Jump to content

Йозеф Торак

Йозеф Торак, Фриц Эрлер , 1939 год.
Familie (Семья), Немецкий павильон, Всемирная выставка в Париже, 1937 г.

Йозеф Торак (7 февраля 1889, Вена , Австрия — 26 февраля 1952, Бад-Эндорф , Бавария ) — австрийско-немецкий скульптор. Он стал известен благодаря огромным монументальным скульптурам, особенно мужским фигурам, и был одним из самых выдающихся скульпторов Третьего рейха .

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Торак родился вне брака в Вене. Его отец, также Йозеф Торак, был выходцем из Восточной Пруссии ; его мать была из Зальцбурга, куда она вернулась вскоре после его рождения, и пара поженилась в 1896 году. В том же году его поместили в религиозную школу-интернат для безнадзорных детей, но его обучение закончилось после того, как в конце 1898 года он поджег свою кровать, и его отправили в школу. был ранен монахиней , наказавшей его, что привело к спору в прессе и суде. В 1903 году он начал обучение на гончара в Словакии ; После завершения этого года и лет подмастерья в Австрии и Германии он начал работать на фабрике в Вене и брал уроки у скульптора Антона Ханака . С 1911 по 1915 год изучал скульптуру в Академии художеств , прерываясь двумя периодами службы в Первой мировой войне и учебной поездкой на Балканы. Юлиус фон Шлоссер , директор Музея истории искусств , рекомендовал его, и он получил студию под руководством Людвига Манзеля в Прусской академии художеств в Берлине ; он присоединился к Берлинский сецессион в 1917 году. [1] [2] Некоторые экспрессионистские влияния можно заметить в его неоклассическом стиле.

В Берлине 1920-х годов Торак жил в основном за счет заказов на проектирование солдатских памятников на кладбище, а также помогал в проектировании богатым друзьям, многие из которых были евреями. Ему помогла дружба с Яльмаром Шахтом , президентом Рейхсбанка , и прежде всего с директором художественного музея Вильгельмом фон Боде , написавшим в 1929 году монографию о Тораке. [1] [3] Говорят, что это была его единственная книга о живом художнике. [4] В 1928 году он получил государственную премию. Чтобы прорекламировать себя, он стал называть себя «профессором». Его комиссионные сократились из-за немецкого экономического кризиса 1920-х годов и Великой депрессии ; в конце концов, в 1932 году он получил заказ на проектирование оборудования для церкви в Тегеле. [1] и он принял участие в скульптур конкурсе года на летних Олимпийских играх 1932 . [5]

нацистов После прихода к власти в 1933 году Торак воспользовался дружбой со многими видными членами партии. Через кинорежиссера Луиса Тренкера он был нанят после смерти Ханака в 1934 году для завершения строительства памятника Эмниет (Памятник безопасности; ныне памятник Гювену (Трасту) ) в Анкаре , Турция. [1] [6] и он лепил бюсты Йозефа Геббельса и Эрнста Ханфштенгля, а также Мустафы Кемаля Ататюрка и Юзефа Пилсудского . [1] [2] После смерти Пауля фон Гинденбурга в августе 1934 года Торак изваял его посмертную маску ; его бюст Муссолини был подарен Гитлером в качестве официального подарка в 1940 году. Ради бюста Гитлера он пробыл на несколько дней в 1936 году в резиденции Гитлера в Оберзальцберге . [1] Альфред Розенберг устроил ему персональную выставку в 1935 году. [2] [3] Он разбогател и в 1937 или 1938 году купил замок Хартмансберг [ де ] недалеко от Кимзее в Баварии; в 1943 году он также приобрел замок Приелау , который был конфискован у семьи Гуго фон Хофмансталя из-за их еврейского происхождения. [1] [2] В замке Хартмансберг у него была коллекция средневековой резьбы и антикварной мебели, часть которой была получена от известных нацистских торговцев произведениями искусства Каэтана и Йозефа Мюльманов . [4]

Студия Торака в Бальдхэме, недалеко от Мюнхена, спроектированная Альбертом Шпеером в 1939 году.

