Jump to content

Искусство в нацистской Германии

(Перенаправлено из нацистского искусства )
Искусство в нацистской Германии
Обнаженные статуи идеальных женского и мужского тел, установленные на улицах Берлина по случаю летних Олимпийских игр 1936 года . Берлин выиграл тендер в апреле 1931 года, за два года до прихода к власти НСДАП. Это был последний раз, когда Международный олимпийский комитет собирался для голосования в городе, претендующем на роль хозяина.
Годы активности 1933–1945
Расположение Германия
Основные цифры Йозеф Торак и Арно Брекер , а также художники Вернер Пайнер , Артур Кампф , Адольф Виссель и Конрад Хоммель .
Влияния Классицизм , Романтизм , Героический реализм

Нацистский режим в Германии активно продвигал и подвергал цензуре виды искусства в период с 1933 по 1945 год. Став диктатором в 1933 году, Адольф Гитлер придал своим личным художественным предпочтениям силу закона в такой степени, которая ранее редко была известна. В случае Германии моделью должно было стать классическое греческое и римское искусство , которое Гитлер рассматривал как искусство, внешняя форма которого воплощала внутренний расовый идеал. [1] Более того, оно должно было быть понятным обычному человеку. [2] Это искусство должно было быть одновременно героическим и романтическим . [2] Нацисты с отвращением относились к культуре Веймарского периода . Их реакция частично проистекала из консервативной эстетики , а частично из их решимости использовать культуру в качестве пропаганды . [3]

Как указывает историк Генри Гроссханс в своей книге «Гитлер и художники» , Адольф Гитлер, пришедший к власти в 1933 году (цитата): «видел греческое и римское искусство незагрязненным еврейским влиянием. Современное искусство [воспринималось им как] акт эстетическое насилие евреев над немецким духом. Так было и с Гитлером, – писал Гроссханс, – хотя только Либерман , Мейднер , Фрейндлих и Марк Шагал среди тех, кто внес значительный вклад в немецкое модернистское движение, были евреями. ... взял на себя ответственность решать, кто в вопросах культуры мыслил и поступал как еврей». [4] Якобы «еврейская» природа искусства, которое было не поддающимся расшифровке, искаженным или представляло «испорченные» предметы, объяснялась концепцией вырождения, согласно которой искаженное и испорченное искусство было симптомом низшей расы.

Пропагандируя теорию дегенеративного искусства , нацисты объединили свой антисемитизм со стремлением контролировать культуру, таким образом консолидируя общественную поддержку обеих кампаний. [5] Их усилиям в этом отношении, несомненно, способствовала народная враждебность к модернизму, существовавшая еще до их движения. [6] Мнение о том, что такое искусство отражает состояние и моральное банкротство Германии , было широко распространено, и многие художники действовали таким образом, чтобы открыто подрывать или бросать вызов популярным ценностям и морали. [7]

открылись две официально спонсируемые выставки В июле 1937 года в Мюнхене : Entartete Kunst ( Выставка дегенеративного искусства ), демонстрирующая современное искусство в намеренно хаотичной инсталляции, сопровождаемой клеветническими этикетками, которые побуждали публику глумиться; напротив, Große Deutsche Kunstausstellung премьера (Великой немецкой художественной выставки) состоялась на фоне большого зрелища. На этой выставке, проходившей в роскошном Haus der deutschen Kunst (Доме немецкого искусства), были представлены работы официально одобренных художников, таких как Арно Брекер и Адольф Виссель . «Зрители вошли в порталы нового музея, уже получившего название «Палаццо Китчи» и «Мюнхенский художественный терминал», и увидели умопомрачительную экспозицию, тщательно ограниченную идеализированными немецкими крестьянскими семьями, обнаженными в коммерческом искусстве и героическим военными сценами, среди которых немало работы самого юриста Циглера ». [8] «...Выставка, по сути, провалилась, и посещаемость была низкой. Продажи были еще хуже, и Гитлер в конечном итоге купил большую часть работ для правительства». [8] К концу четырех месяцев Entartete Kunst привлекла более двух миллионов посетителей, что почти в три с половиной раза больше, чем количество посетителей, посетивших близлежащий Grosse deutsche Kunstausstellung . [9]

Историческая справка

[ редактировать ]
Дом немецкого искусства в Мюнхене.

Начало двадцатого века характеризовалось поразительными изменениями в художественных стилях. В изобразительном искусстве такие новшества, как кубизм , дадаизм и сюрреализм , следующие по пятам за символизмом , постимпрессионизмом и фовизмом , не получили повсеместного признания. Большинству людей в Германии, как и везде, не нравилось новое искусство, которое многие считали элитарным, морально подозрительным и слишком часто непонятным. [10] За последние годы Германия стала крупным центром авангардного искусства. Это было место рождения экспрессионизма в живописи и скульптуре , атональных музыкальных композиций Арнольда Шенберга и джазовых работ Пауля Хиндемита и Курта Вайля . Роберта Вине и «Кабинет доктора Калигари» « Фрица Ланга » Метрополис привнесли в кино экспрессионизм .

Создание Рейхскультуркамеры .

[ редактировать ]
Йозеф Геббельс с кинорежиссером Лени Рифеншталь в 1937 году.

В сентябре 1933 года Имперская палата культуры была создана с Йозефом Геббельсом , гитлеровским общественного просвещения и пропаганды . во главе имперским министром [11] Отдельные подразделения Палаты культуры Рейха включали: «прессу, радио, литературу, кино, театр, музыку и изобразительное искусство». [12] «Целью этой палаты было стимулировать арианизацию немецкой культуры и запретить, например, атональную еврейскую музыку, блюз, сюрреализм, кубизм и дадаизм». [12]

Нацистская культурная политика

[ редактировать ]

К 1935 году Имперская палата культуры насчитывала 100 000 членов. [13] Геббельс ясно дал понять, что: «В будущем только тем, кто является членами палаты, будет разрешено быть продуктивным в нашей культурной жизни. Членство открыто только для тех, кто соответствует условиям вступления. Таким образом, все нежелательные и вредные элементы были устранены. исключено». [13] Тем не менее, в период 1933–1934 годов внутри партии существовала некоторая путаница по вопросу экспрессионизма . Геббельс и некоторые другие считали, что сильные произведения таких художников, как Эмиль Нольде , Эрнст Барлах и Эрих Хекель, иллюстрируют нордический дух; как объяснил Геббельс: «Мы, национал-социалисты, не несовременны; мы являемся носителями новой современности не только в политике и социальных вопросах, но также в искусстве и интеллектуальных вопросах». [14] Однако фракция, возглавляемая Розенбергом, презирала экспрессионизм, что привело к ожесточенному идеологическому спору, который был урегулирован только в сентябре 1934 года, когда Гитлер заявил, что в Рейхе не будет места модернистским экспериментам.

Документ № 2030-PS : Указ об обязанностях имперского министерства общественного просвещения и пропаганды от июня 1933 года гласил, что: «Имперский министр общественного просвещения и пропаганды обладает юрисдикцией над всей областью духовной идеологической обработки нации, пропаганды». государство, культурная и экономическая пропаганда, просвещение общественности внутри страны и за рубежом, кроме того, он отвечает за управление всеми учреждениями, служащими этим целям». [15] Это расширило юрисдикцию имперского министра общественного просвещения и пропаганды, включив в нее «просвещение в зарубежных странах; искусство; художественные выставки; кинофильмы и спорт за границей»... [и расширила юрисдикцию внутри страны] «Пресса (включая Институт журналистики) ); Государственный гимн; Немецкая библиотека в Лейпциге; Музыка (включая Филармонический оркестр); Кампания против грязной и непристойной литературы «... Подписано рейхсканцлером Адольфом Гитлером». . [15]

Документ № 2078-PS : Указ о создании имперского министерства науки, образования и народной культуры от 1 мая 1934 года гласил, что: «Рейхсканцлер определит различные обязанности имперского министерства науки, образования и народной культуры. Народная культура». [16] Подписано президентом рейха фон Гинденбургом и канцлером рейха Адольфом Гитлером.

Документ № 1708-PS : В программе НСДАП говорилось, что гражданами могут быть только представители немецкой расы (евреям, в частности, отказывают в гражданстве), и что лица, не принадлежащие к этой расе, могут жить в Германии только как зарегистрированные «гости». '. В пункте 23 говорилось: «Мы требуем судебного преследования художественных и литературных форм, оказывающих разрушительное влияние на нашу национальную жизнь, и закрытия организаций, выступающих против вышеуказанных требований. [17]

Кража произведений искусства

[ редактировать ]

Нацисты начали грабить еврейские коллекции в Германии с 1933 года с арианизации еврейских арт-дилеров, таких как магазин Альфреда Флеххайма, и их передачи владельцам-неевреям. [18] [19] В каждой стране, оккупированной нацистами, включая Австрию, [20] Франция, [21] Голландия [22] и другие, еврейские коллекционеры произведений искусства и торговцы произведениями искусства были вынуждены покинуть бизнес и разграблены в результате Холокоста. [23]

Позже, став оккупантами Европы, немцы прочесали музеи и частные коллекции Европы в поисках подходящего «арийского» искусства, которое можно было приобрести для заполнения новой напыщенной галереи в родном городе Гитлера, Линце . Сначала под предлогом обмена произведениями (иногда шедеврами импрессионистов , которые нацисты считали выродками), но позднее приобретения происходили посредством принудительных «пожертвований» и, в конечном итоге, путем простого грабежа. [24]

Чистка искусства в Германии и оккупированных странах была чрезвычайно широкой. Нацистская кража считается крупнейшей кражей произведений искусства в современной истории, включая картины, мебель, скульптуры и все, что между ними считается либо ценным, либо противоречащим гитлеровскому очищению немецкой культуры.

