Сумеречная борьба
Холодная война, 1945–1989 гг. | |
---|---|
Дизайнеры | Ананда Гупта Джейсон Мэтьюз |
Иллюстраторы | Виктор Чете Роджер Б. Макгоуэн Гийом Рис Марк Симоныч |
Издатели | Игры по Гринвичу |
Публикация | 2005 |
Жанры | Варгейм |
Игроки | 2 |
Время установки | 5–15 минут |
Время игры | 3 часа |
Шанс | Средний ( кубики , карты ) |
Навыки | Стратегия Управление картами |
Twilight Struggle: The Cold War, 1945–1989 — настольная игра для двух игроков, изданная GMT Games в 2005 году. Игроками являются Соединенные Штаты и Советский Союз, которые оспаривают влияние друг друга на карте мира, используя карты, соответствующие историческим событиям. Первая игра, разработанная Анандой Гуптой и Джейсоном Мэтьюзом, они задумывали ее как быструю альтернативу более сложным карточным варгеймам.
Он получил признание критиков за хорошо интегрированную тему, доступность и введение элементов Евроигры . После того, как с декабря 2010 по январь 2016 года она была признана игрой номер один на BoardGameGeek (в конечном итоге свергнута Pandemic Legacy ), она была названа «лучшей настольной игрой на планете». [ 1 ] В Twilight Struggle ведется соревновательная игра, и она была неофициально адаптирована для игры по электронной почте и онлайн-игры вживую. GMT выпустила Deluxe Edition в 2009 году, а также коллекционное издание в рамках краудфандинговой кампании по официальной адаптации игры в видеоигру ; это цифровое издание было выпущено в 2016 году. Было продано более 100 000 копий, и игра стала бестселлером за все время по Гринвичу. [ 2 ]
Обзор игрового процесса
[ редактировать ]По словам создателей, « Сумеречная борьба в основном принимает всю внутреннюю логику холодной войны как истинную - даже те ее части, которые явно ложны». [ 3 ] Таким образом, игровое поле представляет собой карту биполярного мира в соответствии с теорией домино , где США и СССР распространяют влияние на все другие страны (кроме Китая, который показан как мощная карта, которую необходимо передать другому игроку, если она используется). представляя Китай, переходящий от одного блока к другому), и пытаются установить контроль в зависимости от стабильности страны. В одном научном анализе было высказано предположение, что «хотя Twilight Struggle по своей сути является игрой по контролю над территорией, от того, чтобы быть помеченным как клон Risk , ее отличает комбинированный эффект эстетики материала и механики дизайна, призванный охватить определенную точку зрения». привязан к духу времени холодной войны». [ 4 ]
Геймплей разделен на десять ходов. Каждый ход игроки случайным образом вытягивают карты событий из одной колоды. Стартовая колода содержит только карты начала войны , а исторически соответствующие события середины и конца войны перетасовываются на 4-м и 8-м ходах (всего 103 карты в первом издании). хода Игроки используют карту как в фазе заголовка (в которой каждый игрок должен разыграть карту для своего события), так и в шести-восьми раундах действий .
Операции и события
[ редактировать ]На картах указаны значения операционных очков , которые позволяют игроку выполнить одно из трех действий на доске: разместить маркеры влияния в странах, где он уже имеет влияние, или рядом с ними; попытаться перестроиться, чтобы устранить влияние врага, с бонусами в зависимости от существующего влияния; или попытаться совершить государственный переворот , который может уменьшить влияние противника и увеличить его собственное влияние в отдельной стране. Успех попыток реорганизации и переворота частично зависит от бросков кубиков.
