Фигура – фон (восприятие)
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( декабрь 2019 г. ) |


Организация фигура-фон — это тип перцептивной группировки, которая является жизненной необходимостью для распознавания объектов посредством зрения . В гештальт-психологии это известно как выделение фигуры на заднем плане . Например, черные слова на печатной бумаге воспринимаются как «рисунок», а белый лист — как «фон». [1]
Гештальт-психология
[ редактировать ]Теория гештальта была основана в 20 веке в Австрии и Германии как реакция на атомистическую ориентацию ассоциативных и структурных школ. [2] В 1912 году школа гештальта была основана Максом Вертхаймером , Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой . Слово «гештальт» — немецкое слово, переведенное на английский как «шаблон» или «конфигурация». [3] Гештальт-концепции также можно назвать «холизмом». [4] Гештальт-психологи пытались гуманизировать то, что считалось бесплодным подходом. Гештальт-психология утверждает, что целое чего-либо больше, чем его части. Концепции, исследованные Вертхаймером, Кёлером и Коффкой в XX веке, заложили основу для современных исследований восприятия. [5]
« Концепция гештальта заключается в том, что не только движение или процесс как таковой, но также направление и распределение процесса динамически определяются взаимодействием». « и динамический контекст». [6]
Вертхаймер описал холизм как «фундаментальную формулу» гештальт-психологии: «Существуют целые, поведение которых не определяется поведением их отдельных элементов, но где частичные процессы сами определяются внутренней природой целого». [7]
Примеры
[ редактировать ]
Лица вазы Рубина - рисунок вазы, который описал датский психолог Эдгар Рубин. [8] [9] иллюстрирует один из ключевых аспектов организации фигуры и фона, назначение краев и его влияние на восприятие формы. В рисунке лица-вазы воспринимаемая форма решающим образом зависит от направления, в котором задана граница (край) между черной и белой областями. Если края между черной и белой областями направлены внутрь, то центральная белая область рассматривается как форма вазы на черном фоне. Лица в этом случае не воспринимаются. С другой стороны, если края отведены наружу, то две черные грани профиля воспринимаются на белом фоне и форма вазы не воспринимается. Зрительная система человека остановится на любой из интерпретаций вазы Рубина и будет чередовать их — явление, известное как мультистабильное восприятие . Функциональная томография мозга показывает, что, когда люди видят изображение Рубина как лицо, в височной доле наблюдается активность, особенно в области, избирательной к лицу. [10] [11]
Дополнительный пример — рисунок-иллюзия « Моя жена и моя свекровь ». Изображение известно тем, что оно обратимо . «Зритель может наблюдать либо молодую девушку с головой, повернутой вправо, либо старуху с большим носом и выступающим подбородком, в зависимости от точки зрения». [12]
Разработка
[ редактировать ]Восприятие фигуры и фона предшествует всем другим навыкам зрительного восприятия и является одним из первых, которые развиваются у маленького ребенка. [13] Развитие перцептивной организации развивается у человека уже в младенчестве. Что касается природы и воспитания, такие понятия, как «легкость» и «близость», могут развиваться уже при рождении, но признание «сходства форм» может не быть функциональным, пока не будет активировано конкретным опытом. [14]
Трех-четырехмесячные дети реагируют на различия в легкости, а не на различия в сходстве форм. Предполагается, что за развитие перцептивной организации отвечает каркас (развитие новых навыков с течением времени на основе формирования других навыков). Окружающая среда играет важную роль в развитии восприятия фигуры и фона. [15]
Развитие восприятия фигуры и фона начинается в тот день, когда ребенок может сосредоточиться на объекте. Лица лиц, осуществляющих уход, родителей и знакомые предметы — первые, на которых нужно сосредоточить внимание и понять. По мере развития младенцы учатся отличать желаемые объекты от окружающей среды. Сидение, ползание и ходьба предоставляют широкие возможности для развития навыка во время развития. В возрасте 2–4 лет этот навык можно развивать, обучая ребенка группировать или сортировать предметы. [16]
