Перелом
Латиница (перелом руки) | |
---|---|
Тип сценария | |
Период времени | 16–20 вв. |
Направление | Слева направо |
Языки | немецкий [а] и некоторые другие европейские языки |
Связанные скрипты | |
Родительские системы | Блэклеттер
|
Дочерние системы | Kurrentschrift , включая Зюттерлина |
Родственные системы | См. Блэклеттер |
ИСО 15924 | |
ИСО 15924 | Латф (217) , латынь (вариант перелома) |
Юникод | |
0020 – 00FF [б] | |
| |
Перелом ( Немецкий: [fʁakˈtuːɐ̯] ) — это каллиграфическая рука латинского алфавита и любого из нескольких черных шрифтов, произошедших от этой руки. Он устроен так, что начало и конец отдельных штрихов, составляющих каждую букву, будут четко видны и часто подчеркнуты; таким образом, его часто контрастируют с изгибами шрифтов Antiqua (обычных), где буквы плавно перетекают, а штрихи соединяются друг с другом непрерывным образом. Слово «Fraktur» происходит от латинского frāctūra («разрыв»), образованного от frāctus , пассивного причастия от frangere («ломать»), которое также является корнем английского слова «перелом». В непрофессиональном контексте термин «Fraktur» иногда неправильно используется для обозначения всех шрифтов Blackletter - хотя шрифты Fraktur действительно подпадают под эту категорию, не все шрифты Blackletter обладают характеристиками Fraktur, описанными выше. [а]
Fraktur часто характеризовали как «немецкий шрифт», поскольку он оставался популярным в Германии и большей части Восточной Европы гораздо дольше, чем где-либо еще. В Германии использование более современных шрифтов вызывало споры до 1941 года, когда нацистское правительство сделало любой переход непроизвольным, запретив использование шрифтов Fraktur.
Характеристики [ править ]
Помимо 26 букв базового латинского алфавита ISO , [б] Fraktur обычно включает в себя Eszett ⟨ ß ⟩ в форме ⟨ſʒ⟩ , гласные с умлаутами и долгую s ⟨ſ⟩ . Некоторые шрифты Fraktur также включают вариант формы буквы r, известный как r rotunda , и многие из них включают в себя различные лигатуры , оставшиеся от рукописного письма и имеющие правила их использования. В большинстве старых шрифтов Fraktur не делается различия между маюскулами ⟨I⟩ и ⟨J⟩ (где общая форма больше напоминает ⟨J⟩ ), хотя минускулы ⟨i⟩ и ⟨j⟩ различаются.
Одно из различий между Fraktur и другими черными буквами заключается в том, что в нижнем регистре ⟨o⟩ левая часть лука сломана, а правая — нет. В датских текстах, составленных на Fraktur, буква ⟨ ø ⟩ уже предпочиталась немецкой и шведской ⟨ ö ⟩ в 16 веке. [с]
В латвийском варианте Fraktur, использовавшемся в основном до 1920-х годов, есть дополнительные символы, обозначающие латышские буквы с диакритическими знаками . [1] [2] Обведенные буквы ⟨Ꞡ ꞡ⟩ , ⟨Ꞣ ꞣ⟩ , ⟨Ł ł⟩ , ⟨Ꞥ ꞥ⟩ , ⟨Ꞧ ꞧ⟩ используются для палатализованных согласных ( ⟨Ģ ģ⟩ , ⟨Ķ ķ⟩ , ⟨ Ļ ļ⟩ , ⟨Ņ ņ ⟩ , ⟨Ŗ ŗ⟩ ) штриховые варианты ⟨s⟩ и ⟨ſ⟩ различают звонкие и глухие шипящие или аффрикаты ( ⟨S ſ⟩ для звонкого [z], ⟨Ꞩ ẜ⟩ для глухого [s], ⟨ſch⟩ [ž ] / ⟨ẜch⟩ [š], ⟨dſch⟩ [dž] / ⟨tẜsch⟩ [č]), с акцентами ( ⟨à⟩ , ⟨â⟩ , ⟨ê⟩ , ⟨î⟩ , ⟨ô⟩ , ⟨û⟩ ) вместе с орграфами ( ⟨ah⟩ , ⟨eh⟩ и т. д.) используются для долгих гласных ( ⟨Ā ā⟩ , ⟨Ē ē⟩ , ⟨Ī ī⟩ , ⟨Ō ō⟩ , ⟨Ū ū⟩ ). Штриховые варианты ⟨s⟩ также использовались в сербской орфографии до 1950 года. [1]
Происхождение [ править ]
Первый шрифт Fraktur возник в начале 16 века, когда император Максимилиан I дизайн Триумфальной арки гравюры на дереве заказал Альбрехту Дюреру и специально для этой цели создал новый шрифт, разработанный Иеронимом Андреэ . Типы Fraktur для печати были созданы аугсбургским издателем Иоганном Шёнспергером при выпуске серии произведений Максимилиана, таких как его Молитвенник ( Gebetbuch , 1513 г.) или иллюстрированное Тойерданк (1517 г.). стихотворение [3]
Fraktur быстро обогнал по популярности более ранние шрифты Schwabacher и Textualis , а большое количество шрифтов Fraktur было вырезано и стало обычным явлением в немецкоязычном мире и регионах, находящихся под немецким влиянием (Скандинавия, Эстония, Латвия, Центральная Европа ). В 18 веке немецкий Theuerdank Fraktur был дополнительно развит лейпцигским типографом Иоганном Готтлобом Иммануэлем Брейткопфом для создания набора Breitkopf Fraktur . Хотя в последующие столетия большинство жителей Центральной Европы перешли на Антиква , немецкоязычные оставались заметным противником.