Если событие карты связано с этим игроком или нейтрально, игрок должен выбрать либо проводить операции, либо получить положительный эффект от события. Однако если игрок проводит операции с использованием карты с событием противника, событие также происходит. Например, игрок из США может использовать два очка операций, разыгрывая советское событие « Фидель », за счет его эффекта: «Удалить все влияние США на Кубе. СССР получает достаточное влияние на Кубе для контроля». Еще один вариант, разрешенный один раз за ход, — потратить карту, пытаясь продвинуться в Космической гонке , избегая запуска события этой карты. Стратегия требует от игроков предвидеть реакцию на то, что может сыграть их противник. [ 4 ]
Зачет и победа
[ редактировать ]Региональные карты подсчета очков приносят победные очки обоим игрокам в зависимости от их соответствующего уровня влияния — присутствия , доминирования или контроля — в этом регионе, когда карта разыгрывается. У регионов неравные ценности: доминирование в Центральной Америке приносит три ПО, а доминирование в Азии — семь. Обычно игроки сохраняют одну карту за ход в следующий, но карты подсчета очков могут не сохраняться.
Действия игрока ограничены DEFCON и необходимыми треками военных операций . Попытка государственного переворота в одной из стран поля битвы каждый раз уменьшает DEFCON на единицу, ограничивая регионы, где могут быть предприняты попытки переворота и реорганизации. Если DEFCON 1 достигается во время раунда действий игрока, считается, что этот игрок вызвал ядерную войну и немедленно проигрывает. Однако каждый ход игроки также будут терять победные очки, если они не проводят военные операции (попытки государственного переворота или разыгрывают военные мероприятия), как минимум, равные уровню DEFCON.
Победные очки зарабатываются или теряются на общей одномерной дорожке, и игрок, набравший 20 ПО в свою пользу, немедленно побеждает. Контроль над Европой при разыгрывании ее выигрышной карты также обеспечивает досрочную победу. Если ни один из игроков не выиграл к концу 10-го хода, происходит окончательный подсчет очков, при котором каждый регион засчитывается один раз.
Согласно анализу дизайна игры, «В некотором отношении Twilight Struggle в современном стиле, больше напоминает евроигру чем варгейм», поскольку игра предлагает несколько способов набрать очки и победить. Он резюмировал игровой процесс следующим образом: «Правила и ограниченный стратегический выбор, управляющие триггерами событий, в совокупности обеспечивают примерно точную историческую картину; в рамках плохих и неоптимальных выборов один игрок в конечном итоге одержит победу». [ 5 ]
Тема
[ редактировать ]Хотя Twilight Struggle была задумана как простая и играбельная, игровой процесс в ней сильно тематический – то есть правила отражают логику Холодной войны, а карты относятся к реальным историческим людям и событиям и обычно иллюстрируются историческими фотографиями. Например, правило, согласно которому игрок может усиливать влияние только в стране, в которой он уже имеет влияние, или в соседней стране, означает, что влияние игроков перемещается через границы предсказуемым образом, имитируя теорию домино . [ 3 ] Между тем, трасса «Космическая гонка» включает этапы под названием «Человек в космосе», отсылка к Юрию Гагарину , и « Спейс шаттл ».
