Йозеф Торак
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на немецком языке . (Май 2014 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |


Йозеф Торак (7 февраля 1889, Вена , Австрия — 26 февраля 1952, Бад-Эндорф , Бавария ) — австрийско-немецкий скульптор. Он стал известен благодаря огромным монументальным скульптурам, особенно мужским фигурам, и был одним из самых выдающихся скульпторов Третьего рейха .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Торак родился вне брака в Вене. Его отец, также Йозеф Торак, был выходцем из Восточной Пруссии ; его мать была из Зальцбурга, куда она вернулась вскоре после его рождения, и пара поженилась в 1896 году. В том же году его поместили в религиозную школу-интернат для безнадзорных детей, но его обучение закончилось после того, как в конце 1898 года он поджег свою кровать, и его отправили в школу. был ранен монахиней , наказавшей его, что привело к спору в прессе и суде. В 1903 году он начал обучение на гончара в Словакии ; После завершения этого года и лет подмастерья в Австрии и Германии он начал работать на фабрике в Вене и брал уроки у скульптора Антона Ханака . С 1911 по 1915 год изучал скульптуру в Академии художеств , прерываясь двумя периодами службы в Первой мировой войне и учебной поездкой на Балканы. Юлиус фон Шлоссер , директор Музея истории искусств , рекомендовал его, и он получил студию под руководством Людвига Манзеля в Прусской академии художеств в Берлине ; он присоединился к Берлинский сецессион в 1917 году. [1] [2] Некоторые экспрессионистские влияния можно заметить в его неоклассическом стиле.
Карьера
[ редактировать ]В Берлине 1920-х годов Торак жил в основном за счет заказов на проектирование солдатских памятников на кладбище, а также помогал в проектировании богатым друзьям, многие из которых были евреями. Ему помогла дружба с Яльмаром Шахтом , президентом Рейхсбанка , и прежде всего с директором художественного музея Вильгельмом фон Боде , написавшим в 1929 году монографию о Тораке. [1] [3] Говорят, что это была его единственная книга о живом художнике. [4] В 1928 году он получил государственную премию. Чтобы прорекламировать себя, он стал называть себя «профессором». Его комиссионные сократились из-за немецкого экономического кризиса 1920-х годов и Великой депрессии ; в конце концов, в 1932 году он получил заказ на проектирование оборудования для церкви в Тегеле. [1] и он принял участие в скульптур конкурсе года на летних Олимпийских играх 1932 . [5]
нацистов После прихода к власти в 1933 году Торак воспользовался дружбой со многими видными членами партии. Через кинорежиссера Луиса Тренкера он был нанят после смерти Ханака в 1934 году для завершения строительства памятника Эмниет (Памятник безопасности; ныне памятник Гювену (Трасту) ) в Анкаре , Турция. [1] [6] и он лепил бюсты Йозефа Геббельса и Эрнста Ханфштенгля, а также Мустафы Кемаля Ататюрка и Юзефа Пилсудского . [1] [2] После смерти Пауля фон Гинденбурга в августе 1934 года Торак изваял его посмертную маску ; его бюст Муссолини был подарен Гитлером в качестве официального подарка в 1940 году. Ради бюста Гитлера он пробыл на несколько дней в 1936 году в резиденции Гитлера в Оберзальцберге . [1] Альфред Розенберг устроил ему персональную выставку в 1935 году. [2] [3] Он разбогател и в 1937 или 1938 году купил замок Хартмансберг недалеко от Кимзее в Баварии; в 1943 году он также приобрел замок Приелау , который был конфискован у семьи Гуго фон Хофмансталя из-за их еврейского происхождения. [1] [2] В замке Хартмансберг у него была коллекция средневековой резьбы и антикварной мебели, часть которой была получена от известных нацистских торговцев произведениями искусства Каэтана и Йозефа Мюльманов . [4]

