Антигона или город
Антигона или город | |
---|---|
Опера Георга Катцера | |
![]() Композитор | |
Перевод | Антигона или город |
Либреттист | Герхард Мюллер |
Язык | немецкий |
На основе | Антигона от Софокла |
Премьера | 19 ноября 1991 г. |
Antigone oder die Stadt ( «Антигона или Город ») — опера в двух действиях, написанная в сотрудничестве композитора Георга Катцера и либреттиста Герхарда Мюллера. [ 1 ] В основу легла Антигона пьеса Софокла « ». Задуманная в Германской Демократической Республике (ГДР) в 1988 году как комментарий к восточногерманской системе, премьера оперы состоялась после воссоединения Германии в Комише-опер Берлина 19 ноября 1991 года в постановке Гарри Купфера и под управлением Йорга-Петера Вайгеля .
История
[ редактировать ]Мюллер, либреттист и драматург , и Катцер задумали оперу в Германской Демократической Республике (ГДР) в 1988 году. Они выбрали пьесу Софокла из-за ее политической значимости. [ 2 ] Либретто было закончено летом 1989 года, а партитура была готова в 1990 году. [ 2 ] Опера была опубликована Хеншелем . [ 3 ]
Развитие работы совпало с политическими изменениями, приведшими к воссоединению Германии . [ 2 ] Премьера была запланирована на 1989 год, но была отложена из-за политического перехода. Новая дата была запланирована на сентябрь 1991 года, но ведущему певцу Йохену Ковальскому пришлось отменить сам день из-за инфекции, и она снова была перенесена. [ 4 ] Премьера фильма «Антигона, или Город» состоялась 19 ноября 1991 года. [ 4 ] в Комише-Опер Берлина в постановке Гарри Купфера под управлением Йорга-Петера Вайгеля . [ 5 ] Главные герои: Антигона (сопрано) в исполнении Ивонны Видстрак, ее сестра Исмини (меццо-сопрано) в исполнении Кристианы Эртель, ее жених Хаймон (тенор), Креон, его отец и король Фив (баритон), и слепой. провидец Тейресий (контратенор) в исполнении Ковальского. [ 3 ]
Катцер продолжил свое внимание к классическим греческим темам в своей оратории «Медея в Коринфе» , основанной на книге Медея: Стиммен « Кристы Вольф 1996 года , богатой внутренними монологами . Премьера состоялась в Берлинской академии пения в 2002 году. [ 6 ]
Тема
[ редактировать ]Мюллер написал свое либретто на немецком языке, придав мифическим персонажам современный взгляд. Креон изображается как диктатор, чьи аморальные законы и администрация приводят его государство к разрушению. Хаймон , его сын, понимает, что быть человеком — значит не функционировать («Ein Mensch sein hieße: nicht zu funktionieren»). [ 5 ] Тиресиас изображается циником. Антигона опаздывает на похороны брата, но проявляет солидарность с женщинами, придерживающимися старого порядка. В конце хор приходит к выводу, что нет ничего страшнее человека («Nichts ist schrecklicher als der Mensch»). [ 5 ]
Музыка
[ редактировать ]Катцер, ученик Ханнса Эйслера и преподаватель Академии художеств в Берлине , был пионером электронной музыки в ГДР и проявлял интерес к мультимедийным формам. Он основал свою работу на «моди» (ладах), гаммах, которые не ограничиваются октавами и определяются последовательностью интервалов . Они ведут «мелодии» и комбинации аккордов, напоминающие Бернда Алоиза Циммермана и Вольфганга Рима . Вокальные линии содержат много необычных широких прыжков, таких как тритоны и септакты , для дополнительной выразительности. [ 5 ]
Рецензент отметил контраст сцен, таких как хор фиванцев, за которым следует замкнутый монолог Антигоны, позже лирический диалог Исмими и Хаймона, за которым следует резкий автопортрет Креона. Другие сцены включают вынесение приговора неуправляемым женщинам, «речитатив и арию» Тейресиаса с аккордеоном и щипковым басом. Массовые сцены бросания камнями рокеров перед новым памятником и сражения толпы на улицах контрастируют с мягким причитанием Исмини и последним призывом Антигоны, готовой умереть: «Wir stießen an die Türen der Mächtigen an; ungehört blieb die herzkränkende Qual, unseres Volkes Jammergeschick!" (Мы стучались в двери сильных; неслышной осталась душераздирающая агония, скорбная судьба нашего народа!) [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Игра / Антигона или Город» . Театр Времени (на немецком языке). Август 1990 года . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Культура / Премьера «Антигоны или Города» / Нет ничего страшнее человека?» . Новая Германия (на немецком языке). 19 ноября 1991 года . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Гриффель, Маргарет Росс (2018). «Антигона или Город» . Оперы на немецком языке: Словарь . Роуман и Литтлфилд . п. 27. ISBN 978-1-44-224797-0 .
- ^ Jump up to: а б Мюллер, Герхард (2015). «Карнавализм как метод: О создании двух опер Кацера «Гастмаль» и «Антигона, или Город» ». Новый музыкальный журнал (на немецком языке). 176 (1): 24–29. JSTOR 43799161 .
- ^ Jump up to: а б с д и Херборт, Хайнц Йозеф (22 ноября 1991 г.). «Музыкальный театр в Берлине: «Антигона или Город»: миф и реальность» . Время (на немецком языке) . Проверено 9 мая 2019 г.
- ^ Мальке, Сибилла (8 сентября 2002 г.). «Культура С дороги, ведьма! / Берлинская премьера: «Медея» Георга Катцера по мотивам Кристы Вольф» . Тагесшпигель (на немецком языке) . Проверено 9 мая 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Катцер, Георг Опероне