Адольф Вампер

Адольф Вампер (23 июня 1901 — 22 мая 1977) — немецкий скульптор. Большинство его работ были фигуральными, некоторые выполнены в стиле абстрактного реализма. В 1930-е годы он создавал монументальные скульптуры для нацистского режима ; после Второй мировой войны преподавал в Университете искусств Фолькванг .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Адольф Вампер родился в Гревенберге, на территории нынешнего города Вюрзелен , и был одним из пяти сыновей, воспитанных их матерью Анной Марией после того, как их отец, Франц Йозеф Вампер, погиб в результате несчастного случая на шахте в 1907 году. Он был воспитан католиком. После окончания школы он получил образование в сфере бизнеса и поступил на работу в компанию Eschweiler Bergwerks-Verein, ведущего производителя угля. Он изучал рисование и в 1923 году поступил в Handwerker- und Kunstgewerbeschule , школу прикладного искусства в Аахене . Он также в течение двух лет посещал занятия в Ахенском техническом университете, ныне RWTH Aachen University . Из Аахена он перешел в Художественную академию Дюссельдорфа , где сдал квалификационные экзамены в 1927 году и продолжал еще два года в качестве старшего студента под руководством Рихарда Лангера . [ 1 ] [ 2 ] До 1931 года он жил в резиденции-студии в Дюссельдорфе. В это время он уже участвовал в соревнованиях; в 1928 году он выиграл заказ на проектирование памятника для установки на почетном кладбище солдат Первой мировой войны в Бонне . Он выставлялся в Кельне в 1930 году и в Рейффском музее в Аахене в 1931 году. В 1932 году он ненадолго побывал во Франции и Испании, чтобы изучать искусство, выставляясь в Париже и Барселоне. [ 2 ]
Третий Рейх
[ редактировать ]Вампер присоединился к региональному филиалу Reichskartell der bildenden Künste, организации-предшественника Reichskulturkammer , в 1928 году; последний был заменен последним в сентябре 1933 года, после прихода к власти нацистов. Он вступил в нацистскую партию 1 мая 1933 года. [ 2 ] Он переехал в Берлин в 1935 году, когда ему было 34 года, и сотрудничал с архитектором Паулем Отто Августом Баумгартеном над проектом оперного театра Шарлоттенбург. [ 3 ] Свой первый заказ на монументальную скульптуру он получил в 1935 году за две пары рельефных фигур, обрамляющих вход в театр под открытым небом Дитриха-Экарта-Бюне, ныне Вальдбюне , на территории летних Олимпийских игр 1936 года . Слева, изображая праздник Отечества , обнаженные мужчины держат меч и копье — пару, которую более широко использовал Арно Брекер ; [ 4 ] справа, символизируя Художественный праздник , обнаженные женщины держат лавровый венок и лиру; целью было показать родство между древнегреческой и германской культурой. [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Также в 1935 году он женился на Марии Элизабет Хаак, дантисте, а также участвовал в реконструкции здания Немецкой оперы , которое перешло в собственность государства и было перепроектировано, чтобы лучше соответствовать вкусам нацистов; он отвечал за потолок и бюсты Вагнера и Бетховена в фойе. [ 2 ] Его работы также были частью скульптурного мероприятия на художественном конкурсе на летних Олимпийских играх 1936 года. [ 9 ]
Хотя он не входил в число официально утвержденных скульпторов, таких как Брекер и Йозеф Торак , Вампер продолжал получать государственные заказы до конца нацистского периода. Например, он создал две пары фигур для входа в Берлинскую выставку « Сельское хозяйство и ручной труд» и «Промышленность и торговля» (сняты в 1978 году) и рельефы для Reichsgetreidestelle на Фербеллинер Плац (разрушены). Он также спроектировал бронзовый памятник двум воинам для города Ален , терракотовый рельеф Геркулеса и Гидры для военно-морского госпиталя в Штральзунде и статую Гёльдерлина для Общества Гёльдерлина в Тюбингене . Его «Гений победы» был включен в состав Великой немецкой художественной выставки 1940 года; [ 2 ] [ 10 ] изображающий обнаженного юношу с поднятым мечом, орла у его ног, [ 3 ] его приводили в качестве примера использования фашистами мужского тела как символа социал-дарвинистской истины. [ 11 ] В 1941 году он выставил «Времена года» — группу из четырех женских фигур. Он был одним из 23 скульпторов, внесенных в список в 1940 году для работы над преобразованием Берлина под руководством Альберта Шпеера . [ 2 ] а в 1944 году был внесен в Готтбегнадетский список художников, освобожденных от военной службы. [ 12 ] Тем не менее, в марте 1945 года его призвали. (Его студия и дом были разрушены бомбардировками, и он и его жена уехали из Берлина в Хипен, ныне находящийся в Билефельде .) Месяц спустя он был схвачен американскими войсками и интернирован в Золотой тюрьме. Лагерь для военнопленных Майл в Ремагене . Там он использовал лагерную грязь, покрытую льняным маслом, чтобы создать Черную Мадонну Ремагена , которую он подарил священнику в районе Крипп в городе; факсимиле сейчас стоит в часовне Черной Мадонны, открытой в 1987 году в память о погибших в лагере. [ 3 ] [ 13 ] [ 14 ]
