Jump to content

Драматический треугольник Карпмана

Драматический треугольник, предложенный психиатром Стивеном Б. Карпманом

Драматический треугольник Карпмана это социальная модель человеческого взаимодействия, предложенная психиатром из Сан-Франциско Стивеном Б. Карпманом в 1968 году. Треугольник отображает тип деструктивного взаимодействия, которое может возникнуть между людьми, находящимися в конфликте. [1] Модель драматического треугольника — это инструмент, используемый в психотерапии, в частности в транзактном анализе . Треугольник действующих лиц драмы — преследователи, жертвы и спасатели.

Карпман описал, как в некоторых случаях эти роли не выполнялись честным образом для решения существующей проблемы, а скорее использовались плавно и переключались между актерами таким образом, что достигались бессознательные цели и планы. В результате в таких случаях действующие лица будут чувствовать себя оправданными и укоренившимися, но зачастую в существующей проблеме изменений будет мало или вообще не будет, а другие более фундаментальные проблемы, порождающие ситуацию, останутся нерешенными.

Использовать

[ редактировать ]

Благодаря популярному использованию, а также работам Стивена Карпмана и других, треугольник Карпмана был адаптирован для использования в структурном анализе и транзакционном анализе . [2]

Карпман использовал треугольники для отображения конфликтных или драматичных отношений. [1] Драматический треугольник Карпмана моделирует связь между личной ответственностью и властью в конфликтах, а также разрушительные и меняющиеся роли, которые играют люди. [3] Он определил три роли в конфликте; Преследователь, Спасатель (верхняя позиция) и Жертва (одна нижняя позиция). Карпман поместил эти три роли в перевернутый треугольник и назвал их тремя аспектами или гранями драмы. [1]

  1. Жертва: Жертва в этой модели не предназначена для представления реальной жертвы, а скорее кого-то, кто чувствует или действует как таковая. [1] Жертва стремится убедить себя и других, что он или она ничего не может сделать, ничего нельзя сделать, все попытки тщетны, несмотря на все усилия . Одним из преимуществ такой позиции является избегание реальных изменений или признания своих истинных чувств, которые могут принести беспокойство и риск, в то время как человек чувствует, что делает все возможное, чтобы избежать этого. Таким образом, позиция Жертвы такова : «Бедная я!» Жертва чувствует себя преследуемой, угнетенной, беспомощной, безнадежной, бессильной, стыдящейся и кажется неспособной принимать решения, решать проблемы, получать удовольствие от жизни или достигать прозрения. Жертва останется с Преследователем или, если ее не преследуют, назначит кого-нибудь другого на роль Преследователя. Жертва также обратится за помощью, создав одного или нескольких Спасателей, чтобы спасти положение, которые на самом деле увековечат негативные чувства Жертвы и оставят ситуацию в целом неизменной.
  2. Спасатель: фраза Спасателя звучит так: «Позволь мне помочь тебе». Классический помощник , Спасатель чувствует себя виноватым, если он или она не идет на помощь, и в конечном итоге злится (и становится Преследователем), поскольку его или ее помощь не приводит к переменам. Однако спасение Спасателя имеет отрицательные последствия: оно сохраняет Жертву зависимой и не позволяет Жертве потерпеть неудачу и испытать последствия своего выбора. Награда, получаемая от этой спасательной роли, заключается в том, что фокус отвлекается от Спасателя, который также может чувствовать себя хорошо за попытку и оправдывать свои негативные чувства (к другим актерам) в случае неудачи. Когда человек сосредотачивает свою энергию на другом, это позволяет ему игнорировать собственные тревоги и проблемы. Эта спасательная роль также имеет решающее значение, поскольку фактический основной интерес человека на самом деле состоит в том, чтобы избежать собственных проблем, замаскированных под заботу о нуждах Жертвы.
  3. Преследователь: (он же Злодей) Преследователь настаивает: «Это все твоя вина». Преследователь контролирует, обвиняет, критикует, подавляет, злит, авторитарен, жесток и высокомерен. Но если его в свою очередь обвиняют, Преследователь может занять оборонительную позицию и может поменяться ролями, чтобы стать Жертвой, если на него насильно нападает Спасатель и/или Жертва, и в этом случае Жертва также может поменяться ролями, чтобы стать Преследователем.

