Špalíčekбалет
«Шпаличек» ( « Книга книг» или «Квартал» ) — трехактный народный балет 1932 года, написанный Богуславом Мартину (H. 214). Премьера состоялась в 1933 году в Праге с подзаголовком «Балет из народных игр, обычаев и сказок - Балет-ревю». [ 1 ] Название взято из сборников народных песен, которые продавались на ярмарках в Чехии в 1700-х годах. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Издалека он готовился к театральной работе: к национальным чешским пьесам, к балету «Шпаличек» , к операм «Гри о Марии » и «Дивадло за брану » («Театр за воротами») . [ 3 ] «Шпаличек» был главным театральным проектом Мартину первой половины 1930-х годов. [ 4 ] Вполне возможно, что Мартину находился под влиянием оперы-балета « Падмавати Стравинского » своего учителя Русселя или «Истории солдата» . [ 2 ] Мартину сам разработал сценарий, опираясь на воспоминания о сказках своего детства. На структуру одной несвязанной истории, ведущей к другой, повлиял балет-пантомима «Z pohádky do pohádky» Оскара Недбала , впервые исполненный в Праге в 1908 году. [ 2 ] Ссылки на деревенские обычаи, характерные для места его рождения, будут повторяться в таких произведениях, как «Китице» ( «Букет цветов ») 1937 года, «Збойницкие письма » ( «Бандитские песни ») 1957 года и четыре народные кантаты 1955–59 годов. [ 2 ] Работа была написана в Париже в 1931 году и завершена в феврале 1932 года. [ 5 ]
Первая версия Шпаличека была для камерного оркестра, но в 1940 году, наряду с изменениями, он переписал ее для более крупных сил. «Невеста призрака» ( Svatebni Kosile ), кантата для сопрано, тенора, баса и смешанного хора под названием «Баллада по стихотворению К. Дж. Эрбена», изначально была заключительной частью « Шпаличека » , но была исключена из балета главным образом потому, что делала исполнение слишком длинным. [ 6 ] Первая версия длится около двух часов и 10 минут и требует двойных деревянных духовых инструментов, по две валторны, трубы, тромбоны, литавры и перкуссия, фортепиано и струнные. [ 5 ] Переработанная версия, сделанная композитором в 1940 году, премьера которой состоялась в Народном дивадло в Праге 2 апреля 1949 года под управлением Вацлава Кашлика (1917–1989), длится около 100 минут с дополнительными духовыми и духовыми инструментами. [ 5 ] Партитуры с автографами хранятся соответственно в Чешском национальном музее музыки в Праге и в Мемориальном музее Б.М. в Поличке , на месте рождения композитора. [ 5 ]
Вскоре после открытия первой постановки в Национальном театре в Праге 19 сентября 1933 года под управлением Йозефа Харвата (1884-1945) [ 5 ] открылась конкурирующая постановка в Брно , репертуар которой длился четыре года. [ 2 ] С годами его возрождали в Пражском национальном театре, а также в других местах Чехии и Словакии, и он был записан в 1988 году.
В 1934 году эта работа принесла Мартину премию Бедржиха Сметаны за композицию. Гроув описывает балет как «расширенное и блестящее воплощение народных обычаев, включающее эпизоды, сравнимые с миниатюрными операми». [ 4 ]
H.288» Мартину «Новый Шпаличек не имеет отношения к балету и представляет собой цикл песен на моравскую народную поэзию 1942 года для голоса и фортепиано. Получивший премию кукольный анимационный фильм Иржи Трнки 1947 года « Шпаличек» часто переводится как «Чешский год» и состоит из сказок.
Сценарий
[ редактировать ]В прологе детский хор разыгрывает четыре песенно-танцевальные игры, в которых танцуется сказочное действие, а певцы рассказывают истории. в том числе курица и курица; первый подавился большим кукурузным зерном, и ему пришлось проглотить его, запив водой. Курица пробует родник, портниху и портного, но небеса посылают воду, чтобы спасти жизнь курицы. Затем идет «Кот в сапогах» , снова с большим количеством танцев, но без припева. Далее следуют три детские игры: девицы, водяной дух и волк.
Во втором акте изображена история Сапожника и Смерти: старый сапожник поссорился с соседями и покинул дом. Бабочка приводит его к черной башне, в которой великан держит в плену принцессу. Между ними бабочка и сапожник освобождают принцессу, и он выигрывает мешок, внутри которого находится смерть; пока он бродит со смертью, никто не умирает, но в изнеможении он достигает неба, и мешок открывается. Эта сказка в основном танцевальная.
Акт III начинается с легенды о Доротее Кесарийской , где девушку убивает толпа, но настроение Золушки меняется , действие происходит в чешской деревне и заканчивается вальсами, которые будут танцевать на ее свадьбе.
Музыка
[ редактировать ]В балете использована чешско-моравская народная музыка с характерной партитурой Мартину. Брайан Лардж описывает музыку как «мелодичную, захватывающую и в высшей степени танцевальную», что свидетельствует о «способности писать для сцены». [ 2 ] Шафранек называет произведение «формой ревю, в которой сцены следуют друг за другом в быстрой последовательности, а хореография и музыка наиболее эффективно сочетаются». [ 7 ]
Записи
[ редактировать ]- Завершение на Supraphon (SU 3925-2): Анна Кратохвилова (сопрано), Мирослав Копп (тенор), Рихард Новак (бас), Детский хор Кантилены (хормейстер Ян Седлачек), Женский хор Кюн, хормейстер Павел Кюн, Филармонический оркестр Брно , под управлением Франтишека Йилека , записано на студии Stadion Studio в Брно в 1988 году.
- Сюиты записаны Брненским государственным филармоническим оркестром под управлением Иржи Вальдханса (Supraphon, 1979) и Чарльза Маккерраса (Conifer, 1991).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Синема Сити - Домашняя страница» . Cinemacity.cz. 14 февраля 2013 г. Проверено 2 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Большой, Брайан (1975). Мартину . Лондон: Дакворт . ISBN 0-7156-0770-7 , стр. 54-55.
- ↑ Собственные слова Мартину, цитируются по: Михуле, Ярослав. Богуслав Мартину. Государственное музыкальное издательство (Editio Supraphon), Прага, 1966, с. 26.
- ^ Jump up to: а б Смачный, Ян Мартину. В: Оперный словарь New Grove . Макмиллан, Лондон и Нью-Йорк, 1997.
- ^ Jump up to: а б с д и Список произведений Мартину II > Категория «Сценические произведения и музыка для кино» > Подкатегории «Балет/Музыка из кино» и «Музыка для кино». Информационный бюллетень Богуслава Мартину , Том VIII, № 1, 2008, стр. 11.
- ^ Михула, Ярослав. Примечание к компакт-диску Supraphon 11 1090-2 (1990).
- ^ Шафранек, Милош. Богуслав Мартину. Альфред А. Кнопф, Нью-Йорк, 1944, стр. 55–56.