Между тем, отдельные карточки упоминают не только крупные исторические события, такие как « План Маршалла », « Десталинизация » и «Пленные нацистские учёные», что напоминает операцию «Скрепка» , но и мелкие события, такие как «Юрий и Саманта», основанные на школьнице. Визит Саманты Смит в Советский Союз. Другие события отражают культуру Холодной войны, такие как « Голос Америки » и « Олимпийские игры », которые позволяют одному игроку бойкотировать Игры . Некоторые из них носят метатекстовый характер, например, « Как я научился перестать беспокоиться » и « Военные игры », обе отсылают к фильмам о холодной войне и даже к самим военным играм. [ 6 ]
Разработка
[ редактировать ]Любители варгейминга Джейсон Мэтьюз и Ананда Гупта встретились в 1998 году в клубе настольных игр при Университете Джорджа Вашингтона . [ 7 ] Они надеялись воспользоваться возрождением варгейминга во главе с карточными играми, но хотели, чтобы быстрая игра соответствовала их собственному графику — больше в духе «Мы, народ» и «Ганнибал: Рим против Карфагена» , чем в духе «Пути». Славы . Они отвергли тему гражданской войны в Испании, осознав, что недостаточно знают об этом периоде. Гупта предложил тему холодной войны, которая хорошо подошла Мэтьюзу, который подробно изучал ее, когда специализировался на международных отношениях в 1980-х годах. [ 3 ] По словам Мэтьюза, холодная война раньше никогда не изображалась в настольной игре для двух игроков. [ 8 ]
Дизайн основан на многих других играх. Система подсчета очков, основанная на влиянии, заимствована из «Истории мира» , а карты подсчета очков — из работы Алана Муна . Использование игровой механики для стимулирования исторического поведения было основано на опыте For the People . Тщетность ядерной войны и ее связь с обычными военными операциями пришли из видеоигры Balance of Power , а также Supremacy . [ 5 ] Сумеречная борьба» Название « взято из инаугурационной речи Джона Ф. Кеннеди . [ 9 ] Ранние версии были более сложными и похожими на симуляцию, но в ходе игрового тестирования в конечном итоге почти каждая механика была абстрагирована, а колода событий стала намного меньше: «Многие умные и интересные идеи были отвергнуты как противоречащие фундаментальным руководящим принципам игры – быстрой игре, простые правила и получение от карт большой игровой пользы». [ 10 ]
К лету 2000 года Мэтьюз и Гупта продвигали прототип на чемпионате мира по настольным играм . Их первым издателем была GMT Games , где Гупта тестировал игру. Основатель GMT Джин Биллингсли сразу почувствовал интерес к этой теме, но усомнился в конкурентоспособности игры и поместил ее в список Project 500 компании - она будет опубликована, если на нее будет получено 500 предварительных заказов. В конечном итоге игра была выпущена в декабре 2005 года по розничной цене 57 долларов. [ 11 ] [ 7 ]
Более поздние издания
[ редактировать ]Впоследствии Мэтьюз написал набор дополнительных правил для моделирования гражданской войны в Китае . [ 12 ] и Волко Рунке разработали сценарий, начиная с конца войны. [ 13 ] Оба были включены в Deluxe Edition в 2009 году, в дополнение к новому изображению карты, изменениям текста событий и набору дополнительных карт. [ 14 ]
В дополнение к коллекционному изданию, изготовленному из роскошных материалов, потенциальными бонусами при предварительных заказах цифрового издания были набор новых карт и мини-расширение Turn Zero , которое добавляет более раннюю отправную точку и возможность того, что исторические события, такие как генерал Соединенного Королевства 1945 года, выборы , битва за Берлин или гражданская война в Китае произошли по-другому. [ 15 ] GMT сделала переиздание новых карт и расширений, доступных для широкой покупки. [ 16 ]
В 2022 году GMT выпустила игру Джейсона Мэтьюза Twilight Struggle: Red Sea . [ 17 ] На основе Африканского Рога в 1970-х годах, особенно на основании отложений Хайле Селассие , [ 18 ] она разработана так же, как и оригинальная игра, но ее прохождение занимает всего 35 минут. Кроме того, карты из «Сумеречной борьбы» и «Красного моря» . в любой игре можно использовать [ 19 ]
Прием
