Гроб лягушки
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( ноябрь 2018 г. ) |
Лягушачьи гробы — это захоронения лягушек в миниатюрных гробах в Финляндии в целях народной магии. Эти гробы известны по находкам, спрятанным в церквях, а также по упоминаниям об их использовании в народной магии в других местах.
Обзор
[ редактировать ]Захоронения лягушек в миниатюрных гробах были обнаружены в церквях восточной Финляндии примерно на рубеже двадцатого века и кратко описаны У.Т. Сирелиусом , который объяснил их как помещенные предметы с магической целью украсть удачу у более успешных людей. рыбаки. [ 1 ] Типичный размер гроба составлял 15 сантиметров (5,9 дюйма) в длину. [ 2 ]
Церкви, где были найдены такие гробы, включают собор Куопио (около 32 гробов); Церковь Туусниеми (около 100 гробов); Церковь Киихтелисваара (4 гроба); Старая церковь Пиелавеси (гроб и связанные лягушки); гробы и связанные лягушки были также найдены в Нильсии Старой церкви Хейнявеси ; Старая церковь ; Кафедральный собор Турку ; и церковь Брингетофта (в Швеции) - наряду с гробами среди других находок были куклы из ольхи или бересты, части рыболовных сетей и ткани. [ 3 ]
Физические находки
[ редактировать ]Одной из таких находок стали гробы, найденные во время реставрационных работ в хоре собора Куопио, запись в газете Саво-Карьяла в 1895 году – сам собор был освящен в 1816 году – согласно сообщению в Саво-Карьяла «гробы» были вытолкнуты в помещение через вентиляционные люки. На момент открытия некоторые из гробов были относительно новыми. [ 4 ] Еще пять гробов были найдены в 1901 году, и находка снова зафиксирована в Саво-Карьяле - по количеству гробов газета предположила, что гробы добавлялись ежегодно. [ 5 ] Два гроба хранились в Национальном музее Финляндии в Хельсинки, а еще один — в музее Куопио . Особенностями этих подношений были — гроб, вырезанный из древесины ольхи ; лягушка в гробу; рыболовная сеть, закрывающая или обматывающая лягушку; иголка, протыкающая лягушку белой ниткой в игле; в одном случае считается, что рот лягушки был зашит. [ 6 ]
Находки с очень похожими характеристиками были найдены в 1907 году в церкви в Туусниеми (род. 1869). В той же церкви в 1818 году на церковной колокольне были найдены подобные гробы, в которых также находились клопы, шерсть животных или зерна. Еще одна находка была сделана в 1930-х годах под каменным фундаментом церкви. [ 7 ]
Возможные связанные находки включают кошку в ольховом гробу в церкви Киихтелисваара и ольховые гробы (около 20 сантиметров (7,9 дюйма)) с резной человеческой фигурой, найденные в старой церкви Пиелавеси. [ 8 ]
Хотя большинство гробов было найдено в восточной Финляндии, один из них был найден на западе, в соборе Турку - это месторождение представляло собой «высококачественную» работу, сделанную из лакированной сосны с тканью, с инициалами «HM» на основании. Радиоуглеродное датирование , история строительства и стиль датируют этот гроб концом 17 или началом 18 века. [ 9 ]
Фольклор
[ редактировать ]Существует обширный записанный фольклор, касающийся помещения лягушек в гробы в восточной Финляндии, включая центральную Финляндию , Саво , Карелию , Северную Остроботнию , Кайнуу и даже на север, вплоть до южной Лапландии . В современной религии эти районы преимущественно лютеранские , за исключением Карелии, которая является Православный . [ 10 ]
Обычно захоронение миниатюрного гроба является ключевой частью ритуала. Большая часть записанных знаний посвящена контрмагии, предназначенной для отражения злых намерений обратно тем, кто их послал. Меньшая часть зарегистрированных ритуалов носит злонамеренный характер – ритуал может быть похож на контрмагический, но включает в себя захоронение предмета жертвы в гробу, хотя намерение ритуала также является ключевым. [ 11 ] В этих ритуалах лягушки являются самым распространенным животным (около 70%), хотя могут использоваться и другие животные, включая белок, щуку или даже человеческий плод . Вещи животного происхождения (молоко, перья, копыта и т. д.) также могли быть захоронены в миниатюрном гробу. [ 11 ]
В записанных фольклорных источниках считалось, что такая практика является мощной магией и может убить намеченную жертву. [ 12 ] Исцеляющими могли быть и другие заклинания или ритуалы, такие как лекарство от эпилепсии , которое включало закапывание части нижнего белья больного в лягушачий гроб – это лекарство, вероятно, было еще одной формой защитного «рефлексивного» заклинания, при этом болезнь предположительно была вызвана злонамеренным колдовством . . [ 13 ] Например, в ритуале, направленном на устранение проблемы коров, не возвращающихся домой ночью, записанном хитрым человеком Микко Колйоненом (род. 1812) из Виитасаари :
Эта неприятность устраняется тем, что изготавливается гроб-лягушка. Перед этим надо найти лягушку — она должна быть рыжеватой — и поймать ее с рукавицами или чем-нибудь еще, закрывающим руки; поскольку, если гроб будет изготовлен до того, как лягушка будет поймана, произойдет следующее: лягушка вообще не будет найдена. В противном случае гроб будет приготовлен, как объяснялось ранее.
(Сначала гроб необходимо сделать из одинарной ольхи . Он должен иметь форму корыта, а крышку, имеющую девять отверстий по средине, сделать из того же дерева, а также восемь деревянных гвоздей. Красный В этот гроб кладут лягушку, к которой не прикасались голыми руками, на спину, обвязав задние лапки красной нитью, затем надевают крышку и закрепляют восемью деревянными гвоздями и девятым смоляным или гробовым гвоздем. который вбивается в третье отверстие, считая со стороны головы, которое совпадает с сердцем лягушки. Крышка крепится не краями, а только гвоздями, вбитыми в лягушку до самого дна. гроб.)
