Киасу
Киасу | |
Хан-джи | Шокирован проигрышем / Шокирован проигрышем |
---|---|
Пех-э-джи | киⁿ-су |
Тайло | Кианн-Су |
Киасу ( упрощенный китайский : 惊输 ; традиционный китайский : 驚輸 ; Pe̍h-ōe-jī : kiaⁿ-su ) — это термин, происходящий от хоккиенского «киа», означающего страх, и «су», означающего проиграть. [1] Его обычно определяют как «страх проигрыша», и он направлен на человека, который ведет себя соревновательно, чтобы либо достичь своей цели, либо опередить других. [1] Этот термин был частью лексики синглиша (формально известного как разговорный сингапурский английский), на котором говорят в Сингапуре с 1980-х годов. [2]
С тех пор киасуизм прижился в сингапурском обществе и стал частью культурных норм, таких как местная система образования или культура очередей. Тем не менее, киасуизм все еще существует в других странах, где есть свои варианты этого слова. Акты киасуизма могут быть как положительными, так и отрицательными в зависимости от намерения лица, совершающего действие, и от конечного результата действия. [3] Киасуизм имеет примечательную историю с момента его перехода из армейских казарм Вооруженных сил Сингапура (СВС) на улицы Сингапура, от появления г-на Киасу до попыток правительства обуздать киасуизм.
Другие считали киасуизм чем-то позитивным и полезным. Среди прочего, факторы включают в себя менталитет, побуждающий многих сингапурцев работать усерднее и стремиться к успеху, что помогло стране стать одной из самых процветающих и конкурентоспособных стран в мире. Такое мышление также способствовало развитию культуры инноваций и постоянного совершенствования, побуждало людей быть готовыми к любой ситуации и продвигало культуру безопасности и управления рисками. Это заставило многих сингапурцев быть осторожными и осторожными, что помогло повысить общую безопасность в стране. [4]
Этимология и использование
[ редактировать ]Киасу происходит от китайской 怕輸 фразы народной , означающей «страх потери». Это слово происходит от диалекта хоккиен, где «киа» означает «страх», а «су» означает «потерять». [1] Его часто используют для обозначения тревожного и соревновательного отношения, которое возникает из-за страха упустить выгоду. [2] [5] Это подчеркивает настойчивое желание быть лучше других. [1]
Киасу можно использовать как прилагательное в «описательном состоянии» для описания человека, желающего опередить других. Киасу также может использоваться как глагол для описания действия, которое человек совершил из-за страха проиграть, а также как «чувственное состояние», когда у человека возникает желание действовать таким образом, как киасу. [1] Киасуизм — это форма существительного действия от киасу.
Киасу является частью словаря разговорного языка Сингапура: синглиша. Синглиш — это язык на основе английского языка, включающий словарный запас четырех официальных языков Сингапура : английского, малайского, тамильского и мандаринского, а также других китайских диалектов, таких как хоккиен, теочью и кантонский диалект. [6] Однако язык представляет собой однородный сингапурский образ мышления, а не смесь различных культур, из которых произошли конкретные языки. [6] Это слово отражает сингапурское мышление и прочно укоренилось в национальной культуре Сингапура. [6]
Киасу также схож по этимологии с другим синглийским термином: киаси , который буквально переводится как «страх смерти». [7] Оба термина используются для описания схожих отношений, но имеют почти противоположное значение. Киасу или киасуизм означает принятие крайних мер для достижения успеха, тогда как киаси или киасуизм означает принятие крайних мер, позволяющих избежать риска. [8]
