Макс Хелфман
Макс Хелфман ( идиш : מאַקס העלפמאַן , 1901–1963) — американский еврейский композитор польского происхождения, хоровой дирижер, пианист, певец и педагог. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] У него была долгая карьера аранжировщика как светской, так и религиозной еврейской музыки, и считалось, что он обладал даром писать музыку, одновременно певческую и эмоционально сложную, современную и оригинальную, но при этом основанную на традиционных народных и синагогальных мелодиях. [ 1 ] [ 5 ] [ 3 ] [ 6 ]
Среди его самых известных работ — « Шаббат Кодеш» (1942), « Субботняя кантата», и « Di naye hagode» (1948), кантата на идиш о восстании в Варшавском гетто . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Он руководил многими хорами и учебными заведениями как на восточном, так и на западном побережьях, наиболее известным из которых был Институт Брандейса-Бардена в течение семнадцати лет в Калифорнии; его влияние наиболее сильно ощущается в религиозной музыке реформистского иудаизма . [ 2 ] [ 10 ] [ 11 ] Он также был хорошо известен своими социалистическими и просионистскими взглядами и связями. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился в Мотеле Хелфман 25 мая 1901 года в Радзынь-Подляском , Конгресс Польши . [ 12 ] [ 13 ] Его мать звали Ева Дэниэлс, а его отец Натан Хелфман преподавал и руководил хором, а также работал моэлем и хазаном . [ 4 ] [ 12 ] [ 1 ] [ 14 ] Макс с юных лет пел в хоре своего отца и уже был замечен своим прекрасным певческим голосом. [ 4 ] жили в Варшаве . Перед эмиграцией они некоторое время [ 13 ] В августе 1909 года семья покинула Польшу, отплыла из Роттердама в Нью-Йорк и поселилась в Нижнем Ист-Сайде . [ 1 ] [ 13 ]
Он продолжал развивать свой юношеский интерес к музыке и пению и почти сразу после приезда семьи в 1909 году уже выступал соло в школьных постановках и в качестве альта в синагогах. [ 1 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 4 ] Джозеф Румшинский предположительно слышал пение Хелфмана в качестве мальчика-солиста и был впечатлен его голосом, похожим на «серебряный колокольчик». [ 17 ] Он окончил среднюю школу в 1918 году, получив музыкальную премию, которая дала ему стипендию в музыкальной школе Маннеса в Нью-Йорке. [ 18 ] [ 19 ] [ 3 ] Он получил степень в Школе Маннеса, и его дипломное сочинение получило приз. [ 20 ] В апреле 1926 года он женился на своей жене Флоренс, коллеге-пианистке. [ 13 ] [ 14 ] У них было двое детей, Дэвид и Наоми. [ 3 ] [ 8 ] Он стал натурализованным гражданином США в 1939 году. [ 21 ]
Музыкальная карьера
[ редактировать ]В середине 1920-х годов Хелфман пытался сделать себе имя как композитор, а также работал органистом и руководителем хора в различных местах Нью-Йорка и Нью-Джерси. [ 18 ] [ 22 ] Хотя его образование касалось классической музыки, Хельфман в основном посвятил себя как светской , так и религиозной еврейской музыке. [ 2 ] Одна из его ранних крупных работ, «Арон Ха-Кодеш» , удивила публику своей сложностью. [ 6 ] К тому же вскоре он обнаружил, что у него есть дар руководить хором, даже очень большим. [ 4 ] В 1928 году его ранний успех принес ему стипендию в Музыкальном институте Кертиса в Филадельфии , где он учился у таких деятелей, как Фриц Райнер (дирижер), Ральф Леопольд (фортепиано) и Розарио Скалеро (композиция). [ 1 ] [ 3 ] [ 18 ] [ 20 ] Он оставался в Институте Кертиса до 1931 года. [ 4 ]