Затем с каждой коровы трижды отрывают несколько волос и кладут в тряпку, перевязывая ее красной нитью; затем гроб с лягушкой, мешочек из коровьего волоса и три острых инструмента неизвестных производителей несут, совершая круг вокруг коровника дважды по часовой стрелке и один раз против часовой стрелки, произнося заклинание... [ 14 ]
В ритуале против эпилепсии также используется «лягушачий гроб» — он дает один ритуал, согласно которому такие гробы могут быть оставлены в церквях:
эпилепсию лечили В регионе Куопио так, что целитель сначала брал пациента с собой, чтобы он посидел обнаженным на пороге дома, который трижды передвигали. Там целитель облил пациента холодной водой, чтобы напугать его. Потом они пошли в лес, поймали лягушку и убили ее. Гроб был изготовлен из древесины ольхи. Лягушку положили как труп в саванах, сделанных из куска нижнего белья больного, внутрь гроба. Затем гроб через люк в фундаменте поставили под церковь. После этого пошли на погост, вскрыли недавнюю могилу и вынули тело из гроба. Сбоку могилы была вырыта яма. Мертвое тело было разделено так, чтобы пациента можно было сначала протащить через отверстие на краю могилы, а затем трижды через труп, переключаясь между движениями по часовой стрелке и против часовой стрелки. Целитель при этом скандировал: «Восстаньте все люди, люди воздуха, люди мертвецы!» Приходите защитить незащищенных, помочь бесконечно страдающим!» Впоследствии могилу восстановили. [ 15 ]
Считалось, что гробы с лягушками сохраняют здоровье скота, если их хоронить возле сарая для скота. [ 16 ]
Христианские интерпретации и влияние
[ редактировать ]Как злой умысел ритуалов «лягушачьего гроба», так и те, которые были призваны «отразить» злой умысел обратно на отправителя, противоречили христианскому мировоззрению о прощении, хотя защитное использование против злого умысла других людей могло сосуществовать с в некоторой степени, поскольку это не причинило вреда невиновным. [ 12 ] Сообщения современных газет о находках таких захоронений резко разоблачали подобные практики, происходящие и продолжающиеся. [ 17 ] ( Hukantaival 2015 , стр. 211–2) отмечает использование христианских святых мест в качестве географических центров нехристианских практик. Считается, что Вяки («Сила») для этих заклинаний могла исходить от мертвых, связанных с церковью и погостом. В некоторых случаях ритуалы с миниатюрными гробами включали элементы христианской практики, такие как чтение частей молитвы Господней , но не исполнялись священником. [ 18 ]
В других культурах
[ редактировать ]в Народ Чжуан Китае боготворит лягушку - в первый день лунного года происходит общественный ритуал («Яогуй»), включающий охоту на спящих лягушек («Гуй»), их принесение в жертву и помещение в гроб (из раздел «Бамбук» ). На 25-й день после жертвоприношения кости лягушки эксгумируют и используют для предсказания следующего урожая. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хукантайвал 2015 , с. 192.
- ^ Хукантайвал 2015 , стр. 198–9.
- ^ Hukantaival 2015 , Карта 1, Таблица 1, стр. 197.
- ^ Хукантайвал 2015 , с. 198.
- ^ Хукантайвал 2015 , с. 199.
- ^ Хукантайвал 2015 , стр. 199–200.
- ^ Хукантайвал 2015 , стр. 200–1.
- ^ Хукантайвал 2015 , стр. 201–202.
- ^ Хукантайвал 2015 , стр. 204–6.
- ^ Хукантайвал 2015 , стр. 206–8.
- ^ Jump up to: а б Хукантайвал 2015 , стр. 208–9.
- ^ Jump up to: а б Хукантайвал 2015 , с. 211.
- ^ Хукантайвал 2015 , с. 214.
- ^ ( Hukantaival 2016 , стр. 150) перевод из ( СКВР 1917 , № 1335, стр. 335-6; № 1570, стр. 389–391)
- ^ ( FLS FA 1935 ) и в ( Hukantaival 2016 , стр. 188–9)
- ^ https://yle.fi/a/74-20025936
- ^ Хукантайвал 2015 , стр. 199, 211–2.
- ^ Хукантайвал 2015 , стр. 211–3.
- ^ Сун, Ли (1995), Серия китайских фестивалей культуры - Фестиваль народа Чжуан Магуай
Источники
[ редактировать ]- Хукантайвал, Соня (2015), «Лягушки в миниатюрных гробах из церквей Финляндии – Народная магия в христианских святых местах» (PDF) , Миратор , 16 (1): 192 –
- Хукантайвал, Соня (2016), « Ведьма не может переступить такой порог!» Создание традиций сокрытия в Финляндии около 1200–1950 годов» , Archaeologia Medii Aevi Finlandiae XXIII , Финское общество средневековой археологии – Sällskapet for medeltidssarkeologi i Finland (The Общество средневековой археологии Финляндии), Турку
- «Заклинания северной юбки» , Suomen Kansan Vanhat Runot (SKVR) , IX (4), Хельсинки: Финское литературное общество, 1917.
- «Фольклорный архив», Финское литературное общество , KRK103:92, 1935–36.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хукантайвал, Соня (2018), «Материальность финской народной магии: предметы в коллекциях Национального музея Финляндии», «Материальная религия - журнал предметов, искусства и веры» , 14 (2): 183–198, doi : 10.1080/17432200.2018.1443893 , S2CID 195040072