Учёные определили, что киасуизм имеет два разных типа тактик: «киасу-позитивную» тактику и «киасу-негативную» тактику. [3] Включает ли акт киасуизм положительную или отрицательную тактику, зависит от первоначального намерения, результатов действия и того, соответствует ли количество усилий, приложенных к тактике киасу, предполагаемому результату. [9] Киасу-положительная тактика предполагает, что человек прилагает больше усилий для достижения своих целей, при этом конечная награда оправдывает средства. [10] Киасу-негативная тактика предполагает, что человек получает преимущество, унижая других, часто причиняя вред себе и другим, при этом конечная награда не оправдывает средства. [11] [12]
Киасу-подобные черты в других странах
[ редактировать ]Исследования, проведенные на жителях Австралии и США, пришли к выводу, что киасуизм существует за пределами Сингапура. [3] [13] Исследование, проведенное среди австралийцев, выявило отсутствие заметных различий между поведением «киасу» у сингапурцев и австралийцев, а это означает, что киасуизм не является исключительно сингапурской чертой. [14] Термин «Пар Чуп Сью» ( упрощенный китайский : 怕执输 ; традиционный китайский : 怕執輸 ; Джютпинг : paa3 zap1 syu1 ) из Гонконга является близким синонимом киасу; его дословный перевод – «боюсь проиграть». [15] Поскольку киасу происходит от китайского диалекта, неудивительно, что чувства, подобные киасу, встречаются в китайском словаре и ценностях. Например, китайская фраза: «Не позволяйте своим детям проигрывать вначале» ( упрощенный китайский : Don') . t let Ребенок проигрывает на стартовой линии ; традиционное китайское : Не позволяйте ребенку проигрывать на стартовой линии ; пиньинь : bùyào ràng háizi shū zài qϐpǎoxiàn shàng ), имеет аналогичное значение киасу. [13]
На международном уровне такие термины, как FOMO (страх упустить выгоду) и гиперконкуренция, использовались в ситуациях, аналогичных киасу. Однако оба термина не являются прямыми синонимами. В то время как и FOMO, и киасуизм обладают компульсивным желанием быть связанными с другими, FOMO лишен конкурентного элемента киасуизма. [16] [17] Гиперконкуренция действительно имеет общий с киасу элемент соревнования. Тем не менее, гиперконкуренцию и FOMO лучше определить как непреднамеренно « неадаптивные » и трудноконтролируемые, в то время как киасуизм — это контролируемая и преднамеренная тактика, позволяющая преодолеть ситуацию. [18] Более близким английским синонимом киасу является идиома « идти в ногу с Джонсами ». Словарь Мерриама-Вебстера определяет этот термин как человек, показывающий, что он «так же хорош, как и другие люди, получая то, что у него есть, и делая то, что он делает». [19] Однако этот термин отличается от киасу навязчивостью. Отсутствие близких синонимов киасу за пределами китайских ценностей и словарного запаса можно объяснить тем, что Сингапур более внимателен к тактике киасу по сравнению с другими странами. [20]
История
[ редактировать ]По мнению Аннетты Айяву и Брендана Теннакуна, появление поведения киасу среди сингапурцев, вероятно, связано с тем, что страна является страной иммигрантов. Поскольку иммигрантам обычно не хватало образования и они принадлежали к низшим социальным классам, им приходилось быть откровенно конкурентоспособными, чтобы зарабатывать на жизнь. [21]
Слово «киасу» впервые появилось в 1980-х годах в своей первоначальной форме: «киан су», и использовалось среди мужчин, проходящих обязательную национальную службу . [2] [16] «Киан Су» использовалось для обозначения солдат, которые боялись неудачи. [16] Со временем киасу вошло в словарь обычных сингапурцев.