В течение 1930-х годов Хельфман взял на себя все больше руководящих ролей, и его престиж как дирижера и аранжировщика возрос. Он стал известен своими новаторскими методами физического управления хором, аранжировки музыки, в каждой голосовой партии которой присутствовал еврейский оттенок, и импровизирования интересных изменений при каждом выступлении. [ 4 ] Самым крупным из этих светских хоров был связанный с коммунистами Freiheit Gezang Farein из 200 человек (основанный Лазаром Вайнером ), директором которого он стал в 1936–1937 годах, когда умер Якоб Шефер. [ 23 ] [ 1 ] Он также руководил другими светскими хорами в 1930-е годы; из 50 человек хор Arbeter Ring , базирующийся в Патерсоне и один в Пассаике, штат Нью-Джерси . [ 1 ] [ 3 ] [ 24 ] [ 25 ] Когда его заказывали на большое мероприятие, он иногда собирал несколько хоров, чтобы петь четырьмя или пятьюстами голосами. [ 4 ] В 1938 году он стал директором хора Генделя в Вестфилде, штат Нью-Джерси . [ 1 ] [ 22 ] [ 26 ] Он также руководил хором из 400 человек в Храме религии на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году . [ 18 ] Композитор Уильям Шуман услышал выступление хора на Всемирной выставке по радио и был настолько впечатлен, что сочинил новую пьесу для хора Хельфмана, который должен был выступить в Мэдисон-Сквер-Гарден четвертого июля 1940 года. [ 27 ]
За свою жизнь Хельфман занимал руководящие должности в ряде синагог, а также регулярно руководил службами в честь праздников в других. [ 1 ] Он стал органистом и хормейстером Храма Израиля в Нью-Йорке в 1928 году, когда ушел Завел Зильбертс . [ 1 ] Именно там у него сложились близкие отношения с кантором Дэвидом Путтерманом; он аранжировал для него новые пьесы даже после того, как они оба покинули Храм Израиля. [ 1 ] Он также руководил хором в Храме Эману-Эль в Патерсоне, начиная примерно с 1929 года и заканчивая 1941 годом. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Он также был директором Храма Б'Най Авраама в Ньюарке, штат Нью-Джерси , консервативной синагоги, которая уделяла большое внимание музыке и превратила свой хор в очень технически продвинутый. [ 18 ] [ 3 ] [ 31 ] [ 32 ] Его сотрудничество с кантором Авраамом Шапиро в Б'Най Авраам также имело важное значение для его музыкального развития. [ 17 ] [ 4 ] Он также был директором синагоги на Парк-авеню ; в 1943–53 организовал ряд новых канторских произведений, исполнявшихся там. [ 3 ] [ 1 ]
Он выпустил ряд устойчивых произведений в годы до и во время Второй мировой войны . Его Binyomin der driter (Вениамин Третий), хоровая баллада на идиш по рассказу Менделе Мохера Сфорима , была исполнена в Карнеги-холле в 1938 году. [ 1 ] Его Кантата Шаббат Кодеш , современная составленная субботняя служба, основанная на традиционных темах, была дебютирована Храмовым Эмануальным Хоровым Обществом Хельфмана в рамках программы Hebraica в марте 1942 года в Карнеги-холле. [ 33 ] Это остается одним из его самых популярных произведений, которое стало частью регулярного репертуара синагог во многих местах Соединенных Штатов. [ 8 ] [ 17 ]
В 1944 году он стал комиссаром по еврейскому искусству Сионистской молодежной комиссии, организации, связанной с Гистадрутом Иврит Америки . [ 1 ] [ 34 ] Эта новая роль ознаменовала отход от музыки на идиш, основанной на восточноевропейских темах, и повышенное внимание к израильской музыке и сионистским идеалам. [ 1 ] В этой роли он также встретил Шломо Бардина, сионистского интеллектуала, имевшего покровительство Луи Брандейса . [ 1 ] В 1945 году Бардин нанял Хельфмана на руководящую должность в Институте лагеря Брандейс . [ 2 ] [ 35 ] Хелфман прибыл с твердым убеждением, что американская еврейская молодежь утратила страсть к еврейской музыкальной культуре, и вскоре сформировал вокруг себя большой круг учителей и учеников. [ 4 ] [ 34 ] [ 36 ] В этот период он продолжал сочинять; в 1948 году он дирижировал премьерой одного из своих самых известных произведений на идиш, Di naye hagode , кантаты о восстании в Варшавском гетто 1943 года . [ 6 ] [ 8 ] [ 17 ] Примерно в это же время один из его крупнейших хоров, Freiheit Gezang Farein , был добавлен в список подрывных организаций Комитетом Палаты представителей по антиамериканской деятельности . Он потерял поддержку своей материнской организации, и многие члены ушли; в 1948 году он переименовал себя в Еврейский народный филармонический хор. Хельфман ушел, и пост директора занял недавний немецкий иммигрант Лео Копф.
