Против Варимадуса
«Против Варимадуса Арианума» ( Contra Varimadum arianum ) — анонимный никейский богословский справочник против гомойской ереси, написанный на латыни в полемическом стиле между 439 и 484 годами. [1] Речь идет о литературной форме testimonia (свидетельств), которую читатель должен уметь использовать для ответа гомоианским противникам. [2] Он принадлежит к жанру ересиологии , который использовался для определения православия и ереси. [3]
Согласно предисловию, ее автором был выходец из Римской Африки, живший в изгнании в Неаполе после вандалами . захвата его провинции [4] Он получил от «ученого и чрезвычайно благочестивого» друга копию произведения, написанного неким Варимадом, которого он называет «дьяконом арианской секты ». Он решил написать пространное опровержение, используя «веские доказательства» и «юридические документы», под которыми он подразумевает Библию . [1] Его цитаты из Библии относятся к старолатинскому переводу . [5]
Хотя «Против Варимадуса» представляет собой опровержение (ныне утерянного ) произведения Варимадуса, существует множество свидетельств того, что автор использовал существующие антиарианские сочинения. Таким образом, реальные, конкретные убеждения Варимадуса «невосстановимы». В предисловии автор признается, что опускает некоторые «лишние и несвязные слова... предложенные [арианами] для ниспровержения верующих», чтобы «опровергнуть те вещи, которые, как мы знаем, выдвигаются» ими. [3] «Против Варимадуса» состоит из трех книг. Первый содержит 73 рубрики и касается Троицы , особенно равенства Бога-Сына и Бога-Отца . Второе касается равенства Святого Духа Отцу и Сыну. Третий, состоящий из 100 заголовков, охватывает имена Бога , встречающиеся в Ветхом и Новом Заветах . [2] Базовая структура единственного опровержения такова: «если говорят X, вы должны сказать Y». [1] [2]
В некоторых рукописях «Против Варимадуса» ошибочно приписывается Вигилию Тапсскому . Поэтому его анонимный автор иногда для удобства известен как Псевдо-Вигилий. [5] Этот текст примечателен как один из двух латинских свидетелей Книги Еноха (второй — Ad Novatianum ). Он цитирует один стих. [6]
Издания
[ редактировать ]- Шванк, Бенедикт, изд. (1961). «Псевдо-Вигилий Тапсена Опус против Варимадуса». Флорилегия Библика Африканская В. Corpus Christianorum Series Latina, 90. Тюрнхаут: Бреполс. стр. 1–134.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Кэролайн Хамфресс , Православие и суды в поздней античности (Oxford University Press, 2007), стр. 231–232.
- ^ Jump up to: а б с Джудит МакКлюр, «Справочники по борьбе с ересью на Западе с конца четвертого до конца шестого века», Journal of Theological Studies 30 (1979): 186–197, стр. 194–195.
- ^ Jump up to: а б Робин Уилан, Быть христианином в вандальской Африке (Калифорнийский университет Press, 2017), стр. 55–60.
- ^ Это по словам Уилана. Хамфресс уклоняется от ответа, говоря, что он «возможно» писал в Неаполе, а МакКлюр считает его епископом.
- ^ Jump up to: а б Х.Г. Хоутон, Новый Завет на латыни: Путеводитель по его ранней истории, текстам и рукописям (Oxford University Press, 2016), стр. 61–62.
- ^ Бронсон Браун-деВост, «4QENC (4Q204) Колонка I: Новая реконструкция», в Лоренцо ДиТоммасо и Герберне С. Огема (ред.), Новые взгляды на ранний иудаизм и христианство: от Еноха до Монреаля и обратно (Bloomsbury, 2016). ), стр. 60–84, стр. 61.