В 1990-е годы этот термин в основном использовался для описания негативной тактики, особенно из-за растущей местной и международной популярности персонажа г-на Киасу, который был известен своим преувеличенным киасуизмом. [6] Правительство Сингапура стало обеспокоено тем, что у остального мира сложился негативный имидж сингапурцев. [6] Таким образом, правительство начало внедрять методы выявления и лечения киасуизма. Например, правительственная кампания национальной вежливости 1993 года имела слоган «Если бы мы только могли иногда видеть себя» в надежде, что население Сингапура приложит усилия, чтобы меньше демонстрировать поведение киасу. [22] Более того, в ходе парламентских дебатов в 1990 году член парламента Ли Сью-Чо заявил, что он надеется, что министры не заболеют «синдромом киасу», против которого правительство активно проповедовало. [23] Эта речь стала первым случаем использования слова «киасу» в парламенте. [2]
Несмотря на все усилия, правительство по-прежнему считало киасуизм проблемой и после 1990-х годов. Например, во время речи по случаю Национального дня 2012 года премьер-министр Ли Сянь Лунг призвал аудиторию с осторожностью относиться к «уродливому сингапурскому» поведению, имея в виду киасуизм среди других негативных форм поведения. [6] Четыре года спустя, в 2016 году, член парламента заявил, что киасуизм препятствует инновациям в Сингапуре. [24] Более того, согласно опросу Национальной оценки ценностей, проведенному в 2012 году, в котором приняли участие 2000 человек, «киасу» и «конкурентоспособность» оказались двумя самыми высокими ответами в списке того, как сингапурцы назвали бы свое общество. [25]
Вместо того, чтобы рассматривать киасуизм просто как негативное поведение, сингапурцы начали воспринимать киасуизм как часть своей национальной идентичности. Например, в 2017 году сеть супермаркетов Giant разослала онлайн-викторину, чтобы узнать, в каком городе Сингапура больше всего киасу. На викторину поступило 57 000 заявок, и Тампинс выиграл соревнование. В качестве приза компания Giant раздавала жителям Тампинса бесплатные товары, такие как майло и консервированные напитки. [26]
Киасу также приобрел известность благодаря своему международному статусу, когда в марте 2007 года он вошел в онлайн-версию Оксфордского словаря английского языка (OED). [27] В 2015 году киасу стало словом дня по версии OED. [27]
Культурный контекст
[ редактировать ]В феврале 1989 года в отчете Консультативного совета по делам молодежи было объявлено, что киасуизм сыграл важную роль в формировании взглядов сингапурской молодежи на различные аспекты жизни, такие как образование и работа. [28] Хотя киасуизм — это поведение человека, такое поведение также является частью общей сингапурской «культурной нормы». [29] Это означает, что в социальных ситуациях, когда необходима конкуренция, сингапурцы будут чувствовать себя обязанными принять поведение киасу, поскольку предполагают, что все остальные будут делать то же самое. [30] Например, приток иностранных талантов в Сингапур убедил всех сингапурцев в необходимости быть более конкурентоспособными, чтобы быть на вершине своей сферы деятельности. [31] Чтобы соответствовать высокому уровню жизни в Сингапуре, сингапурцы вынуждены принять киасуизм как средство улучшить учебу, получить право на льготы на работе и вести идеальную личную жизнь. [32]
Культура образования
[ редактировать ]Киасуизм отмечен в отношении сингапурцев к образованию. Из-за элитарного характера сингапурского общества успех часто измеряется тем, насколько хорошо человек учится в школе. [28] Поэтому, чтобы опередить других и добиться успеха, ученики выполняют действия киасу, такие как киасу-негативная тактика мешков с песком . [33] В контексте сингапурских школ под мешками с песком подразумевают, что учащиеся лгут о том, что они мало учились, в надежде, что это убедит других учеников не прилагать слишком много усилий. [34] Другая тактика включает в себя попытки получить больше и более качественные учебные материалы и посещение занятий, и то, и другое можно рассматривать как положительное или отрицательное в зависимости от намерений. [34]