Используйте [ править ]
- Чешский Вацлава пример Fraktur: Титульный лист « Чешской марьянской музыки» Адама Михны из Отрадовича (1647 г.) (« Ческа марьянская музыка » по старой орфографии ).
- Титульная страница Библии Густава Васы 1541 года, напечатанная с использованием Fraktur.
- Польский алфавит, 16 век.
- Немецкий алфавит из детской книги американских меннонитов 1850-х годов.
Набор текста во Fraktur все еще был очень распространен в начале 20 века во всех немецкоязычных странах и регионах, а также в Норвегии , Эстонии и Латвии , и все еще использовался в очень небольшой степени в Швеции , Финляндии и Дании . [д] хотя в других странах верстают в Antiqua . В некоторых книгах того времени использовались родственные черные шрифты, такие как Schwabacher ; однако преобладающим шрифтом был Normalfraktur, который имел небольшие вариации.
С конца 18-го до конца 19-го века Fraktur постепенно заменялся Antiqua как символом эпохи классицизма и зарождающегося космополитизма в большинстве стран Европы, которые ранее использовали Fraktur. Этот шаг горячо обсуждался в Германии, где он был известен как спор Антиква-Фрактур . Этот сдвиг коснулся в основном научной литературы в Германии, тогда как большая часть художественной литературы и газет продолжала печататься во Fraktur.
Шрифты Fraktur продолжали использоваться в нацистской Германии , когда изначально они представлялись как настоящий немецкий шрифт; В официальных нацистских документах и фирменных бланках использовался этот шрифт, а на обложке гитлеровской « Майн кампф» использовалась его нарисованная от руки версия. [7] Однако более модернизированные шрифты типа Gebrochene Grotesk , такие как Tannenberg , на самом деле были самыми популярными шрифтами в нацистской Германии, особенно для текста, а не для декоративного использования, например, в заголовках. Эти шрифты были разработаны в начале 20-го века, в основном в 1930-х годах, как гротескные версии шрифтов Blackletter. Нацисты сами активно использовали эти шрифты, хотя этот сдвиг оставался спорным; Фактически, прессу иногда ругали за частое использование «римских символов» под «еврейским влиянием», а немецких эмигрантов призывали использовать только «немецкое письмо». [8] [9] 3 января 1941 года нацистская партия положила конец этому противоречию, перейдя на международные сценарии, такие как Antiqua. Мартин Борман издал циркуляр (« декрет нормального типа ») всем государственным учреждениям, в котором Fraktur (и его следствие, почерк, основанный на Зюттерлине ) объявлялся Judenlettern (еврейскими буквами) и запрещался их дальнейшее использование. [10] Немецкий историк Альберт Капр предположил, что режим рассматривал Фрактур как препятствовавшую общению на оккупированных территориях во время Второй мировой войны . [11]
После 1941 года [ править ]
Даже после отмены Fraktur некоторые публикации включали его элементы в заголовки. [ нужна ссылка ] Чаще некоторые лигатуры ch , ck из Fraktur использовались в изданиях типа Antiqua вплоть до периода офсетного типа. Fraktur пережил кратковременное возрождение после войны, но после этого вышел из общего употребления. [ нужна ссылка ]
Fraktur сегодня используется в основном для декоративного набора текста: например, ряд традиционных немецких газет, таких как Frankfurter Allgemeine , а также норвежская Aftenpoſten , до сих пор печатают свое название Fraktur на шапке (как и некоторые газеты в других европейских странах). и США), а также он популярен для вывесок пабов и тому подобного. В этом современном декоративном использовании традиционные правила использования длинных и коротких ⟨s⟩ и лигатур часто игнорируются.
