Кристос Негрос из Центральной Америки и Мексики


Кристос Негрос или Черные христы Центральной Америки и Мексики ведут свое происхождение от почитания изображения Христа на кресте , расположенном в гватемальском городе Эскипулас , недалеко от границы Гондураса и Сальвадора . Этот образ был вылеплен в 1595 году из дерева, со временем он почернел и приобрел репутацию чудотворного. Мало что известно о том, как почитание образа распространялось духовенством, хотя есть записи о его появлении в различных местах, особенно в Центральной Америке, на юге Мексики, в центральной Мексике (особенно в районах вблизи Мехико) и даже на таком далеком севере, как Нью-Йорк. Мексика. Однако некоторые из этих изображений, например изображения в Чалме, штат Мехико , и Мериде, Юкатан, имеют истории происхождения, которые не связывают местный образ с имиджем Эскипуласа. Кристо Негро из Эскипуласа остается важным символом Центральной Америки, а его святилище является самым посещаемым местом в регионе. 11 января 2021 года копия Христа Эскипуласа и сопровождающие его статуи (Скорбящая Дева, Мария Магдалина и апостол Иоанн) были переданы в дар собору Святого Иосифа в Антигуа-Гватемале (город, ранее известный как рыцари Сантьяго Гватемалы и объявленный рыцарями Сантьяго в Гватемале). Культурное наследие человечества ЮНЕСКО в 1979 году), вызвав необузданное и новое почитание Черного Христа Эскипулас среди своих последователей. Существуют сотни других подобных изображений, по крайней мере, местного значения, причем Христос из Чалмы привлекает миллионы посетителей, уступая только изображению Христа из Чалмы. Дева Гваделупская в Мексике. Популярность изображения продолжает расти: мигранты из Центральной Америки и Мексики приносят изображение в Соединенные Штаты и Канаду, основывая новые убежища.
История
[ редактировать ]Хотя почитание Девы Марии, особенно в образе Богоматери Гваделупской, известно в Мексике и в некоторой степени в Центральной Америке, существует сильная традиция почитания изображений Христа, особенно распятий, которая была более заметной, чем эта. Марии в колониальный период. Это берет свое начало в практиках католической Европы во время испанского завоевания Империи ацтеков , которые сами по себе происходят из средневековых традиций. По крайней мере две трети святынь Христа в Мексике были сосредоточены на распятиях, и, как и в Европе, многие из этих изображений Христа, как предполагалось, покрывались потом или кровоточили и даже самопроизвольно восстанавливались после разрушения. Большинство святынь Христа возникли в начале 17 века, а некоторые приобрели значение в 18 и 19 веках. Одной из причин преданности изображениям Христа и Девы Марии является то, что там не было традиции почитания мощей святых, как это было в Европе. До папства в Америке было мало святых. Иоанн Павел II . [ 1 ]
Почитание «Кристос Негрос», буквально «черных Христов», связано с изображениями Иисуса на кресте черного цвета. Происхождение этого явления связано с городом Эскипулас в Гватемале, небольшим городком недалеко от границы Гондураса и Сальвадора. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Это изображение, вырезанное в конце XVI века из дерева, которое со временем потемнело до черного цвета и этому изображению стали приписывать чудеса. С тех пор, как было установлено почитание образа Эскипулы, произошел процесс распространения его почитания. [ 2 ] Документация об этом распространении неоднородна, и мало что известно о монахах и духовенстве, которые распространяли почитание этого типа распятия, вводя его копии в другие районы Центральной Америки и Мексики. [ 2 ] Доказательства того, что Кристос Негрос в других областях связаны с Эскипуласами, включают документацию о работе миссионера Антонио Маргила (1657-1726), который работал в Центральной Америке и Мексике, и связаны с изображениями черного Христа в Тиле, Чьяпасе и Керетаро . [ 3 ] Другие доказательства включают записи об отправке копий в такие места, как церковь Нуэстра-Сеньора-дель-Кармен в Ла-Антигуа-Гватемала (позже в город Гватемала ) в 1701 году, Эль-Соус и Типитапа в Никарагуа в 1720 и 1755 годах соответственно, тихоокеанское побережье Панамы в 18 век, Моролеон , Гуанахуато , 19 век и введение изображения Францисканские священники в Новой Галисии (ныне Халиско ) в середине 18 века. К концу 18 века в различных частях Центральной Америки имеются записи о копиях, а также проводятся фестивали, посвященные изображению, распространение которых продолжается и в 19 веке. Еще одним свидетельством распространения из Гватемалы являются ранчо с суффиксом «de Esquipulas», обнаруженные в Центральной Америке, Чьяпасе и Табаско . [ 2 ]