Изначально возникает драматический треугольник, когда человек берет на себя роль жертвы или преследователя. Затем этот человек чувствует необходимость вовлечь в конфликт других игроков. Как это часто бывает, спасателю предлагается вмешаться в ситуацию. [4] Эти зачисленные игроки берут на себя собственные роли, которые не статичны, и поэтому могут возникать различные сценарии. Например, жертва может наброситься на спасателя, а спасатель затем переключится на преследование.

Причина, по которой ситуация сохраняется, заключается в том, что каждый участник удовлетворяет свои (часто бессознательные) психологические желания/потребности без необходимости признания более широкой дисфункции или вреда, причиненного ситуацией в целом. Каждый участник действует исходя из своих собственных эгоистических потребностей, а не действует искренне ответственно или альтруистично . [ нужна ссылка ] Любой персонаж может «обычно выглядеть жалобной жертвой; теперь ясно, что один из них может переключиться на роль Преследователя, если это «случайно», и он извиняется за это». [4]

Мотивы спасателя наименее очевидны. С точки зрения треугольника, спасатель имеет смешанный или скрытый мотив и в некотором роде получает эгоистическую выгоду от того, что он «тот, кто спасает». У спасателя есть поверхностный мотив решения проблемы и он, по-видимому, прилагает большие усилия для ее решения, но также у него есть скрытый мотив не добиться успеха или добиться успеха таким образом, чтобы это приносило ему пользу. Спасатель может, например, повысить самооценку или получить уважаемый статус спасателя, или получить удовольствие от того, что кто-то зависит от него или нее или доверяет ему и действует таким образом, который якобы пытается помочь, но на более глубоком уровне. Уровень играет на жертве, чтобы продолжить получать выигрыш. [ нужна ссылка ] .

Отношения между жертвой и спасателем могут носить характер созависимости . Спасатель удерживает жертву в зависимости, поощряя ее роль жертвы. Потребности жертвы удовлетворяются благодаря заботе спасателя.

Когда участники попадают в драматические треугольники, они обычно имеют основную или привычную роль (жертва, спасатель, преследователь). Участники сначала изучают свои привычные роли в своих родных семьях. Несмотря на то, что у каждого участника есть роль, которую он больше всего идентифицирует, оказавшись в треугольнике, участники чередуются по всем трем позициям. [5]

Каждый треугольник имеет «выигрыш» для тех, кто в него играет. «Антитеза» драматического треугольника заключается в том, чтобы найти способ лишить актеров вознаграждения. [1]

Исторический контекст

[ редактировать ]

Движение семейной терапии

[ редактировать ]

После Второй мировой войны терапевты заметили, что, хотя многие истерзанные боями пациенты-ветераны хорошо приспособились после возвращения к своим семьям, некоторые пациенты этого не сделали; некоторые даже регрессировали, когда вернулись в свою родную среду. Исследователи почувствовали, что им нужно объяснение этому, и начали изучать динамику семейной жизни – и таким образом началось движение семейной терапии. До этого психиатры и психоаналитики сосредотачивались на уже развитой психике пациента и преуменьшали значение внешних недоброжелателей. Были рассмотрены внутренние факторы, а внешние реакции рассматривались как исходящие от сил внутри человека. [1]

Анализ сделок

[ редактировать ]

В 1950-х годах Эрик Берн разработал транзактный анализ — метод изучения взаимодействия между людьми. Этот подход глубоко отличался от подхода Фрейда. В то время как Фрейд полагался на расспросы пациентов о них самих, Берн считал, что терапевт может учиться, наблюдая за тем, что сообщается (слова, язык тела, выражения лица) во время транзакции. Поэтому вместо того, чтобы напрямую задавать пациенту вопросы, Берн часто наблюдал за ним в группе, отмечая все взаимодействия, происходящие между пациентом и другими людьми. [6]

Треугольники/триангуляция

[ редактировать ]

Теория триангуляции была первоначально опубликована в 1966 году Мюрреем Боуэном как одна из восьми частей теории семейных систем Боуэна. [1] Мюррей Боуэн, пионер теории семейных систем, начал свою раннюю работу с шизофрениками в клинике Меннингера с 1946 по 1954 год. Триангуляция — это «процесс, при котором двухсторонние отношения, испытывающие напряжение, естественным образом привлекают третьи стороны для снижения напряжения». . [7] Проще говоря, когда люди оказываются в конфликте с другим человеком, они обращаются к третьему лицу. Полученный треугольник более удобен, поскольку он может удерживать гораздо большее напряжение, поскольку напряжение распределяется вокруг трех человек вместо двух. [1]

Боуэн изучал диаду матери и ее ребенка-шизофреника, пока они оба жили в исследовательском отделении клиники Меннингера. Затем Боуэн перешел в Национальный институт психического здоровья (NIMH) , где он проживал с 1954 по 1959 год. В NIMH Боуэн расширил свою гипотезу, включив в нее отец-мать-ребенок триаду . Боуэн считал дифференциацию и треугольники сутью своей теории, теории семейных систем Боуэна. Боуэн намеренно использовал слово «треугольник» , а не «триада» . В теории семейных систем Боуэна треугольник является важной частью отношений.