Колонна грузовиков перед варшавским музеем, груженных украденными произведениями искусства , 1944 год.

Во время Второй мировой войны кража произведений искусства немецкими войсками имела разрушительные последствия, и поиск пропавших украденных произведений искусства продолжается и сегодня, наряду с борьбой за законное владение. не только Рейх конфисковал и перевез бесчисленные шедевры с оккупированных территорий во время войны, но и выставил на аукцион большую часть немецкой коллекции великого искусства из музеев и художественных галерей. В конце концов, комитеты по конфискации изъяли более 15 000 произведений искусства только из государственных коллекций Германии. [25]

На «уточнение» критериев нацистского искусства потребовалось четыре года; в конце концов терпимо относилось к тому, что нравилось Гитлеру, и к тому, что было наиболее полезно немецкому правительству с точки зрения пропаганды. Тщательная охота за художниками в Германии действовала с начала Второй мировой войны, которая включала устранение бесчисленного количества членов художественного сообщества. Нападениям подверглись директора музеев, поддерживавшие современное искусство; художникам, которые отказывались подчиняться одобренному Рейхом искусству, вообще запрещалось заниматься искусством. Чтобы обеспечить соблюдение запрета на занятия искусством, агенты гестапо регулярно неожиданно посещали дома и мастерские художников. Мокрые кисточки, найденные при проверках, или даже запах скипидара в воздухе были достаточным поводом для ареста. В ответ на репрессивные ограничения многие художники решили бежать из Германии. [26]

Перед надвигающейся войной и временем простого разграбления художественных ценностей оккупированной страны, но во время усилий Рейха по освобождению Германии от конфликтующего искусства, власти нацистской партии осознали потенциальный доход от собственной коллекции произведений искусства Германии, считавшейся дегенеративным искусством, которая должна была быть очищены от немецкой культуры. Рейх начал собирать и выставлять на аукционы бесчисленные произведения искусства — например, «30 июня 1939 года в элегантном Гранд-отеле «Националь» в швейцарском курортном городе Люцерн состоялся крупный аукцион . [27] Все картины и скульптуры недавно были выставлены в музеях по всей Германии. В этой коллекции было более 100 картин и скульптур многих известных художников, таких как Анри Матисс , Винсент Ван Гог и Пабло Пикассо ; все они считались нацистскими властями «дегенеративными» произведениями и подлежали изгнанию из Германии. Потенциальные покупатели сочли аукцион такого масштаба подозрительным, опасаясь, что прибыль в конечном итоге пойдет на финансирование нацистской партии: «Аукционист был настолько обеспокоен этим мнением, что разослал письма ведущим дилерам, уверяя их, что вся прибыль будет передана использоваться для немецких музеев». [28] На самом деле все доходы от аукциона были переведены на «немецкие контролируемые счета», а музеи «... как все и подозревали, не получили ни копейки». [29]

Альберт Шпеер ( справа ) награжден кольцом Орг.Тодта от Гитлера - май 1943 г.
Арно Брекер, Великий факелоносец (1939). Скульптура стояла вместе со скульптурой «Вермахт» во дворе Новой рейхсканцелярии в Берлине до 1945 года, а сейчас принадлежит музею Брекера. Он был призван олицетворять дух нацистской Германии.

Вера в германский дух, определяемый как мистический, деревенский, моральный, несущий в себе древнюю мудрость и благородный перед лицом трагической судьбы, существовала задолго до прихода к власти нацистов; Рихард Вагнер воплотил такие идеи в своем творчестве. [30] Еще до Первой мировой войны влиятельные сочинения известного немецкого архитектора и художника Пауля Шульце-Наумбурга , которые ссылались на расовые теории для осуждения современного искусства и архитектуры, во многом послужили основанием для убеждения Адольфа Гитлера в том, что классическая Греция и Средние века были истинные истоки арийского искусства. [31]

Среди известных художников, одобренных нацистами, были скульпторы Йозеф Торак и Арно Брекер , а также художники Вернер Пайнер , Артур Кампф , Адольф Виссель и Конрад Хоммель . В июле 1937 года, через четыре года после прихода к власти, нацистская партия устроила в Мюнхене две художественные выставки . Великая выставка немецкого искусства была призвана показать работы, одобренные Гитлером, изображающие статных обнаженных блондинок, а также идеализированных солдат и пейзажей. Вторая выставка, расположенная прямо по дороге, показала другую сторону немецкого искусства : современную, абстрактную, нерепрезентативную – или, как считали ее нацисты, «дегенеративную».

По словам Клауса Фишера, «короче говоря, нацистское искусство было колоссальным, безличным и стереотипным. Люди были лишены всякой индивидуальности и стали просто символами, выражающими предполагаемые вечные истины. Глядя на нацистскую архитектуру, искусство или живопись, быстро понимаешь чувство, что лица, формы и цвета служат пропагандистской цели, они все являются одними и теми же стилизованными утверждениями нацистских добродетелей — власти, силы, солидности, нордической красоты». [32]

Рисование

[ редактировать ]
Нацистский святой Георгий, убивающий дракона (форзац книги о геральдике)
Кувшинки работы нацистского художника Людвига Деттмана (внесены в список дарованных Богом )

Искусство нацистской Германии характеризовалось стилем романтического реализма, основанным на классических образцах . Запрещая современные стили как дегенеративные , нацисты продвигали картины, которые были узко традиционными по своей манере и превозносили « кровные и почвенные » ценности расовой чистоты , милитаризма и послушания . Другими популярными темами нацистского искусства были работа народа на полях, возвращение к простым добродетелям Heimat (любви к родине), мужественным добродетелям национал-социалистической борьбы и восхваление женской деятельности по вынашиванию и воспитанию детей. символизируется фразой Kinder, Küche, Kirche («дети, кухня, церковь»).

В целом живопись, когда-то очищенная от «дегенеративного искусства», основывалась на традиционной жанровой живописи . [3] Названия были целенаправленными: «Плодоносный край», «Освобожденная земля», «Стоящий на страже», «Сквозь ветер и погоду», «Благословение земли» и тому подобное. [3] Любимым художником Гитлера был Адольф Циглер , и Гитлеру принадлежало множество его работ. Пейзажная живопись занимала видное место на выставке «Великое немецкое искусство». [33] Опираясь на традиции немецкого романтизма , он должен был твердо опираться на реальный пейзаж, немецкое Lebensraum , без религиозных настроений. [34] Крестьяне также были популярными изображениями, отражающими простую жизнь в гармонии с природой. [35] В этом искусстве не было никаких признаков механизации сельскохозяйственных работ. [36] Фермер работал вручную, прилагая усилия и борьбу. [37] Ни одна картина на первой выставке не изображала городскую или индустриальную жизнь, а на выставке 1938 года — только две. [38]

Нацистская теория явно отвергала «материализм», и поэтому, несмотря на реалистическую трактовку изображений, термин «реализм» использовался редко. [39] Художник должен был создать идеальную картину на вечность. [39] Образы мужчин, а тем более женщин, были сильно стереотипизированы. [40] с физическим совершенством, необходимым для картин обнаженной натуры. [41] Возможно, это было причиной того, что антисемитских картин было очень мало; хотя такие работы, как «Ум Хаус» и «Хоф» , изображающие еврейского спекулянта, раскулачивающего пожилую крестьянскую пару, существуют, их немного, возможно, потому, что искусство должно было находиться на более высоком уровне. [42] Явно политические картины были более распространены, но все же очень редки. [33] С другой стороны, героические образы были достаточно распространены, чтобы их прокомментировал критик: «Выделяется героический элемент. Рабочий, фермер, солдат - это темы ... Героические сюжеты доминируют над сентиментальными». [43]

С приходом войны военные картины стали гораздо более распространенными. [44] Образы были романтизированы, изображая героическое самопожертвование и победу. [45] Тем не менее, пейзажи преобладали, и среди художников, освобожденных от военной службы, все были отмечены пейзажами или другими миролюбивыми сюжетами. [46] Даже Гитлер и Геббельс сочли новые картины разочаровывающими, хотя Геббельс старался сделать им хорошую мину, отмечая, что они расчистили поле и что эти отчаянные времена привлекли множество талантов в политическую жизнь, а не в культуру. [47] В своей речи на Великой выставке немецкого искусства в Мюнхене Гитлер сказал в 1939 году:

Первая цель нашего нового немецкого художественного творчества [...] несомненно достигнута. Аналогично восстановлению архитектурного искусства, начавшемуся здесь, в Мюнхене, здесь же началось очищение в сфере живописи и скульптуры, возможно, еще более опустошенное. Вся афера с декадентским или патологическим трендовым искусством была сметена. Достигнут достойный общий уровень. И это многое значит. Только из этого может возникнуть поистине творческий гений». [48]

К 1938 году около 16 000 работ немецких и ненемецких художников были конфискованы из немецких галерей и либо проданы за границу, либо уничтожены. [49]

Скульптура

[ редактировать ]
Арно Брекер лепит бюст Альберта Шпеера , имперского министра вооружений.

