Николай Мельгунов
Николай Мельгунов | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Николай Александрович Мельгунов апрель 1804 г. |
Умер | 16 февраля 1867 г. Москва, Российская Империя |
Род занятий | писатель, переводчик, редактор, музыкальный критик |
Николай Александрович Мельгунов (русский: Николай Александрович Мельгунов ; апрель 1804, — 16 февраля 1867) — русский писатель , публицист, переводчик с немецкого и французского языков и музыкальный критик, которого называют одним из самых плодовитых и разнообразных авторов своего времени. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Мельгунов родился в селе Петровское Орловской губернии в дворянской семье отставного офицера, получил хорошее домашнее образование. [ 2 ] В подростковом возрасте его отправили в Харьков готовиться к университетским экзаменам, и он провел там три года, о которых позже вспоминал с большой любовью. [ 3 ] В 1818 году 14-летний юноша опубликовал свой первый перевод с французского ( «Приход весны » из Бернардена де Сен-Пьера ) в «Украинском вестнике » под редакцией харьковского профессора Гонорского, одного из его тогдашних наставников. [ 4 ]
Проучившись два года на Курсах дворянских детей при Санкт-Петербургском педагогическом институте (где среди его наставников были Вильгельм Кюхельбекер и Константин Арсеньев ), Мельгунов бросил учебу по состоянию здоровья и сопровождал отца в путешествии по Западной Европе. который длился три года. Вернувшись, Мельгуновы поселились в Москве, где их дом стал важным центром культурной жизни города в 1820–1830-е годы. [ 2 ] Сдав экзамены в Московском университете, позволившие ему получить диплом, Мельгунов поступил на службу в министерство иностранных дел, где до 1834 года работал преимущественно в архивах и библиотеках. [ 1 ] В середине 1820-х годов примкнул к кружку Любомудрых . Вместе с другими членами Степаном Шевыревым и Владимиром Титовым он перевел книгу 1796 года «Herzensergießungen eines kunstliebenden Klosterbruders» (« О художниках и искусстве» , в 1826 году) Людвига Тика и Вильгельма Генриха Вакенродера , которая оказала большое влияние на развитие романтической литературы в России. . [ 1 ]
В начале 1830-х годов писал главным образом для «Молвы» , «Телескопа» и «Московского наблюдателя» (журнала, созданного с явной целью противостоять первой волне коммерциализма в русской литературе, соучредителем которой он был), [ 4 ] Мельгунов стал популярным музыкальным критиком и публицистом. Его произведение «Музыкальная летопись» снискало ему высокую оценку Виссариона Белинского . [ 5 ] [ 6 ] Талантливый пианист, он написал множество романсов на стихи Пушкина , Дельвига и Алексея Хомякова (творчеством которых он особенно восхищался), среди многих других. Некоторые из них собраны в «Песни и романсы», 1832. [ 2 ]
После ухода из министерства иностранных дел в 1834 году Мельгунов сосредоточился на популяризации русской литературы за рубежом. Книга Х. Кенигса «Литературные изображения в России» написана на основе авторских бесед с Мельгуновым, частично даже под диктовку последнего. [ 4 ] [ 7 ] Эта первая попытка представить западному читателю связную историю русской литературы была встречена с большой оценкой в Германии и вскоре была переведена на несколько европейских языков. [ 2 ] Реакция в России была менее благоприятной. «Не верьте Кенигу на слово, этот москвич [Мельгунов] слишком высокого мнения о своем клубе», — Петр Плетнев предупреждал Якова Грота в письме 1841 года. [ 8 ] Резко негативные рецензии поступили от «Северной птицы» и «Сына Отечества» , рецензенты ( Фаддей Булгарин и Ксенофонт Полевой соответственно) выразили свое возмущение тем, что Мельгунов назвал огромную массу современных русских авторов «продажниками». Булгарин в своем письме, адресованном Александру фон Бенкендорфу (тогдашнему начальнику Особого корпуса жандармов в императорской России), сетовал даже на то, что «этот М.[ельгунов], суфлер Кенига, до сих пор жив и здоров!» [ 2 ]