Однако большинство изображений черного Христа имеют истории происхождения, которые не связаны с Эскипуласами, а не с тем, что они были найдены или иным образом появлялись в небольших общинах в сельской местности с 17 по 18 века. [ 1 ] Многие из этих историй также демонстрируют связи с долатиноамериканскими верованиями, такими как изображения, связанные с пещерами, источниками и отложениями глины / минералов, связанными с божествами, распространенными в мезоамериканском мире, при этом изображения Христа переняли многие из аспектов этих божеств. [ 1 ] [ 3 ]
Распространение святилищ или святилищ Кристо Негро в основном ограничивалось Центральной Америкой, южной Мексикой (особенно Чьяпасом и Оахакой ), с некоторыми важными изображениями недалеко от Мехико и одним в Нью-Мексико . Первоначальным храмом Эскипулас с 1959 года управляют монахи -бенедиктинцы , которые поддерживают его известность, чему в последнее время способствовала более спокойная политическая ситуация в регионе, что позволило увеличить количество паломничеств. [ 2 ]
Научное документирование этих святынь началось в начале 20 века, а важные исследования были проведены в 1987 и 2011 годах. [ 2 ]
С миграцией из Центральной Америки и Мексики в Соединенные Штаты и Канаду образ Кристо Негро, особенно тот, который напрямую связан с Эскипулами, приобрел новое значение в новых областях. Этот образ вызывают гондурасцы и гватемальцы, созерцающие путешествие. [ 4 ] и этот образ стал покровителем жителей Центральной Америки в Соединенных Штатах. [ 5 ] Новые святилища были созданы в городах США и Канады, и даже точная копия изображения Эскипулас была доставлена из Гватемалы в Лос-Анджелес (по нелегальным иммиграционным путям) и получила название «Кристо Мохадо » (букв. «мокрый Христос») с «мокрым Христом». модхадо» в отношении нелегальных иммигрантов. [ 2 ] [ 6 ]
Черный Христос из Эскипуласа
[ редактировать ]
«Кристо Негро» из Эскипуласа — самое раннее и самое известное изображение такого рода. [ 4 ] и является самым почитаемым изображением в Центральной Америке. [ 7 ] Он зародился в этом городе, в 222 км от столицы Гватемалы, в 1595 году, когда его заказал и изготовил Кирио Катаньо. [ 2 ] [ 3 ] [ 7 ] [ 8 ]
Его знаменитый цвет обусловлен тем, что древесина со временем потемнела. К 1737 году ему приписывали различные чудеса и построили святилище, где оно и находится по сей день. [ 3 ] [ 7 ] Популярность этого образа и святилища привела к тому, что Эскипулас стали называть «Центральноамериканской столицей веры». [ 7 ] [ 9 ]
Большая часть его популярности обусловлена его признанием среди коренных народов, таких как майя. [ 3 ] [ 4 ] Сам город Эскипулас находится в месте, где почитали бога майя по имени Эк Чуай . [ 9 ]
Сегодня святыню ежегодно посещают более миллиона человек, что делает ее одной из самых важных в Латинской Америке. [ 2 ] Праздник этого образа Христа, 15 января, привлекает паломников из большей части Центральной Америки в южную Мексику, особенно в штат Чьяпас. [ 7 ] Эскипулас посетил Иоанн Павел II в 1996 году. [ 7 ]
В Эскипуласе и многих других святилищах изображение Христа помещается на приподнятом алтаре с лестницей, которая позволяет верующим подниматься и приближаться к изображениям спереди и сзади. Раньше верующие могли прикоснуться к изображению, но сегодня оно заключено в стекло. Посетители оставляют подношения у подножия изображений, что является продолжением традиции делать то же самое богам земли, чтобы обеспечить благополучие близких. [ 3 ]
Другие святилища Черного Христа
[ редактировать ]Расширение святилищ / святилищ Кристо-негров.
