Диего Арамбуро
Диего Арамбуро | |
---|---|
Рожденный | Диего Арамбуро Джордан 8 сентября 1971 года Кочабамба , Боливия |
Оккупация | Актриса, драматурга |
Диего Арамбуро Джордан (родился 8 сентября 1971 года) - боливийская актриса, режиссер и драматург. Основатель и директор компании Kiknteatr, она является лауреатом 10 национальных театральных премий Питера Травеса, в дополнение к тому, что она получила различные различия и признания в своей стране и за рубежом. Ее театр был охарактеризован современным стилем, в котором перемещают и визуально смешаны. Арамбуро провела большую часть своей карьеры за границей, часто ее приглашали в кинотеатры и независимые компании в разных странах Америки и Европы.
В мае 2018 года художница сделала ее изменение гендерной идентичности для должностного лица, в соответствии с актом, которое вызвало интенсивные общественные дебаты.
Биография и художественная карьера
[ редактировать ]Ребенок архитектора, Диего Арамбуро, родилась 8 сентября 1971 года в Кочабамбе , город, где она начала свою актерскую карьеру в 17 лет. [ 1 ] [ 2 ] В связи с исследованиями, проведенными в Бразилии, Испании, Франции, Канаде и Соединенных Штатах, и ученичества с такими учителями, как Иержи Гротовски , Деклан Доннеллан , Йоши Оида, Жозе Санчи Синстерра , Маурисио Картун , а Рафаэль Спрелбурд быстро стал быстро стал известный и спорный директор в Кочабамбе. В 1996 году она основала Kíkinteatro - позже сократилась до Kiknteatr - чье имя происходит от слов Kíkin («похоже на», в кечуа) и Teatro («Театр», на испанском языке). [1][3] Her first play with the company was Tres fases de la luna, for which she won her first Peter Travesí National Theater Award.[4]
Her subsequent plays, Feroz, Amataramarta, and Ese cuento del amor (written with Claudia Eid), quickly established Aramburo as the most awarded director in Bolivia and brought her invitations to festivals in other countries.[1] Although from the beginning the Kiknteatr opted for its own dramaturgy, it also staged productions by other authors, as with Tierra (2003) by French playwright Hubert Colas , 4.48 Psychosis (2004) by Sarah Kane, and Happy Days (2007) by Samuel Beckett.[3]
In 2004, Aramburo wrote and directed one of her best-known plays, Crudo, with performances by Pati García, Jorge Alaniz, Alejandro Marañón, Lía Michel, and Daniel Larrazábal.[5] García, Alaniz, Marañón, and Michel have been part of the casts of several of Aramburo's shows. Other notable works in the company's history were Transparente (2009), Romeo y Julieta de Aramburo (2013),and the Bolivian Trilogy, comprising Ukhupacha, Morales, and Hejarei (2014–2015).
Parallel to her work in Bolivia, Aramburo has been invited to direct plays in countries such as Canada, Argentina, Ecuador, the Dominican Republic, France, and Romania. In recent years, her productions have also been selected for performance at festivals in Brazil, Chile, Colombia, Cuba, Venezuela, Spain, and Estonia. Her plays Feroz, Ese Cuento del Amor, and Fragmentos Líquidos have been staged abroad.[6]
Aramburo's works have garnered nearly 30 national and international awards, including two Medals of Honor awarded by the Government of Bolivia, career awards from the Santa Cruz de la Sierra International Theater Festival and the Bertolt Brecht National Theater Festival, and her appointment as teacher of Latin American theater in Colombia.[6][7][8][9]
Gender change
[edit]In May 2018, Diego Aramburo was legally recognized as a woman under Bolivia's Law 807 on Gender Identity.[10] According to the artist – who made no changes to her body or name – the measure was adopted as "a way of fighting against the strict heteronormalization of Bolivian society" and "breaking with the cultural barriers around gender identity."[11] The process that the artist went through to legalize her new identity was documented in Genero (2018), an expanded work of art made in co-production with Ecuador and Brazil and with the backing of Iberescena. Although she received the support of various personalities related to the arts, teaching, and activism, Aramburo was also the target of criticism for the action, sparking intense debate on the subject.[12][13]
Style
[edit]Diego Aramburo's works are framed within contemporary theater, with a strong influence of the visual and performing arts, and an interest in mixing different languages on stage, using audiovisual projections – often recorded in real time – live music, and exploration of new technologies. Considered an innovative and transgressive director, especially for the canons of the Bolivian theater – which she frequently represents at international festivals, but moving away from the idea of "Bolivianity" understood as something folkloric, costumbrista, or autochthonous - Aramburo has a body of work in which it is possible to identify some recurring themes or concerns: sexuality, identity, ancestry, obscenity, Bolivian history, and vices and abuse of power.[14]