Вместе с Арно Брекером он стал одним из двух «официальных скульпторов» Третьего рейха. [3] [7] В 1937 году он был назначен профессором скульптуры Мюнхенской академии изящных искусств ; В 1939 году Гитлер постановил построить для него студию в Бэлдеме по Альберта Шпеера . проекту [1] [2] Хотя он не вступал в нацистскую партию до 1941 года, Гитлер для приличия приказал перенести его членство в партию задним числом - 1933 годом. [4] После посещения с Гитлером студии Торака в 1937 году Геббельс описал его в своем дневнике как «нашего величайшего скульптурного таланта. Ему нужно давать заказы». [1] В своих «Дневниках Шпандау», написанных в тюрьме после войны, Шпеер называл Торака «более или менее моим скульптором, который часто создавал статуи и рельефы для моих зданий». [8] Известный своими «грандиозными памятниками», [9] Торак получил прозвище «Профессор Торакс» из-за его предпочтения мускулистой обнаженной скульптуре в неоклассическом стиле. [10] обычно «пылко глядя вдаль». [11] В конце 1930-х годов он стал менее популярен среди нацистского руководства, чем Брекер, из-за его менее чувственных обнаженных женских фигур; он вернулся в пользу в годы войны после того, как создал женские статуи, выражающие пафос. [2]

Дальнейшая жизнь и смерть

[ редактировать ]

После Второй мировой войны Торак сначала занимался производством декоративной керамики, а затем сосредоточился на религиозной скульптуре. [2] Он был объявлен юридически денацифицированным в 1948 году, и после двух судебных разбирательств, в июле 1950 года и, наконец, в 1951 году, ему разрешили провести заключительную выставку во дворце Мирабель в Зальцбурге , которая имела большое количество посетителей, но плохо рассматривалась. [1] [2] [4] [7] Его австрийское гражданство было восстановлено в 1951 году. В феврале 1952 года он умер в замке Хартмансберг в Баварии и был похоронен вместе с матерью на кладбище Святого Петра . [1]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Торак был женат трижды. В 1918 году он женился на Герте Кролл; у них было двое сыновей, старший родился до брака, в январе 1917 года. Пара развелась в 1926 году, но продолжала жить вместе до ее смерти в 1928 году. В следующем году он женился на Хильде Любовски, от которой у него родился третий сын, но после Когда нацисты пришли к власти в 1933 году, пара согласилась развестись из-за ее еврейского происхождения. Она эмигрировала в 1939 году во Францию, а затем в Англию. В 1946 году Торак женился на Эрне Хёниг, американке, которая жила в замке Хартмансберг с 1944 года; их сын родился в 1949 году. [1]

Работает

[ редактировать ]
  • 1922: Умирающий воин , мемориал Первой мировой войны в Столпмюнде, ныне Устка , Польша.
  • 1928: Хайм (Дом) и Арбайт (Работа), Шарлоттенбург [2]
  • 1936: Боксер по образцу Макса Шмелинга , одна из многих скульптур, заказанных для территории Олимпийского стадиона в Берлине. [1] [12]
  • 1937: Familie (Семья) и Kameradschaft (Товарищество): фигурные группы высотой 23 фута возле немецкого павильона на Всемирной выставке в Париже . [1] [2] [13] последний состоит из двух обнаженных мужчин, сжимающих руки и вызывающе стоящих бок о бок в позе расового товарищества. [14]
  • 1937–43: Скульптурная группа «Богиня Победы» для съезда нацистской партии в Нюрнберге , незавершенная. [1] [2]
  • 1940: Der königliche Reiter (Королевский всадник), модель конного памятника Фридриху Великому в Линце , выставлена ​​в 1943 году. [1] [2]
  • 1941: Пара [15]
  • 1942: Letzter Flug (Последний полет), скульптура военного времени, изображающая женщину, держащую мертвого солдата. [2] [16]
  • Суд Париса для фонтана. [17]
  • 1943: Парацельс отправлен в Зальцбург. [1]
  • 1943: Коперник , также в Зальцбурге. [1]
  • Denkmal der Arbeit (Памятник работе) для Рейхсаавтобана : модель выставлялась в 1938–39 годах, работа незакончена. Группа рабочих (по-разному называемых тремя, четырьмя или пятью) высотой 17 метров (56 футов) пытается переместить валун. [17] [18] [19]
  • 1949: Пьета , кладбище Святого Петра, Зальцбург, теперь над его могилой. [1] [2]

Шагающие лошади Рейхсканцелярии

[ редактировать ]
Новая рейхсканцелярия , 1939 год.
Бронзовая шагающая лошадь в замке Изинг