[ редактировать ]Изображения Кристо-негра можно найти в святилищах и святынях, прежде всего в Центральной Америке и Мексике, а также в некоторых Соединенных Штатах. [ 4 ] Многие из них приобрели известность в период с 18 по 20 века, имея в основном местных и региональных последователей, но некоторые, такие как изображение в Чалме, Кристо Реновадо де Санта-Тереза и Каменный крест Керетаро, имеют последователей на национальном и международном уровне. [ 1 ] Однако преданность негру-христу вдали от города Эскипулас зависит от этих второстепенных святилищ, особенно за пределами Центральной Америки. [ 2 ]
В 1987 году был составлен первый обширный список святилищ, посвященных этому типу изображений. Большинство этих святилищ находятся внутри церквей или часовен, но в некоторых случаях это святилища, которыми управляют семьи. Некоторые из них также можно найти на традиционных мексиканских рынках, а также на въездах в деревни. За этим последовало исследование 2011 года, в котором было выявлено 272 святилища по крайней мере местного значения, простирающихся от Панамы до южной Мексики. Около трети проживают в Мексике и 31% — в Гватемале. Двадцать четыре процента проживают в Сальвадоре и Гондурасе, а девять процентов - в других частях Центральной Америки. В Мексике большинство святилищ находится в Чьяпасе и Оахаке (71%), а также к югу и западу от Мехико. Некоторые из них также есть в Веракрусе и Табаско вдоль побережья Персидского залива. В Центральной Америке святилища в основном расположены в населенных пунктах, особенно на тихоокеанском побережье и вблизи города Эскипулас. Одной из причин этого как в Мексике, так и в Центральной Америке было то, что в колониальный период побережья Персидского залива были менее заселены. Единственным исключением из этого правила является северное побережье Гондураса из-за его важности для карибской торговли. Девятнадцать из них являются крупными местами паломничества, 72 из которых принимают посетителей из небольших регионов, но это больше, чем просто местные святыни. [ 2 ]
Известные святыни / святилища
[ редактировать ]Святилище Чалма является одним из самых посещаемых мест паломничества в Мексике, уступая лишь базилике Богоматери Гваделупской , его ежегодно посещают более двух миллионов человек. [ 10 ] [ 11 ] Большинство из них происходят из центральной и южной Мексики, но это место посещают посетители со всего мира. [ 12 ] Говорят, что Кристо Негр в этом святилище пришел из соседней пещеры, которая была центром поклонения богу по имени Осток Теотль. [ 3 ] Легенда гласит, что идол доиспанского божества был заменен черным распятием. Паломничество к этому месту включает участие в доиспанских танцах в церковном атриуме. [ 13 ]
Кристо Негро из Эль-Саусе , департамент Леон, Никарагуа, также известный как Господь чудес, отметил 290-летие своего существования в 2013 году. Название города, что означает «ива», увековечивает нахождение здесь изображения под ним. тип дерева. Как и изображение в Эскипуласе, его праздник приходится на 15 января, и в настоящее время он находится в Национальном святилище Господа нашего чудес. [ 14 ]
Храм Кристо Негро в Арена Бланко, Эль-Прогресо, Йоро, Гондурас , является крупным местом паломничества 15 января, привлекая до 10 000 человек, поскольку изображение здесь признано точной копией изображения в Эскипуласе. Это мероприятие привлекает посетителей из разных стран Центральной Америки и даже из Пуэрто-Рико и Испании. [ 15 ] [ 16 ]
Кристо Негро из Отатитлана находится в приходской церкви города. [ 17 ] Есть две истории происхождения этого конкретного изображения. В одном говорится, что испанский король Филипп II заказал три изображения Черного Христа, которые затем были отправлены на свои нынешние места. [ 18 ] Другая история гласит, что изображение было найдено в День Креста коренным жителем у подножия дерева в деревне Пуктланзинго, на которую тогда претендовали масатекос региона. Позже его перевезли по реке Папалоапан на плоту на нынешнее место. [ 17 ] [ 18 ] Во время войны Кристеро в 1930-х годах изображение было сделано людьми, союзниками тогдашнего губернатора Веракруса Адальберто Техады, которые безуспешно пытались сжечь его. Вместо этого он был обезглавлен. Обезглавленное изображение вернулось в Отатитлан, и ему была произведена замена. В 1950 году оригинальная голова была найдена и возвращена, а новая голова теперь хранится в стеклянном футляре. [ 17 ] [ 19 ] Преданность этому образу является синкретизмом. Нет ничего необычного в том, что после мессы следует ритуальное очищение, проводимое местным «брухо» (примерно знахарем). [ 17 ] Главный праздник этого изображения — 3 мая, День Креста, мероприятия начнутся 28 апреля и продлятся до 7 мая. Мероприятие может привлечь до 150 000 человек из Веракруса и других частей Мексики. [ 18 ]