Монументальные возможности скульптуры обеспечили большее материальное выражение теорий нацизма . Великая немецкая художественная выставка продвигала жанр скульптуры за счет живописи. [50] Таким образом, обнаженный мужчина был наиболее распространенным представлением идеального арийца; художественное мастерство Арно Брекера сделало его любимым скульптором Адольфа Гитлера. [51] [52] Йозеф Торак был еще одним официальным скульптором, чей монументальный стиль соответствовал образу, который нацистская Германия хотела донести до мира. [53] Обнаженные женщины также были обычным явлением, хотя они имели тенденцию быть менее монументальными. [54] В обоих случаях физическая форма идеальных нацистских мужчины и женщины не имела недостатков. [41]

Ожидалось, что музыка будет тональной и свободной от джазового влияния; фильмы и пьесы подвергались цензуре . «Музыкальная программа чередовалась между легкой музыкой в ​​форме народных песен или популярных хитов ( Шлагер ) и такой приемлемой классической музыкой, как Бах , Моцарт , Бетховен и итальянская опера ». [55]

Городские центры Германии в 1920-е и 30-е годы были полны джазовых клубов , кабаре и авангардной музыки . Напротив, нацистский режим прилагал концентрированные усилия, чтобы избегать современной музыки (которая считалась дегенеративной и еврейской по своей природе) и вместо этого принял классическую немецкую музыку . Большой популярностью пользовалась музыка, которая отсылала к мифическому, героическому немецкому прошлому, такому как Иоганн Себастьян Бах , Людвиг ван Бетховен и Рихард Вагнер . Антон Брукнер пользовался большим уважением, поскольку его музыка считалась выражением духа времени немецкого народа . [56] Музыка Арнольда Шенберга атональная музыка вместе с ней), Густава Малера , Феликса Мендельсона и многих других была запрещена, поскольку композиторы были евреями или еврейского происхождения. [57] Пауль Хиндемит бежал в Швейцарию в 1938 году. [58] вместо того, чтобы вписать свою музыку в нацистскую идеологию. Некоторые оперы Георга Фридриха Генделя были либо полностью запрещены из-за симпатий к евреям и иудаизму, либо для них были написаны новые либретто. Немецкими композиторами, чья музыка чаще исполнялась в период нацизма, были Макс Регер и Ганс Пфицнер . Рихард Штраус продолжал оставаться самым исполняемым современным немецким композитором, как и до нацистского режима. Однако даже оперу Штрауса «Безмолвная женщина» запретили в 1935 году из-за его еврейского либреттиста Стефана Цвейга . [59]

Музыка ненемецких композиторов допускалась, если она была вдохновлена ​​классическими тонами и не принадлежала композитору еврейского происхождения или имела связи с идеологиями, враждебными нацистскому режиму. Нацисты признали Франца Листа немецким происхождением и сфабриковали генеалогию, согласно которой Фредерик Шопен был немцем. Нацистский генерал-губернатор оккупированной Польши даже построил в Кракове «Музей Шопена» . Музыку русского Петра Чайковского можно было исполнять в нацистской Германии даже после операции «Барбаросса» . оперы Джоаккино Россини , Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини Часто исполнялись . До начала войны наиболее исполняемыми современными ненемецкими композиторами были Клод Дебюсси , Морис Равель , Жан Сибелиус и Игорь Стравинский . [59] После начала войны стала чаще исполняться музыка немецких союзников, в том числе венгра Белы Бартока , итальянца Отторино Респиги и финна Жана Сибелиуса . Композиторы враждебных наций (такие как Дебюсси, Равель и Стравинский) были в основном запрещены и почти никогда не выступали, хотя были и некоторые исключения.

Были разногласия по поводу использования музыки некоторых композиторов нацистским режимом и о том, подразумевает ли это композитора как неявного нациста. Такие композиторы, как Рихард Штраус, [60] который был первым директором музыкального отдела Министерства пропаганды, и Карл Орф подверглись резкой критике и горячей защите. [61] Евреям быстро запретили исполнять и дирижировать классической музыкой в ​​Германии. Такие дирижеры, как Отто Клемперер , Бруно Вальтер , Игнац Вагхальтер , Йозеф Крипс и Курт Зандерлинг бежали из Германии. После захвата Чехословакии нацистами дирижер Карел Анчерль был занесен в черный список как еврей и отправлен поочередно в Терезиенштадт и Освенцим .

Музыковеды нацистской Германии

[ редактировать ]

Когда в 1933 году к власти пришел нацистский режим, музыковедам было поручено переписать историю немецкой музыки, чтобы приспособить ее к нацистской мифологии и идеологии. Рихарда Вагнера и Ганса Пфицнера теперь считали композиторами, которые концептуализировали единый порядок ( Volksgemeinschaft ), в котором музыка была показателем немецкого сообщества. Во времена распада Вагнер и Пфицнер хотели оживить страну с помощью музыки. В книге, написанной о Гансе Пфицнере и Вагнере, изданной в Регенсбурге в 1939 году, прослеживается не только рождение современных музыкальных партий, но и политических партий в Германии. Позиция Вагнера-Пфицнера контрастировала с идеями других известных артистов, таких как Арнольд Шенберг и Теодор В. Адорно , которые хотели, чтобы музыка была независимой от политики, нацистского контроля и применения. Вагнера Хотя Вагнер и Пфицнер предшествовали нацизму, их чувства и мысли, Gesamtkunstwerk , были присвоены Гитлером и его пропагандистами, особенно Йозефом Геббельсом . По словам Михаэля Мейера, «сам акцент на укорененности и традиционной музыке подчеркивал диалектическое понимание нацистами самого себя: старые боги были мобилизованы против ложных ценностей недавнего прошлого, чтобы придать легитимность прозрению Адольфа Гитлера и музыкальной репрезентации. его царства». [ нужна ссылка ]

Композиторы, либреттисты, педагоги, критики и особенно музыковеды своими публичными заявлениями, интеллектуальными сочинениями и журналами внесли свой вклад в оправдание тоталитарной модели, насаждаемой посредством нацификации. Вся музыка тогда сочинялась для нацистских зрелищ, митингов и съездов. Композиторы посвятили фюреру так называемые «посвященные фанфары», инаугурационные фанфары и флаговые песни. Когда фюрер пришел к власти, нацистская революция сразу же нашла выражение в музыковедческой журналистике. Определенная прогрессивная журналистика, имеющая отношение к современной музыке, была подвергнута чистке. Журналы, симпатизировавшие «немецкой точке зрения», укоренившейся в вагнеровских идеалах, такие как Zeitschrift für Musik и Die Musik , продемонстрировали доверие к новому режиму и подтвердили процесс переплетения государственной политики с музыкой. Йозеф Геббельс использовал « Völkischer Beobachter» , журнал, который распространялся не только среди элиты и партийных чиновников, но и среди широкой публики, в качестве органа культуры рейха. К концу 1930-х годов Mitteilungen der Reichsmusikkammer стал еще одним видным журналом, отражавшим музыкальную политику, организационные и кадровые изменения в музыкальных учреждениях.

В первые годы нацистского правления музыковеды и музыканты изменили направление музыки, определив, что является «немецкой музыкой», а что нет. Нацистская идеология применялась к оценке статуса музыкантов как героев; музыкантам, сформировавшимся в новую немецкую музыкальную эпоху, были присвоены титулы пророков, а их достижения и деяния рассматривались как прямые достижения нацистского режима. Вклад немецких музыковедов привел к оправданию власти нацистов и новой немецкой музыкальной культуры в целом. Музыковеды определили высшие немецкие ценности, с которыми должны были идентифицировать себя музыканты, поскольку их обязанностью было объединить музыку и нацизм таким образом, чтобы они выглядели неразделимыми. Нацистское мифотворчество и идеология были навязаны новому музыкальному пути Германии, а не по-настоящему внедрены в риторику немецкой музыки.

Графический дизайн

[ редактировать ]
Нацистский плакат 1936 года.