В 1939 году Торак вылепил трех огромных лошадей (высотой 3 метра (9,8 футов)) для ралли в Нюрнберге. [20] Две из них, которые были размещены в 1939 году возле рейхсканцелярии, построенной Альбертом Шпеером , были обнаружены вместе с другими нацистскими произведениями искусства во время полицейского рейда на склад в Бад-Дюркгейме , Рейнланд-Пфальц , в мае 2015 года. были вывезены в 1989 году из казармы в Эберсвальде , к северо-востоку от Берлина, в то время в Восточной Германии , где они находились после Второй мировой войны . [21] [22] [23] Третья лошадь Торака была выставлена ​​в Haus der Deutschen Kunst в Мюнхене в рамках Große Deutsche Kunstausstellung (Великой немецкой художественной выставки) в 1939 году, а затем стояла возле студии Торака. В августе 2015 года он был вновь обнаружен на территории школы-интерната в Изинге , Бавария, Ландшульхайм Шлосс Изинг [ де ] , подаренный школе вдовой Торака в 1961 году вместо платы за обучение ее сына. [20] [23]

Торак получил главный приз Прусской академии художеств в 1928 году и золотую папскую медаль в 1934 году за вклад в Выставку международного христианского искусства. В 1937 году он был номинирован на первую Национальную премию Германии в области искусства и науки . В 1963 году в его честь в Зальцбурге была названа улица. [1] [2] [4]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т "NS-Strassennamen: Josef Thorak" , город Зальцбург, получено 29 июля 2021 г. (на немецком языке) .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Жозефина Габлер, «Торак, Йозеф» , Neue Deutsche Biography , 2016, получено 29 июля 2021 г. (на немецком языке) .
  3. ^ Jump up to: а б с Питер Адам, Искусство Третьего Рейха , Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1992, ISBN   0-8109-1912-5 , с. 190.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Джонатан Петропулос, Фаустовская сделка: мир искусства в нацистской Германии , Оксфордский университет, 2000 (интернет-издание без страниц).
  5. ^ «Йозеф Торак» . Олимпия . Проверено 8 августа 2020 г.
  6. ^ «GÜVENPARK and ANIT» , Фонд Института Анкары, заархивировано из оригинала 25 мая 2013 г. (на турецком языке) .
  7. ^ Jump up to: а б «Искусство: больше, чем жизнь» , Time , 31 июля 1950 года, заархивировано из оригинала 31 января 2011 года.
  8. ^ Альберт Шпеер, Шпандау: Тайные дневники , Нью-Йорк: Macmillan, 1976, стр. 261.
  9. ^ Энтони Роудс, Пропаганда: Искусство убеждения: Вторая мировая война , Нью-Йорк: Chelsea House, 1976, стр. 28.
  10. ^ FKM Hillenbrand, Подземный юмор в нацистской Германии , Routledge, 1995, ISBN   0-415-09785-1 , с. 105.
  11. ^ Маргарет Уолтерс, Обнаженный мужчина: новая перспектива , Паддингтон, 1978, с. 260.
  12. ^ Адам, с. 203.
  13. ^ Адам, с. 244.
  14. ^ Ричард Овери , Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , ISBN   0-393-02030-4 , с. 260.
  15. ^ Адам, стр. 193–94.
  16. ^ Адам, с. 158.
  17. ^ Jump up to: а б Адам, с. 194.
  18. ^ Мейнхольд Лурц, «Памятники на автобане — автобан как памятник», в: Reichsautobahn: Pyramids of the Third Reich. Анализ эстетики неразрешенного мифа , изд. Райнер Штоммер с Клаудией Габриэле Филипп, Марбург: Йонас, 1982, ISBN   9783922561125 , стр. 154–92, стр. 161, 162 (на немецком языке) .
  19. ^ Эрхард Шютц и Экхард Грубер, Миф об автобане Рейха: строительство и постановка «Улиц фюрера» 1933–1941 , Берлин: Ссылки, 1996, ISBN   978-386153117-3 , с. 63 (на немецком языке) .
  20. ^ Jump up to: а б «Требуется уборщик на полставки» , Süddeutsche Zeitung , 23 августа 2015 г. (на немецком языке) .
  21. ^ «Обнаружено утраченное нацистское искусство» Frankfurter Allgemeine Zeitung , 20 мая 2015 г. (на немецком языке) .
  22. ^ «Юридический спор по поводу бронзовых лошадей Гитлера» , Der Tagesspiegel , 14 декабря 2015 г. (на немецком языке) .
  23. ^ Jump up to: а б Габриэль Борруд, «Лошадь нацистской пропаганды попала в немецкую школу» , Deutsche Welle , 12 августа 2015 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1ba7cd6f702030ce20f39f95c6a4ed1a__1717038900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/1a/1ba7cd6f702030ce20f39f95c6a4ed1a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Josef Thorak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)