Мельгунов прозаично дебютировал с «Кто же на?» (Так кто он?). На роман, опубликованный «Телескопом» в октябре-декабре 1831 года, по-видимому, повлиял готический роман Чарльза Мэтьюрина 1820 года «Мельмот-странник», а также рассказы ЭТА Гофмана . Через три года он вошёл в двухтомный сборник « Рассказы о былом и небывалом» , 1834, в который вошли также повести «Зимний вечер», «Пророческий сын » («Вещий сон») и «Любовь-воспитатель ». Воспитатель). Эти ранние попытки были хорошо приняты критиками, в частности Осипом Сеньковским , который положительно сравнил некоторые из них с прозой Александра Пушкина. [ 4 ]
В конце 1830-х — начале 1840-х годов Мельгунов жил в основном в Европе (Германии, Австрии, Италии и Франции), писал критические очерки о русских писателях, таких как Гоголь и Лермонтов . [ 2 ] Его произведения конца 1830-х годов были опубликованы в середине 1840-х годов под псевдонимом Н. Ливенский (Н. Ливенский), который он начал использовать, опасаясь враждебности со стороны своих оппонентов-славянофилов. В их число вошли роман «Тьма и свет», 1844, изданный фрагментами, а также повести « Живая и мертвая вода», 1844), «Систематический» («Системный человек», 1844) и « Свидетель». , 1845), некоторые критики отвергли их как нелепые и преувеличенные. Гораздо лучше были приняты зарисовки и критические эссе его путешественников, написанные живо и проницательно. [ 2 ]
В 1840-х и 1850-х годах Мельгунов занял центристскую позицию в отношении конфликта между славянофилами и западниками в России, рассматривая и то, и другое как две крайности, которые можно рассматривать и использовать как «лестницу к синтезу». [ 2 ] поддерживая тесные связи с Петром Чаадаевым , Александром Герценом и Тимофеем Грановским, с одной стороны, и Иваном Киреевским и Алексеем Хомяковым , с другой. [ 4 ] Такая позиция не была принята обеими сторонами благосклонно и вскоре привела к его уходу как из «Современника», так и из «Москвитянина» . [ 2 ]
В 1854–56 Мельгунов сблизился с Константином Кавелиным и Борисом Чичериным и принял участие в распространении запрещенных рукописей либеральных авторов. Три его собственных очерка, опубликованные Герценом в «Голосах из России» в 1856–1857 гг., были широко прочитаны и много обсуждались в России. В 1856 году он переехал в Париж и начал активнее работать над изданиями Герцена, координировать усилия, собирать материал и привлекать новых авторов. Иван Тургенев , с которым он встречался здесь несколько раз, высмеивая то, что он называл «чудачествами» Мельгунова, все же ласково отзывался о его «мягком, чистом характере». [ 2 ]
В конце 1850-х годов «Отечественные записки» опубликовали нашумевшую серию очерков Мельгунова о европейской политике, а также о месте русского в Европе («Туристы как таковые и русские в частности», «Русский голос в европейском инакомыслии»). , «Народы в истории», «Записки русского в Париже»). Он приветствовал освободительную реформу 1861 года и написал о ней несколько статей, в основном в газете «Наше время» , что вскоре привело к его расколу с Герценом. [ 2 ]
Летом 1865 года здоровье Мельгунова ухудшилось, и он вернулся в Россию. Он умер в Москве 16 февраля 1867 года. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Melgunov's biography at the Russian Writers. 1800–1917 biographical dictionary, pp. 572–576 // Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. – Т. 3: К—М. – М.: Большая российская энциклопедия, 1994. – С. 572—576.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Evseyeva, M.K. Melgunov's biography at The Russian Writers Biographical dictionary // Русские писатели. 11–20 вв. Биографический словарь. Том 3. М., "Советская энциклопедия", 1994
- ^ "Иван Филиппович Вернет, швейцарский уроженец и русский писатель", "Совр.", 1847, No 2. – An autobiographical piece. Sovremennik , No.2, 1847.
- ^ Jump up to: а б с д и Karpov, A.A. Николай Александрович Мельгунов . Biography at www.rusf.ru // А.А. Карпов. "Русская фантастическая проза эпохи романтизма", Изд-во Лениградского университета
- ↑ Сочинения В.Г. Белинского, II, с.163.
- ^ Мельгунов, Николай Александрович Archived 27 October 2007 at the Wayback Machine . Biography at www.rusinst.ru
- ^ Х. Кенигс , Литературные образы России, представленные в их истинном свете. Берлин, 1840 г.
- ^ The Grot and Pletnyov correspondence, I, 203