Пьер Теберж
Пьер Теберж | |
---|---|
Рожденный | Сент-Элётер , Квебек , Канада | 9 августа 1942 г.
Умер | 5 октября 2018 г. | (76 лет)
Образование | бакалавр, магистр Монреальского университета ; учеба в Институте искусств Курто , Лондон (1966). |
Известный | работать от имени искусства в Канаде |
Награды | Кавалер Национального ордена Квебека (1992 г.); Кавалер Ордена Канады (2001 г.); Медаль Золотого юбилея Королевы (2002 г.); Медаль Королевской канадской академии искусств (2005 г.); Офицер Французского Ордена искусств и литературы (2008 г.) |
Пьер Теберж OC CQ (9 августа 1942 – 5 октября 2018) был директором музея, куратором и историком искусства, защитником канадского искусства.
Карьера
[ редактировать ]Теберж родился седьмым из девяти детей 9 августа 1942 года в Сент-Элётере , Квебек . [ 1 ] Когда он был ребенком, его семья переехала в Монреаль, где в 1953 году старшая сестра взяла его на выставку « Пять веков рисования» в Монреальском музее изящных искусств . [ 1 ] Это был поворотный момент. Он стал глубоко интересоваться искусством.
После получения степени бакалавра и магистра истории искусств в Монреальском университете и дальнейшего обучения в Институте искусств Курто (1966) в Лондоне, Теберж присоединился к Национальной галерее Канады в 1966 году в качестве помощника куратора отдела канадского искусства. Он стал куратором отдела современного канадского искусства в 1970 году и куратором-администратором с 1972 по 1979 год. [ 2 ]
В Национальной галерее он организовал такие знаковые выставки, как «Сердце Лондона» (1968), первую выставку, посвященную художникам, работающим в Лондоне, Онтарио, в том числе Грегу Курно . [ 3 ] В 1969 году для компании NE Thing Co. он организовал выставку под названием « Посмотри на компанию NE Thing». [ 4 ] В 1971 году для Джойс Виланд он организовал первую персональную выставку в Национальной галерее с участием женщины, использующей лоскутное шитье и помаду в качестве художественных материалов. [ 1 ] В 1973 году он и Брайдон Смит были кураторами выставки «Бушервиль, Монреаль, Торонто, Лондон» лондонских художников Онтарио Рона Мартина и Мюррея Фавро и других художников из Бушервилля, Монреаля и Торонто. , которая представила канадской публике [ 5 ] Для Гвидо Молинари он организовал ретроспективу и опубликовал свои «Сочинения об искусстве: 1954–1975» (обе — 1976). Для Майкла Сноу он организовал ретроспективу в 1978 году с большим туром по Европе, что сделало его первым канадским художником, проведшим персональную выставку в Центре Жоржа Помпиду в Париже. Теберж также активно покупал их работы, а также работы Рона Мартина, Генри Сакса , Клода Тузиньяна , Шарля Ганьона , Мюррея Фавро и Гэти Фальк , художников, которые сейчас составляют ядро канадского истеблишмента современного искусства. [ 2 ] [ 6 ]
С 1979 по 1985 год он занимал должность главного хранителя Монреальского музея изящных искусств. Там в 1980 году он организовал «Воображаемый музей Тинтина» , сначала для Монреаля, затем в 1981 году ретроспективную выставку Грега Курно , подготовленную для Национальной галереи Канады и представленную в Монреальском музее. В 1980-х годах он продолжал заниматься канадским искусством, будучи одним из кураторов таких выставок, как «Поль-Эмиль Бордюа» (1988), но теперь он начал помогать кураторам в организации таких выставок, как «Ларжильер» и «Портрет восемнадцатого века » (1981). от Лувра, а также совместного куратора популистских шоу, которые широко варьировались от истории искусства, с сюжетами из анимационных фильмов (1982) до Пабло Пикассо. (1985). С 1986 по 1997 год Теберж занимал пост директора Монреальского музея. В период с 1986 по 1991 год Теберж и Совет музея курировали планирование и строительство амбициозного нового павильона, спроектированного Моше Сафди , и начали кампанию по сбору средств. В 1991 году открытие нового павильона Жана-Ноэля Демаре более чем вдвое увеличило площадь постоянной коллекции и временных выставок, а также технических служб музея. В то же время Теберж продолжал выступать со-куратором выставок, начиная от Леонардо да Винчи (1987), японскому искусству (1989) и даже моде Пьера Кардена (1991). В 1992 году он организовал нестандартное шоу Snoopy the Masterpiece , посвящённое комиксу Peanuts .
В 1998 году он был назначен директором и генеральным директором Национальной галереи Канады , став первым человеком в Канаде, возглавившим два крупных музея. В качестве директора Национальной галереи он провел несколько крупных выставок, в том числе «Великий парад: портрет художника в образе клоуна» организованную им (2004 г.), «1930-е годы: создание нового человека» (2008 г.) с участием таких художников 20-го века, как Пабло. Пикассо, Сальвадор Дали , Алекс Колвилл и Уокер Эванс . Он также приобрел Луизы Буржуа » « Маман , скульптуру высотой 30 футов, спроектированную в 1999 году и установленную в 2005 году на площади Национальной галереи, которая стала достопримечательностью, а также приобрел огромные человеческие скульптуры Рона Мюека и Бегущие лошади , 11 стальных лошадей неонового цвета в натуральную величину от Джо Фафарда . [ 2 ] [ 7 ] Под руководством Тебержа Галерея также увеличила свои коллекции произведений искусства коренных народов и инуитов, а также инициировала выставки в этих областях, такие как ретроспектива Норваля Морриссо (2006). [ 2 ]
Вместе со своими кураторами, начиная с 2003 года, Теберж организовал серию больших летних выставок на старом алюминиевом заводе в Шавинигане, Квебек, в том числе «Ноев ковчег» 2004 года , на котором был представлен Идессы Хенделес проект «Плюшевый мишка» . И он получил пожертвование от филантропа из Ванкувера Майкла Одейна , благодаря которому в 2007 году была создана специальная должность для куратора из числа коренных народов в Национальной галерее Канады. [ 1 ] Однако с 2003 года его руководство подвергалось все большей критике по целому ряду причин, в том числе его командировочные расходы, [ 8 ] плохие трудовые отношения с персоналом; борьба внутри руководства галереи; [ 6 ] стиль управления Тебержа; невозможность нанять кураторов, прошедших обучение за границей, или квалифицированных специалистов из иммигрантского сообщества; и закрытие Канадского музея современной фотографии. [ 7 ]
В 2009 году Теберж ушел из Национальной галереи и присоединился к комитету по закупкам Монреальского музея изящных искусств. Он сотрудничал с искусствоведом Le Devoir Николасом Маврикакисом над двумя книгами: одна - биография, написанная Маврикакисом, «Приключения Пьера Тебержа», «Человек, который был разоблачителем Тинтена в музее » и [ 9 ] другой - антология его собственных сочинений (оба 2017 г.). [ 1 ] Он умер 5 октября 2018 года после длительной борьбы с болезнью Паркинсона. [ 1 ]
Почести
[ редактировать ]- Кавалер Национального ордена Квебека (1992 г.); [ 10 ]
- Кавалер Ордена Канады (2001 г.); [ 10 ]
- Медаль Золотого юбилея Королевы (2002 г.);
- Медаль Королевской канадской академии искусств (2005 г.);
- Кавалер Французского ордена искусств и литературы (2008 г.). [ 1 ]
Наследие
[ редактировать ]Куратор Парижа и искусствовед Жан Клер утверждал: «Благодаря своим действиям, приобретениям и выставкам [г-н Теберж] перенес Канаду в современную эпоху и ввел ее в круг крупных международных музеев». [ 1 ] Теберж сказал о своей карьере:
Иногда я падал ничком, но искренне верю, что внес свой вклад в улучшение музейных коллекций и расширил наш коллективный взгляд на искусство этого места и этого мира. [ 1 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]У Пьера Тебержа были эрдельтерьеры по кличке Бобинетт и Фисташ, которых он привел в офис Национальной галереи и для которых сделал удостоверения личности. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сандалии, Лия (21 октября 2018 г.). «Директор Национальной галереи Пьер Теберж выступил в защиту канадского искусства» . Глобус и почта . Globe and Mail, 21 октября 2018 г. Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Робб, Питер. «Пьер Теберж (1942–2018), бывший директор национальной галереи, приглашенный работать от имени искусства в Канаде» . artsfile.ca . artsfile, 9 октября 2018 г. Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Джеймс, Джеффри (1968). «Сердце Лондона» . Жизнь искусств (53). Vie des arts, (53), 44–48: 44–48 . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Теберж, Пьер. Смотреть . Публичная библиотека Торонто . Проверено 10 сентября 2021 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Бушервиль, Монреаль, Торонто, Лондон . Оттава: Национальная галерея Канады. 1973. ISBN 0888842481 . Проверено 28 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Остин, Ян (28 декабря 2008 г.). «Национальная галерея Канады выходит за рамки споров и суда» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Гесселл, Пол. «Мама и папа » ottawacitizen.com . Оттава Гражданин, 2 января 2009 г. Получено 11 сентября.
- ^ «Директор Национальной галереи Канады под огнем» . www.artforum.com . Артфорум, 24 сентября 2003 г. Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ Паре, Изабель (19 сентября 2017 г.). «Приключения Пьера Тебержа в стране эстетов» . www.ledevoir.com . Ледевуар, 19 сентября 2017 г. . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Пьер Теберж» . www.gg.ca. Генерал-губернатор Канады . Проверено 18 августа 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Николя Маврикакис, Приключения Пьера Тебержа, человека, который осмелился выставить Тинтена в музее. Монреаль, Nota bene Group (Вариа), 2017.
- Пьер Теберж, Письма и интервью об искусстве, Монреаль, Groupe Nota bene (Varia), 2017.
- 1942 года рождения
- смертей в 2018 году
- Канадские арт-кураторы
- Канадские историки искусства
- Офицеры Ордена Канады
- Люди из Нижнего Сен-Лорана
- Выпускники Монреальского университета
- Директора музеев Канады
- Рыцари Национального ордена Квебека
- Офицеры Ордена Искусств и литературы
- Сотрудники художественного музея