Пост-был
[ редактировать ]Выпущенный в июле 1945 года, Вампер работал с несколькими студентами в небольшой студии в Билефельде и возобновил выставки в 1948 году. Через знакомого, Германа Шардта, который стал там директором, он был назначен заведующим отделением скульптуры в Университете искусств Фолькванг в конец 1948 года; он продолжал работать там до 1970 года. После войны его творчество отошло от монументальности, но осталось в образном реализме. Он создал множество общественных работ, в том числе многие для школ, рельеф 1952 года для здания районной администрации в Ойскирхене и Ангела пламени перед ратушей в Дюрене в память о бомбардировке 16 ноября 1944 года. В Эссене его работы включает рельефы оперного театра и входа в мемориальный зал Юго-Западного кладбища; [ 1 ] Рыночный фонтан в районе Рюттеншайд и памятник Немецкому фестивалю гимнастики 1963 года являются достопримечательностями города. [ 2 ] [ 15 ] [ 16 ] Он также создал купель, алтарь Богородицы и рередос с изображением Древа Иессея для церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Св. Мария Гебурт) в районе Фронхаузен в Эссене. [ 2 ]
По случаю его 65-летия в 1966 году музей Фолькванг почтил его выставкой скульптур и рисунков; после выхода на пенсию земля Северный Рейн-Вестфалия присвоила ему звание профессора. [ 2 ]
Он умер в Эссене в 1977 году и был похоронен вместе с женой в квартале Хуттроп; однако могила была расчищена, а обозначавшая ее лежащая скульптура пары была перенесена в другое место. [ 2 ]
-
Фонтан на рынке Рюттеншайд
-
Памятник немецкому фестивалю гимнастики 1963 года в Эссене
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Вальтер Килли и Рудольф Вирхаус , изд., Немецкий биографический словарь , том 10 Тибо – Зиха , Мюнхен: Саур, 2006, ISBN 978-3-598-23300-5 , с. 343 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Беттина Оэсль, «Адольф Вампер (1901-1977), скульптор» , Региональная ассоциация Рейнской области, 6 мая 2013 г., получено 16 июля 2014 г. (на немецком языке)
- ^ Перейти обратно: а б с Джо Ф. Боденштейн, «Адольф Вампер, скульптор классической красоты» , «Прометей 92», лето 2004 г., получено 17 июля 2014 г.
- ^ Клаус Вольберт, Обнаженные и мертвые «Третьего рейха»: последствия политической скульптуры немецкого фашизма , Искусствоведы Ульмской ассоциации, Ассоциация исследований искусства и культуры 12, Гиссен: Анабас, 1982, ISBN 9783870380953 , с. 212 (на немецком языке)
- ^ Древние и классические исследования во времена фашизма и национал-социализма , коллоквиум Цюрихского университета, 14–17 октября 1998 г., изд. Бит Наф с Тимом Каммашем, Тексты и исследования по истории гуманитарных наук 1, Мандельбахталь / Кембридж: Издание Цицерона, 2001, ISBN 9783934285460 , с. 260 (на немецком языке)
- ^ Георг Дехио , Справочник памятников немецкого искусства: Берлин , 3-е изд. Сибилла Бадштюбнер-Грёгер и Михаэль Болле, Мюнхен: Deutscher Kunstverlag , 2006, ISBN 9783422031111 , с. 229 (на немецком языке)
- ^ Фотографии, Вернер Риттих, Современная архитектура и архитектурная скульптура , (2-е изд.) Берлин: Рембрандт, 1938, OCLC 490115936 (на немецком языке) , стр. 56, 58, 59.
- ↑ Фотографии, Берлин — Райхспортфельд и Олимпийские игры 1936 года. Место: Дитрих-Экарт-Бюне , Третий Рейх в руинах, ошибочно идентифицировано как Йозеф Вакерле .
- ^ «Адольф Вампер» . Олимпия . Проверено 18 августа 2020 г.
- ↑ Фотография гения Победы на выставке Haus der Deutschen Kunst, Мюнхен: Часть 4 — Скульптура , Третий Рейх в руинах, получено 17 июля 2014 г.
- ^ Дж. А. Манган, Формирование Супермена: Фашистское тело как политическая икона — арийский фашизм , Спорт в глобальном обществе, Лондон / Портленд, Орегон: Касс, 1999, ISBN 9780714649542 , с. 141 .
- ^ Эрнст Клее , Культурный лексикон Третьего рейха. Кто чем был до и после 1945 года , Франкфурт: Фишер, 2007, ISBN 9783100393265 , с. 644 (на немецком языке)
- ^ Черная Мадонна. Архивировано 25 июня 2009 г. в Wayback Machine , Музей мира Ремаген, получено 17 июля 2014 г.
- ^ Эндрю Роусон, Мост Ремаген: 9-я бронетанковая пехотная дивизия , Поле боя в Европе, Пересечение Рейна, Хавертаун: Перо и меч, 2004 г., ISBN 9781783460250 , н.п.
- ^ «Rüttenscheider Marktbrunnen» , список памятников города Эссен, 24 апреля 2004 г. (pdf), архиве в Wayback Machine , 2 октября 2013 г. (на немецком языке)
- ^ Памятник немецкого фестиваля гимнастики в Эссене 1963 г., «Turnfestdenkmal» , список памятников города Эссен, 16 сентября 2004 г. (pdf), в архиве Wayback Machine, 2 октября 2013 г. (на немецком языке)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вильгельм Вестекер. «Адольф Вампер» в книге «Художники Рурланда» , Эссен: Hellweg, 1954. OCLC 81354450 . стр. 95–96. (на немецком языке)
- Роберт Томс. Большая выставка немецкого искусства в Мюнхене 1937–1944 гг. Список художников в двух томах Том II Скульптор . Берлин: Нойхаус, 2011. ISBN 978-3-937294-02-5 .