Вместе с Арно Брекером он стал одним из двух «официальных скульпторов» Третьего рейха. [3] [7] В 1937 году он был назначен профессором скульптуры Мюнхенской академии изящных искусств ; В 1939 году Гитлер постановил построить для него студию в Бэлдеме по Альберта Шпеера . проекту [1] [2] Хотя он не вступал в нацистскую партию до 1941 года, Гитлер для приличия приказал перенести его членство в партию задним числом - 1933 годом. [4] После посещения с Гитлером студии Торака в 1937 году Геббельс описал его в своем дневнике как «нашего величайшего скульптурного таланта. Ему нужно давать заказы». [1] В своих «Дневниках Шпандау», написанных в тюрьме после войны, Шпеер называл Торака «более или менее моим скульптором, который часто создавал статуи и рельефы для моих зданий». [8] Известный своими «грандиозными памятниками», [9] Торак получил прозвище «Профессор Торакс» из-за его предпочтения мускулистой обнаженной скульптуре в неоклассическом стиле. [10] обычно «пылко глядя вдаль». [11] В конце 1930-х годов он стал менее популярен среди нацистского руководства, чем Брекер, из-за его менее чувственных обнаженных женских фигур; он вернулся в пользу в годы войны после того, как создал женские статуи, выражающие пафос. [2]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]После Второй мировой войны Торак сначала занимался производством декоративной керамики, а затем сосредоточился на религиозной скульптуре. [2] Он был объявлен юридически денацифицированным в 1948 году, и после двух судебных разбирательств, в июле 1950 года и, наконец, в 1951 году, ему разрешили провести заключительную выставку во дворце Мирабель в Зальцбурге , которая имела большое количество посетителей, но плохо рассматривалась. [1] [2] [4] [7] Его австрийское гражданство было восстановлено в 1951 году. В феврале 1952 года он умер в замке Хартмансберг в Баварии и был похоронен вместе с матерью на кладбище Святого Петра . [1]
Личная жизнь
[ редактировать ]Торак был женат трижды. В 1918 году он женился на Герте Кролл; у них было двое сыновей, старший родился до брака, в январе 1917 года. Пара развелась в 1926 году, но продолжала жить вместе до ее смерти в 1928 году. В следующем году он женился на Хильде Любовски, от которой у него родился третий сын, но после Когда нацисты пришли к власти в 1933 году, пара согласилась развестись из-за ее еврейского происхождения. Она эмигрировала в 1939 году во Францию, а затем в Англию. В 1946 году Торак женился на Эрне Хёниг, американке, которая жила в замке Хартмансберг с 1944 года; их сын родился в 1949 году. [1]
Работает
[ редактировать ]- 1922: Умирающий воин , мемориал Первой мировой войны в Столпмюнде, ныне Устка , Польша.
- 1928: Хайм (Дом) и Арбайт (Работа), Шарлоттенбург [2]
- 1936: Боксер по образцу Макса Шмелинга , одна из многих скульптур, заказанных для территории Олимпийского стадиона в Берлине. [1] [12]
- 1937: Familie (Семья) и Kameradschaft (Товарищество): фигурные группы высотой 23 фута возле немецкого павильона на Всемирной выставке в Париже . [1] [2] [13] последний состоит из двух обнаженных мужчин, сжимающих руки и вызывающе стоящих бок о бок в позе расового товарищества. [14]
- 1937–43: Скульптурная группа «Богиня Победы» для съезда нацистской партии в Нюрнберге , незавершенная. [1] [2]
- 1940: Der königliche Reiter (Королевский всадник), модель конного памятника Фридриху Великому в Линце , выставлена в 1943 году. [1] [2]
- 1941: Пара [15]
- 1942: Letzter Flug (Последний полет), скульптура военного времени, изображающая женщину, держащую мертвого солдата. [2] [16]
- Суд Париса для фонтана. [17]
- 1943: Парацельс отправлен в Зальцбург. [1]
- 1943: Коперник , также в Зальцбурге. [1]
- Denkmal der Arbeit (Памятник работе) для Рейхсаавтобана : модель выставлялась в 1938–39 годах, работа незакончена. Группа рабочих (по-разному называемых тремя, четырьмя или пятью) высотой 17 метров (56 футов) пытается переместить валун. [17] [18] [19]
- 1949: Пьета , кладбище Святого Петра, Зальцбург, теперь над его могилой. [1] [2]
Шагающие лошади Рейхсканцелярии
[ редактировать ]

