Верньерное подруливающее устройство
— Нониусный двигатель это ракетный двигатель, используемый на космическом корабле или ракете-носителе для точной регулировки положения или скорости . В зависимости от конструкции систем маневрирования и устойчивости корабля это может быть просто подруливающее устройство меньшего размера, дополняющее основную двигательную установку . [1] или он может дополнять более крупные двигатели ориентации , [2] или может быть частью системы управления реакцией . Название происходит от штангенциркулей (названных в честь Пьера Вернье ), которые имеют основную шкалу для грубых измерений и вторичную шкалу для точных измерений.
Верньерные двигатели используются, когда тяжелому космическому кораблю требуется широкий диапазон различных уровней тяги для управления ориентацией или скоростью, а также для маневрирования во время стыковки с другим космическим кораблем.
На космических аппаратах с двигателями управления ориентацией двух размеров основные двигатели ACS (системы управления ориентацией) используются для больших перемещений, а нониусы зарезервированы для меньших регулировок.
Из-за своего веса и необходимости дополнительной сантехники для работы ракеты с нониусом редко используются в новых конструкциях. [1] Вместо этого, поскольку современные ракетные двигатели получили лучшее управление, двигатели большего размера также могли запускаться очень короткими импульсами, что приводило к такому же изменению импульса , как и более длинная тяга двигателя меньшего размера.
Верньерные двигатели используются в ракетах, таких как Р-7, для маневрирования транспортных средств, поскольку главный двигатель зафиксирован на месте. На более ранних версиях семейства ракет «Атлас» (до «Атласа III») помимо маневрирования верньеры использовались и для управления по крену, хотя эту функцию могли выполнять и разгонные двигатели. После остановки основного двигателя верньеры переходили в одиночный режим и срабатывали в течение нескольких секунд, чтобы точно отрегулировать положение автомобиля. В семействе Thor/Delta также использовались нониусы для управления креном, но они устанавливались на основании упорной секции по бокам от главного двигателя.
Примеры
[ редактировать ]- Семейство ракет Р-7 , совершившее на сегодняшний день более 1700 успешных запусков, по-прежнему зависит от нониусных двигателей S1.358000 на первой и второй ступени. В большинстве более крупных советских ракет и ракет-носителей также использовались нониусы. Примеры включают РД-8 на ракете семейства Зенит , РД-855 и РД-856 на Р-36 и РД-0214 на ракете семейства Протон .
- На SM-65 Atlas верньеры LR -101 использовались для контроля по крену и точной настройки положения машины после отключения основного двигателя. В ракетах Delta II и Delta III также использовался LR-101 для маневра по крену, поскольку один двигатель не мог выполнять маневр по крену (хотя более поздний GEM 46 имел сопло для изменения вектора тяги, только три были оснащены этой функцией и зажигались лишь на короткое время во время полета). восхождение). [3]
- ) космического корабля «Шаттл В « Системе управления реакцией космического корабля » ( VRCS » было шесть нониусных двигателей или подруливающих устройств . VRCS также может обеспечивать мягкую и постоянную тягу. Это регулярно использовалось для разгона Международной космической станции во время пристыковки: например, во время стыковки STS-130 командир Джордж Замка и пилот Терри Виртс запускали Endeavour VRCS в течение 33 минут, чтобы выйти на орбиту между 180,5 и 190,0 морских миль (334,3 и 351,9). км). [2] [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Управление ракетой: примеры управления» . Исследовательский центр Гленна НАСА. Архивировано из оригинала 7 марта 2011 года . Проверено 30 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б
«Системы управления реакциями» . Центр космических полетов имени Кеннеди НАСА . Проверено 3 октября 2011 г.
Летный экипаж может выбрать основные или нониусные двигатели RCS для управления ориентацией на орбите. Обычно нониусные двигатели выбираются для удержания ориентации на орбите. ... Передняя RCS имела 14 основных двигателей и два нониусных двигателя. Кормовая ЭПР имела по 12 основных и по два нониусных двигателя в каждой гондоле. Основные двигатели RCS обеспечивали вакуумную тягу по 870 фунтов каждый, а верньеры - по 24 фунта вакуумной тяги каждый. Соотношение окислителя и топлива для каждого двигателя составляет 1,6:1. Номинальное давление в камере главных двигателей составляло 152 фунта на квадратный дюйм . Для каждого нониера оно составляло 110 фунтов на квадратный дюйм.
- ^ «НОНЕРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЛР-101» . Heroicrelics.org . Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ Бергин, Крис (19 февраля 2010 г.). «STS-130 готовится к расстыковке – воздействие MMOD на люк устранено» . NASAspaceflight.com . Проверено 20 февраля 2010 г.