Сеньор де Тила - это изображения Кристо Негра, связанные с изображением Эскипулас, имеющие тот же праздник 15 января, тот же дизайн святилища и многие из тех же ритуалов, которым следуют паломники. Однако он сделан не из дерева, а из сталагмита из соседней пещеры. История такова, что жители Сан-Кристобаль-де-лас-Касас пришли разграбить город, поэтому изображение «убежало» и скрылось в пещере. Когда спустя годы его «спасли», он почернел. Святилище приобрело известность в колониальный период и с тех пор остается важным региональным местом паломничества, привлекая посетителей из Табаско и Кампече . [ 3 ] Еще одно важное изображение в Чьяпасе находится в Зинакантане . Говорят, что оно было найдено в священной пещере и связано с добычей соли в этом районе. [ 3 ]
В общине Уайнамота, в которой преобладают уичоли , в Эль-Наяр муниципалитете в Наярите, есть Кристо-негр , которого почитают в сочетании католических и долатиноамериканских обрядов. Его праздник привлекает сотни паломников. Происхождение изображения неизвестно, но существуют различные истории: от появления из воздуха до того, как оно было привезено иезуитами в 18 веке, возможно, из Гватемалы. Говорят, что он потеет и кровоточит, а также лечит больных. [ 20 ]
Эль Сеньор де ла Пас , также называемый Кристо Негро из Сан-Пабло-Анчиано недалеко от Акатлан-де-Осорио, Пуэбла, был представлен между 1824 и 1830 годами местным священником. В то время различные коренные народы конфликтовали из-за ресурсов. Этот образ приобрел значение в преданиях миштеков , в которых рассказывается о различных местных божествах, находящихся в конфликте, и о роли Кристо-Негра в качестве посредника. [ 21 ] Кристо де лас Ампольяс — это изображение Кристо Негра в Мериде, Юкатан, которое с колониальных времен было важно для населения, особенно для этнических групп майя . Он возник в деревне Ичмуль в начале 17 века, ковбой и несколько крестьян сообщили приходскому священнику о ярких огнях на дереве недалеко от деревни. Священник приказал срубить дерево, принести его в приход и объявил, что вылепит из него образ Девы Марии. Откуда-то появился молодой человек и сказал, что может это вылепить. Он попросил, чтобы его заперли в мастерской без инструментов, а через день исчез, оставив после себя Кристо Негро. Образ был перенесен в церковь, и вскоре ее начали посещать паломники. Позже церковь сгорела дотла, превратив все в пепел, кроме образа, который только почернел. Несмотря на протесты, изображение было снова перенесено в собор в Мериде в 1645 году. В 1915 году, во время Мексиканской революции , собор был разграблен, и солдаты пытались сжечь изображение, но не смогли. Вместо этого его перевезли на военную базу, и больше его никто не видел. Копия была изготовлена в Керетаро и освящена в 1919 году. Праздник изображения - День Креста, 3 мая. Кроме того, изображение занимает центральное место на фестивалях, связанных с различными основными слоями общества Мериды в разные дни. поскольку он считается неофициальным покровителем города. [ 22 ]
Святилище Чимайо в Нью-Мексико создано в честь образа Эскипулас, созданного Бернардо Абейтой. [ 23 ] " [ 24 ] Это самый важный католический центр паломничества в Соединенных Штатах, привлекающий около 300 000 посетителей в год. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Это место связано с месторождением глины, которая, как говорят, обладает лечебными свойствами. [ 3 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Крамрин, Н. Росс и Алан Моринис, ред. Паломничество в Латинской Америке . Нью-Йорк 1991.
- Салливан-Гонсалес, Дуглас, Черный Христос Эскипуласа: религия и идентичность в Гватемале . Линкольн: Издательство Университета Небраски, 2016.
Дэвидсон, Уильям В., Черные христы Центральной Америки. Лорд Эскипулас и другие, с акцентом на Гондурас и Никарагуа» (Культурная коллекция Центральной Америки, серия гуманитарных наук, № 15). Манагуа: Fundacion Uno, 2014.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Уильям Б. Тейлор (октябрь 2005 г.). «Две святыни Кристо Реновадо: религия и крестьянская политика в позднеколониальной Мексике». Американский исторический обзор . 110 (4): 945–74. дои : 10.1086/ahr.110.4.945 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Оскар Х. Хорст (январь 2010 г.). «Распространение культа Распятого Черного Христа Эскипуласа». Мезоамерика . 31 (52): 143–158.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Дж. Кэтрин Жоссеран (январь 2007 г.). «Тила и ее Черный Христос: история, паломничество и преданность в штате Чьяпас, Мексика». Мезоамерика . 28 (49): 82–112.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Жаклин Мария Хаган (2008). Чудо миграции: вера, надежда и смысл недокументированного путешествия . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 37.
