Салмацида Сполия
Салмасида Сполия была последней маской , представленной при английском дворе перед началом гражданской войны в Англии . Написанный сэром Уильямом Давенантом , с костюмами, декорациями и сценическими эффектами, разработанными Иниго Джонсом , и с музыкой Льюиса Ричарда, он был исполнен во дворце Уайтхолл 21 января 1640 года .
Намерение
[ редактировать ]На английском языке название означает «Салмакийская добыча» и отсылает к древнегреческой легенде: группа варваров, грабящих греческий город Галикарнас в Малой Азии, умиротворяется и цивилизуется, пья из источника Салмакиды . [1] Маска была призвана передать послание уступчивости и умиротворения; Карл I только что закончил свое одиннадцатилетнее личное правление и созвал новую сессию парламента . В попытке создать дружескую атмосферу для предстоящей парламентской сессии несколько ведущих аристократических членов парламентской партии были задействованы в маске, в том числе Фрэнсис Рассел, 4-й граф Бедфорд , и Филип Герберт, 4-й граф Пембрук . (Эти усилия в политическом театре быстро оказались бесполезными: последовавшим за этим парламентом стал знаменитый Короткий парламент .)
Обзор
[ редактировать ]Маска была уникальна тем, что в ней выступали и Карл I, и его королева Генриетта Мария ; Мать королевы, Мария Медичи , присутствовала в зале. В маске Король «исполнял» роль Филогена («народолюбца»), доброго, но непонятого правителя. Филоген выдерживает жестокую бурю, в которой присутствует дух Раздора, чтобы достичь последующего процветающего спокойствия. С облачных небес спускается колесница, несущая олицетворения Конкорда и Доброго Гения Великобритании. Королева, беременная в то время, также спускается с небес «в прозрачном сиянии тонких выдохов, в которых притворно спускаются боги».
В сложной антимаске, среди других персонажей, фигурировали шарлатаны-врачи, предлагающие «лекарства», которые могут только усилить хаос — например, «Сущность притворства для усиления любви» и «Опиад духа Маскадина, взятый в большом количестве, чтобы в постель, чтобы заставить человека забыть о своих кредиторах». Фигуры-антимаски, как показано на сохранившихся эскизах Джонса, были «причудливо одеты, физически деформированы и даже непристойны... одна из них оснащена огромным эрегированным пенисом...». [2] Король рассеивает злые влияния с «золотого трона, окруженного пальмами и героическим статуями». [3]
Маска включала тщательно продуманные танцы и сложные спецэффекты , которые были специализацией Джонса: например,
- «[буря и буря и т. д., и:] посредине находился шар Земли, который в одно мгновение загорелся и превратился в Ярость, ее волосы стояли вертикально, смешанные со змеями, ее тело было худощавым, морщинистым и смуглый цвет [и т. д.]»
Маска завершалась идеализированным городским пейзажем Лондона, изобилующим «великолепными зданиями», а также еще одним знаменитым потрясающим пейзажем с облаками Джонса: «открылись небеса, полные божеств».
Королевская чета осталась очень довольна маской и снова станцевала ее в следующий масленичный вторник . Общественная реакция, например, среди ограниченной аудитории, по-видимому, была менее положительной, поскольку современные свидетели сообщили о большем «беспорядке» среди толпы, чем обычно. Элемент негатива в приеме маски был понятен, поскольку он объясняет беспорядок в королевстве упрямством подданных короля («головокружительная ярость народа») и намекает на то, что королевскую власть не всегда можно будет сдерживать.
Позже Давенант адаптировал некоторые аспекты «Сальмасиды Сполии» для создания своей знаменитой «Осады Родоса» , «первой английской оперы». [4]
Как это часто бывает, маска была опубликована ин- кварто вскоре после ее представления, в данном случае книготорговцем Томасом Уолкли . [5] Он был переиздан в двенадцатеричном томе в 1750 году Уильямом Руфусом Четвудом.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Липман, Майкл. Иниго: беспокойная жизнь Иниго Джонса, архитектора английского Возрождения. Лондон, издательство Headline Book Publishing, 2003.
- Рэйлор, Кавалеры, клубы и литературная культура. Ньюард, Делавэр, Делавэр Пресс, 1994.
- Макгуайр, Нэнси Кляйн. Цареубийство и восстановление: английская трагикомедия, 1660–1671. Кембридж, Издательство Кембриджского университета, 1992.