Отдельные буквы Fraktur иногда используются в математике , которая часто обозначает связанные или параллельные понятия одной и той же буквой в разных шрифтах. Например, группу Ли часто обозначают G , а связанную с ней алгебру Ли называют . Кольцевой идеал можно обозначить через (или если простой идеал), а элемент . Перелом также иногда используется для обозначения мощности континуума , то есть мощности действительной линии. В теории моделей используется для обозначения произвольной модели, где A является ее вселенной. [ нужна ссылка ]
Fraktur до сих пор используется традиционными анабаптистами для печати немецких текстов, а Kurrent используется для рукописного письма немецких текстов. Группы, которые используют обе формы традиционного немецкого письма, — это амиши , меннониты старого порядка , гуттериты и традиционные на плаутдиче, , говорящие меннониты которые живут в основном в Латинской Америке . сегодня [ нужна ссылка ]
Образцы шрифтов [ править ]
На рисунках ниже немецкое предложение, которое появляется после названий шрифтов (Walbaum-Fraktur на рис. 1 и Humboldtfraktur на рис. 2), гласит: Victor jagt zwölf Boxkämpfer quer über den Sylter Deich . Это означает «Виктор гонится за двенадцатью боксерами поперек». Sylt умлауты dike» и содержит все 26 букв алфавита, а также , используемые в немецком языке, что делает его примером панграммы .
Юникод [ править ]
Unicode не кодирует Fraktur как отдельный скрипт. Вместо этого Fraktur считается «формой представления» латинского алфавита. [12] [и] Таким образом, дополнительные лигатуры, необходимые для шрифтов Fraktur, не будут кодироваться в Unicode: поддержка этих лигатур — это вопрос проектирования шрифтов, оставленный на усмотрение разработчиков шрифтов. [13]
есть два набора символов Fraktur Однако в блоках Юникода : математические буквенно-цифровые символы , буквоподобные символы и расширенный латиница-E . Долгие s , ß и умлаутированные гласные не кодируются, поскольку символы предназначены для использования в математике и фонетике, поэтому они не подходят для набора текстов на немецком языке. [14]
- 𝔄 𝔅 ℭ 𝔇 𝔈 𝔉 𝔊 ℌ ℑ 𝔍 𝔎 𝔏 𝔐 𝔑 𝔒 𝔓 𝔔 ℜ 𝔖 𝔗 𝔘 𝔙 𝔚 𝔛 𝔜 ℨ
- 𝔞 𝔟 𝔠 𝔡 𝔢 𝔣 𝔤 𝔥 𝔦 𝔧 𝔨 𝔩 𝔪 𝔫 𝔬 𝔭 𝔮 𝔯 𝔰 𝔱 𝔲 𝔳 𝔴 𝔵 𝔶 𝔷
- 𝕬 𝕭 𝕮 𝕯 𝕰 𝕱 𝕲 𝕳 𝕴 𝕵 𝕶 𝕷 𝕸 𝕹 𝕺 𝕻 𝕼 𝕽 𝕾 𝕿 𝖀 𝖁 𝖂 𝖃 𝖄 𝖅
- 𝖆 𝖇 𝖈 𝖉 𝖊 𝖋 𝖌 𝖍 𝖎 𝖏 𝖐 𝖑 𝖒 𝖓 𝖔 𝖕 𝖖 𝖗 𝖘 𝖙 𝖚 𝖛 𝖜 𝖝 𝖞 𝖟
Латекс [ править ]
LaTeX не использует Unicode для набора букв во фрактуре: у него есть собственный метод. Команда, используемая для указания перелома: \mathfrak{◌}
. [15]
Например, \mathfrak{Fraktur}
производит . Или, в реальном примере,
Данные идеалы коммутативного кольца R , R -аннулятор кольца является идеалом R, называемым идеальным фактором к и обозначается ; это пример идеализатора в коммутативной алгебре.
См. также [ править ]
- Спор Antiqua-Fraktur - Типографский спор в 19-м и начале 20-го века в Германии.
- Blackletter - исторический европейский шрифт и шрифт.
- Breitkopf Fraktur – шрифт Blackletter, разработанный в 1750 году.
- Fette Fraktur – шрифт, разработанный Бауэром в 1850 году.
- Фрактур (народное искусство) - Иллюминированное народное искусство из Пенсильвании.
- Куррент - форма немецкого почерка.
- Математические буквенно-цифровые символы – блок Юникода
- Зюттерлин - историческая форма немецкого почерка, использовавшаяся в 1915–1970-х годах.