Перцептивный процесс
[ редактировать ]Перцептивное решение, при котором мозг решает, какой предмет является фигурой, а какой — частью фона визуальной сцены, может быть основано на множестве сигналов, каждый из которых имеет вероятностную природу. Например, размер помогает отличить фигуру от фона, поскольку меньшие области часто (но не всегда) являются фигурами. Форма объекта может помочь отличить фигуру от земли, поскольку фигуры имеют тенденцию быть выпуклыми. Движение также помогает; фигура может двигаться в статической среде. Цвет также является сигналом, поскольку фон имеет тенденцию оставаться одним цветом за потенциально несколькими фигурами переднего плана, цвета которых могут различаться. Назначение границ также помогает; если край принадлежит фигуре, он определяет форму, в то время как за фигурой существует фон. Однако иногда бывает трудно провести различие между ними, потому что край, отделяющий фигуру от земли, не является частью ни одной из них, одинаково определяя и фигуру, и фон. [17]
LOC (латеральная затылочная кора) очень важна для восприятия фигуры и фона. Эта область зрительной коры (расположенная латеральнее веретенообразной извилины и простирающаяся вперед и вентрально) постоянно демонстрирует более сильную активацию в ответ на объекты, чем на необъекты». [18] [19]
Очевидно, что процесс различения фигуры от фона (иногда называемый сегментацией фигуры на фоне) по своей сути вероятностный, и лучшее, что может сделать мозг, — это принять во внимание все важные сигналы для выработки вероятностного наилучшего предположения. В этом свете были предложены байесовские модели сегментации фигуры и фона для имитации вероятностного вывода, с помощью которого мозг может отличать фигуру от фона. [20] [21]
Субъективные факторы также могут влиять на восприятие фигуры и фона. Например, если у зрителя есть намерение воспринимать один из двух регионов как фигуру, это, скорее всего, изменит его способность объективно анализировать эти два региона. Кроме того, если взгляд зрителя зафиксирован на определенной области, зритель с большей вероятностью увидит зафиксированную область как фигуру. Хотя субъективные факторы могут изменить вероятность увидеть фигуру на одной конкретной стороне края, они, как правило, не перевешивают композиционные сигналы. [22]
Художественные приложения
[ редактировать ]
Организация «фигура-фон» используется, чтобы помочь художникам и дизайнерам в композиции 2D-объекта. Обращение фигуры к фону может использоваться как преднамеренный метод визуального дизайна , при котором цвета переднего плана и фона существующего изображения намеренно меняются местами для создания новых изображений.
Невизуальный
[ редактировать ]Восприятие фигуры и фона можно расширить за счет визуального восприятия, включив в него невизуальные концепции, такие как мелодия/гармония, предмет/фон и позитивное/ негативное пространство . [ нужна ссылка ] Понятие фигуры и фона полностью зависит от наблюдателя, а не от самого предмета. [23]
В типичных звуковых сценариях, с которыми сталкиваются люди, звуковой рисунок и сигналы земли часто перекрываются как по времени, так и по частотному составу. В этих ситуациях слуховые объекты устанавливаются путем интеграции звуковых компонентов как по времени, так и по частоте. [24] Исследование 2011 года предполагает, что слуховая система обладает механизмами, чувствительными к таким межчастотным и временным корреляциям. Результаты этого исследования продемонстрировали значительную активацию во внутритеменной борозде (IPS) и верхней височной борозде, связанную с восходящей, стимулированной декомпозицией фигуры на фоне. [25]
В переполненных комнатах или на вечеринках человек может сосредоточиться на разговоре с одним человеком (рисунок), заглушая при этом фоновый шум (земля). Это также можно назвать «эффектом коктейльной вечеринки». [26]
Разделение фигуры и фона в слухе не происходит автоматически; скорее, это требует внимания [27] и опирается на ресурсы, которые являются общими для всех концепций и прослушиваний. [28]
Типы задач «фигура–фон»
[ редактировать ]
Существует три типа задач «фигура–фон»:
- Фигура и фон соревнуются.
- Фигура должна быть фоном, а фон должен быть фигурой.