Плакат стал важным средством пропаганды в этот период. сочетающие текст и яркую графику, Плакаты, широко распространялись как в Германии, так и на оккупированных территориях. Их типография отражала официальную идеологию нацистов. Использование Fraktur было обычным явлением в Германии до 1941 года, когда Мартин Борман назвал этот шрифт «Judenlettern» и постановил, что только римский шрифт . следует использовать [62] Современные шрифты без засечек были осуждены как культурный большевизм , хотя Futura продолжала использоваться из-за ее практичности. [63] Образы часто основывались на героическом реализме . [64] Нацистская молодежь и СС были изображены монументально, а освещение создавало величие. [64] Графический дизайн также сыграл свою роль в нацистской Германии благодаря использованию свастики . [65] Свастика существовала задолго до того, как Гитлер пришел к власти, и служила гораздо более благотворным целям, чем те, с которыми она [свастика] ассоциируется сегодня. [66] Из-за резких графических линий, использованных для создания свастики, этот символ было очень легко запомнить. [65]

Литература

[ редактировать ]

Имперская литературная палата Reichsschriftstumskammer [67] Литература находилась в ведении Министерства пропаганды и народного просвещения Геббельса. По словам Грюнбергера, «в начале войны это ведомство контролировало не менее 2500 издательств, 23 000 книжных магазинов, 3 000 авторов, 50 национальных литературных премий, 20 000 новых книг, выпускаемых ежегодно, и в общей сложности 1 миллион наименований, составляющих имеющийся книжный рынок. ." [68] Германия была крупнейшим производителем книг в Европе — как по общему годовому выпуску, так и по количеству отдельных новых изданий, появляющихся каждый год. [69] В 1937 году средняя стоимость продаж произведенных книг, составлявшая 650 миллионов ринггитов, занимала третье место в статистике товаров после угля и пшеницы. [70] Первая нацистская литературная комиссия поставила перед собой цель искоренить литературу «системного периода», как презрительно называли Веймар, и пропагандировать народно-националистическую литературу в нацистском государстве. [71] Литература с самого начала была признана важным политическим инструментом в нацистской Германии, поскольку практически 100 процентов немецкого населения было грамотным. [72] «Самой широко читаемой или выставленной книгой того периода была «Майн кампф» Гитлера , сборник (по словам Лиона Фейхтвангера ) из 164 000 нарушений немецкой грамматики и синтаксиса; к 1940 году это была единственная книга, проданная тиражом в 6 миллионов экземпляров. лидер в списке бестселлеров Германии, опередив Райнера Марию Рильке и других примерно на 5 миллионов экземпляров». [68]

Рихард Грюнбергер говорит: «В 1936 году литературная критика в том виде, в каком она ее понимала до сих пор, была упразднена; с тех пор рецензии следовали образцу: краткое изложение содержания, усеянное цитатами, маргинальными комментариями по стилю, расчетом степени согласия с нацистской доктриной и заключением, указывающим на одобрение или в противном случае." [73]

Нацисты разрешали читать большую часть иностранной литературы, отчасти потому, что они считали, что произведения таких авторов, как Джон Стейнбек и Эрскин Колдуэлл, обосновывают осуждение нацистами западного общества как коррумпированного. [74] Однако, когда США вступили в войну, все иностранные авторы подвергались строгой цензуре. Темы в нацистской литературе определялись как диапазон «допустимых литературных выражений», в основном ограниченный четырьмя темами: прославление немецкой войны, нацизм и раса , кровь и почва и нацистское движение . [75] Среди популярных авторов нацистской Германии были Агнес Мигель , Рудольф Биндинг , Вернер Бумельбург и Бёррис фон Мюнхгаузен . [76]

Фронтерлебнис (Война как духовный опыт)

[ редактировать ]

Это была одна из самых популярных тем в межвоенный период. Писатели прославляли «героику фронтовиков в [Первой мировой войне]… азарт боя и святость смерти, когда она находится на службе отечеству». [77] Среди популярных писателей этого жанра были Эрнст Юнгер и Вернер Боймельбург (де) , бывший офицер. [77] Среди выдающихся книг Эрнста Юнгера « Стальная буря» (1920 г.), «Борьба как внутренний опыт» (1922 г.), «Бури» (1933 г.), «Пламя и кровь» (1925 г.), «Сердце приключений» (1929 г.) и «Тотальная мобилизация» (1931 г.).

Кровь и почва

[ редактировать ]

В романах на эту тему часто рассказывалось об инстинктивной и привязанной к земле крестьянской общине, которая отгоняла чужаков, стремившихся разрушить их образ жизни. [77] Самым популярным романом такого рода стал » Германа Лонса, опубликованный «Вервольф в 1910 году.

Историческая этническая принадлежность

[ редактировать ]

Клаус Фишер говорит, что нацистская литература подчеркивала «историческую этническую принадлежность — то есть то, как группа людей определяет себя в процессе исторического роста. Писатели пытались выделить выдающиеся эпизоды в истории немецкого народа; они подчеркивали немецкую миссию в Европе, анализировали неизменную расовую сущность нордического человека и предостерег от подрывных или антигерманских сил — евреев, коммунистов или западных либералов». [77] Среди выдающихся писателей: Эрвин Гвидо Кольбенхейер ( Die Bauhutte:elemente einer Metaphysik der Gerenwart ; Хижина-здание: Элементы современной метафизики, 1925), Альфред Розенберг ( Der Mythus des 20. Jahrhunderts ; Миф двадцатого века, 1930), Йозеф Вайнхебер , Ганс Гримм ( «Люди без , жилплощади» 1926) и Йозеф Геббельс ( «Михаэль» , 1929).

Архитектура

[ редактировать ]

Гитлер предпочитал масштабность, особенно в архитектуре, как средство произвести впечатление на массы. [78] «Некогда посредственный художник и начинающий архитектор, Гитлер также проповедовал «упадок» современного искусства и подталкивал своих проектировщиков к созданию монументальных зданий в старых неоклассических стилях или стилях ар-деко ». [79]

Плакат выставки «Вечный еврей» , 1937 год.

Театр и кино

[ редактировать ]

«Кинопалата Рейха ( Reichsfilmkammer ) контролировала оживленную немецкую киноиндустрию, в то время как Банк кредитования фильмов (также находившийся под контролем Геббельса) централизовал финансовые аспекты кинопроизводства». [80] Во время правления нацистов было сделано около 1363 художественных фотографий (208 из них были запрещены после Второй мировой войны за содержание нацистской пропаганды). [81] Каждый фильм, снятый в нацистской Германии (включая полнометражные, короткометражные, кинохроники и документальные фильмы), должен был быть одобрен самим Йозефом Геббельсом, прежде чем его можно было показать публике. [82]

Массовая культура регулировалась менее строго, чем высокая культура, возможно, потому, что власти опасались последствий слишком жесткого вмешательства в массовые развлечения. [83] Таким образом, до начала войны можно было показывать большинство голливудских фильмов, в том числе «Это случилось однажды ночью» , «Сан-Франциско» и «Унесенные ветром» . Хотя исполнение атональной музыки было запрещено, запрет джаза соблюдался менее строго. Бенни Гудман и Джанго Рейнхардт пользовались популярностью, а ведущие английские и американские джаз-бэнды продолжали выступать в крупных городах вплоть до войны; после этого танцевальные коллективы официально играли « свинг », а не запрещенный джаз. [84]

28 ноября 1940 года в Берлине состоялась премьера фильма, который явно был инструментом пропаганды нацистской идеологии. Выпуск фильма Der ewige Jude («Вечный еврей») состоялся всего за два месяца до объявления немецкими властями о создании гетто в Лодзи . В нацистской прессе этот фильм изображался как документальный фильм, подчеркивающий истину кино, хотя на самом деле это было не что иное, как пропаганда, призванная вызвать ненависть к еврейской общине у зрителей. [85]

Режиссер Фриц Хипплер использовал множество визуальных приемов, чтобы изобразить евреев как грязное, выродившееся и зараженное болезнями население. В фильме, призванном дать зрителю более глубокий взгляд на еврейский образ жизни, были показаны постановочные сцены Лодзи (вскоре ставшей гетто) с присутствием мух и крыс, чтобы показать опасный для жизни район Европы, который , в свою очередь, лишь увековечил у зрителя лежащие в его основе суеверия и страх. В дополнение к этой постановочной и преувеличенной сцене грязи было предупреждение, опубликованное официальными лицами Рейха : предупреждение о том, что Лодзь является зоной широко распространенного инфекционного заболевания. Режиссер использовал расистское кино, чтобы поддержать иллюзию о том, что евреи являются паразитами и развратителями немецкой культуры. [86]

Хиплер использовал закадровый голос , чтобы цитировать разжигание ненависти или вымышленную статистику еврейского населения. Он также позаимствовал множество сцен из других фильмов и представил их вне контекста оригинала: например, сцена, где еврейский бизнесмен в Соединенных Штатах прячет деньги, сопровождалась ложным утверждением о том, что евреи-мужчины облагаются налогом больше, чем неевреи. в Соединенных Штатах, что использовалось, чтобы намекнуть, что евреи удерживают деньги от правительства. Благодаря повторяющемуся использованию боковых ракурсов евреев, которых снимали (без ведома), когда они смотрели через плечо в камеру, Der ewige Jude создал визуальное представление, намекающее на изворотливую и склонную к заговорам природу евреев. Еще одним методом пропаганды была суперпозиция. Хипплер наложил Звезду Давида на вершины мировых столиц, создавая иллюзию мирового еврейского господства. [87]

Der Ewige Jude печально известна своим антисемитизмом и использованием кино в фабрикации пропаганды, чтобы удовлетворить Гитлера и принять германскую идеологию, которая подпитывает нацию поддержку одержимого лидера. [88] «С другой стороны, еврейский актер по имени Лео Ройсс бежал из Германии в Вену, где покрасил волосы и бороду и стал специалистом по «арийским» ролям, которые очень хвалили нацисты. Повеселившись, Ройсс рассказал, что он был евреем, подписал контракт с MGM и уехал в США». [89]

Дуайт Д. Эйзенхауэр (справа) осматривает украденные произведения искусства в соляной шахте в Меркерсе в сопровождении Омара Брэдли (слева) и Джорджа С. Паттона (в центре)

Путеводитель по музею

[ редактировать ]

Помимо продажи на аукционе произведений искусства, которые должны были быть удалены из немецкой коллекции, немецкое искусство, которое Гитлер считал особенно благоприятным, должно было быть объединено для создания огромного художественного музея в родном городе Гитлера , Линце , Австрия, для его собственной личной коллекции. К 1945 году будущий музей насчитывал тысячи предметов мебели, картин, скульптур и некоторых других произведений изящных ремесел. Музей должен был называться « Музей фюрера ».