[ редактировать ]Первоначальные отзывы были положительными, но продажи были не такими успешными. Однако когда Алан Мун , влиятельный дизайнер Eurogames , одобрил игру, первый тираж был быстро распродан. [ 7 ] Согласно одному сообщению, « Сумеречная борьба» вышла в те же выходные, что и зимняя активационная встреча Ассоциации игроков в настольные игры … Хотя это событие не было в расписании, «Сумеречная борьба» темой всего шоу… На PrezCon была месяц спустя все билеты дилера были распроданы в первые несколько минут после открытия». [ 20 ]
Джон Уоддингтон из Gamers Alliance Report дал положительный отзыв, но отметил проблемы с нечеткими текстами карт и книг правил (в первом издании). «Я не могу дать Twilight Struggle безоговорочную рекомендацию, но все же считаю ее одной из лучших игр, в которые я играл за последние несколько лет». [ 21 ] Оценив игру на 93%, главный обозреватель Armchair Каарин Энгельманн отметила: «Одной из ее сильных сторон является то, что лишь немногие другие игры затрагивают эту тему, однако не так важно вспоминать годы до гласности, чтобы получить удовольствие от игры». [ 20 ] Геймдизайнер Зев Шлейсингер прокомментировал: « Twilight Struggle дает вам компактный урок истории о холодной войне… В сочетании с этим доступность игры и продуманность дизайна — все это выделяет Twilight Struggle среди толпы недавних выпусков политических варгеймов». ." [ 22 ]
Пользователи проголосовали за Twilight Struggle как игру с самым высоким рейтингом на BoardGameGeek с декабря 2010 года, пока она не была смещена Pandemic Legacy в январе 2016 года. [ 23 ] Это побудило более поздних комментаторов, таких как FiveThirtyEight Оливер Рёдер из , назвать ее «лучшей настольной игрой на планете»; [ 1 ] Vice Motherboard Майкл Гейнор из назвал ее «лучшей настольной игрой, когда-либо созданной». [ 24 ] Он стал бестселлером за всю историю GMT Games, по состоянию на июль 2016 года было продано около 100 000 копий. [update]. [ 2 ]
Награды
[ редактировать ]- 2005 - Премия Чарльза С. Робертса за лучшую настольную игру современной эпохи и премия Джеймса Ф. Даннигана (Гупте и Мэтьюзу) [ 25 ]
- 2005 - номинирован на премию Origins как историческая настольная игра года. [ 26 ]
- 2006 — Международная премия геймеров за лучшую стратегическую игру для двух игроков и лучший исторический симулятор , первая игра, выигравшая два IGA. [ 27 ]
- 2006 - Премия BoardGameGeek Golden Geek за лучшую военную игру и лучшую настольную игру для 2 игроков. [ 28 ]
- 2006 – номинирован на премию Дайаны Джонс за выдающиеся достижения в играх. [ 29 ]
- 2007 – номинирован журналом Games на лучший исторический симулятор. [ 30 ]
- 2011 - Lucca Comics & Games Лучшее шоу в настольной игре для экспертов (для итальянского издания Asterion Press) [ 31 ]
- 2012 – победитель Ludoteca Ideale (итальянское издание) [ 32 ]
- 2012 – номинант на «Игру года» (для польского издания Bard Centrum Gier) [ 33 ]
Влияние
[ редактировать ]Джейсон Мэтьюз повторно использовал механику Twilight Struggle в нескольких играх. Например, в фильме «1960: Создание президента » страны заменяются штатами, а победные очки заменяются голосами выборщиков, решающими президентские выборы в США в 1960 году . Подобные адаптации — «Менеджер кампании 2008» , «1989: Рассвет свободы» и «Отцы-основатели» . [ 5 ] Волко Рунке использовал его как «отправную точку» для механики « Лабиринта» : «Как бы выглядела «Сумеречная борьба», если бы она охватывала период с 2004 по 2009 год?» [ 34 ]
Затем Мэтьюз и Гупта совместно работали над книгой « Имперская борьба: глобальное соперничество между Великобританией и Францией, 1697–1789» . Гупта охарактеризовал Twilight Struggle как «старшего родственника» Imperial Struggle . [ 35 ]
Онлайн игра
[ редактировать ]После краудфандинговой кампании на Kickstarter . в 2016 году было выпущено Twilight Struggle Digital Edition Эта платная версия , разработанная Playdek и опубликованная Asmodee Digital , позволяет играть не только с другим игроком, но и против компьютера. Он был выпущен для Windows , macOS , iOS и Android ; [ 24 ] [ 36 ] кампания также обещала выпуск Linux. [ 37 ]
До 2016 года он был доступен в Wargamesroom. [ 38 ] для ПК.