- Фигура и фон создают оптическую иллюзию . [29]
См. также
[ редактировать ]- Композиция (изобразительное искусство)
- Ма (негативное пространство)
- Негативное пространство
- Белое пространство (изобразительное искусство)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шактер, Дэниел Л., Дэниел Т. Гилберт и Дэниел М. Вегнер. «Глава 4: Ощущение и восприятие, Видение II: Распознавание того, что мы воспринимаем». Психология. ; Второе издание. Np: Worth, Incorporated, 2011. 149–50. Распечатать.
- ^ «Гештальт-психология | Определение, основатель, принципы и примеры» . Британская энциклопедия . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ «гештальт» , The Free Dictionary , дата обращения 10 декабря 2019 г.
- ^ Вагеманс, Йохан; Фельдман, Джейкоб; Гепштейн, Сергей; Кимчи, Рут; Померанц, Джеймс Р.; ван дер Хельм, Питер А.; ван Леувен, Cees (2012). «Век гештальт-психологии в зрительном восприятии: II. Концептуальные и теоретические основы» . Психологический вестник . 138 (6): 1218–1252. дои : 10.1037/a0029334 . ISSN 1939-1455 . ПМЦ 3728284 . ПМИД 22845750 .
- ^ «Теория информации. Перепечатано с разрешения Британской энциклопедии, 14-е издание, 1968 г., издательством Encyclopædia Britannica, Inc.», Клод Э. Шеннон , IEEE, 2009, doi : 10.1109/9780470544242.ch14 , ISBN. 978-0-470-54424-2
- ^ «ПсикНЕТ» . psycnet.apa.org . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ Вагеманс, Йохан; Фельдман, Джейкоб; Гепштейн, Сергей; Кимчи, Рут; Померанц, Джеймс Р.; ван дер Хельм, Питер А.; ван Леувен, Cees (ноябрь 2012 г.). «Век гештальт-психологии в зрительном восприятии: II Концептуальные и теоретические основы» . Психологический вестник . 138 (6): 1218–1252. дои : 10.1037/a0029334 . ISSN 0033-2909 . ПМЦ 3728284 . ПМИД 22845750 .
- ^ Рубин, Э. (1921) Визуально воспринимаемые фигуры: исследования в области психологического анализа . Кобенхафен: Gyldendalske boghandel.
- ^ Рубин, Э. (2001). Фигура и фон. Янтис, С. (ред.), Визуальное восприятие . (стр. 225-229). Филадельфия, Psychology Press
- ^ Шактер, Л.Д., Гилберт, Д.Т., Вегнер, Д.М. (2011). «Психология (2-е изд.)». Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Publishers
- ^ Хассон У., Хендлер Т., Бен Башат Д. и Малах Р. (2001). Ваза или лицо? Нейронный коррелят процессов группировки по форме в человеческом мозге. Дж. Конг. Неврология. 13, 744–753.
- ^ «Рисунок 5: Иллюзия молодой девушки и старухи (также известная как «Моя…» ResearchGate . Проверено 10 декабря 2019 г.) .
- ^ cc, 21 Цифровые веб-решения. «Раннее обучение: развитие фигуры у младенцев и детей ясельного возраста» . Образование . Архивировано из оригинала 11 декабря 2019 г. Проверено 11 декабря 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Куинн, Пол С.; Бхатт, Рамеш С. (28 августа 2018 г.). «Размер и ориентация сигнализируют о сегрегации фигуры и фона у младенцев» . Визуальное познание . 26 (7): 518–529. дои : 10.1080/13506285.2018.1505794 . ПМЦ 6786798 . ПМИД 31602175 .
- ^ Куинн, Пол С.; Бхатт, Рамеш С. (28 августа 2018 г.). «Размер и ориентация сигнализируют о сегрегации фигуры и фона у младенцев» . Визуальное познание . 26 (7): 518–529. дои : 10.1080/13506285.2018.1505794 . ПМЦ 6786798 . ПМИД 31602175 .
- ^ cc, 21 Цифровые веб-решения. «Раннее обучение: развитие фигуры у младенцев и детей ясельного возраста» . Образование . Архивировано из оригинала 11 декабря 2019 г. Проверено 11 декабря 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Шактер, Дэниел Л.; Дэниел Т., Гилберт; Дэниел М., Вегнер (март 2011 г.). Психология: Второе издание . Соединенные Штаты Америки: Worth Publishers . стр. 149 . ISBN 978-1-4292-3719-2 .