- ^ Джазмин Ортега (19 ноября 2005 г.). «Черный Христос, связь между латиноамериканцами». Мнение Лос-Анджелес. п. 1А.
- ^ Лусеро Амадор (3 июля 2003 г.). «Черный Христос из Эскуипуласа в Лос-Анджелесе». Мнение . Лос-Анджелес. п. 3А.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Они приезжают в «центральноамериканскую столицу веры», чтобы поклониться Черному Христу». НОТИМЕКС . Мехико. 15 января 2013 г.
- ^ Дуглас Салливан-Гонсалес, Черный Христос из Эскипуласа: религия и идентичность в Гватемале . Линкольн: Издательство Университета Небраски, 2016.
- ^ Перейти обратно: а б «Тысячи прихожан почитают Черного Христа из Эскипуласа в паломничестве: ГВАТЕМАЛА-РЕЛИГИЯ». Служба новостей ЭФЭ . Мадрид. 15 января 2011 г.
- ^ «Чалма, самая посещаемая святыня во время Великого поста» (на испанском языке). Штат Мехико. 15 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 15 июля 2011 г. Проверено 29 июля 2009 г.
- ^ «Чалма, Мексика» . Проверено 29 июля 2009 г.
- ^ «Эль Кристо де Чальма, Эстадо де Мехико» (на испанском языке). Издательская группа «Аэропринты». Архивировано из оригинала 3 июля 2012 года . Проверено 29 июля 2009 г.
- ^ Гарри Мёллер (24 декабря 2006 г.). «Канал Мехико / Давайте потанцуем под Чалму, того самого Черного Христа». Реформа . п. 5.
- ^ Кеннет Чавес (19 октября 2013 г.). «Эль Соус празднует 290 лет со дня прибытия Черного Христа» . 19 Цифр . Манагуа . Проверено 29 июня 2014 г.
- ^ «Католики начинают паломничество к Черному Христу» . Пресса . Тегусигальпа. 14 января 2013. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 29 июня 2014 г.
- ^ «Арена Бланка празднует день Черного Христа из Эскипуласа» . Время . Тегусигальпа. 5 января 2014. Архивировано из оригинала 29 января 2014 года . Проверено 29 июня 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Черный Христос из Отатитлана, Веракрус» . Мехико: журнал Mexico Desconocido . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Католические прихожане чтят черного Христа Отатитлана» . Пиньеро из Куэнки . Тустепек. 4 мая 2014 года. Архивировано из оригинала 19 мая 2014 года . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ «Отатитлан» . Энциклопедия муниципалитетов и делегаций Мексики . ИНАФЕД. 2010. Архивировано из оригинала 19 мая 2014 года . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Хосе Луис Гонсалес (20 апреля 2003 г.). «Они поклоняются Черному Христу». Мурал . Гвадалахара. п. 12.
- ^ Уильям Б. Тейлор (2011). Святыни и чудесные изображения: религиозная жизнь в Мексике до реформы . Альбукерке, Нью-Мексико: Издательство Университета Нью-Мексико. п. 195.
- ^ Дженни М. Негро Сьерра (14 января 2013 г.). «Церковь и социальный контроль на Юкатане. Культ Христа в волдырях» . Мерида: Региональный исследовательский центр доктора Хидэё Ногучи Автономного университета Юкатана . Проверено 29 июня 2014 г.
- ^ Карилло, Чарльз (1999). «Наш Господь Эскипулас в Нью-Мексико» . Обзор традиций . 4 (2). Архивировано из оригинала 19 апреля 2014 г. Проверено 26 января 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рот, Уильям Х. «Офис государственного историка Нью-Мексико: Сантуарио де Чимайо» . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 г. Проверено 23 марта 2008 г.
- ^ «Эль Сантуарио де Чимайо, Лурды Америки» . Архиепископия Санта-Фе. Архивировано из оригинала 29 февраля 2008 г. Проверено 23 марта 2008 г.
- ^ Арчулетта, Фил Т.; Холден, Шерил С. (2003). Путешествие по Нью-Мексико: Путеводитель по указателям исторических и государственных парков . Санстоун Пресс. п. 336. ИСБН 0-86534-400-0 . Проверено 23 марта 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Кристосом Негросом, на Викискладе?