К концу весны 1940 года коллекционеры произведений искусства и кураторы музеев боролись со временем, пытаясь переместить тысячи предметов коллекционирования в укрытие или с территории, которая вскоре будет оккупирована, где они будут уязвимы для конфискации немецкими властями - либо для себя или для Гитлера. 5 июня произошло особенно важное перемещение тысяч картин, в том числе « Моны Лизы» , и все они были спрятаны в аббатстве Лок-Дье, расположенном недалеко от Мартиэля, во время хаоса вторжения немецких войск. Арт-дилеры изо всех сил старались спрятать произведения искусства в самых лучших местах; Полу Розенбергу удалось переместить более 150 великолепных произведений в банк Либурна , среди которых были работы Моне , Матисса , Пикассо и Ван Гога. Другие коллекционеры делали все возможное, чтобы перевезти художественные сокровища Франции в самые безопасные места, которые были возможны в то время; заполнение автомобилей или больших ящиков по пути в Виши или на юг через Францию ​​и в Испанию, чтобы добраться до транспорта на лодке. Арт-дилер Мартин Фабиани , которого после Второй мировой войны арестовали за причастность к нацистскому грабежу произведений искусства, [90] перевезли большое количество картин: рисунки и картины из Лиссабона предназначались для Нью-Йорка, однако они были конфискованы Королевским флотом и перевезли их в Канаду под юрисдикцию Секретаря казначейского суда Канады , где они должны были оставаться до конца войны. Аналогичные грузы прибыли в Нью-Йорк. [91] [92]

К концу июня Гитлер контролировал большую часть европейского континента. При задержании людей их имущество было конфисковано; если им посчастливилось бежать, их имущество, оставленное или хранившееся на складе, становилось собственностью Германии. К концу августа чиновникам рейха было предоставлено разрешение на доступ к любым транспортным контейнерам и удаление из них любых желаемых предметов. Помимо разграбления товаров, которые должны были быть вывезены с оккупированных территорий, Артур Зейсс-Инкварт санкционировал вывоз любых предметов, найденных в домах во время вторжения, после чего был проведен долгий и тщательный поиск европейских сокровищ. [93]

Альберт Шпеер , Адольф Гитлер и Арно Брекер в Париже (1940 г.)

Произведения искусства стали важным товаром в немецкой экономике: никому в Германии или странах, контролируемых Осью, не разрешалось инвестировать за пределами новой территории, контролируемой Германией, что, в свою очередь, создало самодостаточный рынок. Поскольку вариантов для инвестиций было немного, искусство имело большое значение для всех, у кого были деньги, включая самого фюрера , как безопасная форма инвестиций и даже в обмен на жизни других. В разгар торговли в 1943 году произведения искусства были использованы Питером де Бурсом , главой голландской ассоциации арт-дилеров и крупнейшим продавцом произведений искусства немцам в Нидерландах, в обмен на освобождение своего еврейского сотрудника. Спрос начал резко возрастать, что привело к росту цен и только способствовало желанию обнаружить спрятанные сокровища на оккупированной территории. [94]

Поскольку исследования в оккупированной Франции продолжались , по приказу Гитлера был составлен список, в который вошли все великие произведения искусства Франции, а немецкая валютная единица начала открывать частные банковские отделения, в которых хранилось бесчисленное количество коллекционной собственности и возможных предметов на территории оккупированной Франции. список. При этом должен был присутствовать владелец хранилища. Одним из конкретных исследований хранилища было исследование Пабло Пикассо; он выбрал довольно хитрую тактику, когда солдаты обыскивали содержимое его хранилища. Он хаотично упаковал свои произведения с бесчисленными работами других художников из своей коллекции, в результате чего следователи сочли, что в коллекции нет ничего значимого, и ничего не забрали. [95]

Когда конфискованные предметы начали накапливаться в огромных количествах, предметы заполнили Лувр и вынудили чиновников Рейха использовать небольшой музей «Же де Пом» для получения дополнительного места и для надлежащего просмотра коллекции. Огромный запас произведений искусства был готов к выбору Гитлером: Гитлер имел право первого выбора для своей собственной коллекции; во-вторых, это были предметы, которые пополнили коллекции рейхсмаршала ; третий предназначался для всего, что было полезно для поддержки нацистской идеологии; четвертая категория была создана для немецких музеев. Все должно было быть оценено и оплачено, а вырученные средства были направлены французским сиротам войны. [96]

Гитлер также приказал конфисковать французские произведения искусства, принадлежавшие государству и городам. Чиновники рейха решали, что должно остаться во Франции, а что отправить в Линц . Дальнейшие приказы Гитлера также включали возвращение произведений искусства, которые были украдены Наполеоном в прошлом из Германии. Наполеон считается бесспорным рекордсменом по конфискации произведений искусства. [97]

Немецкие солдаты дивизии Германа Геринга позируют перед Палаццо Венеция в Риме в 1944 году с фотографией, сделанной из библиотеки Национального музея Неаполя перед прибытием союзных войск в город. Карл III Бурбонский посещает дом Папы Бенедикта Квиринале в Риме , Джованни Паоло Паннини ( Музей Каподимонте, инв. Q 205)

Отдельные художники НСДАП

[ редактировать ]

По словам Клауса Фишера, «многие немецкие писатели, художники, музыканты и ученые не только остались, но и процветали при нацистах, в том числе некоторые известные имена, такие как Вернер Гейзенберг , Отто Хан , Макс Планк , Герхарт Гауптман , Готфрид Бенн , Мартин Хайдеггер и многие другие». [98]

В сентябре 1944 года Министерство народного просвещения и пропаганды подготовило список из 1041 художника, считавшегося важнейшим для нацистской культуры и, следовательно, освобожденного от военной службы. Этот список Gottbegnadeten представляет собой хорошо документированный указатель художников, скульпторов, архитекторов и кинематографистов, которых нацисты считали политически симпатизирующими, культурно ценными и все еще проживавшими в Германии на этом позднем этапе войны.

Официальные художники

Официальные скульпторы

Музыканты

Архитекторы

Писатели

Актеры и актрисы

Дегенеративные формы искусства

[ редактировать ]
«Штурмовые отряды наступают под газом», офорт и акватинта Отто Дикса , 1924 год. Дикс был среди художников, осужденных как энтартет . Искаженные тела, отражающие ужас и отчаяние войны, противоречили желанию прославить военную силу и уверенность немецкого народа.

За приходом Гитлера к власти 31 января 1933 года вскоре последовали действия, направленные на очищение культуры от вырождения: были организованы сожжения книг , художники и музыканты были уволены с преподавательских должностей, художникам было запрещено использовать любые цвета, не очевидные в природе, для «нормальный глаз», [104] а кураторов, проявивших пристрастие к современному искусству, заменили члены нацистской партии. [105] «Через Министерство пропаганды или ERR нацисты уничтожили или изолировали культуру всех народов, в которые они вторглись». [106] «Трибунал по чистке в составе четырех человек (профессор Циглер, Швейцер-Мьёльнир, граф Баудиссен и Вольф Вильрих) обошел галереи и музеи по всему Рейху и приказал удалить картины, рисунки и скульптуры, которые считались «дегенеративными». [107]

«Объем, который эти четыре апокалиптических скандинава прорвали через накопленные художественные сокровища Германии, оценивается более чем в 16 000 картин, рисунков, гравюр и скульптур: 1000 произведений Нольде , 700 произведений Геккеля , по 600 произведений Шмидта-Ротлуфа и Кирхнера , 500 произведений Бекмана , по 400 Кокошки , по 300–400 Хофера , Пехштейна , Барлаха , Фейнингера и Отто Мюллера , по 200–300 Дикса , Гросса и Коринта , по 100 Лембрука , а также гораздо меньшее количество Сезанна , Пикассо , Матисса, Гоген , Ван Гог , Брак, Писсаррос , Дюфис, Кирико и Макс Эрнст ». [108] [ не удалось пройти проверку ] 20 марта 1939 года более 4000 из конфискованных произведений были сожжены во дворе штаб-квартиры Берлинской пожарной охраны. [109]

Термин Entartung (или «вырождение») приобрел популярность в Германии к концу 19 века, когда критик и писатель Макс Нордау разработал теорию, представленную в его книге 1892 года «Entartung » . [110] Нордау опирался на труды криминолога Чезаре Ломброзо , чей «Преступник », опубликованный в 1876 году, пытался доказать, что существуют «прирожденные преступники», чьи атавистические черты личности можно обнаружить путем научного измерения аномальных физических характеристик. Нордау разработал на основе этой предпосылки критику современного искусства , объясняемую как творчество тех, кто настолько испорчен и ослаблен современной жизнью, что потерял самообладание, необходимое для создания связных произведений. Объясняя живописность импрессионизма . признаком больной зрительной коры, он осуждал современное вырождение, восхваляя при этом традиционную немецкую культуру Несмотря на то, что Нордау был евреем (как и Ломброзо), его теория художественного вырождения была подхвачена нацистами во времена Веймарской республики как объединяющая точка для их антисемитских и расистских требований арийской чистоты в искусстве.