Хотя он начал в лагере в Пенсильвании, позже он переехал в главный лагерь в Калифорнии и, наконец, в 1951 году поселился на постоянной основе в Лос-Анджелесе. [ 1 ] Он был рад обнаружить, что Калифорния стала гораздо более открытой средой, которая дала ему возможность опробовать новые идеи. [ 37 ] Вскоре он начал работать в Университете иудаизма , преподавательский состав которого частично совпадал с лагерем Брандейс; он давно мечтал открыть еврейскую школу искусств и видел в этом новом учреждении подходящее место для этого. [ 35 ] [ 38 ] В 1948–1949 годах, с основанием Государства Израиль , в лагере Брандейс был открыт новый летний художественный институт по изучению музыки под руководством Хельфмана. [ 39 ] [ 40 ] Однако этот художественный институт просуществовал лишь до 1952 года. [ 1 ]
В 1952 году он был одним из основателей Еврейского института религии . Еврейского союзного колледжа – школы духовной музыки [ 3 ] После переезда в Лос-Анджелес он также стал музыкальным руководителем Храма Израиля в Голливуде, а также Синайского храма . [ 3 ] Большую часть 1950-х годов он делил свое время между этими различными учреждениями, пока в 1957 году его не наняли на должность штатного декана Школы изящных искусств Университета иудаизма. [ 38 ] [ 3 ] [ 41 ]
Хелфман умер от сердечного приступа во время посещения Далласа , штат Техас , 9 августа 1963 года. [ 12 ] [ 38 ] [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Левин, Нил В. «Хельфман, Макс» . Милкенский архив еврейской музыки . Проверено 16 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Слобин, Марк (2002). Избранные голоса: история американского кантората (1-е изд.). Урбана: Издательство Университета Иллинойса. стр. 231–232. ISBN 978-0-252-07089-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «МАКС ХЕЛЬФМАНС МУЗЫКАЛЬНЫЙ ГЕНИЙ, УМОНЕННЫЙ СМЕРТЬЮ» . Посланник Бнай Брит . Лос-Анджелес. 16 августа 1963 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Моддел, Филип; Нойманн, Ричард Дж. (1983). «Макс Хелфман: Человек и его музыкальное наследие». Музыка иудаики . 6 (1): 67–88. JSTOR 23687892 .
- ^ Дэвидсон, Чарльз (февраль 1969 г.). «ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СИНАГОГАЛЬНОЙ МУЗЫКИ В АМЕРИКЕ» . Журнал синагогальной музыки . II (1). Канторское собрание: 6.
- ^ Jump up to: а б с Стримпл, Ник (2005). «12. США». Хоровая музыка в ХХ веке . Помптон-Плейнс, Нью-Джерси: Амадей. п. 272. ИСБН 978-1-57467-122-3 .
- ^ Клигман, Марк (2021). «Пение в ашкеназской традиции». В закусочной, Хасия Р. (ред.). Оксфордский справочник еврейской диаспоры . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 670. ИСБН 978-0-19-755481-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и «МАКС ХЕЛЬФМАН УМЕР; КОМПОЗИТОРУ БЫЛО 64» . Нью-Йорк Таймс . 13 августа 1963 года.
- ^ Хольде, Артур (2021). «IV Новые силы в наше время». Евреи в музыке от эпохи Просвещения до середины двадцатого века . Ньюберипорт: Философская библиотека/Открытая дорога. ISBN 978-1-5040-6683-9 .
- ^ Эдельман, Марша Брайан (2007). Знакомство с еврейской музыкой . Еврейское издательское общество. стр. 306–7. ISBN 978-0-8276-1027-9 .
- ^ Кан, Элиотт (2009). «Возвращение утраченного наследия американского иудаизма: искусство синагогальной музыки». Музыка иудаики . 19 : 205–218. JSTOR 26454535 .
- ^ Jump up to: а б с «Смерть Макса Хельфмана • Смерти в Техасе, 1890–1976» . Семейный поиск . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Макс или Мотель Хелфман. Миграция • Нью-Йорк, Южный округ, отчеты о натурализации окружного суда США, 1824–1946 гг.» . Семейный поиск . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Макс Хелфман. Брак • Нью-Йорк, Брачные отчеты Нью-Йорка, 1829–1940» . Семейный поиск . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ «Игра Испании еврейских учеников». Йонкерс Геральд . Йонкерс, Нью-Йорк. 14 октября 1909 г. с. 6.
- ^ «ЕВРЕЙСКИЕ СОБЫТИЯ О БРУКЛИНЕ». Таймс Юнион . Бруклин, Нью-Йорк. 17 марта 1911 г. с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д Yardeini, Mordecai (1979). Ṿort un ḳlang eseyen, eseyeṭn, eseyeṭḳes, poetsye (in Yiddish). New York: Farlag Malkah. pp. 95–6.
- ^ Jump up to: а б с д и «Хор Temple Emanuel выступит с местным симфоническим оркестром в Eastside HS». Посланник . Патерсон, Нью-Джерси. 22 ноября 1939 г. с. 3.
- ^ «НАЧАЛО В НЬЮТАУНСКОЙ ШКОЛЕ». Таймс Юнион . Бруклин, Нью-Йорк. 27 июня 1918 г. с. 11.
- ^ Jump up to: а б «Макс Хелфман сыграет в Храме Эмануэля». Утренний звонок . Патерсон, Нью-Джерси. 30 ноября 1931 г. с. 3.
- ^ «Рулон 1197 — Петиция № 329451-Петиция № 329830». Национальное управление архивов и документации; Вашингтон, округ Колумбия; Ходатайства о натурализации от Окружного суда США Южного округа Нью-Йорка, 1897–1944 гг .; Серия: М1972 ; Ролл: 1197
- ^ Jump up to: а б "НОТЫ МУЗЫКАНТОВ ЗДЕСЬ И ЗА ПОЛЕМ" . Нью-Йорк Таймс . 6 ноября 1938 года.
- ^ «ЕВРЕЙСКИЙ ХОРАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК НА ИППОДРОМЕ: Freiheit Gezang Farein из 200 смешанных голосов под руководством Хельфмана». Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. 21 мая 1939 г. с. Г6.
- ^ «На сегодняшний вечер запланирована программа в трудовом лицее». Утренний звонок . Патерсон, Нью-Джерси. 18 декабря 1936 г. с. 18.
- ^ «Группа песни Freiheit на юбилее». Ежедневный рабочий . Нью-Йорк. 10 мая 1940 г. с. 7.
- ^ «Хор Вестфилда проводит первую репетицию во вторник». Центральные новости Нью-Джерси . Нью-Брансуик, Нью-Джерси. 22 сентября 1940 г. с. 9.
- ^ Вриланд, Роджер С. (3 июля 1940 г.). «Музыкальные новости и просмотры». Рекорд . Хакенсак, Нью-Джерси. п. 15.
- ^ «НОВЫЙ ХОР В ХРАМЕ ЭМАНУ-ЭЛЬ». Новости . Патерсон, Нью-Джерси. 10 августа 1929 г. с. 3.
- ^ «УЖИН ПО ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОТКРЫТИЯ НОВОГО ХРАМА ЭМАНУ-ЭЛЬ». Новости . Патерсон, Нью-Джерси. 16 августа 1929 г. с. 51.
- ^ «Новый руководитель хора в храме Эмануэля». Утренний звонок . Патерсон, Нью-Джерси. 22 сентября 1941 г. с. 9.
- ^ Хельмрайх, Уильям, изд. (2017). Устойчивое сообщество: евреи Ньюарка и MetroWest (1-е изд.). Тейлор и Фрэнсис. п. 241. ИСБН 978-1-351-29002-9 .
- ^ «ХЕЛФМАН ВОЗВЕДИТ ХОРЫ В ХРАМЕ». Еврейская почта . Патерсон, Нью-Джерси. 10 января 1935 г. с. 7.
- ^ « В ПРОГРАММЕ «ГЕБРАИКА» ПОСЕТИЛИ 2100 человек; кантата «Шаббат Кодеш» исполняется на концерте в Карнеги-холле» . Нью-Йорк Таймс . 30 марта 1942 года.
- ^ Jump up to: а б Мур, Дебора Дэш (1999). «Изобретение еврейской идентичности в Калифорнии: Шломо Бардин, сионизм и институт Брандейс-Кэмп». В Коэне, Стивен М.; Горенчик, Габриэль (ред.). Национальные различия в еврейской идентичности: последствия для еврейского образования . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 201–222. дои : 10.1353/book10765 . ISBN 978-0-7914-9940-5 . Проект MUSE, глава 283147 .
- ^ Jump up to: а б Мур, Дебора Дэш (1994). В золотые города: реализация американской еврейской мечты в Майами и Лос-Анджелесе . Нью-Йорк: Свободная пресса. стр. 133–45. ISBN 978-0-02-922111-2 .
- ^ Хирш, Лили Э. (2019). Жизнь Аннелизы Ландау в музыке: от нацистской Германии до эмигрантской Калифорнии . Университет Рочестера Пресс. п. 136. ИСБН 978-1-78744-504-8 . Книга проекта МУЗА 73398 .
- ^ Кан, Ава Фрэн; Доллинджер, Марк, ред. (2003). Калифорнийские евреи . [Уолтем, Массачусетс]: Издательство Университета Брандейса. стр. 179. ИСБН 978-1-58465-060-7 .
- ^ Jump up to: а б с Фридманн, Джонатан Л. (2019). «5. Департамент духовной музыки, Лос-Анджелес». Кантор Уильям Шарлин: музыкальный революционер реформистского иудаизма . Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд. стр. 94–5. ISBN 978-1-4766-7706-4 .
- ^ «Обучать еврейскую молодежь». Питтсбург Пресс . Питтсбург, Пенсильвания. 30 мая 1948 г. с. 39.
- ^ «ФОРМИРОВАН ИНСТИТУТ ИСКУССТВ; Палестинское отделение по обучению еврейской молодежи откроется 1 июля» . Нью-Йорк Таймс . 14 мая 1948 года.
- ^ «Хельфманс У. Дж. Хорал откроет прослушивания 7 мая» . Посланник Бнай Брит . Лос-Анджелес. 4 мая 1962 г. с. 10.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография Макса Хелфмана в Милкенском архиве еврейской музыки . Они также сделали доступной единственную известную запись Di naye hagode .
- 1901 рождений
- 1963 смерти
- Люди из Радзынь-Подляски
- Еврейские композиторы
- Хоровые дирижеры
- Хоровые композиторы
- Польские музыкальные преподаватели
- Американские ученые-евреи
- Польские эмигранты в США
- Американские люди польско-еврейского происхождения
- Дирижеры ХХ века (музыка)
- Американские евреи 20-го века