Другие альтернативы, разрешенные играми по Гринвичу только в том случае, если настольная игра принадлежит хотя бы одному игроку:
- Сайто [ 39 ] (доступно на английском и китайском языках)
- F14 (доступно только на китайском языке)
- Автоматизированная система отслеживания карт [ 40 ] (для игры по электронной почте) дополнено:
- Киберборд [ 41 ]
- с открытым исходным кодом Модуль для Vassal Engine [ 42 ]
- Виртуальная доска TwiStrug. [ 43 ]
Соревнования
[ редактировать ]В Twilight Struggle играют в различных онлайн- и живых турнирах с 2005 года. На данный момент среди наиболее актуальных активных турниров выделяются следующие:
- Международная лига (гибрид: онлайн и очная): ITSL
- Международные онлайн-лиги: OTSL и RTSL.
- Асинхронные международные лиги: RATS и BPA турнир
- Национальные лиги: KTSL , LFTS , Французская лига , Британская лига , Греческая лига , LPTS , Северная лига и различные региональные американские лиги.
- Выездные чемпионаты: TS Convention , WBC Tournament. [ 44 ]
- 2-дневные онлайн-турниры: онлайн-кубок мира , олимпиада по интеллектуальным видам спорта , турниры Большого шлема.
- Командные турниры: Кубок Наций и Кубок США.
Большинство этих чемпионатов учитывают свои результаты в едином рейтинге (ITS Rating). [ 45 ] ), позволяющий заранее узнать уровень каждого игрока и, таким образом, иметь возможность оптимально сбалансировать графики. Некоторые соревнования транслируются в прямом эфире с комментаторами на специализированных каналах, таких как ActionRoundZero. [ 46 ] или Цеций [ 47 ]
Первоначальный свод правил включал правило турнира по раскрытию имеющихся карт в конце хода, чтобы предотвратить мошенничество путем удержания выигрышной карты. В более современных соревнованиях это было заменено показом нижней части карты, демонстрируя, что это не результативная карта.
Книга правил Deluxe Edition включает аннотированный «Расширенный пример игры», взятый из турнира Ассоциации игроков в настольные игры, проводимого по электронной почте . Книга правил Коллекционного издания позволяет игрокам турниров предлагать стартовое влияние на предпочитаемую ими сторону. В большинстве текущих соревнований +2 очка влияния для США и дополнительные карты используются в стандартной комплектации, обеспечивая баланс, очень близкий к 50% между обеими сторонами.
Исходные правила допускают ничью, хотя в приложении Playdek в случае ничьей в итоговом подсчете очков победа отдается американскому игроку, а в случае ничьей через Wargames победа отдается игроку, который не сдал карту. . Большинство сегодняшних соревнований следуют первоначальным правилам и поэтому допускают ничью.
ИТСЛ
[ редактировать ]ITSL (Международная лига Twilight Struggle) — старейший действующий турнир Twilight Struggle с 2006 года, в котором участвуют наиболее важные игроки Twilight Struggle. В первом выпуске играл сам Джейсон Мэтьюз.
Кубок Наций
[ редактировать ]В Кубке Наций играют национальные команды, которые принимают решения консенсусом. Соревнования начинаются с Отборочного этапа, после которого сильнейшие команды играют в Финальном этапе. [ нужна ссылка ]
Версия | Количество стран | Победитель | Второе место | Третье место |
---|---|---|---|---|
2021 | 18 | Китайская Народная Республика | Канада | Гонконг |
2022 | 26 | Гонконг | Польша | Испания |
2023 | 21 | Израиль | Соединенные Штаты Америки | Польша |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Редер, Оливер (31 декабря 2014 г.). «Разработка лучшей настольной игры на планете» . ПятьТридцатьВосемь . Проверено 7 июля 2019 г. С картой-прототипом .