Примечания [ править ]
- ^ Точно так же термин «готика» иногда неправильно используется для обозначения шрифтов Fraktur. Однако в типографике термин «готика» означает просто без засечек .
- ^ Базовый латинский алфавит ISO произошел от английского алфавита, следовательно, он состоит из 26 букв.
- ^ Сравните, например, Библа: Это Святой Скрифф из Ганта: назовите это по-датски . 1550 г. (на датском языке) и Библия: Это Den Gantske Hellige Scrifft на датском языке, снова исполняющий обязанности и напечатанный в честь нашего милостивого господина и короля К. Кристиана IV. Заповедь . 1633 г. (на датском языке)
- ↑ В Дании в 1902 году процент печатной продукции с использованием антиква, по данным Р. Паулли, составлял 95%. [5]
- ^ Примеры более очевидных «форм представления» см. в разделе «Отображаемый шрифт» .
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Предложение закодировать 10 латинских букв для латышской орфографии до 1921 года» (PDF) . Консорциум Юникод . 30 апреля 2009 г. Архивировано (PDF) из оригинала 27 ноября 2023 г.
- ^ Швех, Эрнст Александр (1877). Новый алфавит (на латышском языке). Рига: В. Ф. Хакер. Мистер. 7 . Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ Функе, Фриц (1999). Покупатель книги: Обзор истории книги на ( немецком языке) (6-е изд.). Мюнхен: Саур. п. 223. ИСБН 3-598-11390-0 .
- ^ «последний залп» . Западная почта . Сент-Луис, штат Миссури. 21 июля 1906 г. с. 7 . Получено 1 ноября 2023 г. - через Newspapers.com.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Паулли, Ричард Дж. (1940). Den sejrende antikva (специальное издание юбилейной книги «Печатное слово») (на датском языке). Копенгаген: Графический кружок.
- ^ Рем, Торе (2009). «Вариации материала. Переход от перелома к древности в Норвегии». В Мальме Матс; Сёнелл, Барбро Столе; Седерлунд, Петра (ред.). Существенность книги: История книги и библиография (на шведском языке). Стокгольм: Шведская ассоциация Witter. ISBN 978-91-7230-149-8 .
- ^ «1941: Нацисты запрещают еврейские шрифты – используя еврейский шрифт» . Historyweird.com . Архивировано из оригинала 7 декабря 2015 года . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ Мишо, Эрик (2004). Культ искусства в нацистской Германии . Перевод Джанет Ллойд. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. стр. 215–216. ISBN 0-8047-4326-6 .
- ^ Табличка 110.
- ^ Борман, Мартин (3 января 1941 г.). «Проспект (Не для публикации)» . Ligaturix.de (на немецком языке).
- ^ Капр, Альберт (1993). Fraktur: Форма и история сломанных сочинений (на немецком языке). Майнц: Х. Шмидт. п. 81. ИСБН 3-87439-260-0 .
- ^ «Лигатуры, диграфы, формы представления против обычного текста | Формы представления» . Консорциум Юникод . 7 июля 2015 года . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ «Лигатуры, диграфы, формы представления против обычного текста | Лигатуры» . Консорциум Юникод . 7 июля 2015 года . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ «Лигатуры, диграфы, формы представления против простого текста | Почему Unicode содержит целые алфавиты «курсивных» или «жирных» символов в плоскости 1?» . Консорциум Юникод . 7 июля 2015 года . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ Клифф, Эмма (май 2012 г.). «Написание LaTEX для нескольких выходных форматов» . Университет Бата .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бэйн, Питер; Шоу, Пол (1998). Blackletter: тип и национальная идентичность . Принстонская архитектурная пресса. ISBN 1-56898-125-2 .
- Фидл, Фредерик; Отт, Николас; Штейн, Бернард (1998). Типографика: энциклопедический обзор шрифтового дизайна и техник в истории . Нью-Йорк: Блэк Дог и Левенталь. ISBN 1-57912-023-7 .
- Хартманн, Сильвия (1998). Фрактур или Антиква. Юридический спор с 1881 по 1941 год (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг. ISBN 3-631-35090-2 .
- Макмиллан, Нил (2006). Шрифтовые дизайнеры от А до Я. Издательство Йельского университета . ISBN 0-300-11151-7 .
Внешние ссылки [ править ]
- Полная диаграмма Fraktur (Библиотека Йельского университета)
- UniFraktur : бесплатные шрифты и ресурсы Fraktur на SourceForge.
- Перевод газет, действие которых происходит во Фрактуре (семейно-исторические фанатики)