Пары, предоставленные самим себе, колеблются между близостью и расстоянием. Двум людям, имеющим этот дисбаланс, часто трудно разрешить его самостоятельно. Чтобы стабилизировать отношения, пара часто обращается за помощью к третьей стороне, которая поможет восстановить близость. Треугольник — это наименьшая возможная система отношений, способная восстановить баланс в период стресса. Третий человек занимает внешнюю позицию. В периоды стресса положение снаружи является наиболее удобным и желанным. Внутренняя позиция страдает от беспокойства наряду с эмоциональной закрытостью. Аутсайдер служит для сохранения отношений внутри пары. Боуэн отметил, что не все треугольники конструктивны – некоторые деструктивны. [7]

Патологические/перверсивные треугольники

[ редактировать ]

В 1968 году Натан Акерман разработал концепцию деструктивного треугольника. Акерман заявил, что «мы наблюдаем определенные комбинации семейных взаимодействий, которые мы охарактеризовали как модель семейной взаимозависимости, роли разрушителя или преследователя, жертвы нападения козла отпущения, а также семейного целителя или семейного врача». Акерман также признал, что характер атаки, защиты и контратаки меняет роли. [8]

Треугольник Карпмана и Эрик Берн

[ редактировать ]

В 1968 году Стивен Карпман, который интересовался актерским мастерством и был членом Гильдии киноактеров , выбрал «драматический треугольник», а не «конфликтный треугольник», поскольку здесь Жертва в его модели не предназначена для изображения реальной жертвы. , а скорее кто-то, кто чувствует или действует как таковой. [1] Впервые он опубликовал свою теорию в статье «Сказки и анализ драмы сценария». В его статье, в частности, рассматривалась сказка « Красная Шапочка », чтобы проиллюстрировать ее положения. Карпман в то время был недавним выпускником медицинского факультета Университета Дьюка и учился в аспирантуре в Берне. [9] Берн, основатель полевого трансактного анализа, призвал Карпмана опубликовать то, что Берн назвал «треугольником Карпмана». Статья Карпмана была опубликована в 1968 году. В 1972 году Карпман получил за эту работу Научную премию Мемориала Эрика Берна.

Транзакционный анализ

[ редактировать ]

Эрик Берн, психиатр канадского происхождения, в середине 20-го века создал теорию транзактного анализа как способа объяснения человеческого поведения. Теория трансактного анализа Берна была основана на идеях Фрейда , но существенно отличалась от нее. Психотерапевты-фрейдисты сосредоточили внимание на разговорной терапии как на способе проникновения в суть личности своих пациентов. Берн считал, что понимание можно лучше раскрыть, анализируя социальные действия пациентов. [10]

Игры в транзактном анализе относятся к серии транзакций, которые являются взаимодополняющими (взаимными), скрытыми и ведут к предсказуемому результату. В этом контексте драматический треугольник Карпмана представляет собой «игру».

Игры часто характеризуются сменой ролей игроков ближе к концу. Количество игроков может быть разным. Игры в этом смысле — это устройства, используемые (часто бессознательно ) людьми для создания обстоятельств, в которых они могут оправданно испытывать определенные результирующие чувства (например, гнев или превосходство) или оправданно совершать или избегать определенных действий, когда их собственные внутренние желания отличаются от ожиданий общества. Они всегда заменяют более искренние и полные взрослые эмоции и реакции, которые были бы более уместными. В играх часто полезно учитывать три количественные переменные:

Гибкость : «Способность игроков менять валюту игры (то есть инструменты, которые они используют для игры). «В некоторые игры... можно нормально играть только с одним видом валюты, в то время как в другие, такие как эксгибиционистские игры более гибкие», [11] так что фокус власти может сместиться со слов на деньги и части тела.
Упорство : «Некоторые люди легко отказываются от своих игр, другие более настойчивы», имея в виду то, как люди придерживаются своих игр и их сопротивление отказу от них.
Интенсивность : «Некоторые люди играют в свои игры расслабленно, другие более напряжены и агрессивны. Игры, в которые играют таким образом, известны как легкие и сложные игры соответственно». [11]

