Поль-Эмиль Бордюа
Поль-Эмиль Бордюа | |
---|---|
Рожденный | 1 ноября 1905 г. Сент-Илер, Квебек |
Умер | 22 февраля 1960 г. Париж, Франция | (54 года)
Образование | Мастер-классы сакрального искусства в Париже |
Известный | Художник |
Движение | Автоматисты |
Поль-Эмиль Бордуа (1 ноября 1905 – 22 февраля 1960) был квебекским художником, известным своими абстрактными картинами. Он был лидером авангардного движения автоматистов и главным автором манифеста Refus Global 1948 года. Бордуас оказал глубокое влияние на развитие искусства и мысли как в провинции Квебек , так и в Канаде. [ 1 ] [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Бордуа родился первого ноября 1905 года в Сен-Илере, Квебек (небольшая деревня в 50 километрах от Монреаля). Он был четвертым ребенком Маглуар Бордюа и Евы Перро. В детстве он занимался бриколажем — своей первой известной художественной деятельностью. Он получил пять лет формального образования в начальной школе (которое закончилось в возрасте двенадцати лет) и несколько частных уроков у жителя деревни. [ 3 ] В подростковом возрасте Бордуас познакомился с церковным художником и декоратором Озиасом Ледюком , и Ледюк согласился взять молодого художника в ученики. Ледюк предоставил Бордуасу базовую художественную подготовку, научив его реставрировать и украшать церкви. Ледюк организовал обучение Бордуаса в École Technique в 1919 году в Шербруке, Квебек. В 1923 году, благодаря стипендии, которую ему предоставил Ледюк, он поступил в Школу изящных искусств Монреаля , продолжая в то же время работать на Ледюка. Он получил призы за свои картины в обоих этих учреждениях. Несмотря на разногласия между Бордуасом и администрацией школы, он продолжил учебу по настоянию Ледюка. [ 1 ]
После окончания учебы в 1927 году Бордуас был нанят Советом католической школы Монреаля учителем рисования в средней школе. В январе 1929 года он начал обучение в Ateliers d'Art Sacre в Париже, который в апреле покинул, чтобы заняться украшением церкви Рамбукура в долине Мааса вместе с Пьером Дюбуа. Он вернулся в Сен-Илер в июне 1930 года (его средства были исчерпаны), начал преподавать неполный рабочий день, а в 1933 году вернулся к преподаванию в средней школе. В 1937 году Бордуа начал преподавать в Школе дю Мёбле. Это было важное время в жизни Бордуаса: «встречая молодых людей своего поколения с такими же вкусами и такой же потребностью в действиях, он наконец обнаружил стимулирующую интеллектуальную и социальную среду». [ 1 ]
В 1938 году он встретил Джона Лаймана , монреальского художника и критика, на первой выставке одной из картин Бордуаса. Лайман поощрял участие Бордуаса в Обществе современного искусства , и в январе 1938 года он был избран вице-президентом этой группы. В 1941 году он возобновил рисование после нескольких лет учебы и преподавания, в течение которых он и группа студентов регулярно встречались, чтобы обсудить последние тенденции в европейском искусстве. Его первые абстрактные картины датируются этим годом, а в апреле 1942 года он выставил 45 гуашей, вдохновленных абстрактным сюрреализмом Жоана Миро . Он стал все более активно сотрудничать примерно с дюжиной своих учеников, и они стали известны под общим названием «Автоматисты» за свои попытки рисовать с чистым психическим автоматизмом, как это описано в трудах Андре Бретона . В январе 1946 года в Нью-Йорке прошла первая групповая выставка Бордуаса и его учеников, а в апреле последовала выставка в Монреале. Это была первая выставка группы художников-абстракционистов в Канаде. [ 4 ] Вторая выставка в Монреале состоялась в феврале – марте 1947 года. Критик, отвечая на эту выставку, придумал для группы название «Автоматисты» в честь картины Бордуаса « Автоматизм 1.47» .
Бордуас написал Refus Global (или «Полный отказ», переведенный на английский язык) в конце 1947 — начале 1948 года. Он распространялся в папке, содержащей сочинения других автоматистов. Первоначально эта пьеса предназначалась для сопровождения показа «Автоматистов», но на самом деле распространялась отдельно. Refus Global послужил важным манифестом, пропагандирующим отделение церкви от государства в Квебеке, особенно в сфере искусства. В нем Бордуас «обличает силы угнетения, которые превратили Квебек в удушающую среду, враждебную как индивидуальному, так и коллективному творчеству». [ 1 ]
Мы предвидим будущее, в котором человек будет освобожден от бесполезных цепей, реализовать множество индивидуальных даров, при необходимости непредсказуемость, спонтанность и блистательная анархия. До затем, без сдачи и отдыха, в общности чувств с те, кто жаждет лучшей жизни, не боясь неудач, в поощрение или преследование, мы будем с радостью преследовать наше непреодолимая потребность в освобождении. [ 5 ]
Четыреста экземпляров манифеста поступили в продажу 9 августа 1948 года. 2 сентября Бордюа был уволен из школы l'Ecole du Meuble как прямой результат его участия в этой социальной критике. Даже те, кто устал от репрессивного режима Дюплесси и выступал за большие социальные изменения в Квебеке, не хотели поддерживать решительное осуждение Бордуасом католической церкви. [ 6 ] - такое центральное влияние на франко-канадское население.
Бордуас подвергся остракизму и обнаружил, что не может найти работу, что было особенно трудно, поскольку к тому времени он уже был отцом. Он решил взять дело в свои руки. Бордуас представил еще одну статью в свою защиту, Projections Libérantes («Освобождающие проекции»), которую он завершил в феврале 1949 года. [ 7 ] К сожалению, эта более умеренная композиция, ясно передавшая намерения Бордуаса выпустить Refus Global , не была воспринята публикой и прессой с энтузиазмом. Однако, несмотря на ранние осуждения, манифест ознаменовал начало глубоких социальных перемен в Квебеке и ознаменовал начало Тихой революции . [ 8 ]
В 1953 году Бордуас переехал в Нью-Йорк, где увидел работы Джексона Поллока, Франца Клайна и Марка Ротко и начал использовать мастихин для нанесения красок. В 1955 году он вернулся в Париж, где умер от сердечного приступа в 1960 году. [ 9 ]
В 1954 году работы Бордуаса вместе с работами Б. К. Биннинга и Жана-Поля Риопеля представляли Канаду на Венецианской биеннале . [ 10 ] В 1955 году он представлял Канаду на 3-й биеннале в Сан-Паулу. В 1960 году Стеделик-музей в Амстердаме подарил ему посмертную выставку «Бордуас 1905–1960». В 1988 году Монреальский музей изящных искусств подарил ему огромную ретроспективную выставку, куратором которой стал Франсуа-Марк Ганьон.
В мае 2012 года его картина Froissement Multicolore была продана на аукционе за 663 750 долларов, что на 150 000 долларов превзошло предыдущий аукционный рекорд художника. [ 11 ] [ 12 ]
В мае 2018 года великолепное полотно Бордуаса « Схематические фигуры» 1956 года побило предыдущий рекорд среди работ художника на аукционе и было продано за 3 601 250 долларов на весеннем живом аукционе Heffel Fine Art Auction House . [ 13 ]
Признание и почести
[ редактировать ]- С 1977 года Премия Квебека в области изобразительного искусства носит название: Приз Поля-Эмиля-Бордуа .
- 22 мая 1981 года Почта Канады выпустила «Поль-Эмиль Бордюа, без названия № 6», разработанный Пьером Фонтеном. В основе марок лежит картина Поля-Эмиля Бордуа «Sans titre no 6», написанная примерно в 1957 году и хранящаяся в Музее современного искусства Монреаля, Монреаль, Квебек. Марки номиналом 35 центов имеют перфорацию 13,5 и были напечатаны British American Bank Note Company. [ 14 ]
- 1998, Премия Кондорсе всем, подписавшим Refus Global .
Библиография
[ редактировать ]- Рид, Деннис (1988). Краткая история канадской живописи, второе издание . Дон Миллс: Издательство Оксфордского университета, Канада. ISBN 0-19-540663-Х .
- Бордюа, Поль-Эмиль. Поль-Эмиль Бордуа, Écrits/Writings, 1942–1958 , Франсуа-Марк Ганьон, редактор, перевод Франсуа-Марка Ганьона и Денниса Янга. Пресса Колледжа искусств и дизайна Новой Шотландии: Галифакс, 1978.
- Ганьон, Франсуа-Марк. Поль-Эмиль Бордуа, 1905–1960. Национальная галерея Канады: Оттава, 1976.
- Ганьон, Франсуа-Марк. Поль-Эмиль Бордуа, Критическая биография и анализ произведения , Fides: Монреаль, 1978.
- Ганьон, Франсуа-Марк. Поль-Эмиль Бордуа: жизнь и работа , Институт искусства Канады, 2014.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Ганьон, Франсуа-Марк. «Поль-Эмиль Бордюа: жизнь и работа» . Биография . Институт искусств Канады. Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 года . Проверено 18 ноября 2015 г.
- ^ «Словарь художников Бенезит» . Архивировано из оригинала 22 ноября 2016 г. Проверено 21 ноября 2016 г.
- ^ Ганьон, Франсуа-Марк. Поль-Эмиль Бордуа, Критическая биография и анализ произведения , Fides: Монреаль, 1978.
- ^ Рид, Деннис (1988). Краткая история канадской живописи, второе издание. Дон Миллс: Издательство Оксфордского университета, Канада, стр = 228
- ^ Ганьон и Деннис Янг. Пресса Колледжа искусств и дизайна Новой Шотландии: Галифакс, 1978. стр. 54.
- ^ Этье-Бле, Les Presses de l'Université de Montréal, 1979
- ^ Ганьон и Деннис Янг. Пресса Колледжа искусств и дизайна Новой Шотландии: Галифакс, 1978. стр.80-115.
- ^ Ганьон, Франсуа-Марк. «Поль-Эмиль Бордюа: жизнь и работа» . Идеи и обучение . Институт искусств Канады. Архивировано из оригинала 23 ноября 2015 года . Проверено 18 ноября 2015 г.
- ^ «Словарь канадской биографии» . Архивировано из оригинала 21 ноября 2016 г. Проверено 21 ноября 2016 г.
- ^ «Прошедшие канадские выставки» . Национальная галерея Канады на Венецианской биеннале . Национальная галерея Канады. Архивировано из оригинала 13 октября 2013 года . Проверено 12 октября 2013 г.
- ^ «Аукцион канадского искусства Sotheby's устанавливает рекорды» . Новости ЦБК . 25 мая 2012 года. Архивировано из оригинала 25 мая 2012 года . Проверено 25 мая 2012 г.
- ^ «Важное канадское искусство Sotheby's: Торонто, 24 мая 2012 г.» . Сотбис Канада. 25 мая 2012 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 28 декабря 2012 г.
- ^ «Бордуас снова в центре внимания благодаря продаже работ 1956 года за 3,6 миллиона долларов» . CBC.ca. 2 июня 2018 г. Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ «Почтовая марка Канады» . Data4.collectionscanada.gc.ca. 22 мая 1981 г. Архивировано из оригинала 1 января 2013 г. Проверено 23 июня 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Знаменитый главный манифест Refus Global , переведенный на английский язык.
- Обширное досье на Бордуа в L'Encyclopédie de l'Agora (на французском языке)
- Художник в Монреале, 1954 года. Национального совета по кинематографии Канады документальный фильм
- Фонды Жанны Бордуа-Брисбуа в Национальной галерее Канады , Оттава, Онтарио.
- 1905 рождений
- 1960 смертей
- Канадские художники 20-го века
- Канадские атеисты
- Канадские художники-мужчины
- Канадские современные художники
- Художники из Квебека
- Люди из Монтережи
- Канадские изгнанники
- Художники-абстракционисты-экспрессионисты
- Выпускники Монреальской школы изящных искусств
- Канадские художники-мужчины 20-го века
- Канадские анархисты