Муасса аль-Шамья лил-дирасат ва л-нашр ва л-таваби, Бейрут, 1999.
  • Саид, Абд аль-Магид Мухаммад. Нушух ва татаввур аль-масрах фи аль-Яман 1910–2000 (Рост и развитие театра в Йемене, 1910–2000) . Вазарат аль-Накафа, Шана, 2010 г.
  • Сайф, Яхья Мухаммад. 'Алам аль-адаб ва'л-фанн аль-масрахи фи аль-Яман (Великие имена в литературе и театральном искусстве Йемена) , аль-Хайа аль-'ама лил-куттаб, Шана', 2006 г. .
  • Сайф, Яхья Мухаммад. Аль-Мухтасар аль-муфид фи аль-Масра аль-Араби аль-Джадид: аль-Масра фи аль-Яман (Полезное введение в новый арабский театр: Театр в Йемене. Институт арабского театра, Шарджа, 2009.

Книги и научные статьи на английском языке

[ редактировать ]

Известные работы [9]

[ редактировать ]
  • Джиза аль-Хаяна (Наказание за предательство) , 1948. Мухаммад ад-Дукми. Йеменская адаптация шекспировского «Отелло» с финальной сценой, переписанной как «хеппи-энд».
  • Тарик ила Мареб, 1976 год. Мухаммад аль-Шарафи.
  • Аль-Фар фии Кафас аль-Итихам (Мышь на скамье подсудимых) , 1977. 'Абд аль-Кафи Мухаммад Саид.
  • Аль-Джарра (Кувшин) , 1978. Хусейн аль-Асмар. Йеменская адаптация рассказа/комедии Луиджи Пиранделло на сицилийском диалекте « Ла Джара» .
  • Аль-Мутакадун (Судящиеся) , 1978. Йеменская адаптация единственной комедии Жана Расина «Les Plaideurs».
  • Джерима фии Шари аль-Матаим (Преступление на улице ресторанов) , 2009. Ваджди аль-Ахдал (автор), Амин Хазабер (режиссер).
  • Мак Назл («Я иду с тобой») , 2009 г., и Карт Ахмар («Красная карточка») , 2010 г., « Ауд Такаб» («Спичка») (2011 г.). 'Амр Джамаль.
  • Ваджхан ли'Умла («Две стороны монеты») , 2011. Режиссер Салех аль-Салех. Йеменская адаптация романа Альфреда Фарага «Али Джана аль-Табризи и его слуга Куффа».
  • Даамамистан (2013). Мухаммад аль-Кауд (автор) и Амин Хазабер (режиссер).
  1. ^ Сайф, Яхья Мухаммад. Аль-Мухтасар аль-муфид фи аль-Масра аль-Араби аль-Джадид: аль-Масра фи аль-Яман (Полезное введение в новый арабский театр: Театр в Йемене. Институт арабского театра, Шарджа, 2009 г., стр. 4.
  2. ^ 'Аулаки, Саид. Сабаун Ааман Мин аль-Масра фии аль-Яман (Семьдесят лет театра в Йемене ). Аден: Министерство культуры и туризма, 1983, с. 45.
  3. ^ аль-Асмар, Хусейн. аль-Масрах фи аль-Яман: таурибах ва тумух (Театр в Йемене: опыт и амбиции) , Аль-Манар аль-Араби Пресс, Гиза, 1991, стр. 71; Аулаки, Чс. 3 и 5; и Хеннесси, Кэтрин. «Шейлок в Хадрамауте? Адаптации Шекспира на йеменской сцене», Arablit 3:5 (лето 2013 г.).
  4. ^ Саиф, Яхья Мухаммад. 'Алам аль-адаб ва'л-фанн аль-масрахи фи аль-Яман (Великие имена в литературе и театральном искусстве Йемена) , аль-Хайа аль-'ама лил-куттаб, Шана', 2006 г. , с. 71. Также Аулаки, с. 46.
  5. ^ Аулаки, стр. 80.
  6. ^ Саид, Абд аль-Маджид Мухаммад. Нусу' ва татаввур аль-масрах фи аль-Яман 1910 и 2000 (Рост и развитие театра в Йемене, 1910-2000) . Вазарат аль-Накафа, Шана, 2010, стр. 45-49. Также Аулаки, гл. 10.
  7. ^ Аулаки, Глава 11.
  8. ^ Саид, Абд аль-Маид Мухаммад. Рост и развитие театра в Йемене, 1910-2 гг. Вазарат аль-Накафа, Ана, 2010. См. стр. 61–75, анализ фестиваля 1990 года, стр. 61–75. 77–91 для фестиваля 1993 г. и стр. 77–91. 92-106 для одного в
  9. ^ см. Макале, Абдул Азиз. «Йемен» в «Всемирной энциклопедии современного театра, том 4: Арабский мир». Пер. Маха и Тони Чехад. Эд. Дон Рубин. Рутледж, 2013 г., перечисленные здесь пьесы ХХ века.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6724e3b52972bb4bbdfc15e65c2d9d07__1713870780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/07/6724e3b52972bb4bbdfc15e65c2d9d07.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theatre of Yemen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)