По словам Рафаэля Шека, Германия потеряла «тысячи интеллектуалов, художников и ученых, в том числе многих светил веймарской культуры и науки». [111] Фишер говорит, что «как только Гитлер захватил власть, многие интеллектуалы бросились к выходам». [112]

Хотя порнография была официально запрещена в нацистской Германии, было признано, что порнографические фильмы снимались в частном порядке и демонстрировались высокопоставленным деятелям нацистской партии, а также продавались в Северную Африку для получения средств от насекомых и других товаров. [113] Одной из примечательных серий эротических фильмов, тайно снятых в 1941 году, были фильмы Заксенвальда. [113]

Запрещенная литература

[ редактировать ]

По словам Поли, «литература была первой отраслью искусства, пострадавшей от нацистов». [114] «Еще в апреле 1933 года нацисты составили длинный черный список левых , демократических и еврейских авторов, в который вошли несколько известных авторов девятнадцатого века». [114] В мае 1933 года по всей Германии были организованы масштабные сожжения книг . Две тысячи пятьсот писателей, в том числе лауреаты Нобелевской премии и авторы мировых бестселлеров, добровольно или под принуждением покинули страну и были заменены людьми без международной репутации». [114]

В июне 1933 года было создано Имперское управление по пропаганде немецкой литературы . [71] Ян-Питер Барбиан говорит: «На уровне государства Имперскому министерству народного просвещения и пропаганды и Имперской литературной палате пришлось разделить ответственность за литературную политику с новым имперским министерством науки, образования и народного просвещения и Министерство иностранных дел». [115] «За двенадцать лет нацистского правления был применен полный репертуар, который также включал последовательное изгнание евреев и политических оппонентов: в отношении писателей и издателей, оптовой торговли книгами, розничной торговли, торговли на дому и по почте. книжные библиотеки, публичные библиотеки и исследовательские библиотеки». [115]

В период с ноября 1933 года по январь 1934 года издатели были проинформированы, «что поставка и распространение названных произведений нежелательны по национальным и культурным причинам и поэтому должны быть прекращены». [116] Издатели, которые часто несли огромные экономические потери из-за запрета книг, получали письма, в которых говорилось, что «ответственные органы будут самым строгим образом преследовать любую неосмотрительность». [117] Компании, которые публиковали в основном «художественную литературу натурализма , экспрессионизма , дадаизма и новой объективности ; современную переводную литературу; а также критическую документальную литературу... понесли огромные экономические потери». [117] Издателями, которые пострадали больше всего, были Deutsche Verlags-Anstalt, S.Fischer Verlag, Gustav Kiepenheuer Verlags-AG, Rowohlt, Ullstein Verlags-AG и Kurt Wolff Verlags. [117] В 1935 году, в том же году, когда « Геббельс взял на себя полный контроль над цензурой», Reichsschrifttumskammer запретила произведения 524 авторов. [106] «Управление по надзору за идеологической подготовкой и образованием НСДАП... стало еще одним сторожевым псом государства, шпионящим за писателями, составляющим черные списки, поощряющим сожжение книг и опустошающим музеи от «ненемецких» произведений искусства». [118] Наказания были разными: некоторые люди подвергались цензуре, их работы уничтожались или публично высмеивались, а других заключали в концентрационные лагеря. [119]

«Во время Второй мировой войны 1939–1945 годов одинаковые указатели запрещенной литературы применялись нацистами во всех оккупированных странах, а также в странах-союзницах Германии: Дании, Норвегии, Франции, Люксембурге, Бельгии, Нидерландах, Литве, Латвии, Эстонии. Белоруссия, Польша, Югославия, Греция и, конечно же, Германия». [120]

Сожжение книг

[ редактировать ]
В 1933 году нацисты сожгли произведения еврейских авторов и другие произведения, считавшиеся «антнемецкими», в библиотеке Института сексуальной мудрости в Берлине.

Описывается как очищающее действие или Sauberung . [119] Сожжения книг , известные в Германии как Bücherverbrennung и иногда называемые « библиокостом », начались 10 мая 1933 года, когда Ассоциация немецких студентов конфисковала около 25 000 книг из Института сексуальных исследований и нескольких захваченных еврейских библиотек, которые были сожжены на Опернплац . [121] Как зажженный фитиль, костер спровоцировал сожжение книг в других городах по всей Германии, включая Франкфурт и Мюнхен, где поджоги были частью организованной программы, включающей музыку и выступления. [121] «Группы политической полиции, такие как СА, СС и гестапо, развязали кампанию запугивания, которая часто запугивала людей, заставляя их сжигать собственные книги». [122]

«Слепая писательница Хелен Келлер опубликовала Открытое письмо немецким студентам: «Вы можете сжечь мои книги и книги лучших умов Европы, но идеи, содержащиеся в этих книгах, прошли через миллионы каналов и будут продолжаться». [123]

Выставка дегенеративного искусства

[ редактировать ]

Современные произведения искусства были удалены из немецких музеев. Первоначально было конфисковано более 5000 работ, в том числе 1052 работы Нольде , 759 Хеккеля , 639 Эрнста Людвига Киршнера и 508 работ Макса Бекмана , а также меньшее количество работ таких художников, как Александр Архипенко , Марк Шагал , Джеймс Энсор , Анри Матисс , Жан Метцингер , Пабло Пикассо и Винсент Ван Гог . [124] Они стали материалом для дискредитирующей выставки Entartete Kunst («Дегенеративное искусство»), на которой представлено более 650 картин, скульптур, гравюр и книг из коллекций тридцати двух немецких музеев, премьера которой состоялась в Мюнхене 19 июля 1937 года. оставался на виду до 30 ноября, а затем отправился в одиннадцать других городов Германии и Австрии. На этой выставке произведения искусства были намеренно представлены в беспорядочной манере и сопровождались насмешливыми этикетками. «Чтобы «защитить» их, детей не пускали». [125]

Внешние видео
значок видео Искусство в нацистской Германии , Smarthistory [126] Картина Эрнста Людвига Кирхнера , так называемого художника-дегенерата.

Одновременно с Entartete Kunst выставкой Große Deutsche Kunstausstellung на фоне большого зрелища состоялась премьера (Великая выставка немецкого искусства). На этой выставке, проходившей в роскошном Haus der deutschen Kunst (Доме немецкого искусства), были представлены работы официально одобренных художников, таких как Арно Брекер и Адольф Виссель . К концу четырех месяцев Entartete Kunst привлекла более двух миллионов посетителей, что почти в три с половиной раза больше, чем количество посетителей, посетивших близлежащий Grosse deutsche Kunstausstellung . [9]

Выставка дегенеративного искусства включала работы некоторых великих международных имен — Пауля Клее , Оскара Кокошки и Василия Кандинского , а также таких известных немецких художников того времени, как Макс Бекманн , Эмиль Нольде и Георг Гросс . В справочнике выставки поясняется, что целью выставки было «раскрыть философские, политические, расовые и моральные цели и намерения, стоящие за этим движением, а также движущие силы коррупции, которые следуют за ними». Работы включались, «если они были абстрактными или экспрессионистскими, но также в некоторых случаях, если работа была написана еврейским художником», — говорит Джонатан Петропулос , профессор европейской истории в колледже Клермонт Маккенна и автор нескольких книг об искусстве и политике нацистов. эпоха. Гитлер был художником до того, как стал политиком, но реалистические изображения зданий и пейзажей, которые он предпочитал, были отвергнуты художественным истеблишментом в пользу абстрактных и современных стилей. Так что выставка дегенеративного искусства стала для него моментом, чтобы отомстить. Тем летом он произнес об этом речь, заявив, что «произведения искусства, которые невозможно понять сами по себе, но нуждаются в какой-то претенциозной инструкции, чтобы оправдать свое существование, никогда больше не найдут свой путь к немецкому народу». Нацисты утверждали, что дегенеративное искусство было продуктом евреев и большевиками , хотя только шесть из 112 художников, представленных на выставке, были на самом деле евреями. Искусство было разделено на разные комнаты по категориям: искусство кощунственное, искусство еврейских или коммунистических художников, искусство, критикующее немецких солдат, искусство, оскорбляющее честь немецких женщин. Одна комната была украшена полностью абстрактными картинами и называлась «комнатой безумия». Идея выставки заключалась не просто в том, чтобы высмеять современное искусство, а в том, чтобы побудить зрителей увидеть в нем симптом злого заговора против немецкого народа. Кураторы приложили все усилия, чтобы донести идею, наняв актеров, чтобы они смешивались с толпой и критиковали экспонаты. Выставку дегенеративного искусства в Мюнхене привлекло более миллиона посетителей — в три раза больше, чем официально санкционированная Великая выставка немецкого искусства. [127]

Отдельные художники запрещены нацистским правлением

[ редактировать ]

Запрещены в оккупированной Германией Европе и/или живут в изгнании:

Художники

Скульпторы

Музыканты

Архитекторы

Писатели

Киноактеры и актрисы, режиссеры и продюсеры

Психологи

Философы и богословы

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гроссханс 1983, с. 87
  2. ^ Перейти обратно: а б Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , с. 335. ISBN   0-393-02030-4
  3. ^ Перейти обратно: а б с Адам 1992 , с. 110.
  4. ^ Гроссханс 1983, с. 86
  5. ^ Бэррон 1991, с. 83
  6. ^ Фредерик Споттс, Гитлер и сила эстетики , с. 161. ISBN   1-58567-345-5
  7. ^ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , с. 358. ISBN   0-393-02030-4
  8. ^ Перейти обратно: а б Николай.(1995).с.20
  9. ^ Перейти обратно: а б Адам 1992 , стр. 124–125.
  10. ^ Адам 1992 , с. 29.
  11. ^ Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , с. 361. ISBN   0-393-02030-4
  12. ^ Перейти обратно: а б Баэз, 2004, стр. 211
  13. ^ Перейти обратно: а б Адам 1992 , с. 53.
  14. ^ Адам 1992 , с. 56.
  15. ^ Перейти обратно: а б Документ № 2030-ПС. По состоянию на февраль 2014 г. Йельская школа права.
  16. ^ Документ № 2078-ПС. По состоянию на февраль 2014 г. Йельская школа права.
  17. ^ Документ № 1708-ПС. По состоянию на февраль 2014 г. Фордхэмский университет: Иезуитский университет Нью-Йорка.
  18. ^ «Призраки МоМА: забытая история «дегенерата» дилера Альфреда Флехтхайма» . Наблюдатель . 15 февраля 2012 г. Проверено 24 апреля 2021 г.
  19. ^ « Арианизация » . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 24 апреля 2021 г.
  20. ^ Мюллер, Мелисса (2010). Потерянные жизни, потерянное искусство: еврейские коллекционеры, нацистские кражи произведений искусства и поиск справедливости . Вандом Пресс. ISBN  978-0-86565-263-7 . OCLC   505419574 .
  21. ^ Полак, Эммануэль; Бертран-Дорлеак, Лоуренс (2019). Художественный рынок в условиях оккупации: 1940-1944 гг . Париж: Талландье. ISBN  979-10-210-2089-4 . OCLC   1090063439 .
  22. ^ Джерард, Олдерс (2004). Нацистские грабежи: грабеж голландских евреев во время Второй мировой войны . Берг. OCLC   756509628 .
  23. ^ Дин, Мартин (2008). Ограбление евреев: конфискация еврейской собственности во время Холокоста, 1933-1945 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-88825-7 . OCLC   212204519 .
  24. ^ Проведение исследования в Национальном архиве по вопросам разграбления, восстановления и реституции произведений искусства , Эрнест Лэтэм, Национальный архив США.
  25. ^ Николас 1994 , с. 23.
  26. ^ Николас 1994 , стр. 10–23.
  27. ^ Николас 1994 , с. 3.
  28. ^ Николас 1994 , с. 4.
  29. ^ Николас 1994 , с. 5.
  30. ^ Адам 1992 , стр. 23–24.
  31. ^ Адам 1992 , стр. 29–32.
  32. ^ Фишер 1997, стр.368.
  33. ^ Перейти обратно: а б Фредерик Споттс, Гитлер и сила эстетики , с. 176 ISBN   1-58567-345-5
  34. ^ Адам 1992 , с. 130.
  35. ^ Адам 1992 , с. 132.
  36. ^ Адам 1992 , с. 133.
  37. ^ Адам 1992 , с. 134.
  38. ^ Ричард Грюнбергер , 12-летний Рейх , с. 427, ISBN   0-03-076435-1
  39. ^ Перейти обратно: а б Адам 1992 , с. 138.
  40. ^ Адам 1992 , с. 150.
  41. ^ Перейти обратно: а б Сьюзан Зонтаг , « Захватывающий фашизм »
  42. ^ Адам 1992 , с. 172.
  43. Большие немецкие художественные выставки. Архивировано 31 января 2010 г., в Wayback Machine.
  44. ^ Адам 1992 , с. 157.
  45. ^ Адам 1992 , с. 162.
  46. ^ Фредерик Споттс, Гитлер и сила эстетики , стр. 176-178. ISBN   1-58567-345-5
  47. ^ Адам 1992 , с. 119.
  48. ^ Макс Домарус, Гитлер: речи и прокламации 1932–1945. Комментарий современного очевидца. Висбаден, 1973, с. 1218, ISBN   3-927068-00-4 . Оригинальный текст: «... первая цель нашего нового немецкого произведения искусства [...], несомненно, уже сегодня достигнута. Точно так же, как в этом городе Мюнхене началось архитектурное восстановление, здесь три года назад началась уборка, возможно, даже более опустошена область скульптуры и живописи, сметено все мошенническое, болезненное, ложное искусство моды. Достигнут приличный общий уровень, и это очень много». (14.07.1939)
  49. ^ Поли 1997, с. 106
  50. ^ Адам 1992 , с. 177.
  51. ^ Адам 1992 , с. 178.
  52. ^ Кэролайн Фетчер, «Зачем сегодня упоминать Арно Брекера?», The Atlantic Times , август 2006 г. Архивировано 11 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
  53. ^ «Искусство: больше, чем жизнь» . time.com .
  54. ^ Адам 1992 , с. 188.
  55. ^ Фишер 1997, с. 371.
  56. ^ Эйерман и Джеймисон 1998.
  57. ^ Леви 1994.
  58. ^ Стейнберг, Майкл (1998). Концерт: Руководство для слушателя . Издательство Оксфордского университета. п. 205. ИСБН  019802634X . Проверено 23 марта 2013 г.
  59. ^ Перейти обратно: а б Леви 1994, с. 217.
  60. ^ Поттер 1992.
  61. ^ Kater 1999; Kater 2000.
  62. ^ Ньютон, Джеральд, 2003, « Deutsche Schrift : Упадок и подъем немецкой черной буквы», German Life and Letters , 56:2 (аннотация). [ мертвая ссылка ]
  63. ^ Холлис 2001, стр. 66-67.
  64. ^ Перейти обратно: а б журнал « Проектирование героев »
  65. ^ Перейти обратно: а б «Нацистская пропаганда и миф о «арийской» непобедимости | Цветные фотографии | LIFE.com» . Архивировано из оригинала 3 ноября 2014 г. Проверено 29 октября 2014 г.
  66. ^ «Типотека: Свастика: построение символа Стивена Хеллера» . www.typotheque.com . 29 ноября 2004 г.
  67. ^ Моссе 1966, с. 135
  68. ^ Перейти обратно: а б Грюнбергер 1971, с. 361
  69. ^ Барбиан 2010, с. 7
  70. ^ Барбиан 2010, стр.8
  71. ^ Перейти обратно: а б Барбиан 2010, стр. 27-28.
  72. ^ Поли 1997, с. 101
  73. ^ Грюнбергер 1971, с. 357
  74. ^ Грюнбергер 1971, с. 358
  75. ^ Фишер 1997, стр. 368.
  76. ^ Труман, Китай (9 марта 2015 г.). «Литература в нацистской Германии» . Historylearningsite.co.uk . Проверено 7 мая 2024 г.
  77. ^ Перейти обратно: а б с д Фишер 1997, стр. 368–369.
  78. ^ Поли 1997, стр.106.
  79. ^ Сиверс, Деснуайерс и Стоу, 2012, стр.1008.
  80. ^ Моссе 1966, с. 139
  81. ^ Халл 1969, с. 8
  82. ^ Халл 1969, с. 10
  83. ^ Лакер 1996, с. 73
  84. ^ Лакер 1996, стр. 73–75
  85. ^ Хансен 2009 , стр. 80, 81.
  86. ^ Хансен 2009 , стр. 80, 83.
  87. ^ Хансен 2009 , стр. 84–86.
  88. ^ Хансен 2009 .
  89. ^ Перейти обратно: а б Халл 1969, с. 127
  90. ^ «Отчеты отдела по расследованию мародерства произведений искусства (ALIU) за 1945–1946 годы, а также список и указатель имен ALIU, отмеченных красным флагом» . www.lootedart.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 24 апреля 2021 г. Фабиани, Мартин. Париж, авеню Матиньон, 26. Корсиканский авантюрист, жиголо и завсегдатай автодромов, женившийся на дочери богатого банкира. Стал другом и протеже Амброза Воллара, который назначил его душеприказчиком поместья, значительной частью которого он владеет до сих пор. С Декуа, главным коллаборационистом парижской деловой среды. Неустановленным путем получил награбленные предметы из ЭРР. Лично вернул 24 картины Паулю Розенбергу, из коллекции которого они были украдены ERR. В последнем интервью он заявил, что его отношения с Розенбергом теперь (январь 1946 г.) находятся на «новой основе», поскольку они пришли к соглашению, касающемуся собственности Фабиани в США. Обвинен французским правительством в растрате коллекции Вертхайма и в покушениях на безопасность государства. В январе 1946 года оштрафован на 146 миллионов французских франков (Трибунал Сены, судья Фрапье).
  91. ^ Николас 1994 , с. 93.
  92. ^ Николас, Линн Х. (2009). Похищение Европы: судьба сокровищ Европы в Третьем рейхе и Второй мировой войне . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN  978-0-307-73972-8 . OCLC   649080564 .
  93. ^ Николас 1994 , с. 102.
  94. ^ Николас 1994 , с. 103.
  95. ^ Николас 1994 , с. 124.
  96. ^ Николас 1994 , стр. 125–126, 128–129.
  97. ^ Николас 1994 , с. 120.
  98. ^ Фишер 1997, стр. 374-375.
  99. Документальный фильм «Нацисты: Оккультный заговор» , финальные титры.
  100. ^ « Der Bannerträger («Знаменосец»), Хуберт Ланцингер, около 1935 года» . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 1 июня 2017 г.
  101. ^ Барбиан 2010, с. 367
  102. ^ Дег, Линда (1979). «Домашние сказки братьев Гримм и их место в доме: социальная значимость противоречивой классики». Западный фольклор 38 (2): 83–103.
  103. ^ Халл 1969, с. 90
  104. ^ Грюнбергер 1971, с. 423
  105. ^ Адам 1992 , с. 52.
  106. ^ Перейти обратно: а б Баэз 2004, с. 211
  107. ^ Грюнбергер 1971, с. 424
  108. ^ Грюнбергер 1971, стр.425.
  109. ^ Магуайр, Ричард и Кэти Кармайкл (2015). Рутледжская история геноцида . Лондон: Рутледж . п. 248. ISBN   9780415529969 ,
  110. ^ Бэррон 1991, с. 26
  111. ^ Шек, Рафаэль. (2008)
  112. ^ Фишер 1997, с. 364
  113. ^ Перейти обратно: а б Хардинг, Люк (11 февраля 2004 г.). «Порно и Наркотик» . Хранитель . Проверено 7 мая 2024 г.
  114. ^ Перейти обратно: а б с Поли, стр.109
  115. ^ Перейти обратно: а б Барбиан 2010, с. 9
  116. ^ Барбиан 2010, с. 29
  117. ^ Перейти обратно: а б с Барбиан 2010, с. 30
  118. ^ Фишер 1997, стр.365.
  119. ^ Перейти обратно: а б Фишер 1997, с. 366
  120. ^ Каролидес 2011, стр.152.
  121. ^ Перейти обратно: а б Баез 2011, стр. 209-210
  122. ^ Баэз 2011, с. 208
  123. ^ Баэз 2011, с. 211
  124. ^ Адам 1992 , стр. 121–122.
  125. ^ Николас 1994 , с. 22.
  126. ^ «Искусство в нацистской Германии» . Smarthistory в Академии Хана . Проверено 4 марта 2013 г.
  127. ^ Бернс, Люси (6 ноября 2013 г.). «Почему Гитлер выставил напоказ «дегенеративное» искусство» . Новости Би-би-си .
  128. ^ Перейти обратно: а б с Халл 1969, с. 128