- ^ Питтс, Майкл А.; Мартинес, Антигона; Брюэр, Джеймс Б.; Хиллард, Стивен А. (апрель 2011 г.). «Ранние стадии разделения фигуры и фона при восприятии лица-вазы» . Журнал когнитивной нейронауки . 23 (4): 880–895. дои : 10.1162/jocn.2010.21438 . ISSN 0898-929X . ПМК 3071650 . ПМИД 20146604 .
- ^ Моллой, Кэтрин; Лави, Нилли; Хаит, Мария (27 февраля 2019 г.). «Сегрегация слухового рисунка и фона нарушается из-за высокой зрительной нагрузки» . Журнал неврологии . 39 (9): 1699–1708. doi : 10.1523/JNEUROSCI.2518-18.2018 . ISSN 0270-6474 . ПМК 6391559 . ПМИД 30541915 .
- ^ Гольдрейх, Д; Петерсон, Массачусетс (2012). «Байесовский наблюдатель воспроизводит контекстные эффекты выпуклости при восприятии фигуры и фона». Видение и восприятие . 25 (3–4): 365–95. дои : 10.1163/187847612X634445 . ПМИД 22564398 .
- ^ Баргут, Л; Ли, Л. (2003). «Система обработки перцептивной информации». Заявка на патент США 10/618,543 .
- ^ Петерсон, Мэри; Сальваджио, Элизабет (2010). «Восприятие фигуры и фона» . Схоларпедия . 5 (4): 4320. Бибкод : 2010SchpJ...5.4320P . дои : 10.4249/scholarpedia.4320 . ISSN 1941-6016 .
- ^ Карлсон, Нил Р. (2010). Психология – наука о поведении, фигуре и основе . США: Пирсон Канада. стр. 175 . ISBN 978-0-205-64524-4 .
- ^ Тот, Бригитта; Кочиш, Жужанна; Хаден, Габор П.; Серафин, Агнес; Шинн-Каннингем, Барбара Г.; Винклер, Иштван (май 2018 г.). «Исправление к «подписям ЭЭГ, сопровождающим сегрегацию слуховой фигуры и фона» [NeuroImage (2017), том 141, стр. 108–119]» . НейроИмидж . 172 : 915. doi : 10.1016/j.neuroimage.2017.12.001 . ISSN 1053-8119 . ПМЦ 8963124 . ПМИД 29233621 .
- ^ Теки, С.; Хаит, М.; Кумар, С.; фон Кригштейн, К.; Гриффитс, ТД (5 января 2011 г.). «Мозговые основы для разделения фигуры и фона, вызванного слуховыми стимулами» . Журнал неврологии . 31 (1): 164–171. doi : 10.1523/jneurosci.3788-10.2011 . ISSN 0270-6474 . ПМК 3059575 . ПМИД 21209201 .
- ^ «Центральная служба аутентификации Университета Тулейн 1p01» . cas.tulane.edu . Архивировано из оригинала 17 декабря 2019 г. Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ Моллой, Кэтрин; Лави, Нилли; Хаит, Мария (27 февраля 2019 г.). «Сегрегация слухового рисунка и фона нарушается из-за высокой зрительной нагрузки» . Журнал неврологии . 39 (9): 1699–1708. doi : 10.1523/JNEUROSCI.2518-18.2018 . ISSN 0270-6474 . ПМК 6391559 . ПМИД 30541915 .
- ^ Хауткамп, Р.; Рулфсема, PR (1 августа 2004 г.). «Разделение фигуры-фона и фигуры-фигуры при трассировке кривой» . Журнал видения . 4 (8): 199. дои : 10.1167/4.8.199 . ISSN 1534-7362 .
- ^ Лор Л. Создание графики для обучения и производительности: уроки визуальной грамотности Кливленд, Огайо: Prentice-Hall, 2007.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Фигура-земля» — игра-головоломка, основанная на иллюзии «фигура-земля».