Последствия игр могут варьироваться от небольших окупаемости до окупаемости, накопленной в течение длительного периода, до значительного уровня. В зависимости от степени приемлемости и потенциального вреда игры подразделяются на три категории: игры первой степени, игры второй степени и игры третьей степени:

  • социально приемлемый,
  • нежелательно, но не необратимо вредно
  • может привести к серьезному вреду. [11]

Треугольник Карпмана был адаптацией модели, которая изначально была задумана для анализа пасов и ничьих в американском футболе, а затем адаптирована для анализа сценариев фильмов. Сообщается, что Карпман нарисовал тридцать или более типов диаграмм, прежде чем остановился на треугольнике. Карпман считает, что фильм «Долина кукол» стал испытательной площадкой для доработки модели до того, что Берн придумал как драматический треугольник Карпмана. [2]

Карпман теперь имеет в своей полностью разработанной теории множество переменных треугольника Карпмана, помимо переключения ролей. К ним относятся пространственные переключения (частное-публичное, открытое-закрытое, близкое-дальнее), которые предшествуют, вызывают или следуют за переключениями ролей, а также скорость сценария (количество переключений ролей в заданную единицу времени). [4] К ним относятся треугольник вопросительного знака, треугольник ложного восприятия, треугольник двойной связи, треугольник нерешительности, треугольник порочного круга, треугольник ловушки, треугольник побега, треугольники угнетения и треугольники освобождения, треугольник переключения и треугольник семьи алкоголиков. [12]

Хотя транзактный анализ является методом изучения взаимодействия между людьми, [13] один исследователь утверждает, что лидеры, основанные на драме, могут привить организационную культуру драмы. Преследователи чаще занимают руководящие должности, а культура преследования идет рука об руку с ожесточенной конкуренцией, страхом , обвинениями, манипуляциями, высокой текучестью кадров и повышенным риском судебных исков. Существуют также культуры жертвы , которые могут привести к низкому моральному духу и низкой вовлеченности , а также к избеганию конфликтов , и культуры спасателя , которые можно охарактеризовать как высокую зависимость от лидера, низкую инициативу и низкий уровень инноваций. [14]

Терапевтические модели

[ редактировать ]

«Треугольник победителя» был опубликован Эйси Чой в 1990 году как терапевтическая модель, показывающая пациентам, как изменить социальные транзакции при входе в треугольник в любой из трех точек входа. Чой рекомендует всем, кто чувствует себя жертвой, больше думать о своей уязвимости и заботе , чтобы каждый, кто выступает в роли преследователя, занимал настойчивую позицию, а каждый, кого нанимают в качестве спасателя, должен реагировать, проявляя «заботу». [15]

  • Уязвимость – жертву следует поощрять признать свою уязвимость, решать проблемы и быть более самосознательными.
  • Настойчивость – преследователя следует поощрять просить о том, чего он хочет, быть настойчивым и развивать сострадание к себе. [16]
  • Забота – спасателя следует поощрять проявлять заботу и заботу, но не переусердствовать и не решать проблемы других.

Книга «Сила TED*» , впервые опубликованная в 2009 году, рекомендует «жертве» взять на себя альтернативную роль творца , рассматривать преследователя как соперника и нанимать тренера вместо спасателя. [17]

  • Создатель – жертв поощряют ориентироваться на результат, а не на проблемы, и брать на себя ответственность за выбор своего ответа на жизненные проблемы. Им следует сосредоточиться на разрешении «динамического напряжения» (разницы между текущей реальностью и предполагаемой целью или результатом), предпринимая поэтапные шаги к результатам, которых они пытаются достичь.
  • Претендент – жертве предлагается увидеть в преследователе человека (или ситуацию), который заставляет создателя прояснить свои потребности и сосредоточиться на их обучении и росте.
  • Коуч – спасателю следует поощрять задавать вопросы, которые призваны помочь человеку сделать осознанный выбор. Ключевое различие между спасателем и тренером заключается в том, что коуч видит в творце человека, способного делать выбор и решать свои собственные проблемы. Тренер задает вопросы, которые позволяют творцу увидеть возможности для позитивных действий и сосредоточиться на том, чего он хочет, а не на том, чего он не хочет. [1]

