Театр Йемена
Театр действовал в Йемене с первых лет двадцатого века. Это, как и везде, жанр публичный и социальный: выступления проходят в культурных центрах, университетах, школах и языковых институтах, в общественных парках и скверах, а также на более интимных собраниях, например свадебных торжествах. По подсчетам одного исследователя йеменского театра, за последнее столетие в Йемене было поставлено как минимум пятьсот пьес всех видов, около трехсот семидесяти из которых написаны йеменскими авторами; Также опубликовано около ста сценариев йеменских пьес. [1] В некоторых из этих пьес в качестве сюжета взяты уникальные йеменские темы: отдельные моменты или знаменитые личности из истории Йемена, такие как Билкис, легендарная царица Савская ; революция 1962 года против Имамата Хамид ад-Дина на Севере; или революция 1967 года против британских колониальных сил на Юге. Но йеменские постановки также опирались на другие традиции, в том числе на египетскую драму, например, на произведения Юсуфа Идриса , Альфреда Фарага и Тауфика аль-Хакима , а также на тексты европейских драматургов, таких как Уильям Шекспир , Жан Расин , Бертольт Брехт и Луиджи Пиранделло. . Спектакли разнообразны по типу: от трагедии до импровизированной комедии , от мюзикла до экспериментального театра , от натуралистических пьес до театра абсурда .
История
[ редактировать ]По словам йеменского историка театра Саида Аулаки, первой пьесой, публично исполненной йеменскими актерами, был «Юлий Цезарь» Шекспира в арабском переводе, поставленный в городе Аден в 1910 году. [2] Шекспир оказался популярным среди йеменской публики: в последующие десятилетия были поставлены «Ромео и Джульетта» , «Гамлет» , «Венецианский купец » и «Отелло» . [3] Но свои тексты создавали и йеменские драматурги и актеры. Некоторые из этих пьес были направлены на критику британских оккупационных сил в Адене и его окрестностях и призывали к независимости. Другие были менее откровенно политическими — романтические комедии или инсценировки основополагающих событий исламской истории. Первая полнометражная комедия, исполненная на йеменском диалекте, «Тарфиша и Шорбан» Масрура Мабрука , состоялась в 1941 году. [4] Спектакли в первые десятилетия ХХ века часто проходили на площадях или в школах, поскольку театров как таковых не существовало. Действовали, как и в елизаветинскую эпоху, только мужчины, а некоторые прославились интерпретацией женских образов. Так продолжалось до 1956 года, когда Набиха Азим стала первой йеменской женщиной, вышедшей на сцену. [5] Также важно отметить, что в первой половине 20-го века почти все выступления проходили на юге Йемена, особенно в Адене. На Севере, при Имамате, театральные представления были гораздо реже.
1960-е годы были десятилетием революций как на Севере, так и на Юге, и многие йеменские выступления тех лет сделали революцию своей темой, размышляя о военных и политических потрясениях и проблемах построения новых государств и обществ. [6] Правительства Йеменской Арабской Республики и Народно-Демократической Республики Йемен (Северного и Южного Йемена соответственно) продемонстрировали свой интерес к театру, создав национальные театральные труппы и поддержав театральные фестивали. [7] Йеменский театр военных действий столкнулся с новыми проблемами в 1980-х годах в результате экономического кризиса и политических потрясений (война 1979 года между Северным и Южным Йеменом, гражданская война на Юге в 1986 году). Торжества по случаю объединения Севера и Юга в Йеменскую Республику в 1990 году были недолгими. Гражданская война разразилась в 1994 году на фоне экономических трудностей, вызванных изгнанием йеменских рабочих из Саудовской Аравии после первой войны в Персидском заливе . Однако представления продолжались как независимо, так и под эгидой правительства, которое спонсировало важные театральные фестивали в 1990-х годах, на которых демонстрировались работы театральных трупп из каждой из провинций Йемена. [8]
В 21 веке в Йемене наблюдается возрождение театра: иностранные посольства, международные неправительственные организации, а также местные организации и институты спонсируют театральные постановки. Среди наиболее известных современных актеров и режиссеров Йемена - Амр Джамаль и актерская труппа Халиджа Адена, Амин Хазабер, Наргис Аббад, Набиль Хизам, Ибрагим аль-Ашмури и Салех аль-Салех. На веб Global Shakespeares -странице , организованной Массачусетским технологическим институтом, недавно появилась первая в истории страница, посвященная йеменской постановке, сцене из фильма Айсмур Маиш аль-Сираж режиссера Хазабера (2012, 2013) .
Библиография
[ редактировать ]Книги на арабском языке
[ редактировать ]- аль-Асмар, Хусейн. аль-Масрах фи аль-Яман: тауриба ва тумух (Театр в Йемене: опыт и амбиции) , Аль-Манар аль-Араби Пресс, Гиза, 1991.
- 'Аулаки, Саид. Сабаун Ааман мин аль-Масра фии аль-Яман (Семьдесят лет йеменскому театру) , Вазарат аль-Накафа ва ль-Сияха, Аден, 1983.
- аль-Макалих, Абд аль-Азиз . Аввалият аль-масрах фи аль-Яман (Элементы театра в Йемене) . аль-Муасса аль-Шамья лил-дирасат ва л-нашр ва л-таваби, Бейрут, 1999.
- Саид, Абд аль-Магид Мухаммад. Нушух ва татаввур аль-масрах фи аль-Яман 1910–2000 (Рост и развитие театра в Йемене, 1910–2000) . Вазарат аль-Накафа, Шана, 2010 г.