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Адам, Питер (1992). Искусство Третьего Рейха . Нью-Йорк: HN Абрам . ISBN  0-8109-1912-5 .
  • Баэз, Фернандо . (2004). Всеобщая история уничтожения книг: от древнего Шумера до современного Ирака . Нью-Йорк: Атлас и компания.
  • Бэррон, Стефани, изд. (1991). « Дегенеративное искусство: судьба авангарда в нацистской Германии» . Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc. ISBN   0-8109-3653-4
  • Барбиан, Ян-Питер. (2010). Политика литературы в нацистской Германии: книги при диктатуре СМИ . Нью-Йорк: Bloomsbury Academic.
  • Клайнфелтер, Джоан Л., (2005), Художники для Рейха: культура и раса от Веймара до нацистской Германии , Оксфорд: Berg Publishers
  • Дэвидсон, Мортимер Г. (1991). Искусство в Германии 1933–1945: Живопись.
  • Дэвидсон, Мортимер Г. (1992). Искусство в Германии 1933–1945: Скульптура
  • Дэвидсон, Мортимер Г. (1995). Искусство в Германии 1933–1945: Архитектура
  • Деннис, Дэвид Д. (2002) «Почитайте своих немецких мастеров: использование и злоупотребление «классическими» композиторами в нацистской пропаганде». Университет Лойолы в Чикаго: Журнал политической и военной социологии 273–295
  • Эйерман, Рон и Эндрю Джеймисон (1998). Музыка и социальные движения: мобилизация традиций двадцатого века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Фишер, Клаус П. (1997). Нацистская Германия: новая история. Нью-Йорк: Издательская компания Continuum.
  • Гей, Питер. (1968). Веймарская культура: аутсайдер как инсайдер . Нью-Йорк: Издательство Harper and Row.
  • Гроссханс, Генри (1983). Гитлер и художники . Нью-Йорк: Холмс и Мейер. п. 86. ИСБН  0-8419-0746-3 .
  • Грюнбергер, Рихард (1971) 12-летний Рейх: социальная история нацистской Германии 1933–1945. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон из Canada Ltd.
  • Хансен, Дженнифер (2009). «Искусство и наука чтения лиц: стратегии расистского кино в Третьем рейхе» . Шофар . 28 (1): 80–103. ISSN   0882-8539 . JSTOR   10.5703/шофар.28.1.80 .
  • Холлис, Р. (2001). Графический дизайн: краткая история . Мир искусства. Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN   0-500-20347-4
  • Халл, Дэвид Стюарт. (1969) Фильм в Третьем рейхе . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета.
  • Каролидес, Балд и Сова. (2011). Запрещенные книги: цензурные истории мировой литературы . Нью-Йорк: Книги с галочкой.
  • Катер, Майкл (1999). Искаженная муза: музыканты и их музыка в Третьем рейхе . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Катер, Майкл (2000). Композиторы нацистской эпохи: восемь портретов . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Катер, Майкл и Альбрехт Райтмюллеры, изд. Музыка и нацизм; Искусство под тиранией . Берлин: Свободный университет Берлина. ISBN   3-89007-516-9
  • Краус, Карл; Обермайр, Ханнес (2019). Мифы о диктатурах. Искусство в фашизме и национал-социализме - Miti delle dittature. Искусство фашизма и национал-социализма . Государственный музей культуры и региональной истории в Тирольском замке. ISBN  978-88-95523-16-3 .
  • Лакер, Уолтер (1996). Фашизм: прошлое, настоящее, будущее . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-509245-7
  • Леви, Эрик (1994). Музыка в Третьем Рейхе . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN   0-312-10381-6 .
  • Манган, Джеймс Энтони, изд. Формирование сверхчеловека: фашистское тело как политическая икона – арийский фашизм (Routledge, 2014).
  • Мейер, Майкл (1975). Нацистский музыковед как мифотворец в третьем рейхе . Журнал современной истории. 10 (4), стр. 649–665.
  • Мишо, Эрик (2004). Культ искусства в нацистской Германии в переводе Джанет Ллойд. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN   0-8047-4327-4 .
  • Справочник по современной истории: 25 пунктов 1920: Ранняя нацистская программа (Документ № 1708-PS Нюрнбергского процесса ). Университет Фордхэма : Иезуитский университет Нью-Йорка. По состоянию на 14 августа 2017 г.
  • Мосс, Джордж Л. (1966). Нацистская культура: интеллектуальная, культурная и социальная жизнь в Третьем рейхе. Нью-Йорк: Гроссет и Данлэп.
  • Нацистский заговор и агрессия, том IV, документ № 2030-PS. Йельская юридическая школа . По состоянию на 11 февраля 2014 г. www.avalon.law.yale.edu.
  • Нацистский заговор и агрессия, том IV, документ № 2078-PS. Йельская юридическая школа . По состоянию на 11 февраля 2014 г. www.avalon.law.yale.edu.
  • Нордау, Макс (1998). Дегенерация , введение Джорджа Л. Моссе. Нью-Йорк: Говард Фертиг. ISBN   0-8032-8367-9
  • Николас, Линн Х. (1994). Похищение Европы: судьба сокровищ Европы в Третьем рейхе и Второй мировой войне . Кнопф. ISBN  978-0-679-40069-1 .
  • Поли, Брюс Ф. (1997). Гитлер, Сталин и Муссолини: тоталитаризм в двадцатом веке . Иллинойс: Harlan Davidson, Inc.
  • Петропулос, Джонатан. Искусство как политика в Третьем рейхе (UNC Press Books, 1999) онлайн .
  • Поттер, Памела (1992). «Штраус и национал-социалисты: дебаты и их актуальность». в Рихарде Штраусе: Новые взгляды на композитора и его творчество (Источники музыки и их интерпретация) . ред. Брайан Гиллиам. Дарем: Издательство Университета Дьюка.
  • Рентшлер, Эрик (1996). Министерство иллюзий: нацистское кино и его загробная жизнь . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-57640-7 .
  • Проверьте, Рафаэль. (2008). Германия, 1871–1945: Краткая история Оксфорд: Oxford International Publishers Ltd.
  • Шопс, Карл-Хайнц. Литература и кино в Третьем рейхе (Камден-Хаус, 2004). онлайн
  • Шумахер, Жак. Происхождение музейных коллекций нацистской эпохи: исследовательское руководство (UCL Press, 2024). онлайн
  • Сиверс, Денуайе и Стоу. (2012). Закономерности всемирной истории: с 1750 года. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Стейнвайс, Алан Э. «Профессиональные, социальные и экономические аспекты нацистской культурной политики: на примере Театральной палаты Рейха». Обзор немецких исследований 13.3 (1990): 441–459. онлайн
  • Стейнвейс, Алан Э. (1993). Искусство, идеология и экономика в нацистской Германии: Имперские палаты музыки, театра и изобразительного искусства . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN   0-8078-4607-4
  • Томс, Роберт: Художники на Великой выставке немецкого искусства в Мюнхене 1937–1944, Том I – живопись и печать. Берлин 2010, ISBN   978-3-937294-01-8 .
  • Томс, Роберт: Художники на Великой выставке немецкого искусства в Мюнхене 1937–1944, Том II – Скульптура. Берлин 2011, ISBN   978-3-937294-02-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ce67e7ca7ab9bce5f4274a186df970ac__1723065300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/ac/ce67e7ca7ab9bce5f4274a186df970ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Art in Nazi Germany - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)