В 1939 году Торак вылепил трех огромных лошадей (высотой 3 метра (9,8 футов)) для ралли в Нюрнберге. [20] Две из них, которые были размещены в 1939 году возле рейхсканцелярии, построенной Альбертом Шпеером , были обнаружены вместе с другими нацистскими произведениями искусства во время полицейского рейда на склад в Бад-Дюркгейме , Рейнланд-Пфальц , в мае 2015 года. были вывезены в 1989 году из казармы в Эберсвальде , к северо-востоку от Берлина, в то время в Восточной Германии , где они находились после Второй мировой войны . [21] [22] [23] Третья лошадь Торака была выставлена в Haus der Deutschen Kunst в Мюнхене в рамках Große Deutsche Kunstausstellung (Великой немецкой художественной выставки) в 1939 году, а затем стояла возле студии Торака. В августе 2015 года он был вновь обнаружен на территории школы-интерната в Изинге , Бавария, Ландшульхайм Шлосс Изинг , подаренный школе вдовой Торака в 1961 году вместо платы за обучение ее сына. [20] [23]
Почести
[ редактировать ]Торак получил главный приз Прусской академии художеств в 1928 году и золотую папскую медаль в 1934 году за вклад в Выставку международного христианского искусства. В 1937 году он был номинирован на первую Национальную премию Германии в области искусства и науки . В 1963 году в его честь в Зальцбурге была названа улица. [1] [2] [4]
-
Умирающий воин (1922) Устка
-
Дом (1928) Шарлоттенбург
-
Последний полет (1942), выставочная открытка
-
Парацельс (1943) Зальцбург
-
Пьета (1949) и могила, Зальцбург
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т "NS-Strassennamen: Josef Thorak" , город Зальцбург, получено 29 июля 2021 г. (на немецком языке) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Жозефина Габлер, «Торак, Йозеф» , Neue Deutsche Biography , 2016, получено 29 июля 2021 г. (на немецком языке) .
- ^ Jump up to: а б с Питер Адам, Искусство Третьего Рейха , Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1992, ISBN 0-8109-1912-5 , с. 190.
- ^ Jump up to: а б с д и Джонатан Петропулос, Фаустовская сделка: мир искусства в нацистской Германии , Оксфордский университет, 2000 (интернет-издание без страниц).
- ^ «Йозеф Торак» . Олимпия . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ «GÜVENPARK and ANIT» , Фонд Института Анкары, заархивировано из оригинала 25 мая 2013 г. (на турецком языке) .
- ^ Jump up to: а б «Искусство: больше, чем жизнь» , Time , 31 июля 1950 года, заархивировано из оригинала 31 января 2011 года.
- ^ Альберт Шпеер, Шпандау: Тайные дневники , Нью-Йорк: Macmillan, 1976, стр. 261.
- ^ Энтони Роудс, Пропаганда: Искусство убеждения: Вторая мировая война , Нью-Йорк: Chelsea House, 1976, стр. 28.
- ^ FKM Hillenbrand, Подземный юмор в нацистской Германии , Routledge, 1995, ISBN 0-415-09785-1 , с. 105.
- ^ Маргарет Уолтерс, Обнаженный мужчина: новая перспектива , Паддингтон, 1978, с. 260.
- ^ Адам, с. 203.
- ^ Адам, с. 244.
- ^ Ричард Овери , Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , ISBN 0-393-02030-4 , с. 260.
- ^ Адам, стр. 193–94.
- ^ Адам, с. 158.
- ^ Jump up to: а б Адам, с. 194.
- ^ Мейнхольд Лурц, «Памятники на автобане — автобан как памятник», в: Reichsautobahn: Pyramids of the Third Reich. Анализ эстетики неразрешенного мифа , изд. Райнер Штоммер с Клаудией Габриэле Филипп, Марбург: Йонас, 1982, ISBN 9783922561125 , стр. 154–92, стр. 161, 162 (на немецком языке) .
- ^ Эрхард Шютц и Экхард Грубер, Миф об автобане Рейха: строительство и постановка «Улиц фюрера» 1933–1941 , Берлин: Ссылки, 1996, ISBN 978-386153117-3 , с. 63 (на немецком языке) .
- ^ Jump up to: а б «Требуется уборщик на полставки» , Süddeutsche Zeitung , 23 августа 2015 г. (на немецком языке) .
- ^ «Обнаружено утраченное нацистское искусство» Frankfurter Allgemeine Zeitung , 20 мая 2015 г. (на немецком языке) .
- ^ «Юридический спор по поводу бронзовых лошадей Гитлера» , Der Tagesspiegel , 14 декабря 2015 г. (на немецком языке) .
- ^ Jump up to: а б Габриэль Борруд, «Лошадь нацистской пропаганды попала в немецкую школу» , Deutsche Welle , 12 августа 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Йозефом Тораком, на Викискладе?
- Работы Йозефа Торака , Третий Рейх в руинах