Многие сингапурские родители приравнивают киасуизм к средству достижения академических успехов. [28] [31] Следовательно, родители оказывают давление на детей, заставляя их быть киасу, чтобы иметь высокие результаты. Например, в 2014 году Департамент статистики Сингапура обнаружил, что родители ежегодно тратят почти 1,1 миллиарда сингапурских долларов на внешние занятия, чтобы гарантировать, что их дети будут учиться лучше, чем другие ученики. [6] Более того, исследование 1992 года показало, что процент студентов, получающих частное обучение, вырос с 19% в начале 1980-х годов до 32% к 1990-м годам. [28] Родители также отправляли своих детей дошкольного возраста в дополнительные классы, чтобы дать им преимущество перед другими учениками. [6] Родители также приняли серьезные меры для того, чтобы их дети ходили в более уважаемые школы, например, присоединившись к церквям, связанным со школами, жертвуя большие суммы школам и лгая о своих домашних адресах. [28] Например, в 2015 году пара предоставила фальшивый домашний адрес, который находился в 1 км от школы, чтобы обеспечить место для своего ребенка во время этапа 2C регистрации в начальной школе 1, в результате которого места были предоставлены детям, жившим рядом со школой. [35]
Культура массового обслуживания
[ редактировать ]Киасуизм также играет первостепенную роль в культуре массового обслуживания Сингапура. Ярким примером такой культуры очередей является «лихорадка Hello Kitty» в 2019 году. Когда McDonald's запустил ограниченную серию носителей Hello Kitty , печально известного японского вымышленного персонажа, сингапурцы начали стоять в очереди за несколько часов до запуска, чтобы быть одними из первых, кто возьми перевозчика. Чтобы обойти ограничение в два перевозчика на одну транзакцию, некоторые сингапурцы во второй раз встали в очередь, чтобы купить больше товара. Согласно интервью The New Paper , клиенты рассказали, что не знали, что делать с оператором связи после покупки. Другие продавали операторы связи более чем в пять раз дороже первоначальной цены на Carousell , торговой площадке онлайн-сообщества. [36] Культура очередей показывает, как киасуизм, особенно киасу-негативная тактика, стал культурной нормой в Сингапуре. Человек может попасть в случайную очередь, которую он заметит, потому что мышление киасу, укоренившееся в сингапурцах, убедит его, что очередь предназначена для чего-то ценного. [37] Киасуизм заставляет людей праздно стоять в очередях только потому, что они хотят вписаться в статус-кво и не упустить то, что они считают возможностью. [37]
В популярных произведениях
[ редактировать ]«Киасу» также использовалось в популярных сингапурских произведениях, например, в пьесе 1987 года: Army Daze. [16]
Мистер. Киасу
[ редактировать ]Это слово чаще всего ассоциируется с «Mr. Киасу», опубликованная в 1990-х годах, созданная Джонни Лау и написанная Ю Ченгом и Джеймсом Сурешем. [38] [39] В серии книг рассказывается о главном герое, г-не Киасу, который был известен демонстрацией экстремальной тактики киасу. [28] Сингапурцы смогли проникнуться этим персонажем, потому что он смог хорошо уловить характеристики киасу, которыми обладали многие из них, даже если тактика киасу персонажа была преувеличена. [6] После быстрого успеха персонажа McDonald's работал с Лау над производством и продвижением «киасу-бургера» в течение ограниченного времени в 1993 году, успешно продав 1,2 миллиона гамбургеров. [39] Из-за популярности книг в 2001 году местная телерадиокомпания Mediacorp выпустила по мотивам книг ситком «Мистер Киасу». [39] Также было произведено множество товаров с изображением персонажа, таких как кружки, часы и канцелярские товары. [6]
См. также
[ редактировать ]- Количество
- Чэнъюй
- Менталитет изобилия (антоним)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Да, Суанна (2013). История киасу: выражение идентичности и статуса через демонстративное потребление: этнографическое исследование сингапурских молодых женщин в новой культуре (магистерская диссертация). Университет Западного Сиднея .
- ^ Jump up to: а б с д Лим, Лиза (6 октября 2016 г.). «Откуда произошло слово киасу и как оно распространилось» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Кирби и Росс , с. 110.
- ^ Тирумаран и Фу .
- ^ «Определение киасу из Оксфордских онлайн-словарей» . 17 июля 2011 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бедфорд и Чуа , с. 492.
- ^ Хо и Анг , с. 363.
- ^ Хо и Анг , с. 367.
- ^ Тан, Джун Киак (2014). «Разработка конструкции киасу» . Цифровой репозиторий НТУ : 14–16.
- ^ Кирби и Росс, «Тенденция и тактика Киасу», 110.
- ^ Кирби и Росс , с. 111.
- ^ Бедфорд и Чуа , с. 504.
- ^ Jump up to: а б Ченг и Хун , с. 888.
- ^ Хо и Анг , с. 364.
- ^ Хо и Анг , с. 361.
- ^ Jump up to: а б с д Китинг, Сара. «Самая амбициозная страна в мире?» . www.bbc.com . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Бедфорд и Чуа , с. 506.