- Сайф, Яхья Мухаммад. 'Алам аль-адаб ва'л-фанн аль-масрахи фи аль-Яман (Великие имена в литературе и театральном искусстве Йемена) , аль-Хайа аль-'ама лил-куттаб, Шана', 2006 г. .
- Сайф, Яхья Мухаммад. Аль-Мухтасар аль-муфид фи аль-Масра аль-Араби аль-Джадид: аль-Масра фи аль-Яман (Полезное введение в новый арабский театр: Театр в Йемене. Институт арабского театра, Шарджа, 2009.
Книги и научные статьи на английском языке
[ редактировать ]- Кейтон, Стивен С., Кэтрин Хеннесси и Мохаммед Шарафуддин. «Йеменская литература». В Йемене: серия «География и мировая культура» . АВС-КЛИО, 2013.
- Хеннесси, Кэтрин. «Организация протеста: социально-политическая критика в современном йеменском театре». В книге «Обреченные надеждой: очерки арабского театра» под ред. Эйад Хуссами. Плутон, 2012.
- Хеннесси, Кэтрин. «Йеменское общество в центре внимания: театр и кино в Йемене до, во время и после арабской весны». В книге «Почему Йемен имеет значение: общество в переходный период», под ред. Хелен Лакнер. Саки, 2014.
- Макале, Абдул Азиз. «Йемен» во Всемирной энциклопедии современного театра, том. 4: Арабский мир . Пер. Маха и Тони Чехад. Эд. Дон Рубин. Рутледж, 2013.
Известные работы [9]
[ редактировать ]- Джиза аль-Хаяна (Наказание за предательство) , 1948. Мухаммад ад-Дукми. Йеменская адаптация шекспировского «Отелло» с финальной сценой, переписанной как «хеппи-энд».
- Тарик ила Мареб, 1976 год. Мухаммад аль-Шарафи.
- Аль-Фар фии Кафас аль-Итихам (Мышь на скамье подсудимых) , 1977. 'Абд аль-Кафи Мухаммад Саид.
- Аль-Джарра (Кувшин) , 1978. Хусейн аль-Асмар. Йеменская адаптация рассказа/комедии Луиджи Пиранделло на сицилийском диалекте « Ла Джара» .
- Аль-Мутакадун (Судящиеся) , 1978. Йеменская адаптация единственной комедии Жана Расина «Les Plaideurs».
- Джерима фии Шари аль-Матаим (Преступление на улице ресторанов) , 2009. Ваджди аль-Ахдал (автор), Амин Хазабер (режиссер).
- Мак Назл («Я иду с тобой») , 2009 г., и Карт Ахмар («Красная карточка») , 2010 г., « Ауд Такаб» («Спичка») (2011 г.). 'Амр Джамаль.
- Ваджхан ли'Умла («Две стороны монеты») , 2011. Режиссер Салех аль-Салех. Йеменская адаптация романа Альфреда Фарага «Али Джана аль-Табризи и его слуга Куффа».
- Даамамистан (2013). Мухаммад аль-Кауд (автор) и Амин Хазабер (режиссер).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сайф, Яхья Мухаммад. Аль-Мухтасар аль-муфид фи аль-Масра аль-Араби аль-Джадид: аль-Масра фи аль-Яман (Полезное введение в новый арабский театр: Театр в Йемене. Институт арабского театра, Шарджа, 2009 г., стр. 4.
- ^ 'Аулаки, Саид. Сабаун Ааман Мин аль-Масра фии аль-Яман (Семьдесят лет театра в Йемене ). Аден: Министерство культуры и туризма, 1983, с. 45.
- ^ аль-Асмар, Хусейн. аль-Масрах фи аль-Яман: таурибах ва тумух (Театр в Йемене: опыт и амбиции) , Аль-Манар аль-Араби Пресс, Гиза, 1991, стр. 71; Аулаки, Чс. 3 и 5; и Хеннесси, Кэтрин. «Шейлок в Хадрамауте? Адаптации Шекспира на йеменской сцене», Arablit 3:5 (лето 2013 г.).
- ^ Саиф, Яхья Мухаммад. 'Алам аль-адаб ва'л-фанн аль-масрахи фи аль-Яман (Великие имена в литературе и театральном искусстве Йемена) , аль-Хайа аль-'ама лил-куттаб, Шана', 2006 г. , с. 71. Также Аулаки, с. 46.
- ^ Аулаки, стр. 80.
- ^ Саид, Абд аль-Маджид Мухаммад. Нусу' ва татаввур аль-масрах фи аль-Яман 1910 и 2000 (Рост и развитие театра в Йемене, 1910-2000) . Вазарат аль-Накафа, Шана, 2010, стр. 45-49. Также Аулаки, гл. 10.
- ^ Аулаки, Глава 11.
- ^ Саид, Абд аль-Маид Мухаммад. Рост и развитие театра в Йемене, 1910-2 гг. Вазарат аль-Накафа, Ана, 2010. См. стр. 61–75, анализ фестиваля 1990 года, стр. 61–75. 77–91 для фестиваля 1993 г. и стр. 77–91. 92-106 для одного в
- ^ см. Макале, Абдул Азиз. «Йемен» в «Всемирной энциклопедии современного театра, том 4: Арабский мир». Пер. Маха и Тони Чехад. Эд. Дон Рубин. Рутледж, 2013 г., перечисленные здесь пьесы ХХ века.