- ^ Jump up to: а б Биллингсли, Джин (20 июля 2016 г.). «GMT Games: Состояние страны (лето 2016 г.)» . Внутри GMT .
- ^ Jump up to: а б с Мэтьюз, Джейсон; Гупта, Гупта (2009). «Заметки дизайнера». Сумеречная борьба: Холодная война, 1945–1989, Книга правил расширенного издания (PDF) . Хэнфорд, Калифорния: GMT Games. п. 31.
- ^ Jump up to: а б Антли, Джереми (2016). «Борьба с глубокой игрой: использование сумеречной борьбы для исторических исследований» . В Харригане, Пэт; Киршенбаум, Мэтью Г. (ред.). Зоны контроля: перспективы Wargaming . стр. 463–470. ISBN 9780262033992 .
- ^ Jump up to: а б с Харриган, Пэт; Уордрип-Фруин, Ной (2011). «Сумеречная борьба и карточная историчность». Ин Костикян, Грег; Дэвидсон, Дрю (ред.). Настольный: аналоговый игровой дизайн . np: ETC Press. стр. 158–166. дои : 10.1184/R1/6686933 .
- ^ Мэтьюз, Гупта, Джейсон, Ананда (сентябрь 2016 г.). Сумеречная борьба: Холодная война, 1945–89, книга правил Deluxe Edition . Хэнфорд, Калифорния: GMT Games. стр. 20–30.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Гейнор, Майкл Дж. (17 июля 2018 г.). «Они создали, пожалуй, лучшую настольную игру на свете. Теперь Путин снова делает ее актуальной» . Журнал «Вашингтон Пост» . Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ Лигабуэ, Андреа (13 июня 2016 г.). «Искусство дизайна: Интервью с гейм-дизайнерами № 26 – Джейсон Мэтьюз» . Упрямые геймеры . Проверено 2 сентября 2019 г.
- ^ «Теперь труба снова призывает нас - не как призыв носить оружие, хотя оружие нам нужно; не как призыв к битве, хотя мы и находимся в боевой готовности, - но призыв нести бремя долгой сумеречной борьбы , год за годом и год, «радуясь надежде, терпя в скорби» — борьба против общих врагов человечества: тирании, бедности, болезней и самой войны». «Инаугурационная речь Джона Ф. Кеннеди» . Проект Авалон . 20 января 1961 года . Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ Гупта, Ананда (2006). «Наконец-то сумерки: внутри замысла сумеречной борьбы» . Журнал C3i . № 18.
- ^ «Сумеречная борьба» (PDF) . Внутри GMT . Зима 2005. с. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 24 декабря 2005 г.
- ^ Мэтьюз, Джейсон (2008). «Пусть расцветает тысяча вариантов: эволюция гражданской войны в Китае и долгая сумеречная борьба» . Журнал C3i . № 21.
- ^ Волко, Рунке (2007). «Краткий сценарий сумеречной борьбы» . Журнал C3i . № 19.
- ^ Рэй, Крис (26 апреля 2017 г.). «Коллекционное издание Twilight Struggle (фотографии и история игры Криса Рэя)» . Упрямые геймеры . Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ «Сумеречная борьба: поворот на ноль» . boardgamegeek.com . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ «Twilight Struggle Turn Zero и промо-пакеты, 2-е издание» . Игры по Гринвичу . Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ «Сумеречная борьба: Красное море – конфликт на Африканском Роге» . Игры по Гринвичу . Проверено 25 января 2023 г.