Selected works as director
[edit]- 1997: Tres fases de la luna
- 2003: Ese cuento del amor
- 2003: Raspando la cruz
- 2003: Tierra
- 2004: 4.48 Psychosis
- 2004: Amor de Dn. Perlimplín con Belisa en su jardín
- 2004: Crudo
- 2004: No hay cosa como callar
- 2005: A los que no me pueden ver
- 2005: Fábula del camaleón y la salamandra
- 2005: Fragmentos líquidos
- 2005: Gore
- 2006: Kiknteatr cuenta Pinocchio
- 2006: Pistolas verdes
- 2006: Withorwithoutme
- 2007: Happy Days
- 2007: Romeo y Julieta
- 2008: Ocho
- 2009: King Kong Palace (Argentina)
- 2009: La escala humana
- 2009: Macbett (Canada)
- 2009: Transparente
- 2010: La librería
- 2011: El preciso instante para no ser amado (Argentina)
- 2011: Medea ([Canada)
- 2011: MedeaMaterial
- 2011: Reflexión (performance)
- 2011: Texto M
- 2012: Aecceso
- 2012: Hamlet de los Andes
- 2012: Lisístrata (Ecuador)
- 2013: Romeo y Julieta de Aramburo
- 2014: 155 (y contando)
- 2014: Blancanieves
- 2014: Morales
- 2015: Hamlet (Dominican Republic)
- 2015: Hejarei
- 2015: La santa cruz de Sade
- 2015: Ukhupacha
- 2016: La casa de la fuerza
- 2017: Pornografía
- 2017: Scufita Rosie (Romania)
- 2018: Dios
- 2018: Genero
Selected awards and recognition
[edit]- 1998: Peter Travesí National Theater Award for Tres fases de la luna[1]
- 2000: Peter Travesí National Theater Award for Feroz[4]
- 2002: Peter Travesí National Theater Award for Amataramarta[1]
- 2003: Peter Travesí National Theater Award for Ese cuento del amor[4]
- 2004: Peter Travesí National Theater Award for 4.48 Psychosis[5]
- 2004: Peter Travesí National Theater Award for Crudo[1]
- 2007: Bertolt Brecht National Award: Best Work, Direction, and Dramaturgy for Romeo y Julieta[6]
- 2008: Bertolt Brecht National Award: Best Work, Direction, and Scenography for Happy Days
- 2011: Featec Awards, Córdoba, Argentina: Best Work, Direction, and Dramaturgy for El preciso instante para no ser amado[15]
- 2013: Government of Bolivia: Medal of Honor for Merit[7]
- 2013: Santa Cruz de la Sierra International Theater Festival: Career Award[16]
- 2013: Bertolt Brecht National Festival: Career Award[17]
- 2013: Peter Travesí National Theater Award for Aecceso[18]
- 2014: World Theater Awards, Argentina: Major Award for Best Foreign Production for Hamlet de los Andes[19]
- 2015: Peter Travesí National Theater Award for Morales[20]
- 2016: Peter Travesí National Theater Award for Ukhupacha[21]
- 2017: Eduardo Abaroa Plurinational Award for Morales[22]
- 2018: Peter Travesí National Theater Award for Dios[4]
- 2018: Eduardo Abaroa Plurinational Award for Genero[23]
References
[edit]- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон Муньос, Вилли О. (2016). Латиноамериканская театральная антология: Бразилия и Боливия (1950–2007) [ Антология латиноамериканского театра: Бразилия и Боливия (1950–2007) ] (на испанском). Vol. стр. 7–9. Арчндд из оригинала 9 июня 2020 года . Получено 8 июня 2020 года .
- ^ «Диего Арамбуро, вдохновение и персонаж в театре» [Диего Арамбуро, вдохновение и персонаж в театре]. Мнение газета (по -испански). La Paz 28 марта 2012 года. Арчндд из оригинала 9 июня 2020 года . Получено 8 июня 2020 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «ОБРА: Счастливые дни» (на испанском). Санта -Крус де ла Сьерра Международный театральный фестиваль. Архивировано из оригинала 9 июня 2020 года . Получено 8 июня 2020 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый » «Сахарный театр выделяется на этапах страны Пост Юга (на испанском). 30 августа . 2018 года Получено 8 июня 2020 года
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный "Kkin Theatre Repone yth" crudo "" грубая " " Газетное мнение (по -испански). 22 июля 2010 года. Архивировано с оригинала 9 июня Получено 8 июня
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в театро Кин " ГАЗИА ГОДА (по -испански). 17 декабря 2007 года. с оригинала 9 июня Архивировано Получено 8 июня
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Обеспокативное различие 10 учреждений» [Депутаты признают 10 учреждений] ГАЗИА ГОДА (по -испански). 12 сентября 2013 года. с оригинала 9 июня Архивировано Получено 8 июня
- ^ «Арамбуро:« La Democratización Artística Cultural Es a Halusisón » [ Aramburo:« Культурная художественная демократизация - это заблуждение »]. Управлять SUR (по -испански). 1 февраля 2016. Архивировано с оригинала 9 июня 2020 года . Получено 8 июня 2020 года .
- ^ «Диего Арамбуро, маэстро -дель театровый латиноамериканский» [Deego Aramburo, Teach of Latin American Theatre] Correo del Sur (на испанском). 1 сентября 2013 года. с оригинала 27 октября Архивировано Получено 8 июня
- ^ Соруко, Хорхе (3 мая 2018 г.). «Режиссер Диего Арамбуро уже женщина» [режиссер Диего Арамбуро теперь женщина]. Причина (на испанском). La Paz Арчндд из оригинала 25 ноября 2019 года . Получено 8 июня 2020 года .
- ^ Варгас, Мигель (4 мая 2018 г.). «Диего Арамбуро:« Я чувствую и описываю в ситуации с гендерным движением » [ Диего Арамбуро:« Я сажусь и описываю себя в ситуации с гендерным переходом »]. Причина (на испанском). La Paz Арчндд из оригинала 8 сентября 2019 года . Получено 8 июня 2020 года .
- ^ Ид Асбун, Клаудия (6 мая 2018 г.). «Диего Арамбуро ставит под сомнение театральный язык и социальную концепцию пола» [Диего Арамбуро спрашивает театральный язык и социальную концепцию пола]. The Times (на испанском). Арчндд из оригинала 9 июня 2020 года . Получено 8 июня 2020 года .
- ^ Фелисио, Камила (20 июня 2018 года). " Géneus": дебаты на необходимости " La Razón (на испанском). Архивировано с оригинала октября 27 Получено 8 июня
- ^ Паласиос, Серхио Марсио (13 августа 2016 г.). "Секс, голый и непристойность: Арамбуро, это порно -театр?" [Секс, обнаженные и непристойность: Арамбуро - порно -театр?]. Культурная деревня (на испанском). Арчндд из оригинала 27 октября 2018 года . Получено 8 июня 2020 года .
- ^ «Победившие работы Фонда стимулов» [победные пьесы Фонда стимулов]. Голос интерьера (по -испански). 24 августа 2011 г. Арчндд из оригинала 9 июня 2020 года . Получено 8 июня 2020 года .
- ^ Феррел, MJ (29 апреля 2013 г.). «Memoria de 11 días de tablas» [память о 11 днях досок]. Эль -Диа (на испанском). Архивировано из оригинала 9 июня 2020 года . Получено 8 июня 2020 года .
- ^ "Реконтройный Каррера Театрал де Франнк y aramburo " Los Times (по -испански). 13 декабря 2013 года. с оригинала 9 июня Архивировано Получено 8 июня
- ^ « Aeccesso 'y la aceptación del otro» [' aeccesso 'и принятие другого] Los Times (по -испански). 1 октября 2013 года. с оригинала 9 июня Архивировано Получено 8 июня
- ^ «Teatro de Los Andes Hopiene un un Galardón en Argentina» [Театр Анд выигрывает награду в Аргентине] (по -испански). Эджу ТВ. 6 декабря 2014 года. Архивировано с оригинала 9 июня 2020 года . Получено 8 июня 2020 года .
- ^ «Крест -далкий Петр для остановки и недостатков заканчивается» [Закончите невыгодность Питера Травеса из -за оставления и недостатков]. Мнение газета (по -испански). 29 сентября 2015 года. Архивировано с оригинала 9 JNE 2020 . Получено 8 июня 2020 года .
- ^ « Ukhupacha» от Kikteat принимает три специальных упоминания о фестивале Питера Травеса 2016 года » [« Укхупача »Киктеата принимает три специальных упоминания на фестивале Питера Травеса]. Мнение газета (по -испански). 1 октября 2016 года. Арчндд из оригинала 9 июня 2020 года . Получено 8 июня 2020 года .
- ^ «Семь Кочабамбинос выиграли премию Абароа» [Семь из Кочабамбы выиграла премию Абароа]. Мнение газета (по -испански). 24 марта 2017 года. Арчндд из оригинала 9 июня 2020 года . Получено 8 июня 2020 года .
- ^ «Кочамба Дестека, признание Эдуардо Абаредо Абароа» [Кочабамба признала и премия Эдуардо Абароа] Los Times (по -испански). 17 марта 2018 года. с оригинала 9 июня Архивировано Получено 8 июня
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1971 Рождение
- Боливийские актрисы 21-го века
- Драматурги и драматурги 21-го века
- Боливийские сценические актрисы
- Трансгендерные драматурги и драматурги
- Живые люди
- Люди из Кочабамбы
- Трансгендерные актрисы
- Женщины драматурги и драматурги
- Боливийские женские театральные директора
- Боливийские трансгендерные люди
- ЛГБТ -театральные директора
- Боливийские ЛГБТК 21-го века
- Боливийские женщины -писатели