См. также

[ редактировать ]
  • ДАРВО – аббревиатура, используемая для описания общей стратегии насильников.
  • Отчуждение семьи – потеря отношений между членами семьи.
  • Сценарный анализ – метод транзакционного анализа
  • Игра с жертвой — фабрикация или преувеличение роли жертвы.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Джонсон, Р. Скип. «Бегство от конфликта и драматического треугольника» . BPDFamily.com . Проверено 10 июня 2015 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Карпман, Стивен. «Научная премия Мемориала Эрика Берна» (PDF) . karpmandramatriangle.com . Проверено 10 июня 2015 г.
  3. ^ Мердок, бакалавр педагогических наук, Эдна. «Драматический треугольник Карпмана» . Академия коучинговой супервизии . Архивировано из оригинала 11 июня 2015 года . Проверено 10 июня 2015 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Берн, Эрик (1973). Что вы говорите после того, как поздороваетесь? . Бантамские книги. стр. 186, 188, 307, 346 . ISBN  9780553232677 .
  5. ^ Форрест, Юго-Запад, Линн (26 июня 2008 г.). «Три лица жертвы — обзор драматического треугольника» . lynneforrest.com . Проверено 11 июня 2015 г.
  6. ^ Семья Эрика Берна. «Трансакционный анализ» . Эрик Берн, доктор медицинских наук . Проверено 10 июня 2015 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Рабстейнек, Карл В. «Семейные системы и теория Мюррея Боуэна» (PDF) . houd.info . Проверено 10 июня 2015 г.
  8. ^ Уикс, Джеральд Р.; Л'Абате, Лучано (15 августа 2014 г.). Парадоксальная психотерапия: теория и практика с отдельными парами и семьями . Тейлор и Фрэнсис. п. 47. ИСБН  9781138009400 .
  9. ^ Карпман, доктор медицины, Стивен (1968). «Сказки и сценарный драматургический анализ». Бюллетень транзактного анализа . 26 (7): 39–43.
  10. ^ «Трансакционный анализ» . расстройства.орг . Проверено 1 сентября 2011 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Берн, Эрик (1996). Игры, в которые играют люди . Нью-Йорк: Ballantine Books. стр. 45, 57 . ISBN  978-0345410030 .
  12. ^ Карпман, Стивен Б. «Лекция на конференции USATAA/ITAA «Новые драматические треугольники»» (PDF) . karpmandramatriangle.com . Проверено 11 августа 2007 г.
  13. ^ Соломон, доктор философии, Кэрол. «Трансакционный анализ» . Эрик Берн, доктор медицинских наук . Калифорнийский университет в Сан-Франциско . Проверено 3 января 2018 г.
  14. ^ Нейт Реджер (24 апреля 2017 г.). Конфликт без потерь: практическое руководство по руководству с сострадательной ответственностью . Издательство Берретт-Келер. стр. 32–33. ISBN  978-1-5230-8262-9 .
  15. ^ Чой, Эйси (1990). «Треугольник победителя» . Журнал транзактного анализа . 20 (1): 40. дои : 10.1177/036215379002000105 .
  16. ^ Нефф, К. (2021) в книге «Сострадание к себе: доказанная сила доброты к себе». Лондон: Yellow Kite, отпечаток Hodder & Stoughton.
  17. ^ Изумруд, Дэвид (2016). Сила TED * (3-е изд.). Издательство Поларис. стр. 1–138. ISBN  978-09968718-0-8 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Изумруд, Дэвид (2016). Сила TED* (*Динамика расширения возможностей) . Остров Бейнбридж: Издательская группа Polaris. ISBN   978-0996871808
  • Изумруд, Дэвид (2019). 3 жизненно важных вопроса: трансформация драмы на рабочем месте . Остров Бейнбридж: Издательская группа Polaris. ISBN   978-0996871839
  • Карпман, Стивен (2014). Игра «Жизнь без свободы» . Самостоятельная публикация. ISBN   978-0990586708
  • Зимберофф, Дайан (1989). Вырваться из ловушки жертвы . Назарет: Wellness Press. ISBN   978-0962272806
  • Харрис, Томас (1969). Я в порядке, ты в порядке . Нью-Йорк: Книги Галахада. ISBN   978-1578660759
  • Берн, Эрик (1966). Игры, в которые играют люди . Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN   978-0345410030
  • Уэст, Крис (2020). Объяснение драматического треугольника Карпмана . Лондон: Издательство CWTK. ISBN   978-0993023361
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 78776f1b7683f281a06e97474f1c265a__1721147040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/5a/78776f1b7683f281a06e97474f1c265a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karpman drama triangle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)