- ^ Мэтьюз, Джейсон. «Из истории сумеречной борьбы: Красное море (часть первая)» . Insidegmt.com . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ «Сумеречная борьба: Книга правил Красного моря» (PDF) . Проверено 25 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Энгельманн, Каарин (14 марта 2006 г.). «Сумеречная борьба – обзор настольной игры» . Кресло Генерал . Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ Уоддингтон, Джон (весна 2006 г.). «Сумеречная борьба» . Отчет Альянса геймеров . Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ Шласингер, Зев (2007). «Сумеречная борьба». В Лоудере, Джеймс (ред.). Хобби-игры: 100 лучших . Издательство «Зеленый Ронин» . стр. 335–337. ISBN 978-1-932442-96-0 .
- ^ Рэй, Крис (1 января 2016 г.). «Поздравляем Pandemic Legacy, новую игру №1 от BGG…» . Упрямые геймеры . Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Гейнор, Майкл. «Лучшая настольная игра из когда-либо созданных наконец-то доступна в Steam» . Материнская плата . Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ «Лауреаты премии Чарльза С. Робертса (2005 г.)» . Награды КСО . Архивировано из оригинала 17 января 2010 года.
- ^ «Историческая настольная игра года» . Международная выставка игр Origins 2006 . Ассоциация производителей игр. Архивировано из оригинала 17 июня 2006 года.
- ^ Арнесон, Эрик. «Лучшие настольные игры 2006 года» . О . Архивировано из оригинала 25 января 2007 года . Проверено 17 июля 2007 г.
- ^ «Премия Золотой Компьютерщик 2006» . Настольные игрыGeek . Проверено 8 июля 2019 г.
- ^ «Премия Дайаны Джонс 2006» . Премия Дайаны Джонс . Проверено 8 июля 2019 г.
- ^ О'Хара, Уолт (декабрь 2006 г.). МакКаллион, Джон Дж. (ред.). «Путеводитель по играм для покупателей 2007 г. - 100 традиционных игр: историческое моделирование - Сумеречная борьба». Журнал игр . п. 48.
- ^ «Лучшее шоу: и победители» . Lucca Comics & Games 2011 (на итальянском языке) . Проверено 26 августа 2019 г.
- ^ «2012» . Ludoteca Ideale (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 19 августа 2014 года.
- ^ «Выпуск 2012 года» . Конкурс «Настольная игра года» (на польском языке) . Проверено 26 августа 2019 г.
- ^ Оуэн, Даффи (3 августа 2017 г.). «Интервью с Волко Рунке о Лабиринте» . Настольные игрыGeek . Проверено 26 августа 2019 г.
- ^ Гупта, Ананда (5 января 2018 г.). «Новая борьба: имперская борьба и ее старший брат» . Внутри GMT . Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ Холл, Чарли (14 апреля 2014 г.). «Одна из лучших когда-либо созданных настольных игр теперь доступна в Steam» . Полигон . Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ Игры по Гринвичу. «Сумеречная борьба, цифровое издание» . Кикстартер . Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ Вигдор, Брюс. «Загрузки Wargameroom» . Комната военных игр . Проверено 8 июля 2019 г.
- ^ «Сайто Аркада» . Сайто.io . Проверено 17 августа 2021 г.
- ^ «Сумеречная борьба» . Автоматизированная система отслеживания карт . Симуляторы боевых коней . Проверено 8 июля 2019 г.
- ^ «Игровые приставки GMT Cyberboard» . Игры по Гринвичу . Проверено 8 июля 2019 г.
- ^ «Модули GMT VASSAL» . Игры по Гринвичу . Проверено 8 июля 2019 г.
- ^ Трилл, Джейсон. «Виртуальная доска сумеречной борьбы» . ТвиСтруг . Проверено 8 июля 2019 г.
- ^ «История событий и лавры Twilight Struggle (TWS)» . Ассоциация игроков в настольные игры . 20 октября 2018 г. Проверено 8 июля 2019 г.
- ^ «Рейтинг сумеречной борьбы» . Сумеречная борьба . Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ «Твич» . Твич . Проверено 17 августа 2021 г.
- ^ «Твич» . Твич . Проверено 17 августа 2021 г.