- ^ Кирби и Росс , с. 109-110.
- ^ «Определение слова «ИДИТЕ В ногу с Джонсами»» . www.merriam-webster.com . Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ Хо и Анг , с. 368.
- ^ Тирумаран и Фу , с. 114.
- ^ Тирумаран и Фу , с. 112.
- ^ Леймгрубер, Якоб Р.Э. (январь 2011 г.). «Сингапурский английский: Сингапурский английский» . Язык и лингвистический компас . 5 (1): 60. дои : 10.1111/j.1749-818X.2010.00262.x .
- ^ Ченг и Хун , с. 873.
- ^ Гермес (24 июля 2015 г.). «Сингапурцы видят в себе такие добродетели, как сострадание, но считают общество материалистическим | The Straits Times» . www.straitstimes.com . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Авто, Гермес (25 октября 2017). «Тампинс — самый «киасу» город в Сингапуре, — утверждает сеть супермаркетов Giant | The Straits Times» . www.straitstimes.com . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Авто, Гермес (12 мая 2016 г.). «Шиок! 19 отдельных слов добавлено в Оксфордский словарь английского языка | The Straits Times» . www.straitstimes.com . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хо и Анг , с. 360.
- ^ Ченг и Хун , с. 886.
- ^ Ченг и Хун , с. 874.
- ^ Jump up to: а б Оой 2013 , с. 5.
- ^ Оой 2013 , с. 12.
- ^ Бедфорд и Чуа , с. 501.
- ^ Jump up to: а б Бедфорд и Чуа , с. 502.
- ^ Авто, Гермес (29 января 2018 г.). «Пара оштрафована за то, что солгала о домашнем адресе, чтобы записать ребенка в престижную начальную школу | The Straits Times» . www.straitstimes.com . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Авто, Гермес (15 ноября 2019 г.). «Поклонники с полуночи стоят в очереди за носителем Hello Kitty ограниченного выпуска | The Straits Times» . www.straitstimes.com . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Потребление нации: Парады в честь Национального дня в Сингапуре» . Новозеландский журнал азиатских исследований . 3 (2): 13 декабря 2001 г.
- ^ Бедфорд и Чуа , с. 491.
- ^ Jump up to: а б с Юн, Сун Че Дэвид (2009). «Стандартный английский и синглиш: столкновение языковых ценностей в современном Сингапуре» (PDF) . п. 19.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Тирумаран, К.; Фу, Кунг Хин (2018). «Киасу — кто нет?». Первоклассное поведение для народов первого мира. Общественное поведение в Сингапуре (1. Изд. Auflage). Мюнхен. стр. 111–122. ISBN 978-3-668-86537-2 . OCLC 1189314127 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бедфорд, Олуэн; Чуа, Шерил Х (декабрь 2018 г.). «Все, что я хочу: предварительное исследование сингапурского киасуизма (страха проиграть)» . Культура и психология . 24 (4): 491–511. дои : 10.1177/1354067X17693831 . ISSN 1354-067X . S2CID 151574461 .
- Ченг, Чи-Ин; Хун, Ин-И (декабрь 2017 г.). «Киасу и творчество в Сингапуре: эмпирическая проверка структуры расположенной динамики» . Обзор управления и организации . 13 (4): 871–894. дои : 10.1017/мор.2017.41 . ISSN 1740-8776 . S2CID 148941347 .
- Хо, Дженис Т.С.; Анг, CE; Ло, Джоанн; Нг, Ирен (1 января 1998 г.). «Предварительное исследование поведения киасу – уникально ли оно для Сингапура?» . Журнал управленческой психологии . 13 (5/6): 359–370. дои : 10.1108/02683949810220015 . ISSN 0268-3946 .
- Кирби, Эрик Г.; Росс III, Джон К. (январь 2007 г.). «Тенденция и тактика киасу: исследование их влияния на выполнение задач» . Журнал поведенческого и прикладного менеджмента . 8 (2): 108–121. дои : 10.21818/001c.16716 .
- Оой, Джеки Цзе Ци (2013). «Сингапурский образ жизни: исследование киасуизма как образа жизни» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )