Jump to content

Теория аффективной диспозиции

аффективной Теория диспозиции ( ADT ) в своей простейшей форме утверждает, что средств массовой информации и развлечений пользователи выносят моральные суждения о персонажах повествования , что, в свою очередь, влияет на их удовольствие от повествования. Эта теория была впервые выдвинута Зиллманном и Кантором (1977), и за ней последовало множество ответвлений в различных областях развлечений (Raney, 2006a). Пользователи развлечений постоянно оценивают действия персонажей, и эти суждения позволяют пользователю определить, какой персонаж, по их мнению, является « хорошим парнем» или « злодеем ». Однако в статье, написанной в 2004 году, Рэйни исследовал фундаментальное предположение ADT о том, что зрители драмы всегда формируют свое отношение к персонажам посредством моральных суждений о мотивах и поведении. Рэйни утверждал, что зрители / потребители развлекательных СМИ могут сформировать положительное отношение к персонажам до того, как произойдет какое-либо моральное исследование. Он предложил, чтобы зрители иногда разрабатывали схемы рассказов, которые дают им «когнитивные ориентиры, на которые можно повесить их первоначальные интерпретации и ожидания от персонажей» (Raney, 2004, стр. 354). Основная идея теории аффективной диспозиции используется как способ объяснить, как эмоции становятся частью развлекательного опыта.

История и применение теории

[ редактировать ]

Теория диспозиции имеет множество применений во многих сферах развлечений. Его основная предпосылка заключается в том, что пользователи развлечений связывают эмоции с различными персонажами повествования, но это было расширено до комедии , драмы , трагедии , насилия и спорта (Raney, 2006a). Хотя некоторые теоретики утверждают, что схожие теории, используемые для изучения различных форм развлекательных медиа, охватывают одни и те же общие процессы, существуют некоторые свидетельства того, что формирование предрасположенностей может различаться в зависимости от содержания. Исследование Сапольски (1980) показало, что расовая принадлежность зрителей, а не упомянутая ранее «мораль», является точным предиктором благосклонности команды в баскетбольном матче между белыми и черными. Что касается нарративов об антигероях , такие исследователи, как Сапольски, предположили, что фактический процесс формирования диспозиций может отличаться от традиционной формулы теории аффективных диспозиций. Традиционная теория диспозиции тесно связана с теорией неправильной атрибуции юмора . Теория диспозиции исходит из того, что пользователи развлечений — это всего лишь аудитория, они неактивны. Используя эту точку зрения, аудитория не испытывает реальных эмоций по отношению к событиям в повествовании, а, скорее, переживает вместо этого ожидание . Традиционная теория диспозиции чаще всего применяется в контексте юмора, но также применима к драме и спорту.

Рэни (2006a) предложил шесть принципов, которые являются общими для всех приложений теории диспозиции:

  1. «Теории, основанные на диспозициях, связаны с получением удовольствия или оценкой медиаконтента». (стр. 144)
  2. «Теории, основанные на диспозиции, касаются эмоциональных реакций на медиаконтент». (стр. 145)
  3. «Теории, основанные на диспозиции, утверждают, что удовольствие от СМИ начинается и определяется чувствами зрителя к персонажу». (стр. 145)
  4. «Теории, основанные на диспозициях, утверждают, что привязанность к персонажам формируется и поддерживается в континууме от крайне позитивного через безразличие к крайне негативному аффекту». (стр. 146)
  5. «Поскольку теории, основанные на диспозициях, полагаются на оценку результатов конфликта между персонажами, соображения справедливости являются необходимым компонентом теорий». (стр. 147)
  6. «Теории, основанные на диспозициях, также признают и полагаются на различия между людьми с точки зрения эмоциональной реакции, личного опыта, базовой морали и бесчисленного множества других психологических и социально-психологических факторов». (стр. 147)

Как указывалось ранее, теории диспозиции могут применяться во многих контекстах, но большинство из них имеют схожие характеристики, как это определил Рэни (2006). Подводя итог, можно сказать, что эти шесть принципов в значительной степени сосредоточены на идеях получения удовольствия от развлечений и эмоциональных реакций. Эти теории можно использовать для формулирования повествований и создания драмы и эмоционального возбуждения во время повествования. Используя эти шесть принципов, можно предположить, что создание сильного и противоположного настроения персонажей истории приведет к большему удовольствию зрителя. Сделав действия злодея ужасно аморальными, а действия героя — чрезвычайно моральными, можно вызвать эмоциональное возбуждение у зрителя.

Модель формирования диспозиций

[ редактировать ]

Зиллманн (1996) предложил модель формирования диспозиции. Модель начинается с поведения персонажа и заканчивается одобрением истории. Формирование диспозиции состоит из семи основных этапов:

  1. Восприятие и оценка. На этом этапе зритель просто наблюдает за действиями персонажа.
  2. Моральное суждение. Зритель оценивает действия персонажа как уместные и моральные или неуместные и аморальные. Здесь модель разделяет пути. Если зритель считает поступок аморальным , формирование предрасположенности идет совершенно иным путем, чем если бы зритель считал поступок моральным и уместным. Отсюда моральный путь будет называться моральным, а аморальный путь будет называться аморальным.
  3. Аффективное расположение. Здесь, если зритель решает, что персонаж следует моральному пути, он начинает формировать положительный аффект по отношению к этому персонажу. Обратное верно, если зритель решает, что персонаж следует аморальным путем.
  4. Ожидание и опасения . Здесь зритель надеется на положительный результат и боится отрицательного результата для морального персонажа, одновременно опасаясь положительного результата и надеясь на отрицательный результат для аморального персонажа.
  5. Восприятие и оценка. Результат рассматривается и к нему прикрепляются эмоции.
  6. Реакция на результат/эмоцию. Зритель решает, как он относится к истории и персонажам.
  7. Моральное суждение. Зритель решает, одобряет ли он исход истории или не одобряет его.

Эта модель дополнительно освещает процесс диспозиции. Как говорилось ранее, если история вызывает сильное расположение к какому-либо персонажу, удовольствие зрителя, вероятно, будет выше из-за эмоционального возбуждения, создаваемого повествованием. С помощью этой модели можно точно определить, где и как создается диспозиция. Эта модель также отображает шаги, которые зритель проходит для создания диспозиции.

Приложение

[ редактировать ]

Создатель любого повествования может использовать теорию диспозиции, чтобы усилить эмоциональное возбуждение и, следовательно, удовольствие от любого повествования. Применяя этапы модели диспозиции, писатель может усилить впечатления от повествования. Создание сильного расположения к персонажам заставит зрителя надеяться на положительный исход для героя и отрицательный исход для злодея, при этом опасаясь отрицательного исхода для героя и опасаясь положительного исхода для злодея. Оттягивая этот результат, писатель может вызвать у зрителя напряжение. Создавая интригу, писатель может усилить эмоциональное возбуждение и, следовательно, усилить удовольствие от повествования. Подводя итог, можно сказать, что, создавая сильное расположение к персонажам, писатель может усилить удовольствие аудитории от повествования.

Применительно к спортивному наблюдению

[ редактировать ]

Концепции традиционной теории аффективной диспозиции были применены к потреблению спортивных медиа с учетом того факта, что удовольствие можно рассматривать как эмоциональную реакцию на потребление медиа, окружающего игроков или команды. Исследование получения удовольствия от просмотра спортивных состязаний очень сложное и должно учитывать социализацию болельщиков и формирование настроений. Исследования социализации болельщиков изучают, как люди изначально социализируются как спортивные болельщики, а также изучают причины, по которым люди формируют преданность определенным командам. Рэни (2006b) утверждает, что эти привязанности и типы социализации лежат в основе развлекательной мотивации просмотра спортивных СМИ .

Конкретная версия теории диспозиции, которая используется при просмотре спортивных СМИ (Теория диспозиции спортивных зрителей), применяет основные идеи теории диспозиции к спортивному контенту. Основная предпосылка, которая используется для перехода в мир спорта, заключается в том, что удовольствие от развлечений является, прежде всего, отражением как чувств потребителей по отношению к игрокам или командам, так и результатов (Zillmann, 1991, 2000; Zillmann & Cantor, 1977; Рэни, 2004а, 2004б; Рэни, 2006б; Петерсон и Рэйни, 2008). Рэни (2006b) также обнаружил, что ожидание получения удовольствия является основной причиной, по которой зрители спортивных СМИ сообщают о том, почему они смотрят спортивные СМИ.

По мнению академических исследователей и теоретиков (Bryant & Raney, 2000; Zillman, Bryant & Sapolsky, 1989; Zillman & Paulus, 1993), теория диспозиции спортивных зрителей утверждает, что необходимо обсуждать принадлежность или преданность зрителя определенной команде или игроку. вдоль континуума. Этот континуум варьируется от крайне позитивного через безразличие до крайне негативного. Рэйни (2006b) утверждает, что удовольствие от просмотра спортивного мероприятия является побочным продуктом сочетания результата игры, силы и валентности расположения зрителей по отношению к конкурентам. Знакомство с конкурентами с течением времени позволяет людям развивать эти предрасположенности различной валентности и степени по отношению к командам и спортсменам. Проще говоря, было обнаружено, что удовольствие зрителя или зрителя тем больше, чем больше зритель/зритель предпочитает команду-победительницу и чем больше зритель/зритель не любит проигравшую команду. Отныне максимальное удовольствие зритель получает, когда очень любимая команда или игрок побеждает крайне нелюбимую команду или игрока.

Кроме того, исследования показывают, что спортивные фанаты в целом важны для получения удовольствия от спортивных СМИ. В частности, Ганц и Веннер (1991, 1995) обнаружили, что избирательное воздействие средств массовой информации и мотивация просмотра спортивной литературы указывают на то, что фанатская принадлежность к конкретному виду спорта также влияет на восприятие соревнований. Таким образом, можно утверждать, что этот уровень предрасположенности к спорту также может влиять на воспринимаемое напряжение и удовольствие.

Рэни и Депальма (2006) также отметили, что характер просмотра спортивных состязаний, будь то сценарий или нет, заставляет зрителей подходить к спортивному событию с разными ожиданиями удовольствия. Неопределенность результатов соревнований, которые не прописаны в сценарии, в сочетании с множеством других факторов, таких как сила соперничества и важность игры для общего рейтинга команды, влияет на напряжение и удовольствие от просмотра.

  • Зиллманн, Д.; Кантор (1972). «Направленность временного доминирования как переменная общения, влияющая на понимание юмора». Журнал личности и социальной психологии . 24 (2): 191–198. дои : 10.1037/h0033384 . ПМИД   5081191 .
  • Брайант Дж. и Рэйни А.А. (2000). Спорт на экране. В Д. Зиллманне и П. Фордерере (ред.), Медиа-развлечения: психология привлекательности (стр. 153–174). Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  • Ганц В. и Веннер Лос-Анджелес (1991). Мужчины, женщины и спорт: опыт и влияние аудитории. Журнал радиовещания и электронных СМИ, 35, 233–243.
  • Ганц В. и Веннер Луизиана (1995). Фанаты и впечатления от просмотра спортивных трансляций по телевидению. Журнал «Социология спорта», 12, 56–74.
  • Петерсон, Э.М., и Рэни, А.А. (2008). Переосмысление и переосмысление саспенс как фактора опосредованного спортивного удовольствия. Журнал радиовещания и электронных СМИ, 52 (4), 544–562.
  • Рэйни, А.А. (2004). Расширение теории диспозиции: пересмотр симпатий к персонажу, моральных оценок и удовольствия. Теория коммуникации, 14 (4), 348–369.
  • Рэйни, А.А. (2006a). Психология теорий медиа-удовольствия, основанных на диспозициях. В книге Дж. Брайанта и П. Фордерера (ред.), Психология развлечений (стр. 137–150). Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  • Рэйни, А.А. (2006b). Почему мы смотрим опосредованные виды спорта и наслаждаемся ими. В А. А. Рэни, Дж. Брайанте (ред.), Справочнике по спорту и средствам массовой информации (стр. 313–329). Махва, Нью-Джерси, США: Издательство Lawrence Erlbaum Associates.
  • Рэйни А.А. и Депальма А.Дж. (2006). Влияние просмотра различных уровней и контекстов жестоких спортивных программ на удовольствие, настроение и восприятие насилия. Массовая коммуникация и общество, 9 (3), 321–338.
  • Сапольский, Б.С. (1980). Влияние настроения и напряжения зрителей на удовольствие от спортивных соревнований. Международный журнал спортивной психологии, 11, 1–10.
  • Вордерер П. и Кноблох С. (2000). Конфликт и интрига в драме. В Д. Зиллманне и П. Фордерере (ред.), Медиа-развлечения: психология привлекательности (стр. 56–68). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Зиллманн Д. и Кантор Дж. (1977). Аффективные реакции на эмоции главного героя. Журнал экспериментальной социальной психологии, 13 (2), 155–165.
  • Зиллман, Д. (1991). Просмотр телевизора и психологическое возбуждение. В книге Дж. Брайанта Д. Зиллмана (ред.), «Реакция на экран: процесс приема и реакции» (стр. 103–133). Хиллсадейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Зиллман, Д. (2000). Управление настроением в контексте теории избирательного воздействия. В М. Е. Ролоффе (ред.), Ежегодник коммуникаций 23 (стр. 103–123). Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж.
  • Зиллман Д., Брайант Дж. и Сапольски Б. (1989). Удовольствие от просмотра спортивных соревнований. В книге Дж. Гольдштейна (ред.), «Спорт, игры и игры: социальные и психологические точки зрения» (2-е изд., стр. 241–287). Хиллсадейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Зиллман Д. и Паулюс П.Б. (1993). Зрители: Реакция на спортивные события и влияние на спортивные результаты. В Р. Н. Сингере, М. Мерфи и Л. К. Теннанте (ред.), Справочник исследований по спортивной психологии (стр. 600–699). Нью-Йорк: Макмиллан.
  • Зиллманн, Д. (1996). Психология саспенса в драматической экспозиции. В книге П. Фордерер, В. Дж. Вульф и М. Фридрихсен (ред.), «Саспенс: концептуализации, теоретический анализ и эмпирические исследования» (стр. 199–231). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates
  • Зиллманн, Д. (1994). «Механизмы эмоциональной вовлеченности в драму». Поэтика . 23 (1–2): 33–51. дои : 10.1016/0304-422x(94)00020-7 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 76ee19a8a45a4405ef31d0a868f1c1f0__1698532680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/f0/76ee19a8a45a4405ef31d0a868f1c1f0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Affective disposition theory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)