Платонические любовники
Платонические любовники [1] пьеса эпохи Каролины , в которой сочетаются жанры трагикомедии , сатиры и комедии нравов . Она была написана сэром Уильямом Давенантом и впервые напечатана в 1636 году. Пьесу можно считать одной из наиболее тонких и успешных сатир на английском языке: Давенанту удалось высмеять одержимость своего работодателя, не потеряв при этом работу.
Лицензия на постановку спектакля была получена сэром Генри Гербертом , Мастером пиров , 16 ноября 1635 года, и она была поставлена « Слугами короля» в театре Блэкфрайарс . Впервые оно было опубликовано в ин-кварто в 1636 году книготорговцем Ричардом Мейгеном . Давенант посвятил пьесу своему покровителю Генри Джермину . В 1665 году последовало второе издание, в котором «Платонические любовники» сочетаются с комедией Давенанта «Остроумие».
В пьесе впервые встречается фраза « Платоническая любовь », записанная на письменном английском языке (в первом издании 1636 года), хотя сама эта концепция уже некоторое время существовала в английском обществе.
«Любовников Платоника» назвали «второстепенным шедевром» сатиры. [2] Давенант искал и добился покровительства Генриетты Марии , королевы-консорта короля Карла I. Генриетта Мария возродила средневековую традицию куртуазной любви , которая была популярна при французском дворе, где она выросла. [1] Давенант написал несколько произведений в честь королевы, в первую очередь заключительные маски, поставленные при дворе Стюартов , от «Храма любви » (1635 г.) до «Люминалии» (1638 г.) и «Сальмасиды Сполии» (1640 г.). Считается, что «Платонические любовники» были написаны либо по ее приказу, либо по ее просьбе. В своем прологе Давенант написал, что название его пьесы, возможно, выше головы простых людей, но двор это оценит.
- ...Заголовок должен вызывать
- От снисходительного Двора добрые аплодисменты,
- Поскольку там он научился этому первым и командовал
- Ты интерпретируешь то, что он едва ли понимает.
И все же Давенанту тонко удается «разоблачить снобизм платонической любви». [3] и высмеивать его претензии. [2]
Теандр и Эвритея, главные герои, изначально испытывают друг к другу лишь изысканную, интеллектуальную любовь. Только после того, как Теандру дали лекарство, чтобы «вылечить» его от целомудрия, он увидел, что женщины существуют прежде всего как объекты, предназначенные исключительно для мужских желаний. В этот момент «неестественная» изысканная и интеллектуальная любовь между равными превращается в «естественную» физическую любовь между властным мужчиной и его покорной женой.
- Эта награда была превосходной, когда вы
- Имел привилегию дать или отказать; но сейчас
- Ваш устав устарел, и мой
- Начинает править: внизу присутствует Жрец.
- Чтобы отпраздновать наши свадебные обряды, которые
- Счастливый час, который приближается
- Правительство мужа; приходи в Чаппелл, Лав.
Высокомерная любовь Теандра и Эвритеи также контрастирует с физической любовью между Филомонтом и Ариолой, братом Эвритеи и сестрой Теандра соответственно. Давенант показывает, как (по крайней мере, в начале пьесы) Теандр и Эвритея могут свободно целоваться и прикасаться, поскольку их идеализированная любовь не искушает их, но что Филомонт и Ариола, чья любовь более физична, должны оставаться физически целомудренными, прежде чем их свадьба.
Спектакль был одним из главных успехов Давенанта, и его часто возрождали. Его сатира, похоже, так и не пришлась по душе покровителю автора: «Влюбленные Платоники» были одной из любимых пьес Генриетты Марии еще в 1660-х годах. [4]
Примечания
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Брум, Венделл В. Старомодное критическое издание книги Уильяма Дэвенанта «Платонические [k] любовники» сэра Уильяма Д'Авенанта. Нью-Йорк: Гарленд Пресс, 1987. ISBN 0-8240-8402-0 .
- Логан, Теренс П. и Дензелл С. Смит, ред. Поздние драматурги Якобинского периода и Кэролайн: обзор и библиография последних исследований английской драмы эпохи Возрождения. Линкольн, штат Небраска, Университет Небраски Press, 1978.
- Макгуайр, Нэнси Кляйн. Цареубийство и восстановление: английская трагикомедия 1660–1671 гг. Кембридж, Издательство Кембриджского университета, 1992.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Платонизм в английской поэзии - обсуждаются «Любители платоника»
- «Новые секты любви»: неоплатонизм и гендерные конструкции в книгах Давенанта «Храм любви» и «Платонические любовники» Леселя Доусона из Бристольского университета